Натурфилософия эпохи Возрождения
Оглавление.
Введение……………………………………………………………….2
1.Возрожденческая трактовка диалектики. Николай Кузанский
и
принцип совпадения противоположностей……………………….3-6
2.Теория Николая Коперника……………………………………..….6-8
3. Бесконечная вселенная Джордано
Бруно…………………………8-10
4. Механистическая картина мира Галилео Галилея………………10-17
Список
использованной литературы……………………………...17
Введение.
XV и XVI
столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной
жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и
зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в
свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых
путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и
великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили
облик средневековой Европы. Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый
план города. Некогда могущественнейшие силы средневекового мира - империя и
папство - переживал глубокий кризис. В XVI столетии распадавшаяся Священная
Римская империя германской нации стала ареной двух первых антифеодальных
революций - Великой крестьянской войны в Германии и Нидерландского восстания.
Переходный характер эпохи, происходящий во всех областях жизни, процесс
освобождения от средневековых пут и вместе с тем еще неразвитость становящихся
капиталистических отношений, не могли не сказаться на особенностях
художественной культуры и эстетической мысли того времени.
Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры -
расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в
особенности, философии. Зародившись в городах Италии это обновление
захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные
возможности для распространения литературных и научных произведений, а более
регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному
проникновению новых научных течений, развитию радикально новых взглядов на мир,
на проблемы философии.
1.Возрожденческая трактовка диалектики. Николай
Кузанский
и принцип совпадения противоположностей.
Одним из характерных представителей
ренессансной философии был Николай Кузанский (1401-1464). Анализ его
учения позволяет особенно ясно увидеть различия между древнегреческой и
возрожденческой трактовками бытия.
Николай Кузанский,
как и большинство философов его времени,
ориентировался на традицию неоплатонизма. Однако при этом он переосмыслил учение неоплатоников, начиная с центрального для них понятия единого. У Платона и неоплатоников, как мы знаем, единое характеризуется через противоположность «иному», не единому. Эта характеристика восходит к пифагорейцам и элеатам, противопоставлявшим единое многому, предел - беспредельному. Кузанский, разделяющий принципы христианского монизма, отвергает античный дуализм и заявляет, что «единому ничто не противоположно».
А отсюда он делает характерный вывод: «единое есть все» - формула, звучащая пантеистически и прямо предваряющая
пантеизм Джордано Бруно.
Эта формула
неприемлема для христианского теизма, принципиально
отличающего творение ( «все» ) от творца (единого); но, что не менее
важно, она отличается и от концепции неоплатоников, которые
никогда не отождествляли единое со «всем». Вот тут и
появляется новый, возрожденческий подход к
проблемам онтологии. Из
утверждения, что единое не
имеет противоположности, Кузанский делает вывод, что единое тождественно
беспредельному, бесконечному. Бесконечное - это то, больше чего ничего не
может быть, Кузанский поэтому называет его «максимумом»; единое же - это
«минимум». Николай Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения
противоположностей (coincidentia oppositorum) - максимума и минимума.
Чтобы сделать более наглядным этот принцип, Кузанский обращается к
математике, указывая, что при увеличении радиуса круга до бесконечности
окружность превращается в бесконечную прямую. У такого максимального
круга диаметр становится тождественным окружности, более того - с
окружностью совпадает не только диаметр, но и центр, а тем самым
точка (минимум) и бесконечная прямая (максимум) представляют собой одно и
то же. Аналогично обстоит дело с треугольником: если одна из его сторон
бесконечна, то и другие две тоже будут бесконечными. Таким образом,
доказывается, что бесконечная линия есть и треугольник, и круг, и шар.
Совпадение противоположностей является
важнейшим методологическим принципом философии Николая Кузанского, что делает
его одним из родоначальников новоевропейской диалектики. У Платона,
одного из крупнейших диалектиков античности, мы не находим
учения о совпадении противоположностей, поскольку для древнегреческой
философии характерен дуализм, противопоставление идеи (или формы) и материи,
единого и беспредельного. Напротив, у Кузанского место единого теперь
занимает понятие актуальной бесконечности, которое и есть, собственно,
совмещение противоположностей - единого и беспредельного.
Проведенное, хотя и не всегда
последовательно, отождествление единого с бесконечным впоследствии повлекло
за собой перестройку принципов не только античной философии и средневековой
теологии, но и античной и средневековой науки - математики и астрономии.
