рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Общественная мысль 20 века

p> Плеханова: "За двадцать лет. Сборник статей литературных, экономических, философских и исторических", "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" , "Критика наших критиков", "Пролетариат" .

Идеи Плеханова можно использовать в таких темах как:

1) Марксизм

2) Социал-демократия

3) Государственное управление

4) Государство

ЛЕНИН, ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ

(1870–1924), профессиональный революционер, продолжатель идей Маркса, основатель современного коммунистического движения и Советского государства. Ленин поступил в Казанский университет и прекрасно учился, но в конце 1887 был задержан за участие в революционной сходке студентов и политическом семинаре, исключен из университета и сослан в деревню под надзор полиции. В 1891 экстерном сдал экзамены по праву в Петербургском университете.

Большое влияние на Ленина оказали русские революционеры 19 в., в первую очередь публицист Н.Г.Чернышевский; его глубоко заинтересовали западноевропейские социалистические теории К.Маркса и Ф.Энгельса, которые популяризировал в России прежде всего

Г.В.Плеханов. Первым значительным марксистским произведением молодого Ленина стал труд Развитие капитализма в России (1897), за ним последовали многочисленные политические работы, выходившие в

России и за рубежом.

В 1898 Ленин, Плеханов и другие марксисты организовали Российскую социал- демократическую партию (РСДРП) для координации революционной деятельности. В 1901–1902 народники создали соперничавшую с ней партию социалистов- революционеров (эсеров). Обе партии вошли в состав Международной федерации, известной как

Социалистический, или Второй Интернационал. Ленин намеревался развернуть полемику против эсеров, но вскоре у него возникли серьезные разногласия и с членами РСДРП. Ленин и другие «искровцы» выступали за создание централизованной партии, которая должна была мобилизовывать пролетариат на более активную экономическую и политическую борьбу против всех форм угнетения и свержение царизма. Ленин популяризировал такого рода идеи в работе Что делать? (1902). На втором съезде

РСДРП, проходившем в 1903 в Брюсселе и Лондоне,

«искровцы» одержали победу, но затем распались на две фракции – большевиков и меньшевиков. Причины этого раскола и дальнейшие задачи большевиков были проанализированы Лениным в работе Шаг вперед

– два шага назад (1904). Большевики под руководством Ленина настаивали на строжайшей партийной дисциплине, меньшевики, которых поддерживали Мартов и Плеханов, выступали за более широкую коалицию. Кроме того, меньшевики выступали в поддержку союза рабочих и крупной буржуазии с целью свержения царизма, в то время как Ленин (например, в 1905 в полемическом труде

Две тактики социал-демократии в демократической революции) утверждал, что для успеха подлинно демократической революции в России необходимы союз рабочих и крестьян и создание в дальнейшем

«демократической диктатуры пролетариата и крестьянства».

К 1898 он женился на одной из своих ближайших соратниц Н.К. Крупской. Ленин и Крупская сыграли важную роль в координации деятельности подпольной большевистской организации РСДРП, содействуя печатанию и распространению газет «Вперед» и «Пролетарий».

Революционные события вскоре позволили им вернуться в Россию. В 1905 разразилась первая русская революция. Сотни стачек и крестьянских бунтов заставили царский режим провести ряд важных реформ, включая предоставление политических свобод и создание парламентского органа, именовавшегося Думой. Ленин сначала выступал против участия большевиков в работе

Думы, но в 1906 изменил свою позицию. Он поддержал также работу в Советах рабочих депутатов, которые руководили революционной деятельностью. Ленин активно поддерживал открытую

(легальную) деятельность РСДРП, особенно ее большевистского крыла, в ходе массового наплыва рабочих в партию. В 1906–1907 обозначился спад революции. Революционеры вынуждены были уйти в подполье или эмигрировать, а многие левые интеллектуалы оказались деморализованными.

Обострились и отношения между большевиками и меньшевиками. Ленин вступил в конфликт даже с группой большевиков, возглавляемой

А.А.Богдановым, которые избегали работы в профессиональных союзах и другой

«приспособленческой» активности, а также ставили под вопрос целесообразность участия большевиков в выборах и представительство в Думе. Ленин настаивал на том, что работа в Думе даст революционерам мощное средство легальной агитации и политического образования и что борьба за реформы будет способствовать росту опыта и политической сознательности рабочего класса. В работе Материализм и эмпириокритицизм (1909) он доказывал наличие серьезной ревизии марксизма, предпринятой Богдановым и другими теоретиками социал-демократической партии. В то же время

Ленин развернул борьбу против «ликвидаторов» – меньшевистского течения, стремившегося заменить все формы революционной подпольной работы легальной реформистской деятельностью. Ленин остро критиковал «примиренцев», подобных

Троцкому, пытавшихся сохранить единство РСДРП и не допустить раскола партии.

