рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Наука: мышление и творчество

Наука: мышление и творчество

Федеральное агентство по образованию

Вологодский государственный технический университет







Научно-технический отчет

по дисциплине Основы научных исследований

на тему:

«Наука: мышление и творчество»











Руководитель: Попова А. В.






Вологда

2010


АННОТАЦИЯ


Попова А.В. Наука: мышление и творчество: научно-технический отчет/ А.В. Попова, - Вологда: ВоГТУ, 2010. –

В работе изложены основные понятия охватываемой темы. Предоставлены виды и элементы мышления, цели науки, дано понятие «человеческая деятельность». Проведена связь между наукой, мышлением и творчеством. Предложены меры по решению проблемы.

Работа может быть использована студентами вузов и всеми интересующимися этой темой.



РЕФЕРАТ


Основная часть работы содержит 3 главы.

В первой главе раскрыты основные понятия (наука, мышление, творчество) с разных точек зрения. Выявлены основные цели науки разными авторами. Показаны элементы мышления, виды творческих решений. Так как в анализе часто встречалось понятие «человеческая деятельность», то было раскрыто его значение, показаны виды и структура.

Во второй главе показано развитие науки с Древних времен по настоящее. Сказано о том, что произошло за последнее время, какие были введены нововведения. Упомянуто о стадиях процесса творчества. Приведены примеры связи науки и творчества, и проведена связь с мышлением. Раскрыты виды мышления – маркетинговое и предпринимательское.

В третьей главе показано как решали раньше проблемы. Указаны недостатки экономической деятельности в настоящее время и действия по решению их.



ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ НАУКИ С МЫШЛЕНИЕМ И ТВОРЧЕСТВОМ

1.1 Основные термины, связанные с проблемой

1.2 Цели науки

1.3 Элементы мышления

1.4 Структура человеческой деятельности

Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ НАУКИ С МЫШЛЕНИЕМ И ТВОРЧЕСТВОМ

2.1 Развитие науки

2.2 Что произошло в научной деятельности за последнее время

2.3 Стадии процесса творчества

2.4 Примеры взаимосвязи науки с творчеством и мышлением

2.5 Маркетинговое мышление

2.6 Мышление предпринимателя

ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ

3.1 Из истории: действия по реализации перестройки

3.2 Что нужно специалисту-экономисту? Знания!

3.3 В чем недостатки бизнеса или производства. И как их решить

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



ВВЕДЕНИЕ


Тема актуальна в наше время или в какое-либо другое. Нашей стране необходимы экономисты, которые знают, чем они занимаются, чтобы их работа им нравилась, чтобы они знали, что нужно предпринять в той или иной ситуации.

Специалист должен принимать творческие решения, чтобы их товары или услуги были востребованы. Поэтому в наше время и возникает такая проблема, как взаимосвязь науки с мышлением и творчеством. Не каждый экономист может справиться с какой-либо проблемой правильно, или знаний не достаточно, или решение принято, но не эффективное, то есть не творческое.

Основная цель – провести анализ по проблеме - связь между наукой, мышлением и творчеством, сделать определенные выводы.

Задачи, которые были поставлены:

-                     дать определения основных понятий;

-                     выявить цели, которые содержатся в науке;

-                     выявить саму взаимосвязь мышления и творчества в науке;

-                     провести анализ проблемы, и выявить какие методы предлагаются по ее решению;

-                     сделать определенные выводы.

Объект – экономическая деятельность, связанная с НИ.

Предмет – проблема взаимосвязи мышления и творчества в НИ.

По исследованию проблемы были применены следующие общенаучные методы: анализ, сравнение, опрос.

Научная новизна работы заключается в рассмотрении нового, что может нам предложить наука в дальнейшем.

Практическая значимость работы заключается в том, есть возможность применения результатов на практике.

Работа состоит из 3 основных частей, выводов и предложений, списка используемых источников и приложений.



ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ НАУКИ С МЫШЛЕНИЕМ И ТВОРЧЕСТВОМ

 

1.1 Основные термины связанные с проблемой


Исследованию проблемы посвящены работы многих авторов. В этих работах исследованы теоретические и практические основы проблемы, о чем будет отражено в дальнейшем.