Ту роль, какую у греков играло
неделимое (единица), вносящее меру, предел как в сущее в целом, так и в
каждый род сущего, у Кузанского выполняет бесконечное - теперь на него
возложена функция быть мерой всего сущего. Если бесконечность
становится мерой, то парадокс оказывается синонимом точного знания. И в
самом деле, вот что вытекает из принятых Кузанским предпосылок:
«...если бы одна бесконечная линия состояла из бесконечного числа отрезков в
пядь, а другая - из бесконечного числа отрезков в две пяди, они все-таки с
необходимостью были бы равны, поскольку бесконечность не может быть
больше бесконечности». Как видим, перед лицом бесконечности всякие
конечные различия исчезают, и двойка становится равна единице, тройке и любому
другому числу.
В геометрии, как показывает Николай
Кузанский, дело обстоит так же, как и в арифметике. Различение рациональных
и иррациональных отношений, на котором держалась геометрия греков, Кузанский
объявляет имеющим значение только для низшей умственной способности - рассудка,
а не разума. Вся математика, включая арифметику, геометрию и
астрономию, есть, по убеждению Кузанского, продукт деятельности рассудка;
рассудок как раз и выражает своей основной принцип в виде запрета
противоречия, то есть запрета совмещать противоположности. Николай
Кузанский возвращает нас к Зенону с его парадоксами бесконечности, с тем,
однако, различием, что Зенон видел в парадоксах орудие разрушения ложного
знания, а Кузанский - средство созидания знания истинного. Правда, само
это знание имеет особый характер - оно есть «умудренное неведение».
Тезис о
бесконечном как мере вносит преобразования и в астрономию. Если в области арифметики и геометрии бесконечное как мера превращает знание о конечных соотношениях в приблизительное, то в астрономию эта новая мера
вносит, кроме того, еще и принцип относительности. И в самом деле: так как
точное определение размеров и формы мироздания может быть дано лишь через
отнесение его к бесконечности, то в нем не могут быть различены центр и
окружность.
Рассуждение Кузанца помогает
понять связь между философской категорией единого
и космологическим представлением древних о наличии центра
мира, а тем самым - о его конечности. Осуществленное им отождествление единого
с беспредельным разрушает ту картину космоса, из которой исходили не
только Платон и Аристотель, но и Птолемей и Архимед. Для античной
науки и большинства представителей античной философии космос был очень
большим, но конечным телом. А признак конечности тела - это возможность
различить в нем центр и периферию, «начало» и «конец». Согласно
Кузанскому, центр и окружность космоса - это бог, а потому хотя мир не
бесконечен, однако его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет
пределов, между которыми он был бы замкнут.
2.Теория
Николая Коперника.
Через всю яркую жизнь Коперника, начиная со студенческих
лет в Кракове и до последних дней, проходит основная нить - великое дело
утверждения новой системы мира, призванной заместить в корне неправильную
геоцентрическую систему Птолемея.
Первый набросок своей теории Коперник изложил в работе,
которая известна под русским названием, как “Малый комментарий Николая Коперника
относительно установленных им гипотез о небесных движениях”. Эта книга не была
опубликована при жизни автора. В “Малом комментарии” после краткого
предисловия, завершающегося упоминанием о теории концентрических сфер Евдекса и
Каллиппа, а также теории Птолемея, Николай Коперник указывает на недостатки
этих теорий, вынуждающих его предложить свою теорию.
Эта новая теория исходит из следующих требований:
· Не существует единого центра для всех небесных орбит или сфер.
· Центр Земли является не центром мира, а лишь центром тяготения и
лунной орбиты.
· Все сферы движутся вокруг Солнца, как вокруг своего центра,
вследствие чего Солнце является центром всего мира.
· Отношение расстояния от Земли до Солнца к высоте небесной тверди ( то
есть к расстоянию до сферы неподвижных звезд) меньше отношения радиуса Земли к
расстоянию от нее до Солнца, причем, расстояние от Земли до Солнца ничтожно
мало по сравнению с высотой небесной тверди.
· Всякое движение, замечаемое у небесной тверди, связано не с
каким-либо движением самой тверди, а с движением Земли. Земля же, вместе с
окружающими ее стихиями (воздухом и водой) совершает в течение суток полный
оборот вокруг своих неизменных полюсов, в то время, как твердь небесная и
расположенное на ней небо, остаются неподвижными.