В 1912 Ленин с единомышленниками организовали отдельную партию – большевистскую. Новая партия издавала газету

«Правда». Ее члены имели не только согласованную стратегию действий, но и четкую политическую программу: 8-часовой рабочий день; земельная реформа, демократическое учредительное собрание.

Эти три требования подкрепляли призывы о необходимости усиления союза рабочих и крестьян.

Большевики имели мощную и дисциплинированную организационную структуру, которая сочетала курс на поддержку реформ с подпольной революционной работой. В 1912–1914 большевики-ленинцы заняли лидирующие позиции в русском революционном движении.

В период 1914–1917 Ленин сосредоточил усилия на укреплении революционной социалистической оппозиции войне. На конференциях в Циммервальде и Кинтале он объединил различные антивоенные социалистические течения. Критикуя 2- й Интернационал, вожди которого отреклись от антивоенных убеждений, он призвал к созданию нового революционного 3-го Интернационала. Ленин написал также исследование экономических причин

Первой мировой войны – Империализм, как высшая стадия капитализма (1916).

Отрицая призывы установить немедленный мир и выступая с защитой идеи

«социалистических Соединенных Штатов Европы», он выдвинул крайний лозунг: «Превратить империалистическую войну в гражданскую». Данный лозунг, хотя и был воспринят только ближайшими соратниками, в частности Г.Е.Зиновьевым, был очень важен для Ленина: его выдвижение делало невозможным любой компромисс с «центристскими» социал-демократами, которые к 1916 отказались от поддержки войны, но не могли открыто порвать с милитаристски настроенным большинством своих партий.

В истощенной и озлобленной военными неудачами России вновь нарастал революционный радикализм.

Ленин подчеркивал, что

Временное правительство не способно вывести

Россию из войны, не может гарантировать обеспечения рабочих продовольствием и не отдаст землю крестьянам. Поэтому он считал, что рабочие и революционеры должны выступить с самостоятельными лозунгами «вся власть Советам» и

«Хлеб, мир и земля». Демократическая революция, считал он, должна перерасти в революцию рабочего класса при поддержке крестьянства, которая вызовет восстания рабочих в Германии, Австро-

Венгрии и Франции. «Апрельские тезисы» вначале вызвали недоумение у многих ведущих большевиков, но вскоре Ленину удалось убедить верхушку партии, равно как и бывших оппонентов, например Троцкого, в своей правоте. К июлю 1917 большевики возглавили массовую демонстрацию против

Временного правительства, во главе которого стоял умеренный социалист А.Ф.Керенский. Демонстрация вылилась в насильственные действия, что стало причиной репрессий со стороны Временного правительства. Многие большевики были арестованы, а Ленин бежал в Финляндию. Здесь он написал теоретический трактат Государство и революция, в котором были представлены перспективы социалистического будущего.

В августе 1917 начался правый военный мятеж генерала

Корнилова, направленный на свержение Временного правительства и Советов. Временное правительство освободило всех революционных активистов из заключения и не препятствовало созданию Красной гвардии.

25 октября 1917 Временное правительство было низложено. Ленин стал председателем первого советского правительства –

Совета народных комиссаров (Совнаркома), созданного на базе коалиции большевиков и левых эсеров. Чтобы обеспечить выход России из Первой мировой войны, были начаты мирные переговоры с

Германией. Правительство Германии выдвинуло в качестве условий жесткие требования, касавшиеся прежде всего территориальных уступок. Многие революционеры, включая левых эсеров и даже левых коммунистов в самой партии Ленина, выступили против уступок и призвали к революционной войне против германского империализма. 3 марта 1918 в

Брест-Литовске был подписан Брестский мирный договор.

Для свержения нового режима была образована широкая коалиция из бывших промышленников, финансистов и сторонников восстановления монархии. К движению подключились ряд иностранных правительств, особенно Великобритании, Франции,

США и Японии. 14 иностранных государств так или иначе участвовали в разразившейся в России гражданской войне. В 1918 в ответ на разрозненные террористические акты, в ходе которых Ленин был тяжело ранен, развернулся красный террор – арестовывали и чаще всего расстреливали любого, кто считался «врагом революции». Производила это

Чрезвычайная Комиссия (ЧК), учрежденная по инициативе Ленина и возглавлявшаяся

Ф.Э.Дзержинским. В начале 1918 Совнарком разогнал

Учредительное собрание. К 1919 от демократии не осталось и следа.

