рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Материя и ее основные свойства

Материя и ее основные свойства

 




МАТЕРИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА

 

 





                     Выполнил: Кондрашкин С.А.

                                           гр. ЗА -201

МАТЕРИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА_____________________________

Выполнил: Кондрашкин С.А.__________________________________________

Философия о понятии материя_______________________________________

Материя и ее атрибуты: пространство, время, движение, системность__

Заключение_________________________________________________________

Литература________________________________________________________


 Философия о понятии материя

"Материя" - одно из фундаментальнейших поня­тий философии. Однако в различных философских системах его содержание понимается по-разному. Для идеалистической философии, например, харак­терно то, что она или совсем отвергает существование материи или отрицает ее объективность. Так, выдающийся древнегреческий философ Платон рас­сматривает материю как проекцию мира идей. Сама по себе материя у Платона ничто. Для того, чтобы превратиться в реальность, в ней должна воплотить­ся какая-нибудь идея.

У последователя Платона, Аристотеля, материя тоже существует лишь как возможность, которая превращается в действительность только в результа­те соединения ее с формой. Формы же в конечном итоге берут свое начало от Бога.

У Г. Гегеля материя проявляется в результате дея­тельности абсолютной идеи, абсолютного духа, Именно абсолютный дух, идея порождают материю.

В субъективно-идеалистической философии Дж. Беркли открыто заявляется о том, что материи нет, и ее никто никогда не видел, что, если изгнать это по­нятие из науки, то это никто и не заметит, ибо оно ничего не означает. Он писал, что можно употреб­лять понятие "материя", если уж очень хочется, но только как синоним слова "ничто". Для Беркли суще­ствовать - это быть потенциально воспринимаемым. На вопрос о том, существовала ли природа до чело­века, Беркли ответил бы - да, в сознании Бога. Дру­гие представители субъективного идеализма ( Э. Мах, Р. Авенариус и др.) открыто не отрицают существо­вание материи, но сводят ее к "совокупности (комплексам) ощущений". Материя, вещь, предмет, по; их мнению, - это комплекс ощущений человека. Именно ощущения человека создают, конструируют  их.

В материалистической философии также существуют разные представления о материи. Правда, для всех философов-материалистов характерно признание  за материей ее объективного, независимого от сознания (ощущений) существования.

Уже древние философы (китайские, индийские, греческие) в качестве материи рассматривали какое-либо наиболее распространенное чувственно-конк­ретное вещество, которое они считали первоосновой всего существующего в мире. Такой подход к опре­делению материи может быть назван субстанциальным, ибо его суть составляла поиск основы (суб­станции) мира. Так, например, древнегреческий фи­лософ Фалде из Милета (начало и середина VI в. до н. э.) считал, что все произошло из воды. Даже зем­ля, по его мнению плавает на воде, подобно куску дерева. Представитель той же Милетской школы - философ Аваксимен утверждал, что все вещи происхо­дят из воздуха, за счет его разряжения, или сгуще­ния (воздушные испарения, подымаясь вверх и разряжаясь, превращаются в огненные небесные свети­ла и, наоборот, твердые вещества – земля, камни и т. д. – есть не что иное, как сгустившийся и застывший воздух). Воздух находится в непрестанном дви­жении. Если бы он был недвижим, мы его бы никак не воспринимали, когда он движется, он дает о себе знать в виде ветра, облаков, пламени. Это значит, - учит Анаксимен, что все вещи суть модификации воздуха, и следовательно, воздух есть всеобщий суб­страт вещей.

Гераклит из Эфеса первоосновой всего сущего считал огонь. Кстати, огонь у Гераклита - это и образ вечного движения. "Этот космос, - доказывал он, - один и тот же для всех, не создал никто из богов и никто из людей, но он всегда был, есть и бу­дет вечно живым огнем, мерно возгорающимся и мерно угасающим".

Конечно, трудно было представить, что в основе разнообразия вещей и процессов находится что-то одно. Поэтому впоследствии философы стали рас­сматривать в качестве первоосновы мира (материи) несколько веществ сразу. Так, например, Эмпедокл (У в. до н. э.) говорил о 4-х элементах, как о корнях всех вещей: огне, воздухе (эфире), воде и земле. Эти корни вечны, неизменны, не могут ни возникать из чего-либо другого, ни переходить друг в друга. Все прочие вещи получаются в результате соединения этих элементов в определенных пропорциях. Другой древнегреческий философ Анаксагор учил, что мир состоит из бесконечного числа "семян" - делимых до бесконечности частиц. В каждой вещи есть части­ца каждой другой, в белом заключено черное, в чер­ном - белое, в тяжелом - легкое и т. д. Жизнь ми­ра, - подчеркивал Анаксагор, - есть процесс. Оце­нивая эти взгляды Анаксагора, нельзя не видеть, что его философия практически подготовила атомисти­ческий материализм.