· То, что кажется нам движением Солнца, на самом деле связано с
движениями Земли и нашей сферы, вместе с которой мы обращаемся вокруг Солнца,
как всякая другая планета. Таким образом, Земля обладает более чем одним
движением.
· Кажущиеся прямые и попятные движения планет, обусловлены не их
движениями, а движением Земли. Следовательно, одного лишь движения самой Земли
достаточно для объяснения многих кажущихся неравномерностей на небе.
В этих семи тезисах четко намечены контуры будущей
гелиоцентрической системы, сущность которой заключается в том, что Земля
одновременно движется и вокруг своей оси и вокруг Солнца.
Формулируя тезисы своей теории,
Николай Коперник пользуется понятиями астрономии начала 16 века. Так, в его
тезисах речь идет о движении сфер, а не о движении планет. Ибо движение планет
объяснялось тогда движением сфер, каждая из которых соответствовала
определенной планете. Пятый тезис следует понимать как, что сфера неподвижных
звезд не участвует в движении планетных сфер, а остается неподвижной. А в
последнем тезисе речь идет о петлях описываемых планетами на небе вследствие
движения Земли вокруг Солнца. В теории Коперника оказалось достаточно принять
допущение о том, что мы наблюдаем за планетами с движущейся Земли, плоскость
орбиты которой, почти совпадает с плоскостями орбит других планет. Такое
допущение существенно упрощало объяснение петлеобразного движения планет по
сравнению со сложной системой эпициклов и дифферентов в теории Птолемея.
Необычайно важным был и четвертый тезис: никто до Коперника, а большинство
астрономов и после его смерти, не смели приписывать Вселенной столь огромные
размеры.
Сформулировав 7 положений своей теории, Коперник переходит
к описанию последовательности расположения небесных сфер (планет). Затем
Коперник останавливается на том, почему годовое движение Солнца на небе следует
объяснять лишь движением Земли.
Заканчивается “Малый комментарий” следующим утверждением
:”Таким образом всего тридцати четырех кругов достаточно для объяснения
устройства Вселенной и всего хоровода планет”. Коперник необычайно гордился
своим открытием, ибо видел в нем наиболее гармоничное решение проблемы,
сохранявшее принцип, в силу которого все движения планет можно интерпретировать
как сложения движений по окружности.
3. Бесконечная вселенная
Джордано Бруно.
Положения Кузанского
противоречат принципам аристотелевской физики, основанной на
различении высшего - надлунного и низшего - подлунного
миров. Кузанский разрушает конечный космос античной и
средневековой науки, в центре которого
находится неподвижная Земля. Тем самым он подготовляет коперниканскую революцию в астрономии, устранившую геоцентризм аристотелевско-птолемеевской картины мира.
Вслед за Николаем Кузанским Коперник, как было указано выше, пользуется
принципом относительности и на нем основывает новую астрономическую систему.
Характерная для
Николая Кузанского тенденция мыслить высшее начало
бытия как тождество противоположностей (единого и бесконечного) была результатом пантеистически окрашенного сближения бога с миром, творца с творением. Эту тенденцию еще более углубил Джордано Бруно (1548-1600), создав последовательно пантеистическое учение, враждебное средневековому теизму. Джордано Бруно опирался не только на Николая Кузанского, но и на гелиоцентрическую астрономию Николая Коперника. Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса. Коперник считает,
что Вселенная неизмерима и безгранична; он
называет ее «подобной бесконечности», одновременно
показывая, что размеры Земли но сравнению с размерами Вселенной исчезающе
малы.
Отождествляя космос с бесконечным
божеством, Бруно получает и бесконечный космос.
Снимая, далее, границу между творцом и
творением, Бруно разрушает и традиционную противоположность формы - как
начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и
материи как начала беспредельного, а потому пассивного, с другой.
Бруно, таким образом, не только передает самой природе то, что в средние
века приписывалось богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет
значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и
движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим
именно форме. Природа, согласно Бруно, есть «бог в вещах».
Пантеизм Бруно прокладывал путь к
материалистическому пониманию природы. Неудивительно, что учение Бруно
было осуждено церковью как еретическое. Инквизиция требовала, чтобы
итальянский философ отрекся от своего учения. Однако Бруно предпочел смерть
отречению, и в 1600 году был сожжен на костре.
Новое соотношение между материей
и формой, новое понимание материи свидетельствует о том, что в XVI веке
сформировалось сознание, существенно отличное от античного.
Страницы: 1, 2
|