рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Мышление и искусственный интеллект

Мышление и искусственный интеллект

МОСКОВСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ  И  ИНФОРМАТИКИ

08.00.05 "Экономика и управление народным хозяйством"

ЭУ-2 «Информационные технологии в экономике»


 

 

 

РЕФЕРАТ

 

ДИСЦИПЛИНА: Философия

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

                                                                     .

ТЕМА: Мышление и искусственный интеллект

ИСПОЛНИТЕЛЬ:

Аспирант Семичастнов М.А.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

Доктор технических наук Африканов И.Н.

 

 

 

 

Москва

2000г.

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1.Механистический подход к исследованию сознания человека……6

Глава 2.Попытки понять сознание …………………………………………..14

Глава 3. Кибернетический подход к исследованию сознания……………..20

Глава 4.Искусственный интеллект. ЗА и ПРОТИВ………………………...22

Заключение……………………………………………………………………28

Список использованных источников:……………………………………….31



«Дороги, которые мы выбираем, следует отличать от дорог, которые выбирают нас"                             Феликс Кривин.

"Печальная ирония факта: некоторые люди отличаются от мыслящих машин только тем, что уже давно ни над чем не задумываются"

       Феликс Кривин.

Введение


Область науки, называемая «искусственный интеллект» (ИИ), занимается изучением самых таинственных вопросов человеческого существования. Какова природа мышления? Какие процессы происходят в нашем организме, когда мы думаем, чувствуем, видим, понимаем? Возможно ли в принци­пе понять, как работает наш мозг? На протяжении тысячеле­тий человек задавался этими вопросами, но до сих пор мы не можем ответить на них сколько-нибудь определенно.

Исследования в области искусственного интеллекта воору­жили нас новым средством для изучения этих вопросов — компьютером. Каждый, кому приходилось иметь дело с ЭВМ, согласится, что часто машина порождает больше проблем, нежели решает. Однако для исследования процесса мышления это только полезно.

ЭВМ помогает нам понять суть процессов познания прежде всего тем, что дает возможность проверить теорети­ческие предположения о том, как работает мозг. Теорий такого рода обычно строятся как описания происходящих процессов. Например, пытаясь понять, как человек получает ответ на вопрос, можно предположить, что при этом вопрос сначала переводится во «внутреннее представление»; затем, пользуясь этим «внутренним представлением» как своего рода указателем, человек находит в памяти нужную информацию, преобразует ее в форму, удобную для ответа, после чего переводит в слова . Казалось бы, подобные описания достаточно хорошо отражают процессы, которые, возможно, происходят в сознании. Однако то, что на первый взгляд выглядит вполне удовлетворительным описанием, на деле, как правило, оказы­вается весьма несовершенным. Разве процессы, связанные с запоминанием какого-либо факта, можно прояснить фразой:

«... пользуясь внутренним представлением как указателем, находят информацию, хранящуюся в памяти…»? Как факты вызываются из памяти? Как эта память организована? Как мозг справляется с огромными объемами информации? А что происходит, если какой-то факт сам по себе не хранится В памяти, а выводится из имеющейся в ней информации? Если программист попытается написать программу на такой прими­тивной теоретической основе, как в приведенном примере, то немедленно столкнется с этими и  я многими другими вопросами. Поэтому и полезно писать программы: они требуют четкости изложения, а это в свою очередь побуждает нас углублять теоретические представления.

Совсем недавно основное внимание ученых  в области искусственного интеллекта было направлено на то, что считалось проявлением высокого интеллекта, а именно на игру в шахматы, доказательство теорем, решение сложных логических головоломок и т. д. Много сил было потрачено на создание эффективных прог­рамм для решения такого рода «интеллектуальных» задач. Однако вскоре обнаружилось, что разработанные методы не похожи на те, которыми в действительности пользуются люди при решении подобных задач. И теперь ученые  занялись исследованием таких вещей, которые любому взрос­лому человеку кажутся тривиальными: использование языка, обращение к «здравому смыслу», умение учиться на собствен­ном опыте.


Сможет ли машина полностью, во всех отношениях заменить человека? Существуют ли вообще какие-нибудь пределы развития кибернетических устройств? Эти вопросы уже десятки лет не утрачивают актуальность, ибо через них проходит линия конфликта между различными философскими школами по поводу современной исторической формы основного вопроса философии : о сущности человеческого  сознания и его отношению к функционированию кибернетических устройств. Именно этим проблемам и посвящен данный реферат.


