рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Образование в системе философских концепций

На нынешней фазе формирования локальных общностей, очевидно, необходимо обратить внимание на преодоление автономии, обособленности. Понимание общности исторической судьбы, общности территориальной, экономической, политической и т.п. играет все большую роль. Поэтому основная задача сферы культуры и образования - поддержать эти процессы, считают сторонники такого подхода к образовательным стратегиям.

Общий смысл реформы состоит в восстановлении связи образования с обществом. Очень часто оппоненты реформы говорят - у нас хорошая традиция, чего там ломать[8]. Но дело в том, что связь образования как с экономикой, с предприятиями, так и с людьми, которые учатся и хотят учиться, утрачена. Образование оказалось брошенным, брошенным в двояком смысле - о нем перестали заботиться, и оно оказалось предоставлено само себе. Надо восстановить эту связь. Если так ставится вопрос, то совершенно очевидно, что реформа безальтернативна; спорить можно о механизмах реформы, а не о том, можно ли мириться с нынешним положением. Второй момент, более общий, его уже несколько раз касались - это финансы.

Об отсутствии четкой политики и стратегии в сфере российского образования свидетельствует и явно затянувшиеся дискуссии о развитии образования в России, нередко выходящие за рамки общепринятых норм научной и человеческой этики, и искусственно культивируемое некоторыми средствами массовой информации противопоставление науки и практики, педагогов-ученых и учителей. Весьма поверхностно трактуются и проблемы организации междисциплинарных, комплексных исследований в сфере образования, когда вместо подлинной интеграции научных знаний и координации научной деятельности специалистов разного профиля в образовательную исследовательскую сферу механически включаются ученые и общественные деятели, не имеющие прямого отношения к системе образования и профессионально никогда ранее не занимавшиеся специальными исследованиями именно в этой области.

Сама по себе констатация кризиса в образовании и отсутствия философской доктрины его преодоления важна, прежде всего, с точки зрения привлечения внимания ученых и широкой общественности кданной проблеме. Но еще более важен конструктивный подход: обоснование приоритетной проблематики и, главное, работоспособных практико-ориентированных концепций не только в философии образования, но и в сфере образовательной политики и стратегии применительно ко всем компонентам образовательной деятельности, а также к финансовому, материально-техническому, кадровому, научно-методическому и информационному обеспечению этой деятельности на всех уровнях образования.

Вполне понятно, что решение этих исключительно сложных и трудоемких задач требует коллективных усилий. При этом, хотелось бы более детально рассмотреть проблему финансирования и не достаточное использование научного потенциала высших учебных заведений.

С развитием платности образования в стране сформировался рынок образовательных услуг, усиливший конкуренцию между различными типами высших учебных заведений в привлечении потребителя этих услуг и вместе с тем актуализировал полезность создания конкурентной среды для развития каждого отдельного вуза в современных условиях. Грядущая демографическая ситуация, введение государством госзаказа на подготовку специалистов обострит существующую конкуренцию между учебными заведениями еще более, так как они должны будут завоевывать право набирать своих слушателей - потребителей образовательных услуг[9]. Несомненно, в этих условиях конкуренции качество подготовки специалистов будет ведущим критерием образовательной деятельности современного российского вуза.

Вуз как элемент образовательной системы представляет собой, как известно, особую разновидность социокультурного института, роль которого возрастает по мере движения общества по пути цивилизации.

Мера развития человека, уровень культуры и духовности в обществе, темпы экономического, научно-технического, социально-политического прогресса, эффективность управления обществом во многом зависят именно от социально-образовательной политики государства и качества подготовки специалистов. Социальное назначение института высшего образования состоит в удовлетворении, с одной стороны, потребности общества в субъектах труда высшей квалификации, а с другой, - в удовлетворении потребностей индивидов в овладении определенным спектром и уровнем знаний. Вряд ли сегодня нужно доказывать особое, исключительное место и значение института образования для жизнедеятельности и прогресса общества. Между тем, сложившийся огромный разрыв между достигнутыми большими возможностями современной науки, культуры и информатики и их реализацией в жизни всего общества, может быть успешно преодолен только на основе расширения и повышения уровня качества системы образования как в отдельной стране, так и в мировом масштабе.

