Наука: мышление и творчество
Федеральное
агентство по образованию
Вологодский
государственный технический университет
Научно-технический
отчет
по
дисциплине Основы научных исследований
на
тему:
«Наука:
мышление и творчество»
Руководитель:
Попова А. В.
Вологда
2010
АННОТАЦИЯ
Попова А.В.
Наука: мышление и творчество: научно-технический отчет/ А.В. Попова, - Вологда:
ВоГТУ, 2010. –
В работе
изложены основные понятия охватываемой темы. Предоставлены виды и элементы
мышления, цели науки, дано понятие «человеческая деятельность». Проведена связь
между наукой, мышлением и творчеством. Предложены меры по решению проблемы.
Работа
может быть использована студентами вузов и всеми интересующимися этой темой.
РЕФЕРАТ
Основная
часть работы содержит 3 главы.
В первой
главе раскрыты основные понятия (наука, мышление, творчество) с разных точек
зрения. Выявлены основные цели науки разными авторами. Показаны элементы
мышления, виды творческих решений. Так как в анализе часто встречалось понятие
«человеческая деятельность», то было раскрыто его значение, показаны виды и
структура.
Во второй
главе показано развитие науки с Древних времен по настоящее. Сказано о том, что
произошло за последнее время, какие были введены нововведения. Упомянуто о
стадиях процесса творчества. Приведены примеры связи науки и творчества, и
проведена связь с мышлением. Раскрыты виды мышления – маркетинговое и
предпринимательское.
В третьей
главе показано как решали раньше проблемы. Указаны недостатки экономической
деятельности в настоящее время и действия по решению их.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ НАУКИ С МЫШЛЕНИЕМ И
ТВОРЧЕСТВОМ
1.1 Основные термины, связанные с проблемой
1.2 Цели науки
1.3 Элементы мышления
1.4 Структура человеческой деятельности
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ НАУКИ С МЫШЛЕНИЕМ И
ТВОРЧЕСТВОМ
2.1 Развитие науки
2.2 Что произошло в научной деятельности за последнее время
2.3 Стадии процесса творчества
2.4 Примеры взаимосвязи науки с творчеством и мышлением
2.5 Маркетинговое мышление
2.6 Мышление предпринимателя
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ
3.1 Из истории: действия по реализации перестройки
3.2 Что нужно специалисту-экономисту? Знания!
3.3 В чем недостатки бизнеса или производства. И как их решить
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Тема
актуальна в наше время или в какое-либо другое. Нашей стране необходимы экономисты,
которые знают, чем они занимаются, чтобы их работа им нравилась, чтобы они
знали, что нужно предпринять в той или иной ситуации.
Специалист
должен принимать творческие решения, чтобы их товары или услуги были
востребованы. Поэтому в наше время и возникает такая проблема, как взаимосвязь
науки с мышлением и творчеством. Не каждый экономист может справиться с
какой-либо проблемой правильно, или знаний не достаточно, или решение принято,
но не эффективное, то есть не творческое.
Основная
цель – провести анализ по проблеме - связь между наукой, мышлением и
творчеством, сделать определенные выводы.
Задачи,
которые были поставлены:
-
дать определения основных понятий;
-
выявить цели, которые содержатся в науке;
-
выявить саму взаимосвязь мышления и творчества в науке;
-
провести анализ проблемы, и выявить какие методы предлагаются по
ее решению;
-
сделать определенные выводы.
Объект – экономическая
деятельность, связанная с НИ.
Предмет – проблема
взаимосвязи мышления и творчества в НИ.
По
исследованию проблемы были применены следующие общенаучные методы: анализ,
сравнение, опрос.
Научная
новизна работы заключается в рассмотрении нового, что может нам предложить
наука в дальнейшем.
Практическая
значимость работы заключается в том, есть возможность применения результатов на
практике.
Работа
состоит из 3 основных частей, выводов и предложений, списка используемых
источников и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ НАУКИ С МЫШЛЕНИЕМ
И ТВОРЧЕСТВОМ
1.1 Основные
термины связанные с проблемой
Исследованию
проблемы посвящены работы многих авторов. В этих работах исследованы теоретические
и практические основы проблемы, о чем будет отражено в дальнейшем.
