рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Методология исследовательской деятельности

Методология исследовательской деятельности

ГОУ ВПО «Курский Государственный Медицинский Университет»



Кафедра философии




РЕФЕРАТ

по философии на тему:


«Методология исследовательской деятельности»




Выполнил: Шульгинов

Антон, 2-БТ, 1 группа


Проверил: Немеров

Евгений Николаевич










Курск, 2009

План


1.       Понятие науки и ее социальные функции. Личность ученого и мотивы исследовательской деятельности.

2.       Основные этапы становления современной науки.

3.       Отличия научного познания, его преимущества и пределы по сравнению с прочими горизонтами познания. Медицина и фармация между наукой и практикой.

4.       Определение научного метода и логической формы знания.

5.       Многообразие и классификация методов научного исследования.


Общее понятие науки складывается из нескольких его вариантов — различных проекций этого исключительно сложного, исторически изменчивого общественного явления.

Исходный взгляд на природу науки производен от более широких категорий — таких, как информация, знание, изучение. Наука представляет собой особый тип получения и систематизации знания определенного качества. У нее свои способы выработки и критерии приемлемости информации о мире и человеке. Эти отличия перечисляются ниже, а пока отметим, что знание существует не только в научной, но и во многих других формах, которые в свою очередь необходимы людям. У науки и у вненаучных вариантов познания разные задачи. С определенных пор человечество, по крайней мере его цивилизованная часть, уже не могут обходиться без науки, но её одной для удовлетворения своих духовных потребностей людям всегда будет совершенно недостаточно. Поэтому нельзя сказать, что наука — это высший уровень познания. Главным для человека в разные моменты его жизни становится такое знание, которое удовлетворяет тем или иным его потребностям: либо базовым, витально-бытовым, либо профессионально-практическим, либо духовным. В первом случае не обойтись без прописей здравого смысла и выводов народной мудрости; во втором — трудовых рецептов и инженерных технологий, в третьем — без религии, искусства, философии. Во всех вненаучных сферах познания знания служат тому или иному делу, той или иной практике. Наука же провозглашает самоценность знания, истины.

Итак, наука — это познание ради самого знания. Такой она возникает в истории культуры, такой она остается и сегодня, хотя возможности применения научных знаний к практике всё время растут, как и доля прикладных научных исследований по сравнению с фундаментальными.

Далее, наука может быть рассмотрена как особый вид деятельности, как целая профессия.

Мотивация деятельности ученого. Личностные качества (этос) ученого: уровень интеллекта и ощущение его самоценности, любознательность, скептицизм, честолюбие (вера в себя), контактность, вкус к дискуссиям, свободное время, доля аскетизма. Образы ученых в литературе, кинематографе, изобразительном искусстве. Типы деятелей науки и аспекты их взаимодействия. Симпатии и антипатии между учеными. “Невидимый колледж”.

Наконец, наука представляет собой целый общественный институт, особую социальную организацию. У неё есть свои органы управления и контроля, свои “генералы”, “офицеры” и солдаты”.

Функции науки в современном обществе:

· мировоззренческая;

· педагогико-дидактическая;

· идеологическая;

· праксеологическая.

Университетская и академическая наука. Источники и формы финансирования. Ученые степени и звания (западные и отечественные ранги).

Если проследить этапы становления современной науки, лучше понимаешь ее природу и роль в истории культуры.

В зависимости от того, какой смысл вкладывается в понятие “наука”, как она соотносится с другими типами человеческого знания, имеется несколько точек зрения по поводу того, где и когда возникает наука? При этом различаются способы построения знания и формы прогнозирования результатов деятельности.

Первая точка зрения отождествляет научное познание с любыми правильными наблюдениями и решениями людей. Тем самым возраст “науки” предельно удревляется — возводится к периоду становления человека и общества, их отделения от природы, а география “науки” делается всемирной. Ведь даже представители традиционных обществ — охотники, рыболовы, собиратели, земледельцы, скотоводы — много знают о природе, способны изготавливать весьма сложные технические конструкции. Так, уже охотники на мамонтов умели разгибать и обрабатывать их бивни, получая костяные копья в несколько метров длиной.

Точнее называть знания и умения такого рода донаучными. В их состав входят знания обыденные (бытовые) и практические (ремесленные). В целом донаучные знания связаны с духовной стороной человеческого труда, составляют эмпирический опыт домашней и ремесленной деятельности многих поколений людей.