Одной из главных задач для современного вуза оказывается создание организационно-управленческого механизма, способного отвечать изменяющимся условиям современной экономики, обеспечивать высококачественное образование, способствовать тому, чтобы выпускники оказались конкурентоспособными на рынке труда.

Однако общественные процессы могут оказывать и обратное воздействие на социальный статус. Речь идет о тех случаях, когда достижение высокой ступени образования не соответствует роду выбранной человеком профессиональной деятельности: человек может иметь высокий уровень образования, но не иметь достойную своей профессии работу или занимать малую должность, но при этом получать хорошую заработную плату. Диплом специалиста становится символом социального статуса, и в этом находит отражение косвенный, символический аспект образования. Следовательно, образование в вузе одновременно имеет практическое и символическое значение.

Исторически подтверждено: образование - одна из приоритетных ценностей жизни общества, определяющая его развитие. Приняв за основу развития личности в вузе устойчивый процесс успешной социализации, можно уточнить: целью образовательной деятельности вуза является развитие качества обучения, которое напрямую зависит от эффективных образовательных технологий, методов обучения как способов достижения знаний; от кадрового потенциала, профессионализма профессорско-преподавательского состава и научной деятельности вуза как решающего условия развития деятельности вуза[10].

В таких условиях российская система образования вынуждена искать новые направления своего развития. Как представляется, одним из перспективных направлений развития является международная и внешнеэкономическая деятельность высших учебных заведений.

Следует отметить, что важность данного направления обусловлена рядом следующих аспектов. Во-первых, международная и внешнеэкономическая деятельность высших учебных заведений позволяет использовать опыт образовательных учреждений зарубежных стран, который может быть реализован при подготовке специалистов, как для отечественного, так и для мирового рынка услуг. Во-вторых, эффективное использование имеющегося образовательного потенциала, являющегося также одним из весьма значимых национальных экспортных ресурсов, позволит высшим учебным заведениям привлекать новые средства финансирования своей деятельности. И, в-третьих, интеграция в европейское образовательное пространство способствует привлечению инвестиционных средств в отечественную образовательную сферу, что, несомненно, соответствует целям проводимой образовательной реформы.

Таким образом, развитие данного направления как представляется, позволит устранить ряд существующих в российском образовании проблем.


Заключение


В итоге, хотелось бы отметить, что образование представляет собой одно из важнейших направлений внутренней политики государства. Образование должно создавать условия для развития человека как такового: и знающего, и телесного, и переживающего, и духовного, и родового, и личности - и всех сторон человека, о которых мы еще недостаточно знаем.

При этом основными направлениями влияния института образования является влияние на культурную сферу общества и совершенствование своей деятельности. При этом основной акцент делается на инновационных технологиях, к внедрению которых стремиться и образовательная реформа. В этой связи особого внимания заслуживает такое направление развития высших учебных заведений как международная и внешнеэкономическая деятельность. Данное направление, реализуемое в рамках интеграции российского образования в единое европейское пространство, способствует разрешению ряда существующих в образовательной сфере проблем.

Как представляется в таких условиях, одним из перспективных направлений развития образовательной системы является международная и внешнеэкономическая деятельность высших учебных заведений.

Следует отметить, что важность данного направления обусловлена рядом следующих аспектов. Во-первых, международная и внешнеэкономическая деятельность высших учебных заведений позволяет использовать опыт образовательных учреждений зарубежных стран, который может быть реализован при подготовке специалистов, как для отечественного, так и для мирового рынка услуг. Во-вторых, эффективное использование имеющегося образовательного потенциала, являющегося также одним из весьма значимых национальных экспортных ресурсов, позволит высшим учебным заведениям привлекать новые средства финансирования своей деятельности. И, в-третьих, интеграция в европейское образовательное пространство способствует привлечению инвестиционных средств в отечественную образовательную сферу, что, несомненно, соответствует целям проводимой образовательной реформы.

