рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Мировоззренческие и социально-этические проблемы генетики человека

На сегодняшний день эксперименты по клонированию человека запрещены (либо наложен мораторий) практически во всех развитых и развивающихся странах [7-11], кроме того, существует специальная резолюция Совета безопасности ООН вводящая мораторий на любые эксперименты по клонированию человека и зародышей старше двухнедельного срока развития.


3.4  Евгеника

В массовом сознании  евгеника воспринимается как атрибут расизма, явление, характер­ное лишь для тоталитарных государств XX века.

Считается, что евгеника как наука о расовой гигиене возникла в Третьем Рейхе и что только в гитлеровской Гер­мании проводились евгенические ис­следования. С Германией же связан от­нюдь не расцвет этих исследований, а, наоборот, полная их дискредитация.

Однако евгеническая практика уже су­ществовала за много веков до этого. Основы селекции были известны скотоводческим народам с глубокой древности. В Спарте хилых младенцев уничтожали, сбрасывая в пропасть, в результате чего возник тип неуязвимого спартанского воина. Платон писал, что не следует растить детей с дефектами, или рожденных от неполноценных родителей. Неполноценным, а также жертвам собственных пороков должно быть отказано в медицинской помощи, а «моральных выродков» следует казнить. С другой стороны, идеальное общество по Платону, обязано поощрять временные союзы избранных мужчин и женщин с тем, чтобы они оставляли высококачественное потомство. В Древней Греции уродством считалось всякое качество, которого не было у других обитателей данного социума, т.е. расовые особен­ности тоже становились признаками уродства. Большая заслуга в изучении патологии принадлежит Аристотелю, который определил уродство как про­явление изменчивости живого, тем са­мым, опровергнув мистический взгляд на патологию. В Средние века возоб­ладал вновь религиозно-мистический взгляд на патологию, и уродство стало считаться карой за греховную сущность человеческого рода. Во Франции гренадеры наполеоновской армии от­бирались по особым признакам, в том числе по росту. Гибель большей части этой армейской элиты существенно по­влияла на генофонд нации. Например, средний рост французов стал ниже.

История русской евгеники началась еще в эпоху Петра Великого. Согласно указу Петра «О свидетельствовании дураков в Сенате», «Дуракам, что ни в какую науку и службу не годятся», воспрещалось вступать в брак, ибо «доброго насле­дия и государственной пользы» от них ожидать было невозможно. Указ этот носил откровенно евгенический харак­тер и свидетельствовал о том, что Петр Великий интересовался проблемами наследственности. Другое же действие Петра, по мнению евгенистов, носило противоположный, антиевгенический характер, но также было связано с же­ланием Петра поэкспериментировать с феноменом наследственности - речь идет об устроенной в ноябре 1710 г. зна­менитой свадьбе карликов.

Термин «евгеника» (от греч. «евгений» - бла­городный)  впервые был введён в 1883 году в книге «Исследование человеческих способностей и их развития» («Inquiries into Human Faculty and Its Development»). В 1904 году Гальтон определил евгенику как «науку, занимающуюся всеми факторами, улучшающими врождённые качества расы» [12]. По Гальтону евгеника призвана разрабатывать и теоретически обосновывать методы социального контроля, которые “могут исправить или улучшить расовые качества будущих поколений, как физические, так и интеллектуальные”. Он пришел к выводу о необходимо­сти беречь генофонд избранной чело­веческой расы, отбирая лучших ее представителей, наделенных выдаю­щимися способностями. Гальтон полагал, что способнос­ти передаются по наследству, а усло­вия жизни лишь способствуют развитию унаследованного от предков. Следовательно, евгеника должна была решать такие общечеловеческие проблемы как борьба с наследственными заболеваниями, общее увеличение интеллектуального потенциала человечества и т. п. Евгеническое направление исследований было охотно поддержано рядом научных кружков, а затем стало академической дисциплиной, преподававшейся во многих колледжах и университетах.

Со временем евгенические теории нашли широкое применение. Правительства некоторых стран реализовали те или иные практические шаги по улучшению человеческих качеств.

В США, Германии и других странах Западной Европы на протяжении первой половины 20-го столетия было создано множество программ научно обоснованного подбора семейных пар для производства потомства, обладающего высокими генетическими качествами. Важно отметить, что многие из подобного рода программ имели законодательное оформление (хотя были и тайные акции).

В 1920 г. было создано Русское евгеническое общество. Начина­ет выходить периодическое издание - «Русский евгенический журнал». Евгеника обрела в Советской России особый статус – акцент был сделан на фор­мировании новой человеческой генера­ции, «хомо советикус». Все это при­давало исследованиям евгенистов осо­бый политический смысл. Профессор В. Гориневский [13] бил тревогу: евгеника немедленно должна прийти на помощь советскому обще­ству, в котором ясно обозначились при­знаки вырождения. Выяснилось, что вырождение может поражать не только буржуазные классы эксплуататоров, но и пролетариат. В результате двух войн, империалистической и гражданской, «население России не только пореде­ло, - писал Гориневский, - оно сразу сде­лалось качественно хуже, так как на войну шли лучшие элементы всего на­рода - более сильные, самые здоро­вые, самые лучшие работники...». За пять лет гражданской смуты население страны уменьшилось почти на 13 млн. человек – в основном это были жертвы голода, разных эпидемий, а также погибшие в боях, от красного и белого террора. Потенциал народа был серьёзно подорван. Генетик А.С.Серебровский в 1929 г. выступил с предложением внедрить «социалистическую евгенику» или антропотехнику, суть которой состояла в том, чтобы искусственно осеменять женщин спермой талантливых мужчин. Осеменив женщин спермой вождей ре­волюции, можно было рассчитывать на появление нового поколения борцов за светлое будущее.