В начале работы было бы целесообразно объяснить все понятия с
точки зрения разных авторов. Одно из главных – наука. Вот как дает трактовку
этого понятия Лудченко А.А. «наука - это непрерывно развивающаяся система
знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых и
превращаемых в непосредственную производительную силу общества в результате
специальной деятельности людей»[7]. На известном сайте мы можем встретить «наука
- обычно: сфера человеческой деятельности, имеющая своей целью сбор,
накопление, классификацию, анализ, обобщение, передачу и использование
достоверных сведений, построение новых или улучшение существующих теорий,
позволяющих адекватно описывать природные (естественные науки, естествознание)
или общественные (гуманитарные науки) процессы и прогнозировать их
развитие»[11]. Наукой считается развертывающаяся во времени и пространстве
умственная перспектива, то есть некий проект рационального и опытно - экспериментального
освоения бесчисленных сфер бытия мира, различных сторон жизни людей с точки
зрения основных моментов их творческо–созидательской деятельности [19].
Характерные черты науки: универсальность, фрагментарность, общезначимость, обезличенность,
систематичность, незавершенность, преемственность, критичность, достоверность,
внеморальность, рациональность, чувственность.
Все авторы дают разные трактовки, но они по своему содержанию
похожи. То есть наука включает в себя – человеческую деятельность, знания,
мышление, процесс – это составляющие науки.
Также необходимо остановится на понятии «мышление». Что же о нем
говорят авторы? Заглянув в энциклопедию по социологии, мы столкнулись с тем,
что «экономическое мышление - взгляды и представления, порожденные практическим
опытом людей, их участием в экономической деятельности, связями, в которые они
вступают в повседневной жизни»[22]. Очень важно обратиться к Гринюку, потому
что, анализируя его работы, встретилась важная информация, которая необходима.
Он свой труд «Экономическое мышление. Социально-психологические аспекты
развития» построил из мнении ряда других авторов, он пишет так, «ряд авторов
рассматривает экономическое мышление как форму проявления экономического
сознания в конкретной общественной ситуации (Абалкин Л.И., Амелин В.Н., Попов
В.Д., Соколова Г.Н., Чернышева Л.И.). Л.И. Абалкин определяет экономическое
мышление как совокупность взглядов, представлений, способов подхода к оценке
явлений и к принятию решений, которыми люди непосредственно руководствуются в
своей хозяйственной деятельности. По мнению автора, эти взгляды и
представления, далеко не всегда совпадающие с научными выводами, образуют
эмпирический слой экономического мышления или обыденное сознание, которым и
руководствуются, как правило, в повседневной практике. Таким образом,
экономическое сознание и мышление представляются явлениями одного порядка, но
разного уровня общности. В.Д. Попов рассматривает экономическое сознание как
продукт экономического мышления и определяет последнее как процесс и результат
познания экономических отношений в форме понятий, суждений, умозаключений.
Именно понятия, суждения и умозаключения и входят в состав экономического
сознания, по В.Д. Попову. С другой стороны, мышление осуществляется на основе
достигнутого уровня сознания, с его помощью. Экономическое сознание играет роль
первичного элемента в экономическом мышлении. По мнению В.Д. Попова, мышление
как процесс познания есть экономическое сознание в действии, в движении.
Результаты мышления объективируются в понятиях, которые при переходе в сознание
субъективируются.
Белорусские исследователи (Серова Е.Е., Тырышкина Е.С., Шавель
С.А., Шматко Е.Е. , 1993, 1994) рассматривают экономическое мышление как форму
проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации [3]».
Соколова нам дает очень интересную трактовку – «экономическое сознание есть
осмысление, осознание людьми экономических отношений, отражение экономической
действительности, а экономическое мышление является его выражением»[18]. Социолог
Дружинин говорит более простыми о общими словами «мышление — это процесс
познавательной деятельности человека, характеризующийся опосредованным и
обобщенным отражением действительности. Мышление возникает на основе
практической деятельности людей из данных чувственного познания»[4].
Мышление тоже неразрывно связанно с какой-либо деятельностью,
например экономической.
