Новаторская философия Иммануила Канта
Филиал
Казанского университета экономики управления и права
Факультет
психологии
Новаторская философия
Иммануила Канта
Реферат по истории зарубежной философии
Выполнила:
ст. IV курса ОЗО
Бутякова
Г.А.
Проверил:
кандидат философских наук
Гайков
А.В.
Набережные
Челны, 1999г.
Содержание
Введение......................................................................................... 2
1. Немецкая классическая философия.............................................. 4
2. Иммануил Кант.............................................................................. 6
2.1 Личность и творчество.................................................... 6
2.2 Творчество в докритический
период............................. 7
2.3 Руссо и Кант: проблема
цивилизации и человека........ 8
2.4 Бессмертные идеи "Критики
чистого разума"............... 10
2.5 "Революция в способе
мышления".................................. 11
2.6 Возможна ли и как возможна
свобода?.......................... 12
3. Заключение..................................................................................... 14
Список литературы........................................................................ 15
Введение
На
нынешнем этапе истории осуществляется коренная ломка привычных стереотипов,
устоявшихся, догматизированных представлений. Рождается новое мышление. И ведь
это происходит не первый и не последний раз в человеческой истории. В такие
времена философия, откликаясь на ускорение исторического процесса, обычно
рождала, применяла и усовершенствовала диалектические идеи приёмы, методы,
позволяющие овладевать в мысли всё более стремительным развитием общества и
истории. Проблему - задачу эту можно считать вечно, возникающей вновь на каждом
витке развития цивилизации. А начиналось её решение с того, что английский
философ XVII веке Ф. Бэкон называл расчищением
"площади ума" от сковывающих его "идолов",
"призраков". И разве не сходная задача стоит перед нами сегодня ? В
том же веке французский мыслитель Р. Декарт выдвинул и систематически развил идею
о необходимости " методического сомнения " в унаследованных знаниях,
проверки их на содержательность, осмысленность и доказательность - и эта
великая идея вместе с другими идеями французского философа стала сегодня
остроактуальной.
В
эпоху особой актуализации тех или иных философских идей прошлого возникает
вызов и для них самих некоторые из философских идей - в том виде, в каком они
были первоначально выдвинуты и сформулированы, - подвергаются уточнению,
критике, а то радикальному пересмотру; им на смену приходят существенно
отличные философские идеи. Так было, например, в новое время с идеей свободы.
Тогда возникли незнакомые прошлому философские идеи, с помощью которых
обосновывались всеобщие, не знающие никаких исключений права человека. Но то,
над чем бились философы, начиная с глубокой древности и в новое время не
потеряло своего значения.
Философские
идеи не рождаются и не существуют в неком изолированном самостоятельном царстве
"чистого духа", "чистой мысли". Они живут и обновляются в
контексте действительной исторической жизни вполне определённых, реальных
индивидов. "Место" их существования - проблема", вокруг которой,
было так много споров и фантастических, хотя и не беспочвенных вымыслов, - это
и есть мир реальной истории, а конкретнее, мир сознания, общения, действия
индивидов, мир человеческих цивилизации и культуры. В последнее десятилетие всё
больше приходилось сосредоточивать внимание на уточнении концепции социально -
исторической обусловленности философской мысли и её обратного влияния на
общество. В центре обновлённой концепции, стоят понятия
"цивилизация", "эпоха", "историческая ситуация ".
Противоречия
современной цивилизации - её взлёты и откаты, и стремительный бег, невиданное
ускорение и вдруг душные времена, мертвящие зоны застоя, наконец, самый
страшный парадокс: угроза уничтожения цивилизации, и не какой-то внешней силой,
а творениями самой цивилизации - вот что в конечном счёте заставляет на пороге
нового столетия и нового тысячелетия высветить именно цивилизованные аспекты
человеческого бытия, как они видятся сквозь призму исторической философии.
Из
необозримого множества отдельных периодов, шагов исторического развития
философии представляют проблему противоречия человеческой цивилизации и
человека цивилизации поистине выдающие мыслители. Можно выделить особо мыслящих
и тревожащихся о цивилизации мыслителей Запада, таких как досократики, Сократ,
Платон, Аристотель, Дж. Бруно, И. Кант. Эти мыслители сильнее других утвердили
идеи, без сохранения и развития которых человечество не спасёт своё создание,
цивилизацию, оказавшуюся столь хрупкой.