В США евгеника должна была слу­жить социальным задачам, искоренить алкоголизм, проституцию, преступность, наследствен­ные психические заболевания. Начало практики законодательного оформления евгенической политики в США можно датировать 1907 годом, когда в США в штате Индиана был принят первый закон о принудительной стерилизации неполноценных граждан по евгеническим основаниям. Подобные законы потом были приняты еще почти в тридцати штатах. Они одновременно запрещали межрасовые браки, “засоряющие” генофонд нации недоброкачественными генами. В результате до второй мировой войны в США было зарегистрировано около 50 000 случаев принудительной стерилизации. Существовала также практика судебной сделки – выражение рецидивистом (в значительном числе случаев это были бедствующие эмигранты, попавшиеся на повторной мелкой краже) “добровольного” согласия на стерилизацию в обмен на смягчение наказания за уголовное преступление. Даже в настоящее время в некоторых штатах США предусмотрена возможность замены пожизненного заключения лиц, совершивших преступления на сексуальной почве — на добровольную кастрацию. В этом случае кастрация выполняет одновременно превентивно-карательную роль.

На Международном Конгрессе по вопросам евгеники, который проходил в Нью-Йорке в 1932 году, один из ученых специалистов-евгеников сказал: «Нет никакого сомнения, что если бы в Соединенных Штатах закон о стерилизации применялся бы в большей мере, то в результате меньше чем через сто лет мы ликвидировали бы, по меньшей мере, 90 % преступлений, безумия, слабоумия, идиотизма и половых извращений, не говоря уже о многих других формах дефективности и дегенерации. Таким образом, в течение столетия наши сумасшедшие дома, тюрьмы и психиатрические клиники были бы почти очищены от своих жертв человеческого горя и страдания» [14].

Современный про­фессор-генетик А.П.Акифьев в книге «Генетика и судьбы» [15] пишет: «...есть сведения, что в США даже су­ществует тайный банк спермы нобелев­ских лауреатов. Хорошо известно, что многие лауреаты Нобелевской премии были горячими сторонниками евгени­ки».

Фашистская Германии явила генетику, имевшую религиозную окраску и направленную на уничтоже­ние «детей тьмы» в лице представите­лей низших, неарийских рас.  14 июля 1934 г. вышел закон «О предотвращении рождения наследственно больного потомства», согласно которому лица, страдавшие врожденными слабоумием, шизофре­нией, эпилепсией, слепотой, немотой подлежали обязательной стерилизации. Для проведения этого закона в жизнь были созданы специальные «суды на­следственного здоровья», которые со­стояли из двух врачей, судьи и предсе­дателя. По приговору суда муж­чины и женщины, чья дурная наслед­ственность считалась установленной, подвергались насильственной опера­ции, пресекавшей возможность дето­рождения. Всего с 1934 по 1937 гг. сте­рилизации подвергли 197419 чел. Про­водя жесткую евгеническую политику, национал-социалисты столкнулись с непростой для них ситуацией, когда выяснилось, что носителями наслед­ственных заболеваний являются от­нюдь не только представители «низших рас» (евреи, цыгане), но и чистокровные арийцы. Перед этим фактом расистская евгеника была беспомощна. Дети арий­ского происхождения, унаследовавшие от родителей шизофрению, слабоумие или другие недуги, должны были обу­чаться в особых школах коррекционной педагогики. Если выяснялось, что по­пытки коррекции не приводят к успеху, ребенок мог попасть в так называемые «приюты», где неполноценное дитя физически уничтожалось. С 1939 года всем врачам и акушерам вменялось в обязанность доносить о рождении каждого неполноценного ребенка. Судьбу такого ребенка определяла специаль­ная комиссия, но, скорее всего его жда­ло физическое уничтожение. Наиболее гуманным способом считалось лишение ребенка пищи. Таким образом, идеоло­гия расовой нетерпимости вступала в конфликт с евгенической практикой - чистокровный ребёнок-ариец мог по­явиться на свет с тем же заболевани­ем, что и чадо в еврейской семье.

На Нюрнбергском процессе рассматривались случаи использования опытов по радиационной стерилизации узников. После радиационной кастрации их направляли на «общие работы», затем умерщвляли и исследовали изменения в тканях гонад. Конрад Лоренц, как сторонник «практической» евгеники в фашистской Германии, после Второй Мировой Войны стал «персоной нон грата» во многих странах. Тем не менее, ряд региональных и национальных правительств поддерживал евгенические программы до 1970-х годов.

