2.
Символы,
знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы служат не непосредственному
изменению реальности, а изменению наших представлений о мире. Они воздействуют
на наше сознание, стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на
отличную от сознания реальность. Функция символов - воплощать в себе особым
образом закодированную информацию, служить средством её хранения, накопления,
передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллективной
деятельности. Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы,
чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут сделать это, и лишь в
том случае обретут некоторую "телесную оболочку" становясь
материальными проводниками, "перевозчиками смысла".
Если вещи служат прямым орудием
адаптации, то символы обеспечивают целенаправленность человеческой деятельности.
Механический набор людей вещей и
символов не создаёт целостное системное образование-общество. Для его существования
необходима сложная совокупность внутренних связей между всеми классами социальных
предметов.
Устойчивые, воспроизводимые связи
между совместно действующими людьми называются общественными отношениями.
Эти отношения связывают людей как в процессе общественной деятельности на основе
разделения функций, так и при разделении совместно созданных результатов труда:
готовых продуктов труда и средств их создания. Подобные отношения, между
владельцами земли, станков и пр. и людьми лишенных необходимых средств труда,
К. Маркс называл производственно - экономическими отношениями, отводя им
важнейшую роль в организации общественной жизни людей.
Всякая система, целое представляет
собой органическое единство и взаимодействие компонентов, частей. Системы
социального порядка необычайно сложны и многообразны, и если подойти к
социальной действительности с системной мерой, то она выступает как иерархия
систем различного уровня, различной степени сложности и организации. В этой иерархии
любая система является, с одной стороны, компонентом системы более высокого
уровня, а с другой — сама образована из систем более низкого порядка. Выделить
ту или иную данную систему в обществе, определить ее — это значит вычленить
часть (компонент) из целого (системы), а затем исследовать ее как систему,
выделить и определить ее параметры (компоненты, структуру, функции и т. д.).
Э. С. Маркарян всю совокупность компонентов
социальной системы подразделяет на человеческие и внечеловеческие, причем на первое
место ставит именно человеческие. «Как нам кажется,— пишет Э. С. Маркарян,—
для понимания человеческого общества (и вообще любой живой системы) в качестве
целостного образования его нужно рассмотреть прежде всего с трех качественно
различных точек зрения:
1)
с точки
зрения субъектов деятельности, отвечающей на вопрос, кто
действует;
2)
с точки
зрения участков приложения деятельности, позволяющей установить, на
что направлена деятельность, где она осуществляется;
3)
с точки
зрения способа деятельности, призванной ответить на вопрос, как,
каким образом осуществляется человеческая деятельность».
Что касается внечеловеческих
компонентов, то они членятся Э. С. Маркаряном опять-таки на два класса. Один
класс охватывает «различные сферы и виды деятельности» (экономика, политика,
наука, воспитание и т. д.), другой класс — различного рода проявления культуры
как «специфического способа человеческого существования» (орудия труда, обычаи,
социальные институты и т. д.).
Это деление не лишено смысла,
поскольку па самом деле кроме людей в социальных системах имеют место и
компоненты иного рода.
Что касается экономики, политики,
науки и воспитания, то, на наш взгляд, их никак нельзя отнести к
«внечеловеческим компонентам». Это сферы общественной жизни, проявления именно
человеческой деятельности.
Весьма интересной нам представляется
концепция В. М. Краснова, который дает следующий «набор» компонентов общества
как социальной системы:
-
социальные
субъекты — общественные индивиды и их общности и объединения (классы, нации,
партии, государства и т. п.);
-
общественные
потребности;
-
человеческая
деятельность — общественно детерминированная активность социальных субъектов в
целях удовлетворения этих потребностей;
-
общественные
отношения — реальные взаимозависимости, которые складываются между людьми в
процессе их деятельности;
-
культура
— создаваемые людьми разнообразные материальные, духовные и организационные
способы и средства, при помощи которых социальные объекты опосредуют свои
общественные отношения, осуществляют деятельность и удовлетворяют потребности.
Следующий, более высокий уровень
представлен, по мнению В. М. Краснова, более конкретными категориями социальных
«процессов и явлений», а еще более высокий — сферами общественной жизни, и так
до общества в целом.
