Натурфилософия Ренессанса
ПЛАН.
Введение
1.Возрожденческая
трактовка диалектики. Николай Кузанский
и
принцип совпадения противоположностей
2.Теория Николая Коперника
3.
Бесконечная вселенная Джордано Бруно
4. Механистическая картина
мира Галилео Галилея
Список используемой литературы
Введение.
XV и XVI
столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной
жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и
зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в
свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых
путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и
великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили
облик средневековой Европы. Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый
план города. Некогда могущественнейшие силы средневекового мира - империя и
папство - переживал глубокий кризис. В XVI столетии распадавшаяся Священная Римская
империя германской нации стала ареной двух первых антифеодальных революций -
Великой крестьянской войны в Германии и Нидерландского восстания. Переходный
характер эпохи, происходящий во всех областях жизни, процесс освобождения от
средневековых пут и вместе с тем еще неразвитость становящихся
капиталистических отношений, не могли не сказаться на особенностях
художественной культуры и эстетической мысли того времени.
Все перемены в
жизни общества сопровождались широким обновлением культуры - расцветом
естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в
особенности, философии. Зародившись в городах Италии это обновление
захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло
невиданные возможности для распространения литературных и научных
произведений, а более регулярное и тесное общение между странами
способствовало повсеместному проникновению новых научных течений, развитию
радикально новых взглядов на мир, на проблемы философии.
1.Возрожденческая трактовка
диалектики. Николай Кузанский
и принцип совпадения
противоположностей.
Одним из характерных
представителей ренессансной философии был Николай Кузанский
(1401-1464). Анализ его учения позволяет особенно ясно увидеть различия между
древнегреческой и возрожденческой трактовками бытия.
Николай
Кузанский, как и большинство философов его времени, ориентировался на
традицию неоплатонизма. Однако при этом он переосмыслил учение
неоплатоников, начиная с центрального для них понятия единого. У
Платона и неоплатоников, как мы знаем, единое характеризуется через
противоположность «иному», не единому. Эта характеристика восходит к
пифагорейцам и элеатам, противопоставлявшим единое многому, предел -
беспредельному. Кузанский, разделяющий принципы христианского монизма,
отвергает античный дуализм и заявляет, что «единому ничто не
противоположно». А отсюда он делает характерный вывод: «единое есть все»
- формула, звучащая пантеистически и прямо предваряющая пантеизм Джордано
Бруно.
Эта
формула неприемлема для христианского теизма, принципиально отличающего
творение ( «все» ) от творца (единого); но, что не менее важно, она
отличается и от концепции неоплатоников, которые никогда не отождествляли
единое со «всем». Вот тут и появляется новый, возрожденческий
подход к проблемам онтологии. Из утверждения, что единое не имеет
противоположности, Кузанский делает вывод, что единое тождественно
беспредельному, бесконечному. Бесконечное - это то, больше чего ничего не
может быть, Кузанский поэтому называет его «максимумом»; единое же - это
«минимум». Николай Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей
(coincidentia oppositorum) - максимума и минимума. Чтобы сделать более
наглядным этот принцип, Кузанский обращается к математике, указывая, что
при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается в
бесконечную прямую. У такого максимального круга диаметр становится
тождественным окружности, более того - с окружностью совпадает не только
диаметр, но и центр, а тем самым точка (минимум) и бесконечная прямая
(максимум) представляют собой одно и то же. Аналогично обстоит дело с
треугольником: если одна из его сторон бесконечна, то и другие две
тоже будут бесконечными. Таким образом, доказывается, что бесконечная
линия есть и треугольник, и круг, и шар.
Совпадение противоположностей
является важнейшим методологическим принципом философии Николая Кузанского, что
делает его одним из родоначальников новоевропейской диалектики. У
Платона, одного из крупнейших диалектиков античности, мы не
находим учения о совпадении противоположностей, поскольку для
древнегреческой философии характерен дуализм, противопоставление идеи (или
формы) и материи, единого и беспредельного. Напротив, у Кузанского место
единого теперь занимает понятие актуальной бесконечности, которое и есть,
собственно, совмещение противоположностей - единого и беспредельного.
Проведенное, хотя и не
всегда последовательно, отождествление единого с бесконечным впоследствии
повлекло за собой перестройку принципов не только античной философии и
средневековой теологии, но и античной и средневековой науки - математики и
астрономии.