В начале работы было бы целесообразно объяснить все понятия с точки зрения разных авторов. Одно из главных – наука. Вот как дает трактовку этого понятия Лудченко А.А. «наука - это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в непосредственную производительную силу общества в результате специальной деятельности людей»[7]. На известном сайте мы можем встретить «наука - обычно: сфера человеческой деятельности, имеющая своей целью сбор, накопление, классификацию, анализ, обобщение, передачу и использование достоверных сведений, построение новых или улучшение существующих теорий, позволяющих адекватно описывать природные (естественные науки, естествознание) или общественные (гуманитарные науки) процессы и прогнозировать их развитие»[11]. Наукой считается развертывающаяся во времени и пространстве умственная перспектива, то есть некий проект рационального и опытно - экспериментального освоения бесчисленных сфер бытия мира, различных сторон жизни людей с точки зрения основных моментов их творческо–созидательской деятельности [19]. Характерные черты науки: универсальность, фрагментарность, общезначимость, обезличенность, систематичность, незавершенность, преемственность, критичность, достоверность, внеморальность, рациональность, чувственность.

Все авторы дают разные трактовки, но они по своему содержанию похожи. То есть наука включает в себя – человеческую деятельность, знания, мышление, процесс – это составляющие науки.

Также необходимо остановится на понятии «мышление». Что же о нем говорят авторы? Заглянув в энциклопедию по социологии, мы столкнулись с тем, что «экономическое мышление - взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической деятельности, связями, в которые они вступают в повседневной жизни»[22]. Очень важно обратиться к Гринюку, потому что, анализируя его работы, встретилась важная информация, которая необходима. Он свой труд «Экономическое мышление. Социально-психологические аспекты развития» построил из мнении ряда других авторов, он пишет так, «ряд авторов рассматривает экономическое мышление как форму проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации (Абалкин Л.И., Амелин В.Н., Попов В.Д., Соколова Г.Н., Чернышева Л.И.). Л.И. Абалкин определяет экономическое мышление как совокупность взглядов, представлений, способов подхода к оценке явлений и к принятию решений, которыми люди непосредственно руководствуются в своей хозяйственной деятельности. По мнению автора, эти взгляды и представления, далеко не всегда совпадающие с научными выводами, образуют эмпирический слой экономического мышления или обыденное сознание, которым и руководствуются, как правило, в повседневной практике. Таким образом, экономическое сознание и мышление представляются явлениями одного порядка, но разного уровня общности. В.Д. Попов рассматривает экономическое сознание как продукт экономического мышления и определяет последнее как процесс и результат познания экономических отношений в форме понятий, суждений, умозаключений. Именно понятия, суждения и умозаключения и входят в состав экономического сознания, по В.Д. Попову. С другой стороны, мышление осуществляется на основе достигнутого уровня сознания, с его помощью. Экономическое сознание играет роль первичного элемента в экономическом мышлении. По мнению В.Д. Попова, мышление как процесс познания есть экономическое сознание в действии, в движении. Результаты мышления объективируются в понятиях, которые при переходе в сознание субъективируются.

Белорусские исследователи (Серова Е.Е., Тырышкина Е.С., Шавель С.А., Шматко Е.Е. , 1993, 1994) рассматривают экономическое мышление как форму проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации [3]». Соколова нам дает очень интересную трактовку – «экономическое сознание есть осмысление, осознание людьми экономических отношений, отражение экономической действительности, а экономическое мышление является его выражением»[18]. Социолог Дружинин говорит более простыми о общими словами «мышление — это процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением действительности. Мышление возникает на основе практической деятельности людей из данных чувственного познания»[4].

Мышление тоже неразрывно связанно с какой-либо деятельностью, например экономической.

