На сегодняшний день эксперименты по клонированию
человека запрещены (либо наложен мораторий) практически во всех развитых и развивающихся
странах [7-11], кроме того, существует специальная резолюция Совета
безопасности ООН вводящая мораторий на любые эксперименты по клонированию
человека и зародышей старше двухнедельного срока развития.
В массовом сознании евгеника воспринимается как
атрибут расизма, явление, характерное лишь для тоталитарных государств XX
века.
Считается, что евгеника
как наука о расовой гигиене возникла в Третьем Рейхе и что только в
гитлеровской Германии проводились евгенические исследования. С Германией же
связан отнюдь не расцвет этих исследований, а, наоборот, полная их дискредитация.
Однако евгеническая практика уже существовала за
много веков до этого. Основы селекции были известны скотоводческим народам с
глубокой древности. В Спарте хилых младенцев уничтожали, сбрасывая в пропасть,
в результате чего возник тип неуязвимого спартанского воина. Платон писал, что
не следует растить детей с дефектами, или рожденных от неполноценных родителей.
Неполноценным, а также жертвам собственных пороков должно быть отказано в медицинской
помощи, а «моральных выродков» следует казнить. С другой стороны, идеальное
общество по Платону, обязано поощрять временные союзы избранных мужчин и женщин
с тем, чтобы они оставляли высококачественное потомство. В Древней Греции
уродством считалось всякое качество, которого не было у других обитателей
данного социума, т.е. расовые особенности тоже становились признаками
уродства. Большая заслуга в изучении патологии принадлежит Аристотелю, который
определил уродство как проявление изменчивости живого, тем самым, опровергнув
мистический взгляд на патологию. В Средние века возобладал вновь
религиозно-мистический взгляд на патологию, и уродство стало считаться карой за
греховную сущность человеческого рода. Во Франции гренадеры наполеоновской
армии отбирались по особым признакам, в том числе по росту. Гибель большей
части этой армейской элиты существенно повлияла на генофонд нации. Например,
средний рост французов стал ниже.
История русской евгеники началась еще в эпоху Петра
Великого. Согласно указу Петра «О свидетельствовании дураков в Сенате»,
«Дуракам, что ни в какую науку и службу не годятся», воспрещалось вступать в
брак, ибо «доброго наследия и государственной пользы» от них ожидать было
невозможно. Указ этот носил откровенно евгенический характер и свидетельствовал
о том, что Петр Великий интересовался проблемами наследственности. Другое же
действие Петра, по мнению евгенистов, носило противоположный, антиевгенический
характер, но также было связано с желанием Петра поэкспериментировать с
феноменом наследственности - речь идет об устроенной в ноябре 1710 г. знаменитой
свадьбе карликов.
Термин «евгеника» (от греч. «евгений» - благородный)
впервые был введён в 1883 году в книге «Исследование человеческих способностей
и их развития» («Inquiries into Human Faculty and Its Development»). В 1904 году Гальтон определил евгенику как
«науку, занимающуюся всеми факторами, улучшающими врождённые качества расы»
[12]. По Гальтону евгеника призвана разрабатывать и теоретически обосновывать
методы социального контроля, которые “могут исправить или улучшить расовые
качества будущих поколений, как физические, так и интеллектуальные”. Он пришел
к выводу о необходимости беречь генофонд избранной человеческой расы, отбирая
лучших ее представителей, наделенных выдающимися способностями. Гальтон
полагал, что способности передаются по наследству, а условия жизни лишь
способствуют развитию унаследованного от предков. Следовательно, евгеника
должна была решать такие общечеловеческие проблемы как борьба с наследственными
заболеваниями, общее увеличение интеллектуального потенциала человечества и т.
п. Евгеническое направление исследований было охотно поддержано рядом научных
кружков, а затем стало академической дисциплиной, преподававшейся во многих колледжах
и университетах.
Со временем евгенические теории нашли широкое
применение. Правительства некоторых стран реализовали те или иные практические
шаги по улучшению человеческих качеств.
В США, Германии и других странах Западной Европы на
протяжении первой половины 20-го столетия было создано множество программ научно
обоснованного подбора семейных пар для производства потомства, обладающего
высокими генетическими качествами. Важно отметить, что многие из подобного рода
программ имели законодательное оформление (хотя были и тайные акции).
В 1920 г. было создано Русское евгеническое общество.
Начинает выходить периодическое издание - «Русский евгенический журнал». Евгеника
обрела в Советской России особый статус – акцент был сделан на формировании
новой человеческой генерации, «хомо советикус». Все это придавало
исследованиям евгенистов особый политический смысл. Профессор В. Гориневский
[13] бил тревогу: евгеника немедленно должна прийти на помощь советскому обществу,
в котором ясно обозначились признаки вырождения. Выяснилось, что вырождение
может поражать не только буржуазные классы эксплуататоров, но и пролетариат. В
результате двух войн, империалистической и гражданской, «население России не
только поредело, - писал Гориневский, - оно сразу сделалось качественно хуже,
так как на войну шли лучшие элементы всего народа - более сильные, самые здоровые,
самые лучшие работники...». За пять лет гражданской смуты население страны
уменьшилось почти на 13 млн. человек – в основном это были жертвы голода, разных
эпидемий, а также погибшие в боях, от красного и белого террора. Потенциал
народа был серьёзно подорван. Генетик А.С.Серебровский в 1929 г. выступил с
предложением внедрить «социалистическую евгенику» или антропотехнику, суть
которой состояла в том, чтобы искусственно осеменять женщин спермой талантливых
мужчин. Осеменив женщин спермой вождей революции, можно было рассчитывать на
появление нового поколения борцов за светлое будущее.