Ленин и российские коммунисты были убеждены, что распространение социалистической революции на другие страны является существенной предпосылкой окончательной победы революции в России. В 1919 они организовали Первый конгресс Коммунистического

Интернационала, поддерживая создание коммунистических партий во всех странах мира.

Предполагая, что эти новые партии могут склониться к «ультралевым» ошибкам (таким, как попытки захватить власть без поддержки большинства рабочего класса или отрицать борьбу за «простые» реформы), Ленин в 1920 написал работу Детская болезнь «левизны » в коммунизме.

На Втором и Третьем конгрессах Коминтерна он выступил в поддержку тактики «единого фронта», с помощью которого коммунисты должны были объединить силы с более умеренными социалистами, ничуть, однако, не поступаясь принципами.

Военный коммунизм вызвал разрыв экономических связей, что привело к упадку хозяйственной жизни. В 1921 начались крестьянские революции и восстание рабочих и матросов на военно-морской базе в Кронштадте.

Ленин пытался найти более реалистичный курс. В 1921 была введена новая экономическая политика (нэп), допускавшая мелкое капиталистическое производство и приводившая в действие рыночные механизмы в экономике в целом.

Такие изменения – вместе с окончанием гражданской войны и иностранной интервенции – привели к улучшению ситуации в экономике. В то же время

РКП(б) предприняла меры для усиления своей политической монополии, запретив любые внутрипартийные раздоры.

Ленин с возраставшей тревогой следил за «бюрократическим вырождением»

Советской республики. Пережив инсульт в мае 1922, он вернулся к работе к осени того же года, но в декабре с ним случился второй инсульт. В первые месяцы 1923 он все свое внимание сосредоточил на поиске способов преодоления засилья бюрократии, которая глубоко внедрялась в большевистскую партию и Советское правительство, а также усиления контроля рабочих и крестьян над государственным аппаратом. Ленин пытался установить союз с Троцким и в своих последних заявлениях настаивал на устранении Сталина с поста секретаря партии. Однако третий инсульт в марте 1923 полностью вывел его из строя. 21 января 1924 в загородном доме в селении Горки под

Москвой он скончался.

После его смерти партийная диктатура стала одной из самых жестоких в мировой истории бюрократических тираний.

Сообразно политике Сталина ближайшие соратники

Ленина были отстранены от власти, а большая их часть в конце концов погибла в «чистках» 1930-х годов. Десятки миллионов людей погибли в результате осуществления идеи насильственного изменения хода истории и построения коммунистического рая на трупах тех, кто имел смелость не соглашаться с чиновниками. То, что вначале казалось стремлением к справедливости, обернулось массовой кровавой баней. Таким образом

Ленин оказался главным «архитектором» самой страшной из тоталитарных систем, которые существовали в 20 столетии. Лени е считал, что общественная теория должна быть ориентирована на решение конкретных практических задач, поэтому марксизм не только теория, по и практика, которая является критерием истинности теории.

Теорию

Ленина можно использовать в таких темах как:

1)Государство

2)Государственное управление

3) Тоталитаризм

БОГДАНОВ (МАЛИНОВСКИЙ)

Александр Александрович (1873—1928) — философ, социолог, культуролог, экономист, ученый- естествоиспытатель, прозаик, полит, деятель.

Родился в семье народного учителя. В 1892 окончил

Тульскую классическую. гимназию и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского ун-та. Вел пропагандистскую работу в рабочих кружках, и в

1896 пришел от народовольческих идей к социал- демократическим. Из лекций, прочитанных рабочим, выросла первая книга “Краткий курс экономической науки” (1897). Окончил медицинский ф-т

Харьковского ун-та (1899), специальностью избрал психиатрию. В 1899 издал первую философскую книгу “Основные элементы исторического взгляда на природу”. По окончании ун-та снова был арестован за революционную пропаганду и выслан в

Калугу (1899—1900), где близко сошелся с ссыльным

Луначарским, затем в Вологду (1901—03), где познакомился с Бердяевым, также отбывавшим ссылку.