Атомистический материализм связан с именами древнегреческих философов Левкиппа и Демокрита (IV в. до н. э.). Материя отождествлялась ими с бес­структурными атомами (атом в переводе с греческо­го означает "неделимый"). По Демокриту, бытие складывается из движущихся в пространстве атомов и пустоты. Атомы геометричны (например, душа со­стоит из круглых атомов), не подвергаются никакому воздействию извне, неспособны ни к какому измене­нию, они вечны и неуничтожимы. Они обладают определенным размером, массой, могут сталкиваться, ударяясь друг о друга. Глазу атомы совершенно не видимы, - замечал Демокрит, но, однако, они могут быть вполне видимыми в умственном смысле. Жизнь, с точки зрения Демокрита, - это соедине­ние атомов, смерть - их разложение. Душа тоже смертна, ибо ее атомы могут разлагаться, -учил Демокрит.

Взгляд на материю как на бесчисленное множест­во атомов, без каких-либо заметных изменений, со­хранялся в различных школах философского мате­риализма вплоть до начала ХХ века. Отождествление материи с веществом (и с неделимыми атомами в его основе) был характерен и для французских материа­листов XVIII века, и для Л. Фейербаха. Интересно, что и Ф. Энгельс, основываясь на позициях атоми­стического материализма, вместе с тем в ответе на вопрос: существует ли материя как таковая, писал, что реально существует материя лишь в виде конк­ретных форм, объектов и не существует материи как бесструктурной первоматерии, не изменяемой фор­мы всех форм.

Наиболее глубокие революционные изменения происходили в конце XIX и начале XX века в естествознании, особенно в физике. Они были столь фундаментальны, что породили не только кризис физики,  но очень серьезно затронули и ее философские основания.  К числу важнейших открытий, подорвавших основы механической картины мира, относились, в частности,  обнаружение рентгеновских лучей  (1895 г.),  радиоактивности урана  (1896 г., А. Беккерель, Л. Кюри, М. Складовская- Кюри),  электрона (1897 г., Д. Томсон). К 1903 г., отметим, были достигнуты значительные результаты в исследовании радиоактивности:  получило определенное обоснование ее объяснение  как спонтанного распада атомов,  была доказана превращаемость химических элементов. М. Планком была создана теория квантов, энергии микрообъектов, А. Эйнштейн раскрыл количественную связь между массой тел и энергией связи их атомов.

   Объяснить указанные (и некоторые другие) открытия в рамках механической картины мира не удавалось; все более явной становилась недостаточность классико-механического понимания физической реальности. Это вызвало определенное замешательство у ряда крупных физиков.

Все это привело к коренному пересмотру преж­них устоявшихся представлений о строении материи. Рухнуло основное положение атомистического мате­риализма о неделимости, неизменности и о неуничтожимости атома, что послужило поводом для опро­вержения материализма в свете новейших выводов естествознания. Так, например, известный француз­ский физик Анри Пуанкаре  писал о "признаках серьезного кризиса физики",  о том, что перед нами - "руины" ее принципов,  их "всеобщий разгром", что "великий ре­волюционер радий" подорвал принцип сохранения энергии, а электронная теория свела на нет принцип сохранения массы. В результате он приходит к выводу, что все старые принципы физики разгромлены, поэтому ее положения не соответствуют действи­тельности, а являются лишь продуктами человече­ского сознания.

Тезис о том, что в связи с новыми открытиями физики материя исчезла, был правомерно оспорен В. И. Лениным, защищавшим философский материа­лизм. Характеризуя подлинный смысл выражения "материя исчезла", В. И. Ленин показывает, что исчезает не материя, а тот предел, до которого мы знали материю, что то исчезновение материи, о ко­тором говорят некоторые ученые и  философы, не имеет отношения к философскому представлению о материи, ибо нельзя смешивать философское поня­тие (термин) материя с естественнонаучными представлениями о материальном мире. С развитием естествознания происходит смена одного научного представления о мире (материи) другим, более глу­боким и основательным. Однако такая смена конкретных научных представлений не может опроверг­нуть смысл и значение философского понятия (кате­гории) "материя", которая служит для обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощу­щениях и существующей независимо от них.


Преодоление трудностей,  с которыми столкнулась физика, потребовало  (как всегда бывает в период  революционных изменений в науке) анализа проблем не только физических, но и гносеологических. В итоге напряженных дискуссий в физике сложилось несколько школ,  кардинально расходившихся  в понимании путей выхода  из кризисной ситуации. Некоторые  из них стали ориентироваться на идеалистическое мировоззрение (хотя  большинство физиков, что естественно,  стояло на позициях  стихийного материализма),  чем попытались воспользоваться представители спиритуализма и фидеизма.  Это и привело к тому,  что революция в физике переросла в ее кризис. " Суть  кризиса современной физики,- писал В.И.Ленин,- состоит в ломке  старых законов и основных принципов,  в отбрасывании объективной реальности вне сознания, т.е. в замене материализма идеализмом и агностицизмом. "Материя исчезла" -  так  можно выразить  основное и типичное  по отношению ко многим частным вопросам затруднение, создавшее этот кризис"[1].