Таким образом, приоритетными целями международной и внешнеэкономической деятельности высших учебных заведений, в том числе и МВД России, являются обеспечение высокого качества подготовки и конкурентоспособности выпускников российских образовательных учреждений на мировом рынке образования и труда и привлечение иностранных инвестиций в сферу образования.


Список используемых источников и литературы


1.                 Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-I "Об образовании" (ред. от 23 июля 2008 г) // СЗ РФ. - 1996. - №3. - Ст.150.

2.                 Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (ред. от 23 июля 2008 г) // СЗ РФ. - 1996. - №35. Ст.4135.

3.                 Александрова Р.И., Белкин А.И. Философия образования Российского зарубежья: духовно-нравственные искания // Российское зарубежье: образование, педагогика, культура, 20-50-е годы ХХ века. - Саранск, 2003. - С.42-51.

4.                 Антипин Н.А. Философия образования: современные проблемы и подходы к их решению // Образованная Россия: специалист XXI века. Проблемы Российского образования на рубеже третьего тысячелетия. - СПб., 1997. - С.111-115.

5.                 Баранец Н.Г., Копытова Л.И. Философия и перспективы инновационного обучения // Человек в культуре России: Материалы VII Всерос. науч. практ. конф., посвящ. дню славян. письменности и культуры. - Ульяновск, 1999. - С.28-30.

6.                 Бугреев А.Н., Никонов К.М. Философия образования. Концептуальные основания // Искусство, образование, наука в преддверии III тысячелетия. - Волгоград, 2004. - С.416-418.

7.                 Григорьева И. Философские аспекты образования // Социальные проблемы образования: методология, теория, технологии. - Саратов, 1999. - С.26-29.

8.                 Денисевич М.Н. К новой философии гуманитарного образования // XXI век: будущее России в философском измерении. - Екатеринбург, 2005. - С.116-120.

9.                 Козырин А.Н. Международное сотрудничество в сфере образования: к разработке концепции интегрирующего федерального закона об образовании // Ежегодник российского образовательного законодательства, 2008. - №3. - С.24.

10.            Крикунов А. К анализу концепции образования В.В. Розанова // Alma mater. - 1998. - № 4. - С.43-46.

11.            Михайлов Ф.Т. Философия образования: ее реальность и перспективы // Вопр. философии. - 1999. - № 8. - С.92-118.

12.            Послание Президента Российской Федерации Д. Медведева Федеральному Собранию РФ // Российская газета 06 - 12 ноября 2008 г. - № 230. - С.2.


[1] Послание Президента Российской Федерации Д. Медведева Федеральному Собранию РФ // Российская газета 06 -12 ноября 2008 г. - № 230. – С. 2.

[2] Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании» (ред. от 23 июля 2008 г.) // СЗ РФ. – 1996. - №3. – Ст. 150. 

[3] Фишер М.И. Философия образования и комплексные исследования образования// Вопросы философии. 1995. - № 11. – С. 24.

[4] Зотов А.Ф., Купцов В.И., Розин В.М., Марков А.Р., Шикин Е.В., Царев В.Г., Огурцов А.П. Образование в конце ХХ века (материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1992. - № 9. – С. 27.

[5] Денисевич М.Н. К новой философии гуманитарного образования // XXI век: будущее России в философском измерении. - Екатеринбург, 2005. - С.116.

[6] Зотов А.Ф., Купцов В.И., Розин В.М., Марков А.Р., Шикин Е.В., Царев В.Г., Огурцов А.П. Образование в конце ХХ века (материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1992. - № 9. – С. 27.

[7] Григорьева И. Философские аспекты образования // Социальные проблемы образования: методология, теория, технологии. - Саратов, 1999. - С. 27.

[8] Александрова Р.И., Белкин А.И. Философия образования Российского зарубежья: духовно-нравственные искания // Российское зарубежье: образование, педагогика, культура, 20-50-е годы ХХ века. - Саранск, 2003. - С.42.

[9] Григорьева И. Философские аспекты образования // Социальные проблемы образования: методология, теория, технологии. - Саратов, 1999. - С.26.

[10] Крикунов А. К анализу концепции образования В.В.Розанова // Alma mater. - 1998. - № 4. - С.43.


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.