Концепция В. М. Краснова довольно
легко «накладывается» на любые социальные системы, поскольку охватывает самые
общие их особенности. Вместе с тем нам представляется, что эта концепция
слишком абстрактна, поскольку сводит все многообразие конкретных систем
к одним и тем же исходным компонентам.
Универсальным компонентом
любой социальной системы всегда выступает человек как социальное существо. Человек есть последний, в известном
смысле слова элементарный носитель социального системного качества.
В обществе далеко не всегда возможно
отчетливо провести грань между вещественными, процессуальными, духовными и
людскими компонентами, поскольку любой компонент общественной системы выступает
всегда и как отношение. Товар, к примеру, сам по себе вещь, по как компонент
общественной системы выступает как общественное отношение.
Человек занимает центральное место и
в структуре, внутренней организации системы, ведь структура — совокупность
общественные отношений, за которыми всегда стоит личность, коллектив, социальная
группа, класс. Личность, как компонент системы, сложна и многообразна,
обладает множеством черт, особенностей, качеств. Отсюда и многообразие отношений
людей, из которого, по существу, вытекает и многообразие социальных систем.
Производственный коллектив, к примеру, система, совокупность людей,
интегрированных прежде всего производственными, экономическими связями. Но
члены того же коллектива могут вступать в отношения иного, внеэкономического
плана, скажем, создать коллектив спортивный. Это тоже система, но уже иного
качества. Человеческие компоненты и в производственном, и в спортивном коллективе
одни и те же, но в силу того, что они взаимодействуют различными сторонами,
различны и социальные системы, которые они образуют. И здесь, в отношениях компонентов,
в структуре, являющейся одним из важных интегративных факторов системы, человек
играет центральную роль.
Человеком и коллективами людей
выполняются и основные функции общественной системы, поскольку функции
эти суть, деятельность. активность все тех же личностей, коллектива и т. д.
Человек в процессе труда и жизни осуществляет взаимодействие системы со
средой природной и социальной. Человек является главным субъектом и
объектом управления, которое, как мы отмечали, является важным средством
интеграции системы, сохранения ее качественной определенности, ее
совершенствования и развития. Человек — носитель, преобразователь и пользователь
социальной информации, выполняющей в обществе коммуникативную, управленческую,
познавательную и пропагандистскую роль.
Человек не просто элементарный, далее
неразложимый компонент социальной системы, но и ее центр, ее фокус, в котором
концентрируются се связи и отношения и взаимодействия. Не случайно К. Маркс
определял сущность человека как совокупность всех общественных отношений. Каждый
человек — носитель качественных: характеристик системы, к которой он
принадлежит, и не только носитель, но и выразитель, поскольку эти характеристики
выражаются в деятельности человека, его активности.
Будучи компонентом любой социальной
системы, воплощением ее сущности, человек лишь часть социальной системы. Он
не есть некий абсолютный социальный атом, вечный и неделимый, пустотой
окруженный. Только через систему человек обретает свою социальную сущность.
Итак, везде и всегда, в любой
социальной системе человек выступает как главный компонент.
Системы общественного порядка по
набору своих компонентов весьма многообразны. Есть системы, например общество
в целом, где имеется набор всех классов компонентов: людей, вещей (предметов),
процессов и идей.
Другая группа систем включает в себя
- только людей, связанных определенными отношениями. Таковы класс, нация,
производственные коллективы. Вещи играют здесь роль опосредствующего звена, но
сами непосредственно не входят в состав этого типа систем, хотя отношения к
вещам, к средствам производства и определяют место человека в той или иной
системе.
Третья группа систем имеет в своем
составе и людские, и вещественные компоненты. Например, производительные силы
есть система как вещественных элементов — средств производства, так и людских
элементов—людей, овладевших и управляющих средствами производства. И т. д. и т.
п.
III Подсистемы общества по Т.
Парсонсу.
Социальные системы — это системы,
образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими
субъектами.