   Чтобы понять,  какой смысл вкладывали  некоторые физики  в слова "материя исчезла", нужно учесть следующее.  Атомистическое мировоззрение утверждалось в естествознании долго и трудно. При этом под атомом (в духе Демокрита) понималась   абсолютно  неделимая (не имеюшая частей)  элементарная  частица.  Точка зрения,  согласно которой материя состоит из атомов, которые рассматривались в качестве некоей "неизменной сущности вещей",  к концу XIX века разделялась большинством естествоиспытателей, в том числе и физиков. Поэтому открытия,  свидетельствовавшие о сложности атомов (в частности, радиоактивности как их  спонтанного распада),  были истолкованы некоторыми учеными как "распад", "исчезновение" материи.  На этой основе и делались выводы о крахе материализма и ориентированной на него науки.

   В.И.Ленин показал,  что в действительности  здесь имело место не крушение материализма  как такового,  но крах лишь его  конкретной, первоначальной  формы . Ведь материя, понимаемая как некая неизменная сущность вещей - это материя   без движения ,  категория материализма недиалектического. В этой связи В.И.Ленин отмечал: "Признание каких-либо неизменных элементов,  "неизменной сущности вещей"  и т.п. не есть материализм, а есть  метафизический , т.е. недиалектический материализм"[2]. Материализм же  диалектический  рассматривает материю как материю  движущуюся  и поэтому  "настаивает на приблизительном, относительном характере всякого научного положения о строении материи и свойствах ее"[3]. Соответственно этот тип материализма не связан с  конкретным  содержанием  физических  представлений.  Существенно для него лишь то, что   движущаяся материя  - это субстанциальная основа действительности,   отражаемая  человеческим сознанием. "Признание теории,- подчеркивал В.И.Ленин,- снимком, приблизительной копией с объективной реальности,- в этом и состоит материализм"[4].

   Поэтому обнаружение того,  что строение материи является гораздо более сложным, чем это казалось ранее, – это отнюдь не свидетельство несостоятельности материализма. В.И.Ленин в связи с этим разъяснял: "<<Материя исчезает>> - это значит исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор... исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными,  неизменными, первоначальными... и которые теперь обнаруживаются как относительные,  присущие только некоторым состояниям материи.  Ибо  единственное  "свойство" материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство  быть объективной реальностью ,  существовать вне нашего сознания"[5].

   Диалектика  процесса  познания,  отметим,  была глубоко понята еще Гегелем.  Он выработал, в частности,  понятие   относительной истины как истины ограниченной,  т.е. являющейся истиной лишь в  определенных  пределах. Материалистическая диалектика развила эти идеи в учение об  объективной истине , понимая под ней  процесс  приближения знания к действительности,  в ходе которого осуществляется  синтез  того положительного, что имеется в отдельных относительных истинах. Объективная истина - это   единство   последних,  где они присутствуют  в снятом виде ,  дополняя и ограничивая друг друга. Классическая механика, например, истинна,  если  она применяется к макрообъектам с нерелятивистскими скоростями.  Теоремы геометрии Эвклида верны,   если речь идет о пространстве с нулевой кривизной.  И современная физика  включает  классическую механику,  но, что важно, –  с указанием границ  ее применимости .  Современная геометрия  таким же образом  включает геометрию Эвклида. И так далее.

Иначе говоря, одна из причин, породивших кризис физики - понимание некоторыми учеными  относительной истины как  только  относительной (это  гносеологический релятивизм , зародившийся и во многом преодоленный еще в античной философии). Однако, что существенно важно, "в каждой научной истине, несмотря на ее относительность, есть элемент абсолютной истины"[6].

 Заканчивая рассмотрение анализа В.И.Лениным кризиса физики,  обратим внимание на следующее. Его положение о том, что " единственное "свойство" материи,  с признанием которого связан философский материализм, есть свойство  быть объективной реальностью " иногда воспринимается как указание на то, что,  согласно материалистической диалектике, материя обладает  лишь  указанным  единственным  свойством. Но это не так: речь здесь идет лишь о том, что  единственное  "свойство" материи,  с  непризнанием  которого связан философский идеализм,- это объективность. Поэтому здесь уместно еще раз подчеркнуть недопустимость отождествления диалектико-материалистической категории "материя"  с естественнонаучными представлениями о ее строении и свойствах.  Непонимание этого большинством ученых (стоявших в основном на позициях  стихийного  материализма) на рубеже XIX-XX веков и было одной из основных причин  кризиса  естествознания.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.