Глава 1.Механистический подход к исследованию сознания человека

Основная идея современной механистической науки о жизни сводится к тому, что жизнь можно полностью понять, оставаясь в рамках физики и химии. Ее сторонники утверждают, что все свойства жизни — от метаболизма клеток до таких явлений, как мышление, чувства и проявления воли, — могут быть объяснены через описание последовательности лежащих в их основе химических процессов.

Однако несмотря на популярность такого подхода мы можем указать по меньшей мере на одно свойство жизни, которое не поддается объяснению на молекулярном уровне, - сознание. Фе­номен сознания является непосредственным фактом нашего опы­та. Его существование неизменно предполагается во всех наших ощущениях, чувствах, в процессе мышления. Но несмотря на громадную роль, которую играет в нашей жизни сознание, в научных концепциях биологии и физики нет даже места этому понятию, не говоря уже о его объяснении.

Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть как описы­вается процесс осознанного восприятия.    Мы будем анализировать модели этого процесса, постепенно услож­няя их. Переходя ко все более сложным моделям, попытаемся понять, способен ли вообще такой подход пролить свет на при­роду сознания.

Представим себе человека, наблюдающего физический объ­ект, в данном случае термометр.  Процесс восприятия начинается с того, что отраженный термометром свет фокусируется на сетчатке глаза, создавая пе­ревернутое изображение. Свет вызывает в определенных клетках химические изменения, которые возбуждают прилегающие к ним нервные клетки, таким образом генерируя электрические им­пульсы. Эти клетки в свою очередь возбуждают другую группу нервных клеток. Таким путем в зрительный центр головного мозга по эфферентным нервам передается систематизированная последовательность импульсов, которая представляет собой закодированный образ термометра.

В головном мозгу в результате множества электрохимических реакций формируется чрезвычайно сложный отклик, включаю­щий в себя множество электрохимических реакций. Науке сего­дня неизвестны подробности этого феномена, однако среди уче­ных существует единое мнение относительно природы происходящих при этом процессов. Считается, что, достигнув мозга, электрические импульсы изменяют распределение химических концентраций и электрических потенциалов во всей колоссаль­ной сети нервных клеток мозга. Ученые полагают, что это распределение представляет в закодированной форме конкретное содержание мыслей и восприятия человека. Физико-химические  трансформации этого распределения вызывают последовательность импульсов, исходящих из мозга по многочисленным эфферентным нервам, которые в свою очередь вызывают определен­ную последовательность сокращений мышц. Из этих сокраще­ний и складывается внешняя сторона поведения человека, в том числе и вербальное выражение его ощущений, например: «я вижу термометр».

На данном этане нашего исследования  мы можем понять, по крайней мере теоретически, каким образом формируются поведенческие реакции человека на внешние раздражители. Мы мо­жем без труда вообразить машину, состоящую из фоторецепторов и электронной схемы, которая реагировала бы на красный свет включением магнитофонной записи - «я вижу красный свет». Можно усложнить задачу: пусть компьютер распознает создаваемое телекамерой изображение и с помощью генератора звука называет каждый объект. Таким образом, хоть нам и неизвестны подробности физических изменений, происходящих в мозгу, мы по крайней мере можем предположить, что они по­добны процессам операций с символами, вроде тех, что выпол­няются вычислительными машинами. Следовательно, мы можем предположить, что фраза «я вижу термометр» порождается вы­числительным процессом, который реализуется за счет электро­химической активности нервных клеток мозга.

Все это нисколько не объясняет осознанного восприятия че­ловека. Наше описание образа, сформированного на сетчатке глаза, ничего не говорит об осознанном восприятии этого образа . Точно так же утверждение о том, что возбуждение клеток сетчатки вызывает определенную последовательность нервных импульсов, не содержит ни малейшей информации о том, что же собой представляет само субъектив­ное восприятие термометра.

Многие исследователи полагают, что осознанное восприятие происходит именно в мозгу. Однако сколь угодно подробное описание работы мозга будет содержать только набор формул, описывающих электрохимические состояния нейронов. Подоб­ные описания если и имеют какое-то отношение к формам пове­дения человека, к сожалению, совершенно неспособны объяс­нить феномен сознания, ибо просто не принимают его во внима­ние.

Можно возразить, что сознание субъективно и поэтому мы не имеем права использовать понятие «сознание» при научном опи­сании объективной реальности. Наблюдая поведение человека и замеряя физические состояния его мозга, мы скорее всего не сможем обнаружить не поддающиеся измерению проявления его так называемого сознания. В таком случае само утверждение человека о его осознанном восприятии - всего лишь множество электрохимических процессов. Именно эти процессы и нужно исследовать; говорить же при этом о каком-либо реальном суще­ствовании сознания не имеет смысла.