Раз наука и мышление связаны с деятельностью, то творчество тоже необходимо в своем понятии составляющую, то есть деятельность. Посмотри, что нам скажут различные авторы в своих работах. Лудченко пишет – «творчество - это создание по замыслу новых ценностей, новые открытия, изобретения, установление неизвестных науке фактов, создание новой, ценной для человечества информации»[7]. «Творчество в общем смысле - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового»[11]- выдает нам опять же известный сайт Википедия. На сайте журнала «Креативная экономика» была найдена статья – «Творчество уже давно перестало быть чем-то мистическим, современному экономисту, да и любому другому специалисту, в обязанности которого входит поиск решений нестандартных проблем, необходимо владеть современными инструментами творчества. Здесь мы приведем очень краткий обзор 10 методик для поиска новых идей и творческого решения проблем.

1.                Мозговой штурм

Автор - Алекс Осборн.

Основной принцип состоит в том, чтобы развести во времени генерацию идеи и ее критику. Каждый участник выдвигает идеи, другие пытаются их развивать, а анализ полученных решений проводится позже. Иногда используют «немой» вариант мозгового штурма - брейнрайтинг, когда идеи записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу, внося новые возникшие соображения.

2.                Шесть шляп

Автор - Эдвард де Боно.

Методика позволяет упорядочить творческий процесс с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, в белой человек беспристрастно анализирует цифры и факты, затем надевает черную и во всем ищет негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы - поиска позитивных сторон проблемы. Надев зеленую, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей подводятся итоги.

3.                Ментальные карты

Автор - Тони Бьюзен.

По его мнению, креативность связана с памятью, а значит, укрепление памяти улучшит и качество креативных процессов. Однако традиционная система записи с заголовками и абзацами препятствует запоминанию. Бьюзен предложил поместить в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не возбраняется подкреплять мысли графически. Процесс рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося древа надолго останется в памяти.

4.                Синектика

Автор - Уильям Гордон.

Гордон считает, что основной источник креативности - - в поиске аналогий. Сначала нужно выбрать объект и нарисовать таблицу для его аналогий. В первый столбец записывают все прямые аналогии, во второй - - непрямые (например, отрицание признаков первого столбца). Затем нужно сопоставить цель, объект и непрямые аналогии. Скажем, объект - карандаш, задача - расширение ассортимента. Прямая аналогия - объемный карандаш, ее отрицание - плоский карандаш. Результатом будет карандаш-закладка.

5.                Метод фокальных объектов

Автор - Чарльз Вайтинг.

Идея состоит в том, чтобы объединить признаки разных объектов в одном предмете. Например, взяли обычную свечу и понятие «Новый год». Новый год ассоциируется с искрящимся бенгальским огнем, этот признак можно перенести на свечу. Если бенгальскую свечу стереть в порошок и добавить его в воск, получится «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри.

6.                Морфологический анализ

Автор - Фриц Цвикки.

Объект нужно разложить на компоненты, выбрать из них несколько существенных характеристик, изменить их и попытаться соединить снова. На выходе получится новый объект. Например, нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.

7.                Непрямые стратегии

Авторы - Брайан Эно и Питер Шмидт.

Берется колода карт, на которых записан набор команд (например, «дай волю злости», «укради решение» и др.). Во время создания новой идеи нужно вытаскивать карту и пытаться следовать ее указаниям.

8.                Автобус, кровать, ванна

Метод основан на убеждении, что новая идея не только зреет в глубинах подсознания, но и активно рвется наружу. И чтобы она проявилась, надо лишь не мешать ей. Новая идея может прийти в голову где угодно, даже в малоподходящих для этого местах. Классический пример - Архимед с его ванной.

9.                Расшифровка

Берется непонятная надпись на чужом языке - скажем, иероглифы. В голове человека, который ее рассматривает, будут рождаться разные ассоциации. Один преподаватель, например, «увидев» воду и три круга, решил открыть свое дело и занялся доставкой устриц.

10.           Ловушка для идей

Этот прием подразумевает инвентаризацию всех возникающих идей: их можно наговаривать на диктофон, фиксировать в тетради и т. п. А потом при необходимости обращаться к своим записям» [13].

По моему мнению, очень интересная и познавательная статья.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.