В США евгеника должна была служить социальным задачам,
искоренить алкоголизм, проституцию, преступность, наследственные психические
заболевания. Начало практики законодательного оформления евгенической политики
в США можно датировать 1907 годом, когда в США в штате Индиана был принят
первый закон о принудительной стерилизации неполноценных граждан по
евгеническим основаниям. Подобные законы потом были приняты еще почти в
тридцати штатах. Они одновременно запрещали межрасовые браки, “засоряющие”
генофонд нации недоброкачественными генами. В результате до второй мировой
войны в США было зарегистрировано около 50 000 случаев принудительной
стерилизации. Существовала также практика судебной сделки – выражение рецидивистом
(в значительном числе случаев это были бедствующие эмигранты, попавшиеся на
повторной мелкой краже) “добровольного” согласия на стерилизацию в обмен на
смягчение наказания за уголовное преступление. Даже в настоящее время в
некоторых штатах США предусмотрена возможность замены пожизненного заключения
лиц, совершивших преступления на сексуальной почве — на добровольную кастрацию.
В этом случае кастрация выполняет одновременно превентивно-карательную роль.
На Международном
Конгрессе по вопросам евгеники, который проходил в Нью-Йорке в 1932 году, один
из ученых специалистов-евгеников сказал: «Нет никакого сомнения, что если бы в
Соединенных Штатах закон о стерилизации применялся бы в большей мере, то в
результате меньше чем через сто лет мы ликвидировали бы, по меньшей мере, 90 %
преступлений, безумия, слабоумия, идиотизма и половых извращений, не говоря уже
о многих других формах дефективности и дегенерации. Таким образом, в течение
столетия наши сумасшедшие дома, тюрьмы и психиатрические клиники были бы почти
очищены от своих жертв человеческого горя и страдания» [14].
Современный
профессор-генетик А.П.Акифьев в книге «Генетика и судьбы» [15] пишет: «...есть
сведения, что в США даже существует тайный банк спермы нобелевских лауреатов.
Хорошо известно, что многие лауреаты Нобелевской премии были горячими
сторонниками евгеники».
Фашистская Германии явила генетику, имевшую
религиозную окраску и направленную на уничтожение «детей тьмы» в лице
представителей низших, неарийских рас. 14 июля 1934 г. вышел закон «О
предотвращении рождения наследственно больного потомства», согласно которому
лица, страдавшие врожденными слабоумием, шизофренией, эпилепсией, слепотой,
немотой подлежали обязательной стерилизации. Для проведения этого закона в
жизнь были созданы специальные «суды наследственного здоровья», которые состояли
из двух врачей, судьи и председателя. По приговору суда мужчины и женщины,
чья дурная наследственность считалась установленной, подвергались
насильственной операции, пресекавшей возможность деторождения. Всего с 1934
по 1937 гг. стерилизации подвергли 197419 чел. Проводя жесткую евгеническую
политику, национал-социалисты столкнулись с непростой для них ситуацией, когда
выяснилось, что носителями наследственных заболеваний являются отнюдь не
только представители «низших рас» (евреи, цыгане), но и чистокровные арийцы.
Перед этим фактом расистская евгеника была беспомощна. Дети арийского
происхождения, унаследовавшие от родителей шизофрению, слабоумие или другие
недуги, должны были обучаться в особых школах коррекционной педагогики. Если
выяснялось, что попытки коррекции не приводят к успеху, ребенок мог попасть в
так называемые «приюты», где неполноценное дитя физически уничтожалось. С 1939
года всем врачам и акушерам вменялось в обязанность доносить о рождении каждого
неполноценного ребенка. Судьбу такого ребенка определяла специальная комиссия,
но, скорее всего его ждало физическое уничтожение. Наиболее гуманным способом
считалось лишение ребенка пищи. Таким образом, идеология расовой нетерпимости
вступала в конфликт с евгенической практикой - чистокровный ребёнок-ариец мог
появиться на свет с тем же заболеванием, что и чадо в еврейской семье.
На Нюрнбергском процессе
рассматривались случаи использования опытов по радиационной стерилизации
узников. После радиационной кастрации их направляли на «общие работы», затем
умерщвляли и исследовали изменения в тканях гонад. Конрад Лоренц, как сторонник
«практической» евгеники в фашистской Германии, после Второй Мировой Войны стал
«персоной нон грата» во многих странах. Тем не менее, ряд региональных и
национальных правительств поддерживал евгенические программы до 1970-х годов.
Несмотря на то, что евгеника является чисто научной
дисциплиной, евгенисты Третьего Рейха взяли на вооружение ненаучную, расистскую
часть теории и использовали её как обоснование «совершенства» какой-либо расы.