Эти
великие, такие старые и такие новые мировоззренческие идеи: единство,
целостность мира, Вселенной Космоса и человека; единство свободы и
ответственности, прав и свобод личности; единство индивида и человечества,
индивида и народа, народа, нации, народов человечества.
Эти
мыслители какими бы проблемами ни занимались - размышляли ли, писали ли о
природе, космосе и Боге, об атомах или идеях, о познании или логике, мысли всё
равно возвращались, к вопросу о человеке, его свободе, достоинстве, традициях
его судьбы. В работах мыслителей можно сконцентрироваться на общей проблеме:
трудного становления Человека Цивилизации и вокруг идей философов, которые
внесли особый вклад в рождение, развитие, защиту общечеловеческих
гуманистических ценностей.
1. Немецкая классическая философия
Иммануила
Канта (1724-1804) считают родоначальником немецкой классической философии -
грандиозного этап в истории мировой философской мысли. Охватывающего более чем
столетие духовного развития - напряжённого, очень яркого по своим результатам и
важного по своему воздействию на человеческую духовную историю. Он связан по
истине с великими именами: наряду с Кантом это И. Г. Фихте (1762-1814), Г.
Гегель (1770-1831), Л. А. Фейербах (1804-1872) - все они в высшей степени
оригинальные мыслители.
Прежде
всего мыслителей немецкой классики, объединяло исходное понимание роли
философии в истории человечества, в развитие мировой культуры. Гегелю,
принадлежат крылатые слова: "Философия есть... современная ей эпоха,
постигнутая в мышлении". И представителям немецкой классики удалось
запечатлеть ритм, динамику, запросы своего тревожного и бурного времени -
периода грандиозных социально-исторических преобразований. Они обратили свои
взоры и к человеческой истории как таковой, и к человеческой сущности.
Кант,
Фихте, Гегель возносят философию высоко, т. к. мыслят её как строгую и
систематическую науку, науку как специфическую по сравнению с естествознанием.
Вторая особенность немецкой классической мысли
заключается в том что ей выпала миссия придать философии облик широко
разработанной и значительно более дифференцированной, чем раньше, специальной
системы дисциплин, идей и понятий, системы сложной, отдельные звенья, которой
взаимосвязаны в единую интелектуальную цепь философских абстракций. Именно
немецкая классика, несмотря на свою трудность при усвоении, смогла оказать
огромное воздействие не только на культуру, но и на социальное действие.
Кант
и другие представители философски рассуждают о мире - о мире в целом, о
закономерностях её развития. Это так называемый онтологический аспект
философии - учение о бытие. В тесном единстве с ним строится учение о
познании, т. е. Теория познания, гносеология. Философия разрабатывается
и как учение о человеке, т. е. философская антропология. Вместе с тем
классики немецкой мысли стремятся рассуждать о человеке, исследуя различные
формы человеческой деятельности, в том числе социальную жизнедеятельность
человека. Они размышляют об обществе, общественном человеке в рамках философии
права, нравственности, всемирной истории, искусства, религии - таковы были в
эпоху Канта дисциплины философии. Еще задолго до Канта охватывалось понятие
"метафизика". Немецкой классической философии была присуща метафизика
в смысле целостного мировоззренческого подхода.
Поэтому
третья особенность этой философии заключается в проложении пути новому
по отношении к метафизике методу мышления и познания - методу диалектизму,
разработала целостную и разветвленную диалектическую концепцию развития, приложимый
к исследованию всех областей человеческой жизни. Диалектические идеи проходят
через всю немецкую классическую философию, обогащаясь и развиваясь от одного
философского учения к другому.
Четвертый момент - это некоторые общие
принципы подхода к проблеме исторического развития. В трактовке развития
общества прилагаются рациональные мерки и критерии: историческое развитие
предполагается исследовать не с помощью прозрения - интуиции, а научно -
теоретически. Законы истории понимались как принципы исторической
"разумности". Немецкие философы полагали, что главным двигателем
истории являются взгляды, идеи, побуждения людей, т. е. идеальные мотивы,
объединяемые в понятия сознания, "духа", мышления, познания,
центральных для немецкой классической философии.
И
наконец, последнее, что объединяет немецкую классику в единое целое: в своем
рассмотрении человека и истории эта философия чётко и ясно сконцентрирована на вокруг
принципа свободы и других гуманистических ценностей.