Ту роль, какую у греков играло
неделимое (единица), вносящее меру, предел как в сущее в целом, так и в
каждый род сущего, у Кузанского выполняет бесконечное - теперь на него
возложена функция быть мерой всего сущего. Если бесконечность
становится мерой, то парадокс оказывается синонимом точного знания. И в
самом деле, вот что вытекает из принятых Кузанским предпосылок:
«...если бы одна бесконечная линия состояла из бесконечного числа отрезков в
пядь, а другая - из бесконечного числа отрезков в две пяди, они все-таки с
необходимостью были бы равны, поскольку бесконечность не может быть
больше бесконечности». Как видим, перед лицом бесконечности всякие
конечные различия исчезают, и двойка становится равна единице, тройке и любому
другому числу.
В геометрии, как показывает
Николай Кузанский, дело обстоит так же, как и в арифметике. Различение рациональных
и иррациональных отношений, на котором держалась геометрия греков, Кузанский
объявляет имеющим значение только для низшей умственной способности -
рассудка, а не разума. Вся математика, включая арифметику, геометрию и
астрономию, есть, по убеждению Кузанского, продукт деятельности рассудка;
рассудок как раз и выражает своей основной принцип в виде запрета
противоречия, то есть запрета совмещать противоположности. Николай
Кузанский возвращает нас к Зенону с его парадоксами бесконечности, с тем,
однако, различием, что Зенон видел в парадоксах орудие разрушения ложного
знания, а Кузанский - средство созидания знания истинного. Правда, само
это знание имеет особый характер - оно есть «умудренное неведение».
Тезис о
бесконечном как мере вносит преобразования и в астрономию. Если в
области арифметики и геометрии бесконечное как мера превращает
знание о конечных соотношениях в приблизительное, то в астрономию эта
новая мера вносит, кроме того, еще и принцип относительности. И в самом
деле: так как точное определение размеров и формы мироздания может быть
дано лишь через отнесение его к бесконечности, то в нем не могут быть
различены центр и окружность.
Рассуждение Кузанца помогает понять связь между
философской категорией единого и космологическим представлением
древних о наличии центра мира, а тем самым - о его конечности. Осуществленное
им отождествление единого с беспредельным разрушает ту картину космоса,
из которой исходили не только Платон и Аристотель, но и Птолемей и
Архимед. Для античной науки и большинства представителей античной философии
космос был очень большим, но конечным телом. А признак конечности тела - это
возможность различить в нем центр и периферию, «начало» и «конец».
Согласно Кузанскому, центр и окружность космоса - это бог, а потому хотя мир не
бесконечен, однако его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет
пределов, между которыми он был бы замкнут.
2.Теория Николая Коперника.
Через всю яркую жизнь Коперника, начиная со студенческих лет в Кракове
и до последних дней, проходит основная нить - великое дело утверждения новой
системы мира, призванной заместить в корне неправильную геоцентрическую систему
Птолемея.
Первый набросок своей теории Коперник изложил в работе, которая
известна под русским названием, как “Малый комментарий Николая Коперника
относительно установленных им гипотез о небесных движениях”. Эта книга не была
опубликована при жизни автора. В “Малом комментарии” после краткого
предисловия, завершающегося упоминанием о теории концентрических сфер Евдекса и
Каллиппа, а также теории Птолемея, Николай Коперник указывает на недостатки
этих теорий, вынуждающих его предложить свою теорию.
Эта новая теория исходит из следующих требований:
·· Не существует единого центра для всех небесных
орбит или сфер.
·· Центр Земли является не центром мира, а лишь
центром тяготения и лунной орбиты.
·· Все сферы движутся вокруг
Солнца, как вокруг своего центра, вследствие чего Солнце является центром всего
мира.
·· Отношение расстояния от Земли до Солнца к
высоте небесной тверди , то есть к расстоянию до сферы неподвижных звезд)
меньше отношения радиуса Земли к расстоянию от нее до Солнца, причем,
расстояние от Земли до Солнца ничтожно мало по сравнению с высотой небесной
тверди.
·· Всякое движение, замечаемое у небесной тверди,
связано не с каким-либо движением самой тверди, а с движением Земли. Земля же,
вместе с окружающими ее стихиями (воздухом и водой) совершает в течение суток
полный оборот вокруг своих неизменных полюсов, в то время, как твердь небесная
и расположенное на ней небо, остаются неподвижными.