Данный аргумент можно опровергнуть сле­дующим образом. Невозможно отрицать тот факт, что человек «осоз­нает» все, что воспринимаю. Он может воспринимать различные аспекты реальности, только если «осознает» их. Таким образом, путем непосредственного восприятия человек осознает, что обладает сознанием, и потому вполне естественно предположить, что им обладают и другие. Следовательно, сознание является одним из аспектов объектив­ной реальности, и любое научное описание реальности, игнори­рующее этот аспект, является неполным.

Если сознание существует, но биологическое описание про­цесса восприятия, рассмотренное выше, обходит его вниманием, то как же объяснить феномен сознания с позиций современной науки? Утверждение о том, будто нейронные импульсы «порож­дают» сознание, голословно и не может служить объяснением: оно не объясняет связи между импульсами и содержанием наше­го сознания. Единственный выход - более тщательно исследовать структуру мозга и происходящие в нем процессы в надежде, что более глубокое понимание их природы поможет выявить такую связь.

Подобно тому, как функционирование всего тела можно описать через совокупность действий составляющих его клеток, функции клеток можно описать через взаимодействие структур, из которых они состоят. Однако это не поможет  понять феномен сознания, поскольку такого рода описания дают лишь более сложное объяснение функционирования тела. Как и преж­де, они никак не затрагивают процесс «осознанного» восприятия образов.

Попробуем продвинуться глубже. Какова природа клеточных органелл? Как было уже отмечено, среди биологов бытует убеждение в том, что любые биологические структуры являются наборами молекул, а все биологические процессы представляют собой различные виды молекулярных взаимодействий.

Биохимики выяснили, что живые клетки содержат множество разнообразных типов чрезвычайно сложных молекул. Таким образом, исчерпывающее описание молекул одной, даже простейшей клетки является чрезвычайно сложной задачей, уче­ные, в сущности, даже и не приступали к созданию такого опи­сания.

Впрочем, какое бы сложное описание не было бы создано, на дан­ном уровне оно содержало бы лишь длинный перечень формул, регистрирующих образование и разрыв химических связей. Од­нако подобный перечень не в состоянии дать более глубоко­го понимания природы сознания, чем описания более высокого уровня, рассмотренные ранее. В сущности, перечни молекулярных взаимодействий, как и описания потоков нервных импуль­сов, одинаково бесполезны, поскольку ни то ни другое ни на йоту не приближает к пониманию исследуемого феномена.

Может быть, мы сумеем достичь цели, проанализировав атомную структуру молекул? Многие ученые убеждены, что мы можем получить полное представление об атомах и молекулах, исследовав взаимодейст­вия субатомных частиц — протонов, нейтронов и электронов.

Такого рода взаимодействиями занимается наука, называемая квантовой механикой. В квантовой механике субатомные явле­ния описываются с помощью математических уравнений. Несмотря на то, что с по­мощью диаграмм можно пред­ставить некоторые моменты решения подобных уравнений, как правило, эти решения в общем случае не могут быть изображены графически. Изучив принципы написания подобных уравнений, мы придем к выводу, что они являются не более чем закодированными правилами операций над символами. А эти символы представляют собой просто буквы обычного алфавита. Символы могут представ­ляться в виде внутренних состояний ЭВМ, могут быть начертаны на бумаге, но в сущности они являются произвольными знаками. даже очень тща­тельно изучая загадочные абстракции физико-математических уравнений, понять природу сознания не возможно.

В фундаментальной квантовой механике  описание природы раскладывается на простейшие элементарные составляю­щие, которые могут принимать зна­чения 0,1,2...9,А,В,С,...Н, а правила операций над ними написаны на языке программирования компьютера. Эти правила описы­вают лишь определенные способы перегруппировки символов для создания новых схем. И наконец окончательный результат современной научной картины мира может быть изображен в виде последовательности символов и правил манипулирования ими, закодированных в виде строк из нулей и единиц.

Таким образом, попытки понять природу сознания, пользуясь концепциями механистической науки, терпят полный и окончательный крах. На каждом этапе  исследования мы сталкивались с набором символов, кодирующих стандартные модели, которые мы ежедневно наблюдаем при помощи органов чувств. Начав исследование с обозначения человека символами сетчатка и афферентный нерв, которые представляют детали анатомического строения, доступные наблюдению, и  закончив абстрактным описанием, символы которого состав­ляют математические конструкции либо элементарные правила манипулирования произвольными значками, мы каждый раз оказывались неспособными описать природу сознания. Более того, символы каждого нижележащего уровня были еще менее связаны с миром нашего субъективного опыта, чем символы предыдущего уровня.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.