Общество и природа
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Федеральное
агентство по образованию
Филиал
Уральского государственного экономического университета
в г.
Березники
Кафедра
Общенаучных дисциплин
Контрольная
работа
По
дисциплине: «Философия»
На тему: «Общество
и природа»
Выполнена:
студентом группы КДЗ-061 С.И.
Хорошевой
Проверена:
Старшим преподавателем C.Н. Арашиным
Березники
2008
Содержание
Введение
1.
Проблема
отношения человека и природы в философии
2.
Исторические
формы отношения человека к природе
2.1.
Античная
философия, средневековая христианизированная
философия, философия Эпохи Возрождения
2.2.
Философия Нового
времени
2.3.
Понятие о
ноосфере
3.
Проблемы во
взаимодействии общества и природы
3.1. Проблема народонаселения
3.2. Экологическая проблема
Заключение
Список литературы
Введение
Природа в философии
понимается как все сущее, весь мир, подлежащий изучению методами
естествознания. Общество – особая часть природы, выделившаяся как форма и
продукт деятельности человека. Взаимоотношение общества с природой понимается
как отношения между системой человеческого общежития и средой обитания
человеческой цивилизации. В широком смысле слова под природой понимается все
сущее, в узком смысле она рассматривается как то, что породило и окружает
человека, служит для него объектом познания. Природа – это объект
естествознания, рамки которого определяются технологическими возможностями
человечества для познания закономерностей мира и его изменения в соответствии с
потребностями человека.
В философском плане
природа, прежде всего, соотносится с обществом, поскольку она является
естественным условием существования людей. Общество предстает как обособившаяся
часть природы, условие и продукт человеческой деятельности. Взаимоотношение
природы и общества – вечная и всегда актуальная проблема философии и всего
гуманитарного знания. Самой острой проблемой современности считается
соотношение человечества и живой и неживой сфер нашей планеты. Общество и природа
пребывают в органической связи и единстве. Это проявляется, во-первых, в том,
что общество возникло как продукт природы, в результате ее длительной эволюции.
Во-вторых, общество не может существовать отдельно и независимо от природы.
Человек живет природой, она - его часть. С нею человек, чтобы не умереть, должен
оставаться в процессе постоянного общения. В-третьих, единство природы и
общества заключается в их материальности. Материальность находит свое выражение
в общей связи процессов и предметов. Природа и общество существуют объективно,
вне сознания человека и независимо от него. В-четвертых, единство между
обществом и природой подтверждается тем, что в обществе, как и в природе,
действуют единые, общие законы развития.[1]
С появлением
человеческого общества природа стала испытывать на себе антропологическое
влияние (влияние деятельности человечества). В ХХ столетии резко усилилось воздействие
человека на природу. Уже в конце XIX
века появились первые признаки ухудшения качества биосферы вследствие развития
техногенной цивилизации. Это стало началом эры покорения природы. Природа стала
рассматриваться человеком не как самостоятельная реальность, а как сырьевой
источник в производственной деятельности. В результате произошедшей в XX веке научно-технической революции
антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому порогу. Главная проблема
антропологического влияния – несоответствие потребностей человечества и его
влияния на природу и возможности самой природы.[2]
Цель исследования – установить аспекты взаимодействия
общества и природы.
Задачи исследования:
§
раскрыть проблему
отношения человека и природы в философии;
§
рассмотреть
исторические формы отношения человека к природе;
§
рассмотреть
проблемы во взаимодействии общества и природы.
1.
Проблема
отношения человека и природы в философии
Проблема отношения
человека и природы вырастает из объективного противоречия, характеризующего
положение человека в природе: человек, являясь природным существом,
противопоставляет себя остальной природе посредством своей деятельности.
Материальная практика соединяет человека с природой (осуществляется
естественный обмен между ними) и одновременно выделяет человека из природы,
формируя несводимую к природным закономерностям человеческую сущность,
специфические законы развития, подчиняющего себе, в конечном счете, и саму
природную историю.
Что же является
определяющим в отношении человека и природы: то, в чем он сходен, един с
природой, или то, чем он принципиально отличается от нее?
Решение этого вопроса
предполагает понимание сущности человека, его места, роли, назначения в
природе, мире.