Это оттолкнуло многих ученых от евгенических идей, сделав сам термин
непопулярным. После евгенистические исследования во многих странах были
запрещены.
С конца 80-х годов
евгеническая проблематика вновь стала предметом академических и политических дискуссий
в качестве темы “опасности возрождения евгеники” в связи с началом реализации
международного исследовательского проекта “Геном человека”, который даст в руки
биомедицины небывалые возможности для диагностики и лечения генетической патологии.
Статьи, так или иначе запрещающие евгенические программы, вошли в
законодательства большинства индустриально развитых стран. В 1997 году была
принята “Всеобщая декларация ЮНЕСКО о геноме человека и правах человека”
(подписана всеми членами ООН за исключением Сингапура), запрещающая
евгенические мероприятия. Аналогичный запрет содержится в специальном приложении
в Конвенции Совета Европы “О защите прав и достоинства человека в связи с
использованием достижений биологии и медицины: конвенция о правах человека и
биомедицине”, принятой в том же году.
Различают позитивную и
негативную евгенику. К позитивной относят действия ученых, направленные
на содействие воспроизводству людей, имеющих ценные для общества признаки
(отсутствие наследственных заболеваний, хорошее физическое развитие, высокий
интеллект и т. д.). Целью негативной евгеники является прекращение
воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, либо тех, кого в данном
обществе считают физически или умственно неполноценными. Грань между этими видами
евгеники достаточно условна. Целесообразность обоих направлений вызывает ряд вопросов.
Евгенистические исследования оказались в точке
пересечения многих социальных, этнических и политических проблем, что делает их
более актуальными, нежели 100 лет назад.
3.5
Генетика в
криминалистике
В судебной практике известны случаи установления
родства, когда дети были перепутаны в роддоме. Иногда это касалось детей,
которые росли в чужих семьях не один год.
Для установления родства используют методы
биологической экспертизы, которую проводят, когда ребенку исполнится 1 год и
стабилизируется система крови.
Разработан новый метод – генная дактилоскопия, который
позволяет проводить анализ на хромосомном уровне. В этом случае возраст ребенка
значения не имеет, а родство устанавливается со 100%-й гарантией.
В последние десятилетия,
как известно, широко развернулись дискуссии, связанные с перспективами
применения к человеку методов генетики. Этот, казалось бы, сугубо научный интерес
неожиданно высветил и широкие мировоззренческие, социальные и этические
вопросы, с ним сопряженные. Специфика этических проблем медицинской генетики
состоит также в том, что предметом генетической практики является забота о еще
не родившемся ребенке.
Когда речь идет об опасности или безопасности
генетически модифицированного мира, то самые распространенные точки зрения
основываются преимущественно на "общих соображениях и здравом
смысле". Например:
·
в природе и так все
разумно устроено, любое вмешательство в нее только все ухудшит;
·
поскольку сами ученые не
могут со 100% гарантией предсказать все, особенно, отдаленные, последствия
выпуска в природу трансгенных организмов, не надо этого делать вообще;
·
за миллиарды лет эволюции
Природа перепробовала все возможные варианты создания живых организмов, и
ничего плохого не произошло, почему это должно получиться у человека?
·
в
Природе и так постоянно происходит перенос генов между разными организмами (в
особенности, между микробами и вирусами), так что ничего принципиально нового трансгенные
организмы в Природу не добавят.
Генетическая инженерия способна, с одной стороны,
привести к избавлению человечества от многих бед, в частности от наследственных
болезней, а с другой стороны, в результате экспериментов и манипуляций с генами
привести к результатам, представляющим угрозу человеку и человечеству.
Этическая оценка уже достигнутого отличается многообразием точек зрения.
Оптимисты видят огромные перспективы, открывающиеся в области генетической
терапии и биотехнологии. Оптимистическое отношение более свойственно ученым –
непосредственным участникам работ, молекулярным биологам, генетикам. Другая
точка зрения более распространена среди юристов и философов. Те, кто ее
придерживается, весьма озабочены возможностью генетических изменений, которые,
однажды начавшись, могут “изменить генетический портрет человечества настолько,
что в соотнесении с последствиями этой “революции” могут показаться ничтожными
последствия существовавших войн и катастроф”. Понятно, что представители как
первой, так и второй точек зрения заинтересованы в формировании законодательной
базы, благоприятствующей их интересам. Эти позиции чрезвычайно трудно поддаются
сравнению, поскольку в основе первой лежит прагматический аргумент и
фактологически подтвержденная база. Однако само присутствие в качестве
философской основы принципа прагматизма не делает эту точку зрения
предпочтительной a priori. Аргументы второй группы, более связаны с вероятностью,
нежели с конкретным фактом, но именно отсутствие утилитарной этики, когда речь
идет о человеке (согласно Канту человек не может рассматриваться как средство
для осуществления любой, даже самой благой цели) позволяет прислушиваться к
ней. Дискуссии вокруг генной инженерии свидетельствуют о том, что этические
ценности могут и должны определять направление исследований в этой, да и в
других сферах познания.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|