Марксистское мировоззрение, по мысли Б., нуждается в усовершенствовании и расширении, в обретении реального “яркоцветия” и удалении от схематизма, что оказывается возможным лишь при опоре на данные опыта современных наук, прежде всего естественных. Из новейших философских направлений, наряду с энергетизмом В.Оствальда, особый интерес Б. вызывает “критическая философия” Р.Авенариуса и Э.Маха, соединяющая многообразие конкретно-научной эмпирики, философский релятивизм в истолковании основных категорий реальности и строгий позитивизм познавательных и исследовательских установок.

Именно махизм кажется Б. призванным дополнить и развить марксизм с его социально-критическим пафосом, обновив его и сделав современным миросозерцанием. Реализуя свой творческий поиск,

Б. публикует книги “Познание с исторической точки зрения” (1901) и “Из психологии об-ва” , большой философский трактат с обоснованием собственной философской системы — “Эмпириомонизм” в 3-х кн.

(1904-06).

Философия культуры — центр, компонент всех филос., социальных, научно- техн. и полит, идей Б. — не могла быть по достоинству оценена в той идейно-полит. и социальной среде, к-рая его выдвинула как социального мыслителя и деятеля культуры

(профессионально-революционной, марксистской).

Само вольное, творч. обращение с марксизмом, утрачивавшим в трактовке Б. ореол сакральности, идейной “неприкасаемости”, в глазах ортодоксальных ревнителей “чистоты” марксистского учения 19 в. выглядело всего лишь кощунственным

“ревизионизмом”, а не оригинальной филос. системой 20 в. , впитавшей в себя достижения позитивизма (включая Спенсера) и неопозитивизма, классич. филос. агностицизма Беркли, Канта, Юма, конкр. наук — физики, биологии, психологии, социологии, математики и др. Уходя от решения пресловутого “осн. вопроса философии”, т. е. от различения материи и духа, бытия и сознания, физич. и психического (Б. считал обществ, бытие и обществ, сознание тождественными) , он, как и многие мыслители эпохи модерна, обращался к категории “чистого опыта”, или “чистого сознания”, представленного в разл. феноменальных формах. Так, отношение познающего субъекта к опр. явлениям или фактам зависит не только от их совокупности, но и от их состояния. Поэтому реальность геом. фигуры и природного явления, истор. деятеля или естеств. языка — различны по своей природе; для каждого вида реальности существует своя форма индивидуальной и социальной организации опыта.

Отсюда неизбежная релятивность человеч. познания, целиком зависящего от господствующих форм организации опыта. По существу, богдановская философия и теория познания идейно созвучны феноменологич. исканиям рубежа 19—20 вв. — Брентано, Гуссерля и др., — с тем различием, что Б., как представитель рус. культуры и философии, наследовавший филос. радикализму революц. демократов и народников и являвшийся современником рус. символистов, делал упор не столько на освоение (и отражение) изменчивой и затемненной превращенными идеол. формами реальности, сколько на ее преобразование, творч. пересоздание средствами культуры.

Центр, смыслообразующим компонентом богдановской философии культуры является понятие “организации опыта”. Вся история человечества и его культуры — это история организационных форм, с помощью к-рых происходит приспособление человека к окружающей его природной среде. Первичное организационное приспособление человеч. об-ва определяется социальным инстинктом, внешне объединяющим членов об-ва в нек-рое обществ, целое. Гораздо более сложная задача стоит перед внутр. организацией общества — сделать понимаемое и переживаемое каждым членом общества общим достоянием и для других членов, сохранять и передавать коллективный опыт во времени и в пространстве.

Эту задачу выполняет вторично-организационное приспособление об-ва к окружающей среде, каковым и является культура. Культура превращает об-во в качественную целостность, в к-рой результат больше слагаемых, именно культура сохраняет, оформляет, закрепляет и развивает данный тип организации об-ва. Опр. истор. тип культуры представляет функциональное единство всех ее форм: взаимосвязанными являются тип труда, тип поведения, тип мышления, тип чувствования, тип личности, тип используемой об-вом техники, типы науки, искусства, религии, морали, права, по- своему выполняющих разл. и в то же время взаимосвязанные организационные функции в обществе. Получаемые в об-ве культурные продукты, находящиеся в соответствии с его устройством, служат для него организационным продуктом, т. е., будучи производными от коллективного опыта, они сами организуют обществ. жизнь, сохраняя и воспроизводя модель опр. истор. типа об-ва.