Поэтому исследование
отношения человека к природе с самого начала было связано с самопознанием
человека. Эта связь обусловлена и тем, что человек, в отличие от всех других
природных существ, относится к природе главным образом не непосредственно, а
через других людей - через посредство общественных связей с другими людьми.
Природа раскрывается
людям в общественно развитых способах их человеческой деятельности как «очеловеченная»,
носящая на себе печать самого человека. Человек в известном смысле соотносится
в природе с самим собой.
Природа выступает для
человека в зависимости от того, как человек выступает по отношению к ней, т.е.
каковы те социальные условия, тот общественный организм, внутри которого
человек осваивает и «присваивает» природу.
КАК человек увидит
природу и ЧТО он в ней увидит, обусловлено и тем, сквозь какие «очки», т. е. с
точки зрения каких общественно развитых задач, возможностей он на нее смотрит.
Но это значит, что вопрос
об отношении человека к природе вовсе не есть абстрактно-познавательный или же
производственно-технический вопрос, а есть, прежде всего,
социально-исторический вопрос, содержание которого выражает общественные
условия человеческой деятельности. Центром тяжести его являются реальные люди в
их конкретном общественном бытии. Закономерно, что проблема отношения человека
к природе всегда имела особо острый характер в переломные эпохи истории, в
периоды ломки общественных отношений прежних формирований, когда открывались
новые перспективы общественного сознания.
Не случайно, что в
античной философии интерес к человеку с особой силой выступил в эпоху начала
кризиса древнегреческого мира, когда нараставшие экономические противоречия
разрушили привычные социальные пропорции, общепринятые нормы, оценки.
Обостренный интерес к
человеку возник вместе с поисками устойчивых оснований его гражданственности,
нравственной и познавательной деятельности.
Не случайно, что позже
интерес к человеку вспыхнул с новой силой в эпоху Возрождения — начало кризиса
феодального общества. Европа просыпалась от «средневековой спячки». В это время
европейское общество выступило против средневековой регламентации.
Костры Мигеля Сервета,
Джордано Бруно, Лючилио Ванини, осуждение Галилео Галилея наглядно показали, в
какой мере научное исследование человека явилось актом остросоциального
значения.
И, наконец, не случайно,
что проблема человека и природы. Отношения общества и природы остро встали в
современную эпоху.
Современная социальная
картина мира характеризуется тем, что ярко обозначилась агония старого мира.
Противоречия исторического процесса никогда не достигали такого накала.
В двух прошедших мировых
войнах сила разума, творчества, созидания обернулась разгулом неразумия,
варварства, разрушения. В 1944г., в разгар войны, крупнейший русский ученый и
гуманист Владимир Иванович Вернадский писал: «Человек на наших глазах
становится могучей геологической силой, все растущей. В геологической истории
биосферы перед человекам открывается огромное будущее, если он поймет это и не
будет употреблять свой разум и свой труд самоистребление»[3].
Последнее столетие в мире все явственнее обнаруживается антигуманный характер
технического прогресса.
Все сильнее слышатся
голоса, полные тревоги за судьбу человека, человеческого общества.
В середине XVIII века К. Линней в своей «Системе
природы ввел человека как особый вид homo sapiens – человек
разумный. В том же веке американский физик и социолог Вениамин Франклин
определил человека как «животное, делающее орудия»[4].
В ХХ веке американский
палеонтолог В. Грегори назвал человека «разрушителем с большим мозгом»[5].
Рассмотреть отношения
человека и природы – значит раскрыть специфическую позицию человека в природе,
в мире. Философия должна показать, в чем специфичность человеческого отношения
к природе, его противоречивость, возможности. Философия ставит вопрос не только
о месте человека в мире, но и о соответствии мира человеку, не только о
природности человека, но и о человечности мира. Этот гуманистический горизонт
философского исследования составляет его характерную черту.[6]
2. Исторические формы
отношения человека к природе
2.1 Античная философия,
средневековая христианизированная философия, философия Эпохи Возрождения
Античная философия
разрабатывала и обосновывала идеи гармонии человека и природы, космоса. Человек
есть частица Космоса («микрокосмос»), в нем нет ничего, чего бы не было в Космосе
в неизмеримо больших размерах. Подобно тому, как тело его состоит из элементов,
рассеянных в Космосе, так и разум его есть частица мирового разума. С другой
стороны, сам Космос рассматривался как некий живой и одушевленный, совершенный,
упорядоченный организм. Жизнь природы наделялась человеческими свойствами.