Структуру социальных систем можно
анализировать, применяя четыре типа независимых переменных: ценности, нормы,
коллективы и роли. Ценности занимают ведущее место в том, что касается исполнения
социальными системами функции по сохранению и воспроизводству образца, так как
они суть не что иное, как представления о желаемом типе социальной системы,
которые регулируют процессы принятия субъектами действия определенных
обязательств. Нормы, основная функция которых - интегрировать социальные
системы, конкретны и специализированы применительно к отдельным социальным
функциям и типам социальных ситуаций. Они не только включают элементы
ценностной системы, конкретизированные применительно к соответствующим уровням
в структуре социальной системы, но и содержат конкретные способы ориентации для
действия в функциональных и ситуационных условиях, специфичных для определенных
коллективов и ролей. Коллективы принадлежат ук числу тех структурных компонентов,
для которых наиболее важна целедостиженческая функция.
To, что социальные системы представляют
собой реальность sui generis, в частности, означает, что все перечисленные типы их
структурных компонентов являются по отношению друг к другу независимыми переменными.
Социальные системы состоят из комбинаций этих структурных компонентов. Чтобы
достичь стабильной институционализации, коллективы и роли должны
«руководствоваться» конкретными ценностями и нормами, а сами ценности и нормы
инсти-туционализируются только постольку, поскольку они «воплощаются в жизнь»
конкретными коллективами и ролями.
Понятие общества
Общество - такой тип социальной
системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно
своей среды, включающей и другие социальные системы. Полная самодостаточность,
однако, была бы несовместима со статусом общества как подсистемы системы
действия. Любое общество для сохранения себя в качестве системы зависит от
того, что оно получает в порядке взаимообмена с окружающими системами. И,
значит, самодостаточность в отношении среды означает стабильность отношений
взаимообмена и способность контролировать взаимообмен в интересах своего
функционирования.
Физическая среда имеет для общества
адаптивное значение в том смысле, что она является непосредственным источником
материальных ресурсов, которые используются обществом посредством своих
производственных, технологических и экономических механизмов. Распределение
доступа к материальным ресурсам, будучи связано с системой разделения труда
через экологический аспект жизни общества, требует решения вопросов
территориального размещения различных подгрупп населения, а также закрепления
за ними различных экономических интересов. У физической среды есть и второй
значимый для общества аспект (ввиду важности физической силы для сдерживания
нежелательных действий), в соответствии с которым эффективное социетальное
целедостижение нуждается в контроле за действиями в пределах определенной
территории. Поэтому мы имеем дело с двумя проявлениями самодостаточности
общества, которые относятся, соответственно, к экономическому и политическому
функционированию в отношениях с физическим окружением — через технологию и
организованное использование силы при исполнении военных и полицейских функций.
Третье проявление социетальной
самодостаточности относится к личностным системам индивидуальных членов
общества, находящихся в особого рода взаимопроникновении с его организмами.
Организм непосредственно связан с территориальным комплексом по той простой
причине, что действия всегда свершаются в каком-то месте. Но его основная
связь с социальной системой осуществляется через личность; главная зона
взаимопроникновения — это статус членства.
На социальном уровне
институционализированные ценностные образцы выступают в виде
«коллективных представлений», которые определяют желаемый тип социальной
системы. Эти представления соотносятся с концепциями типов социальных систем,
с помощью которых индивиды ориентируются при реализации себя в качестве членов
общества. Следовательно, именно консенсус членов общества по поводу ценностной
ориентации их собственного общества означает институционализацию ценностного
образца.
Ценности находятся в определенных
отношениях с другими компонентами культурной системы — эмпирическим знанием,
системами экспрессивных символов и конститутивными символическими структурами,
образующими ядро религиозных систем.
Подсистемы общества
Общество делится на четыре основные
подсистемы (как показано в таблице). Так, подсистема сохранения и
воспроизводства образца преимущественно касается отношений общества с
культурной системой и через нее с высшей реальностью; целедостиженческая, или
политическая, подсистема — отношений с личностными системами индивидов; адаптивная,
или экономическая, подсистема — отношений с поведенческим организмом и через
него с материальным миром. Эти различения носят наиболее явственный и наиболее
важный характер применительно к обществам, далеко продвинутым по шкале
модернизации.
Страницы: 1, 2, 3
|