На этом уровне познания изучаются те вещи и их отношения, способы их изменения, с которыми человек неизбежно сталкивается в обыденном опыте и на производстве. Знания здесь представляют собой идеализированную модель практического взаимодействия человека с вещами макромира. Скажем, математика оперировала с натуральным рядом чисел от 1 и далее. 1 обозначается вертикальной чертой; набор предметов как система единиц; затем появляются особые знаки для десятков, сотен, тысяч и т.д. Процедуры с цифрами воспроизводили процедуры образования совокупностей предметов в реальной практике — одни предметы добавляли к другим или отъединяли от других.

Этот простейший способ абстрагирования предметных отношений отражал их состояние в рамках наличной практики, он ограничивался уже освоенной представителями данной цивилизации частью действительности.

Наука и вненаучные формы освоения мира и самопознания человека.

Преимущества и пределы научного познания мира и человека. Общее и частное, необходимое и случайное, объективное и субъективное, личностное и социализированное в составе человеческого познания. Достижения и опасности в историческом развитии науки. Аксиологические (этические и др.) проблемы научно-технического прогресса. Фатальные угрозы природе, телу и духу человека в эпоху научно-технической революции (оружие массового поражения; экологическая ситуация; болезни ураганного распространения; демографические сдвиги; вторжение в геном).

Донаучное (обыденное) познание мира: трудовой опыт, народная мудрость (“этнонауки”), магия.

Вненаучное освоение мира: миф, религия, искусство, философия.

Роль до- и вненаучного знания в становлении науки. Процедуры наблюдения, сравнения, измерения, группировки, выдвижения и проверки гипотез, умозаключения. Общечеловеческие механизмы интуиции. Превосходство научной рациональности над обыденным рассудком (“здравым смыслом”) и практическим разумом.

Вера в изначальный и всеобщий порядок мира — предпосылка классической науки. Божественный промысел и закон природы. Абсурдизм буддийской философии — аналог постклассической науки. Подчинение науки богословию в эпоху Средневековья. Отделение науки от религии в Новое время.

Конфликты и диалог между представителями науки и вненаучного опыта. Обезличенность научных выводов, их принудительный характер (“Платон мне друг, но истина дороже”).

Традиционные и архаичные общества отличаются в духовной сфере господством коллективной традиции. Она чрезвычайно замедляла любые инновации. Так, переход к новым материалам для изготовления орудий — от камня к кости, далее к меди, олову, железу происходил на протяжении тысячелетий. К каждому новому материалу сначала довольно долго применялись приемы, характерные для предыдущего и только затем осваивались адекватные для него способы обработки. Полет мысли был строго ограничен ритуалом, обычаем, авторитетом. Мысль шла за практикой.

1. Донаучное знание. Обыденный опыт и ремесленный навык.

Вторая точка зрения относит появление науки к древнейшим цивилизациям на Земле. Это прежде всего такие цивилизации Востока, как Египет, Вавилония и другие центры Месопотамии, Индия, Китай; а также инки, майя, ацтеки в Мезоамерике. В этих очагах роста мировой культуры действительно были накоплены значительные знания по астрономии, медицине, строительной технике. Однако и здесь перед нами не столько наука в современном смысле этого слова, сколько специализированный, отделившийся от физического умственный труд. Можно именовать знания этого типа протонаучными, поскольку они занимали промежуточное положение между практикой и настоящей наукой будущего.

Знания древних жрецов, магов, пророков, вождей сохраняли сугубо прикладное назначение. Их целью было вовсе не объяснение мира как такового, а решение тех или иных утилитарных задач. Эти знания носили фрагментарный характер. Получение этих знаний растягивалось на века — их достигали что называется наощупь, путем многих проб и ошибок. Древние знания носили эзотерический характер — строго охранялись от непосвященных в тайны жрецов и военных вождей. Способами познания выступали визуальное наблюдение и мифологическая аналогия. Донаучный способ схематизации практики остается при этом в силе. Разве что практика приобретала более специализированные формы благодаря дальним путешествиям, монументальному строительству, обслуживанию пышного двора фараона, царя, жрецов и т.п. представителей правящей элиты.

Деспотические порядки на Востоке, обожествление правителя создавали духовный вакуум для развития мысли. Она догнала практику, пошла рядом с ней.

3. Ранняя наука Античности. Третья точка зрения связывает появление науки с античной Грецией VII–IV вв. до н.э. Можно согласиться с тем, что здесь наука начала свое формирование. Эллины создали такое общественно-политическео устройство — полис, которое сделало возможным развитие мысли и практики к новым вершинам.

Решающую роль в освобождении научной мысли сыграла философия — “любовь к мудрости”. Первые философы исходили из правильной идеи множества возможных миров. Они снова и снова моделировали природный космос, общественное устройство, природу человека. Одни концепции вытесняли другие, боролись за внимание сограждан.

Не рецептурное описание правильного стандарта действия, а теоретическое объяснение некоего общего порядка.