Несмотря на то, что евгеника является чисто научной дисциплиной, евгенисты Третьего Рейха взяли на вооружение ненаучную, расистскую часть теории и использовали её как обоснование «совершенства» какой-либо расы. Это оттолкнуло многих ученых от евгенических идей, сделав сам термин непопулярным. После евгенистические исследования во многих странах были запрещены.

С конца 80-х годов евгеническая проблематика вновь стала предметом академических и политических дискуссий в качестве темы “опасности возрождения евгеники” в связи с началом реализации международного исследовательского проекта “Геном человека”, который даст в руки биомедицины небывалые возможности для диагностики и лечения генетической патологии. Статьи, так или иначе запрещающие евгенические программы, вошли в законодательства большинства индустриально развитых стран. В 1997 году была принята “Всеобщая декларация ЮНЕСКО о геноме человека и правах человека” (подписана всеми членами ООН за исключением Сингапура), запрещающая евгенические мероприятия. Аналогичный запрет содержится в специальном приложении в Конвенции Совета Европы “О защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины: конвенция о правах человека и биомедицине”, принятой в том же году.

Различают позитивную и негативную евгенику. К позитивной относят действия ученых, направленные на содействие воспроизводству людей, имеющих ценные для общества признаки (отсутствие наследственных заболеваний, хорошее физическое развитие, высокий интеллект и т. д.). Целью негативной евгеники является прекращение воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, либо тех, кого в данном обществе считают физически или умственно неполноценными. Грань между этими видами евгеники достаточно условна. Целесообразность обоих направлений вызывает ряд вопросов.

Евгенистические исследования оказались в точке пересечения многих социальных, этнических и политических проблем, что делает их более актуальными, нежели 100 лет назад.


3.5  Генетика в криминалистике

В судебной практике известны случаи установления родства, когда дети были перепутаны в роддоме. Иногда это касалось детей, которые росли в чужих семьях не один год.

Для установления родства используют методы биологической экспертизы, которую проводят, когда ребенку исполнится 1 год и стабилизируется система крови.

Разработан новый метод – генная дактилоскопия, который позволяет проводить анализ на хромосомном уровне. В этом случае возраст ребенка значения не имеет, а родство устанавливается со 100%-й гарантией.


4         СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕНЕТИКИ

В последние десятилетия, как известно, широко развернулись дискуссии, связанные с перспективами применения к человеку методов генетики. Этот, казалось бы, сугубо научный интерес неожиданно высветил и широкие мировоззренческие, социальные и этические вопросы, с ним сопряженные. Специфика этических проблем медицинской генетики состоит также в том, что предметом генетической практики является забота о еще не родившемся ребенке.

Когда речь идет об опасности или безопасности генетически модифицированного мира, то самые распространенные точки зрения основываются преимущественно на "общих соображениях и здравом смысле". Например:

·                   в природе и так все разумно устроено, любое вмешательство в нее только все ухудшит;

·                   поскольку сами ученые не могут со 100% гарантией предсказать все, особенно, отдаленные, последствия выпуска в природу трансгенных организмов, не надо этого делать вообще;

·                   за миллиарды лет эволюции Природа перепробовала все возможные варианты создания живых организмов, и ничего плохого не произошло, почему это должно получиться у человека?

·                   в Природе и так постоянно происходит перенос генов между разными организмами (в особенности, между микробами и вирусами), так что ничего принципиально нового трансгенные организмы в Природу не добавят.

Генетическая инженерия способна, с одной стороны, привести к избавлению человечества от многих бед, в частности от наследственных болезней, а с другой стороны, в результате экспериментов и манипуляций с генами привести к результатам, представляющим угрозу человеку и человечеству. Этическая оценка уже достигнутого отличается многообразием точек зрения. Оптимисты видят огромные перспективы, открывающиеся в области генетической терапии и биотехнологии. Оптимистическое отношение более свойственно ученым – непосредственным участникам работ, молекулярным биологам, генетикам. Другая точка зрения более распространена среди юристов и философов. Те, кто ее придерживается, весьма озабочены возможностью генетических изменений, которые, однажды начавшись, могут “изменить генетический портрет человечества настолько, что в соотнесении с последствиями этой “революции” могут показаться ничтожными последствия существовавших войн и катастроф”. Понятно, что представители как первой, так и второй точек зрения заинтересованы в формировании законодательной базы, благоприятствующей их интересам. Эти позиции чрезвычайно трудно поддаются сравнению,  поскольку в основе первой лежит прагматический аргумент и фактологически подтвержденная база. Однако само присутствие в качестве философской основы принципа прагматизма не делает эту точку зрения предпочтительной a priori. Аргументы второй группы, более связаны с вероятностью, нежели с конкретным фактом, но именно отсутствие утилитарной этики, когда речь идет о человеке (согласно Канту человек не может рассматриваться как средство для осуществления любой, даже самой благой цели) позволяет прислушиваться к ней. Дискуссии вокруг генной инженерии свидетельствуют о том, что этические ценности могут и должны определять направление исследований в этой, да и в других сферах познания.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.