Созданная Б. типология культуры носит эволюционистский характер и представляет собой аккумуляцию: 1) Марксовой теории формаций, 2) гегелевской триады

(включающей тезис, антитезис и синтез) и 3) классич. после Конта позитивистской теории “трех стадий” (теологич., метафизич. и позитивной). Три идеальных истор. типа культуры, по Б., — авторитарный, отвлеченный (индивидуалистический) и коллективистский, развивающиеся последовательно, один из другого. Высший тип культуры — коллективистский соответствует социалистич. об-ву; он призван синтезировать первобытный, неразвитый коллективизм с чрезмерно развитым в условиях капиталистич. обмена культурным индивидуализмом, эгоизмом; преодолеть мифол. или ре-лиг. авторитаризм, стремящийся все обществ, явления связать с некоей мистич.

“первопричиной” и страдающий “натуральным фетишизмом”, как и “отвлеченный фетишизм” бурж. об-ва, с его стихийно-хаотич. произволом автономных личностей, разрушающим единство общества, атомизирующим его. В коллективистском об-ве рутинный труд отомрет, рабочий станет не только исполнителем, но и организатором трудового процесса, что сблизит его с инженером; научная организация труда превратит индивидуальное творчество в средство совершенствования обществ, целого, а коллективистские организационные задачи определят цели и перспективы индивидуального труда. Исходной базой коллективистского об-ва, по

Б., является “пролетарская культура”, еще несовершенная, искалеченная бурж. отношениями, но потенциально свободная от “властных фетишей” любого рода и имманентно несущая в себе организационно-коллективистское начало будущего об-ва, формирующая новый тип труда и новые формы обществ, и производств, отношений.

Для торжества “пролетарской культуры” в ближайшем будущем, по мнению Б., необходимо соблюдение неск. условий: 1) достижение демократизации знания, переосмысление и систематизация прошлого с т. зр. представлений о мире как органич. единстве практич. деятельности и творчества; 2) освобождение от фетишизма в сознании (пережитков религ. или религиопо-добного культа в науке, искусстве, морали, философии, политике), в т. ч. всех разновидностей авторитаризма, вождизма, апологетики и т. п.; 3) достижение коллективистского подхода во всех сферах жизни и культуры, включая науку, искусство, мораль, быт, общественно-полит. жизнь. Практич. задача интеллигенции в переходный от капитализма к социализму период — всемерно поддерживать и развивать “пролетарскую культуру” со всеми присущими ей атрибутами и ростками нового. Для этого необходимо создать новую Энциклопедию, призванную сыграть такую же революц. роль в формировании мировоззрения и мирооотношения нового человека, какую сыграла в 18 в. Франц. энциклопедия, подготовившая Великую Франц. революцию. Этой же цели должны служить организуемые по всей стране организации

Пролеткульта, пробуждающие массы к худож., научному и истор. творчеству; пролетарские унты, не только ликвидирующие неграмотность, но и образующие универсально разностороннюю, творч. личность, органически вписанную в коллективистское, научно организованное об-во.

При этом Б. рассматривал “пролетарскую культуру” как некий идеальный тип культуры, а не наличное состояние культуры пролетариата, далекое от эталонных представлений. Наблюдая за процессами культурной революции в Советской России, за многими тенденциями деятельности созданного по замыслу самого Б. Пролеткульта, осмысляя культурную политику большевистского руководства

(при Ленине, а затем и Сталине), Б. с горечью констатировал консервативный откат молодой советской культуры в доиндивидуалистич., авторитарную эпоху — вместо прорыва в культуру коллективистскую; возвращение к своего рода культурному феодализму — вместо восхождения к культурному социализму. Стройная организационная теория Б. оказалась красивой и умной утопией, апеллировавшей к саморазвивающейся человеч. практике, но с текущей истор. практикой далеко и трагически разошедшейся. Символично, что единств, творч. делом, оставшимся возможным и реальным для

Б. — ученого, стало переливание крови из одного организма в другой — модель искусственного обновления старых, изношенных форм за счет привнесения в них нового содержания. Теория

“пролетарской культуры” была подобна во многих отношениях этой модели: прививая традиц., а во многом и патриархальному об-ву идеи и навыки высшего, научно организованного коллективизма, богдановская философия культуры теоретически исходила из оптимистич. прогноза рез-тов проводимого эксперимента по “переливанию культуры” и не учитывала меру практич. риска, поскольку эталоном ей служила марксистская формула революц. насилия как “повивальной бабки истории”. Опыт “переливания” оказался гибельным — и для теоретика, и для практики.

Философию Богданова можно использовать в таких темах :

1) Социализм

2) Идеи марксизма

3) Философия культуры



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.