Не диктаторский приказ, как надо поступать, а доказательство правильного выбора, лучшего поступка из многих возможных вариантов.

Поиск все новых знаний, их широкое публичное обсуждение сообществом интеллектуалов, а не жесткая передача в готовом виде по традиции.

Самоценность процесса познания, а не его готового результата. Культура постановки проблем, спора, логической и фактической аргументации. Мысль стала опережать практику.

Взятые для примера математические символы начинают рассматриваться не просто как прообраз предметных совокупностей, которыми оперируют в практике, а как относительно самостоятельные объекты науки — математики. У нее свои собственные задачи — выяснить все возможности “поведения” этих символов, независимо от того, отражают ли их свойства возможности сегодняшней практики. Из ранее изученных натуральных чисел строятся новые идеальные объекты. Например, применяя операцию вычитания к парам (меньшему и большему) положительных чисел, можно получить отрицательные числа. А открыв класс отрицательных чисел, математика пойдет дальше. Она распространит на них все те операции, которые открыты ей для положительных. Получится новая сторона математической действительности. А если применить операцию извлечения корня к отрицательным числам, то появится новая абстракция — “мнимое число”. И на этот класс идеальных объектов в свою очередь распространятся те операции, которые применялись к натуральным числам. Так в математике применяется общенаучный гипотетико-дедуктивный метод — выдвижения гипотетических моделей реальности и их последующая проверка опытом.

Однако на стадии греко-римской античности наука еще далеко не полностью сформировала свои устои. К визуальному наблюдению их ученые прибавили логику, но получаемые выводы никак не проверялись эксперименталь-ным путем. Это лишало их практического применения. Античное знание оставалось спекулятивным, оторванным от практики.

Первые открытия античных математиков, астрономов, врачей, географов, историков были перемешаны с заблуждениями. Достаточно указать не геоцентризм системы мироздания у Птолемея.

4. Четвертая точка зрения на время и место окончательного оформления зрелой науки современного типа — Новое время в Западной Европе (XVI–XVIII вв.). Ориентировочно от издания трактата Николая Коперника “О вращении небесных сфер” (1543) и до опубликования труда И. Ньютона “Математические начала натуральной философии” (1767).

Научная революция Нового времени в Западной Европе. Важнейшие достижения этого этапа — изобретение опытно-экспериментального метода испытания природы и описание результатов познания на языке математики.

5. Пятая точка зрения обращает внимание на существенные изменения в характере научного познания, произошедшие в XX в. Неклассическая наука

обсуждалась в одной из предыдущих лекций, посвященной изменению понятия материи в связи с квантовой теорией и другими достижениями современной физики.

Постнеклассическая наука предполагается в новейших философско-методологических исследованиях новых возможностей научного познания. связанных с биотехнологиями, включая биокомпьютеры; трансгенные эксперименты; комплексную трансплантологию в медицине.

Чем же отличается научный поиск от иных видов материальной и духовной деятельности людей? Это далеко не тривиальный вопрос. Возьмем медицину. Является ли медицина самостоятельной наукой? Или врачевание только ремесло, в котором используются данные многих наук, преимущественно естественных?

В античности медицина относилась скорее к разряду искусств (греч. techne, лат. ars мастерство, ремесло, искусство), нежели наук (греч. eristeme, лат. scientia достоверное, научное (познание). Известный афоризм "искусство долго, жизнь коротка" (arslonga vita wrevis), принадлежит Гиппократу Косскому и относится первоначально к искусству врачевания. По свидетельству Клода Бернара, медицина не считалась наукой вплоть до начала Х1Х века. Однако и тот же Гиппократ, И Гален, и Везалий, и Гарвей и др. ее представители всегда без колебаний причислялись к разряду ученых.

Каким же именно требованиям должно было удовлетворять научное познание с момента своего зарождения и, особенно, в результате окончательного становления? Ответить на этот вопрос можно, если сравнить научное познание с обыденным. Эти два уровня человеческого сознания различаются не только по времени своего возникновения, но и по самому содержанию. Это видно в обоих основных ракурсах рассмотрения познания как системы развивающегося 1) знания и как 2) деятельности по получению знания.

Производство знаний на уровне повседневного, житейского опыта не отделено от практической деятельности человека. Знания при этом получаются попутно с физическим преобразованием объекта. Поэтому обыденное познание не требует профессиональной специальной подготовки, отличной от основной профессии человека. Столяр изучает свойства древесных пород, обрабатывая их; охотник повадки зверей, выслеживая их и т. п. Объектами познания при этом служат орудия и предметы труда. Знания фиксируются , как правило, с помощью естественного языка, часто с примесью профессионального, сословного жаргона арго.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.