Немецкая
классическая философия является непреходящим достижением философской мысли,
к которому примыкают и многие другие философские достижения человечества
немецкой классики. Она потому имеет общечеловеческое значение, что
пыталась ответить на вопросы, которые человечество задавало себе с самого
начала развития философии, на те вопросы, которые оно задаёт себе и сегодня.
Философия
немецкой классики и в наши дни продолжает свою жизнь как относительно единое
образование. Но немецкая классическая философия - созвездие, которое состоит из
ярчайших звёзд. На всю последующую жизнь человечества они зажглись на
небосклоне немецкой, европейской, мировой культуры. И одна из самых ярких этих
звёзд - Иммануил Кант. Жизнь и поистине бессмертные идеи Канта станут предметом
наших дальнейших размышлений.
2. Иммануил Кант
2.1. Личность и творчество
Кант
говорил о том, что вопрос о человеке, т. е. антропологический вопрос, - главный
для философии. Не случайно, подводя некоторые итоги развития своего
философствования, Кант все главные, занимавшие философские вопросы (что я могу
знать?, что я должен делать?, на что я могу надеяться?), по сути дела, свёл к
единому вопросу о человеке. Что есть человек и к чему он предназначен -
таков проблемный стержень всей кантовской философии.
Иммануил
Кант родился в 1724 году в Пруссии в семье шорника (ремесленника изготовлявшего
сёдла, уздечки), труд которого в тогдашней Германии считается почётным,
достаточно высоким уважением.
Рождение
и воспитание в семье шорника наложило на становление личности Канта свои
особенности: уважительное отношение к другим людям и их труду, честному,
добротному и достойному труду. Поэтому сыну ремесленника Иммануила Канту был
открыт доступ в университет и окончить его, а затем стать университетским
профессором, выдающимся философом и учёным. В годы учёбы в университете Кант
уже думает над тем каким путём нужно формировать новую философию. Он
внимательно изучает философские системы предшествующих философов. В особенности
его привлекает его английская философия - учения Локка и Юма. Он вникает в систему
Лейбница, осваивает произведение Вольфа. Проникая в глубину истории философии,
Кант осваивает одновременно такие дисциплины, как медицина, география,
математика и настолько профессионально, что впоследствии преподавал их. После
окончания университета в 1746 году Кант вступает в новый путь: он становится
домашним учителем. Годы учительства не прошли бесследно. В 1755 году Кант
своими оригинальными произведениями занял особое место в философском
творчестве. Его мысль начинает участвовать в обновлении философии Германии.
2.2. Творчество в докритический период
Самая
первая работа Канта - трактат "Мысли об истинной оценке живых сил"
(1746 год помечен годом окончания университета). Эта работа, которая содержит в
себе то, что можно назвать искренним и страстным определением жизненной
ориентации молодого ученого, обоснованием и защитой ценностей творческого
новаторского труда.
Кант
как начинающий философ пытается ответить на такие вопросы; как может ли он
посягнуть на критику великих ученых, великих философов? Имеет ли он право
судить о том, что сделано Декартом и Лейбницем, не заключена ли тут немыслимая
дерзость - встать вровень с ними?
В
связи с этим в личностном облике Канта проявляются такие качества: как смелость
и дерзость новатора, его доверие к своему творческому порыву, самоуважение и
достоинство.
В
1755 году Кант пишет и защищает три диссертации. Одна из них посвящена проблеме
огня (июнь 1755 год). Подобно Гераклиту, у которого огонь был первоначалом
диалектики, Кант подходит к проблеме огня, пытается исследовать в
естественнонаучном и одновременно в философском ключе. Эта работа своего рода
была пособием для студентов. В сентябре 1755 году он пишет вторую
диссертацию "О принципах метафизического познания" -
"габилитационную", как её называли.
Она
подтверждала право на звание приват-доцента философии. Здесь Кант выходит на
тему философской метафизики. Защитив вторую диссертацию, Кант приобрел
право читать лекции в университете.
В
1755 году написана третья диссертация "О философской монадологии".
Только в 1780 году он стал профессором Кёнисберского университета. Кант все
больше находит себя в философии, которая связана как естественнонаучными
сюжетами, так и с проблемами человека.
Страницы: 1, 2
|