·· То, что кажется нам движением Солнца, на самом
деле связано с движениями Земли и нашей сферы, вместе с которой мы обращаемся
вокруг Солнца, как всякая другая планета. Таким образом, Земля обладает более
чем одним движением.
·· Кажущиеся прямые и попятные движения планет,
обусловлены не их движениями, а движением Земли. Следовательно, одного лишь
движения самой Земли достаточно для объяснения многих кажущихся
неравномерностей на небе.
В этих семи тезисах четко намечены контуры будущей гелиоцентрической
системы, сущность которой заключается в том, что Земля одновременно движется и
вокруг своей оси и вокруг Солнца.
Формулируя тезисы своей теории, Николай Коперник
пользуется понятиями астрономии начала 16 века. Так, в его тезисах речь идет о
движении сфер, а не о движении планет. Ибо движение планет объяснялось тогда
движением сфер, каждая из которых соответствовала определенной планете. Пятый
тезис следует понимать как, что сфера неподвижных звезд не участвует в движении
планетных сфер, а остается неподвижной. А в последнем тезисе речь идет о петлях
описываемых планетами на небе вследствие движения Земли вокруг Солнца. В теории
Коперника оказалось достаточно принять допущение о том, что мы наблюдаем за
планетами с движущейся Земли, плоскость орбиты которой, почти совпадает с
плоскостями орбит других планет. Такое допущение существенно упрощало
объяснение петлеобразного движения планет по сравнению со сложной системой
эпициклов и дифферентов в теории Птолемея. Необычайно важным был и четвертый
тезис: никто до Коперника, а большинство астрономов и после его смерти, не
смели приписывать Вселенной столь огромные размеры.
Сформулировав 7 положений своей теории, Коперник переходит к описанию
последовательности расположения небесных сфер (планет). Затем Коперник
останавливается на том, почему годовое движение Солнца на небе следует
объяснять лишь движением Земли.
Заканчивается “Малый комментарий” следующим утверждением :”Таким
образом всего тридцати четырех кругов достаточно для объяснения устройства
Вселенной и всего хоровода планет”. Коперник необычайно гордился своим
открытием, ибо видел в нем наиболее гармоничное решение проблемы, сохранявшее
принцип, в силу которого все движения планет можно интерпретировать как
сложения движений по окружности.
3. Бесконечная вселенная
Джордано Бруно.
Положения Кузанского
противоречат принципам аристотелевской физики, основанной на различении
высшего - надлунного и низшего - подлунного миров. Кузанский разрушает
конечный космос античной и средневековой науки, в центре которого
находится неподвижная Земля. Тем самым он подготовляет коперниканскую
революцию в астрономии, устранившую геоцентризм
аристотелевско-птолемеевской картины мира. Вслед за Николаем Кузанским
Коперник, как было указано выше, пользуется принципом относительности и на
нем основывает новую астрономическую систему.
Характерная
для Николая Кузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как
тождество противоположностей (единого и бесконечного) была результатом
пантеистически окрашенного сближения бога с миром, творца с творением. Эту
тенденцию еще более углубил Джордано Бруно (1548-1600), создав
последовательно пантеистическое учение, враждебное средневековому теизму.
Джордано Бруно опирался не только на Николая Кузанского, но и на
гелиоцентрическую астрономию Николая Коперника. Коперник разрушает
важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним
и представление о конечности космоса. Коперник считает, что Вселенная
неизмерима и безгранична; он называет ее «подобной бесконечности»,
одновременно показывая, что размеры Земли но сравнению с размерами
Вселенной исчезающе малы.
Отождествляя космос с бесконечным
божеством, Бруно получает и бесконечный космос.
Снимая, далее, границу между творцом
и творением, Бруно разрушает и традиционную противоположность формы - как
начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и
материи как начала беспредельного, а потому пассивного, с другой.
Бруно, таким образом, не только передает самой природе то, что в средние
века приписывалось богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет
значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и
движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим
именно форме. Природа, согласно Бруно, есть «бог в вещах».
Пантеизм Бруно прокладывал путь к
материалистическому пониманию природы. Неудивительно, что учение Бруно
было осуждено церковью как еретическое. Инквизиция требовала, чтобы
итальянский философ отрекся от своего учения. Однако Бруно предпочел смерть
отречению, и в 1600 году был сожжен на костре.
Новое соотношение между материей
и формой, новое понимание материи свидетельствует о том, что в XVI веке
сформировалось сознание, существенно отличное от античного.
Страницы: 1, 2
|