Природа одушевляется и одухотворяется. Перенося свои свойства на природу,
человек хотел сделать себя понятным природе, включить себя в природное целое.
Аристотель наиболее
основательно в древней философии разработал проблему отношения человека и
природы. Он первый ввел слово «антропология». Он выдвинул идею «лестницы
существ» - ряд последовательного усложнения организации живых существ.
Аристотель ставил вопрос о специфическом отличии человека от других живых
существ. Отличие он видел в разуме человека.
Древние греки принимали
природу в ее непосредственной полноте, в богатстве и своеобразии живого бытия.
В этом отношении очень характерна философия стоиков, основным мотивом которой
было: жить в соответствии с природой.
Средневековая
христианизированная философия развивает концепцию ущербности природы как результат
грехопадения человека. Неизмеримо высоко над природой стоит Бог.
Возрождение, выступая
против средневекового резкого противопоставления Бога и природы, их сближает и
довольно часто доходит до пантеизма, до отождествления Бога и мира, Бога и
природы. У Джордано Бруно Бог стал просто-напросто природой.
2.2 Философия Нового
времени
Декарт был одним из
родоначальников науки и техники Нового времени. Основное назначение философии
он видел в создании метода как орудия, обеспечивающего действительное познание.
Начала всех вещей, по мысли Декарта, открываются в искусстве привального мышления,
которое рассматривалось по аналогии с механическим производством.
Природа перед наукой и
техникой Нового времени выступила главным образом как технический материал
труда, объект производственной эксплуатации. Такое односторонне-утилитарное
отношение к природе было связано с общим активно – практическим духом времени,
отражавшим потребности и возможности складывающегося нового буржуазного способа
производства.
Рассмотрение природы с
точки зрения ее доступности для техники и производственного использования определило
и характер метафизики Нового времени, для которой природа являлась механическим
сцеплением сил, где имеются лишь количественные изменения (движения, перемещения).
Природа – с этой точки
зрения – огромный механизм, раз и навсегда заведенная самодействующая машина и
такое толкование природы надолго переживает Новое время.
То, что человек видит в
природе, зависит от того, что он способен и хочет увидеть в ней.
Мера, которую человек
прилагает к природе, выражает меру самого человека, меру его собственных исторических
возможностей. В эту эпоху проблема единства человека и общества обретала новое
звучание.
Западная философская
мысль разрешала ее по двум путям:
1.
понимание
человека как простой части природы, растворение законов человеческого
существования в общих природных законах;
2.
выявление
специфики человеческого отношения к миру, идеалистически истолкованного.
Первое направление
связано с широким фронтом естественнонаучного материализма и примыкающей к нему
философии. Второе – с развитием идеалистической философии, особенно немецкого
классического идеализма.
Материализм, используя
быстро растущий естественнонаучный материал, обосновал идею, что сущность
человека не в противопостановлении природе, а в единстве с ней. В этой
концепции человек рассматривается как один из маленьких звеньев в бесконечной
цепи мироздания. Здесь деятельным элементом во взаимоотношении природы и
человека оказывалась природа.[7]
По мнению автора
контрольной работы, именно в эпоху Нового времени человек почувствовал свою
власть над природой. Этому послужили Великие географические открытия, развитие
науки и техники. Началась бездумная эксплуатация природы.
2.3.
Понятие о
ноосфере
Чрезвычайно важной в
настоящее время является разработка общей теории взаимодействия природы и
общества. Такая теория призвана вскрыть наиболее общие и глубокие законы
развивающегося процесса взаимодействия природы и общества, позволила бы видеть
и оценивать не только ближайшие, но и более отдаленные перспективы этого
процесса.
Общий фундамент такой
теорий заложен классиками науки. Отдельные наметки есть в трудах социологов,
философов, естествоиспытателей.
Всю историю можно в общих
чертах разделить на несколько основных этапов эволюции взаимодействия природы и
общества.
1. Древнейший этап —
характеризуется непосредственным присвоением и употреблением готовых продуктов
природы (собирательство, охота, рыболовство, использование пещер под жилища).
2. Допромышленный этап —
экстенсивный рост земледелия, развитие ремесел, городов, гужевого транспорта. К
концу периода возникает простое товарное производство (мануфактуры).
Страницы: 1, 2
|