Раз наука и мышление связаны с деятельностью, то творчество тоже
необходимо в своем понятии составляющую, то есть деятельность. Посмотри, что
нам скажут различные авторы в своих работах. Лудченко пишет – «творчество - это
создание по замыслу новых ценностей, новые открытия, изобретения, установление
неизвестных науке фактов, создание новой, ценной для человечества
информации»[7]. «Творчество в общем смысле - процесс человеческой деятельности,
создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания
субъективно нового»[11]- выдает нам опять же известный сайт Википедия. На сайте
журнала «Креативная экономика» была найдена статья – «Творчество уже давно
перестало быть чем-то мистическим, современному экономисту, да и любому другому
специалисту, в обязанности которого входит поиск решений нестандартных проблем,
необходимо владеть современными инструментами творчества. Здесь мы приведем
очень краткий обзор 10 методик для поиска новых идей и творческого решения
проблем.
1.
Мозговой штурм
Автор - Алекс Осборн.
Основной принцип состоит в том, чтобы развести во времени
генерацию идеи и ее критику. Каждый участник выдвигает идеи, другие пытаются их
развивать, а анализ полученных решений проводится позже. Иногда используют
«немой» вариант мозгового штурма - брейнрайтинг, когда идеи записываются на
листке бумаги, который участники передают друг другу, внося новые возникшие
соображения.
2.
Шесть шляп
Автор - Эдвард де Боно.
Методика позволяет упорядочить творческий процесс с помощью
мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, в белой человек
беспристрастно анализирует цифры и факты, затем надевает черную и во всем ищет
негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы - поиска позитивных сторон
проблемы. Надев зеленую, человек генерирует новые идеи, а в красной может
позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей подводятся итоги.
3.
Ментальные карты
Автор - Тони Бьюзен.
По его мнению, креативность связана с памятью, а значит,
укрепление памяти улучшит и качество креативных процессов. Однако традиционная
система записи с заголовками и абзацами препятствует запоминанию. Бьюзен
предложил поместить в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, достойные
запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не возбраняется
подкреплять мысли графически. Процесс рисования карты способствует появлению
новых ассоциаций, а образ получившегося древа надолго останется в памяти.
4.
Синектика
Автор - Уильям Гордон.
Гордон считает, что основной источник креативности - - в поиске
аналогий. Сначала нужно выбрать объект и нарисовать таблицу для его аналогий. В
первый столбец записывают все прямые аналогии, во второй - - непрямые
(например, отрицание признаков первого столбца). Затем нужно сопоставить цель,
объект и непрямые аналогии. Скажем, объект - карандаш, задача - расширение
ассортимента. Прямая аналогия - объемный карандаш, ее отрицание - плоский
карандаш. Результатом будет карандаш-закладка.
5.
Метод фокальных объектов
Автор - Чарльз Вайтинг.
Идея состоит в том, чтобы объединить признаки разных объектов в
одном предмете. Например, взяли обычную свечу и понятие «Новый год». Новый год
ассоциируется с искрящимся бенгальским огнем, этот признак можно перенести на
свечу. Если бенгальскую свечу стереть в порошок и добавить его в воск,
получится «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри.
6.
Морфологический анализ
Автор - Фриц Цвикки.
Объект нужно разложить на компоненты, выбрать из них несколько
существенных характеристик, изменить их и попытаться соединить снова. На выходе
получится новый объект. Например, нужно придумать визитную карточку для
парфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие
на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.
7.
Непрямые стратегии
Авторы - Брайан Эно и Питер Шмидт.
Берется колода карт, на которых записан набор команд (например,
«дай волю злости», «укради решение» и др.). Во время создания новой идеи нужно
вытаскивать карту и пытаться следовать ее указаниям.
8.
Автобус, кровать, ванна
Метод основан на убеждении, что новая идея не только зреет в
глубинах подсознания, но и активно рвется наружу. И чтобы она проявилась, надо
лишь не мешать ей. Новая идея может прийти в голову где угодно, даже в
малоподходящих для этого местах. Классический пример - Архимед с его ванной.
9.
Расшифровка
Берется непонятная надпись на чужом языке - скажем, иероглифы. В
голове человека, который ее рассматривает, будут рождаться разные ассоциации.
Один преподаватель, например, «увидев» воду и три круга, решил открыть свое
дело и занялся доставкой устриц.
10.
Ловушка для идей
Этот прием подразумевает инвентаризацию всех возникающих идей: их
можно наговаривать на диктофон, фиксировать в тетради и т. п. А потом при
необходимости обращаться к своим записям» [13].
По моему мнению, очень интересная и познавательная статья.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|