рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты О размерности времени для юриста

О размерности времени для юриста

О РАЗМЕРНОСТИ ВРЕМЕНИ ДЛЯ ЮРИСТА

О.В.Мосин

ВВЕДЕНИЕ:

ВАЖНОСТЬ ПОНЯТИЯ ВРЕМЕНИ ДЛЯ ЮРИСТА

            Время в современном философском понимании определяется как форма существования материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменениии и развитии всех материальных систем. Другой формой существования материи является пространство, характеризующее протяженность материи, структурность, существование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Пространство и время диалектически неразрывно связаны друг с другом единой формой существования материи (пространство-время), обусловленной пространство-временной и причино-следственной структурой мира.

            Время для юриста имеет важное значение для знания того, когда, в каком году, месяце, неделе, дне, во столько часов и сколько минут совершено то или иное юридическое событие, правонарушение или преступление и сколько времени прошло со дня его совершения. Юридическими свойствами времени является объективность (существование независимо от нашего сознания), определенность и точность измерения.

            Точное и однозначное юридическое определение времени, его диалектическое единство с пространством и силой действия - единство места, времени и действия, является необходимым обязательным условием при составлении юридических протоколов, правовых актов, заявлений, жалоб и др. В тексте каждого юридического документа должно фигурировать координаты, точное время, в противном случае документ будет недействителен.

            Время входит в структуру гипотезы нормы права в качестве условий характеризующих событие и время его совершения. Так, в Уголовном Кодексе РФ имеется понятие о сроках давности за конкретные правонарушения и т. п. Однако, давая юридическое определение времени, не надо забывать о физической природе времени и неотделимой связи времени с пространством (местом совершения юридического события, правонарушения, преступления и др.) и действием. Время философски не может мыслиться неопределенно, оно всегда должно определяться точно и однозначно. Ошибка в точном определении времени может привести к печальным юридическим последствиям - служить своего рода “алиби” для оправдания преступника или, наоборот, привлечением к уголовной ответственности невиновного. И то и другое наказывается в соответствии с УК РФ. Вот почему все эти моменты должен хорошо усвоить юрист перед началом занятия практической деятельностью. Юрист также должен обладать философскими и математическими знаниями, иметь представления о существующих картинах и моделях физического мира, уметь выстраивать пространственно-временные картины, причинно-следственные связи и явления, искать логические доказательства, подтверждающие или, наоборот, опровергающие теоретические предположения.

            Целью настоящей работы является философский анализ размерности времени и временного порядка. Настоящая работа является частью реферата к.х.н. Мосина О. В. “Размерность пространства, времени и биологические часы”, представленного к защите кандидатского миниума по философии на кафедре философии и естествознания Московской Государственной академии тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова в 1995 г. Автор - к. х. н. биохимик по образованию, занимается изучением биологической адаптации к изотопно-меченным средам*

ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ?

Философская сторона вопроса.

            В современном философском понимании время - атрибут, всеобщая форма существования (бытия) материи, выражающая длительность существования и развития материи и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в окружающем нас мире 2. Из последнего следует, что время не существует само по себе, вне материальных изменений; точно также невозможно существование материальных систем и процессов, не обладающих длительностью, не изменяющихся от прошлого к будущему.

            В западноевропейской философии время преимущественно рассматривалось как внешнее условие бытия материи, как направленный поток длительности, текущей равномерно и независимо от каких-либо процессов в мире. Так, например, Ньютон различал абсолютное время, как внешнее условие бытия и относительное время, выражающее длительность конкретных состояний и процессов и измеряемое посредством различных периодических процессов (циклы вращения Земли вокруг Солнца или вокруг своей оси, колебания маятника часов и др.) 3. Ньютоновское толкование времени доминировало в естествознании и натурфилософии 17-19 вв. Ему противостояло понимание времени как длительности процессов и меры всеобщего изменения тел (Декарт, Лейбниц, Ломоносов, Гольбах) 4 . В теологии и различных системах объективного идеализма, например - неотомизм, время рассматривалось как преходящая и конечная форма проявления вечности, присущей богу или абсолютному духу (Платон, Августин, Фома Аквинский, Гегель) 5. В субъективно-идеалистических концепциях время толковалось как форма упорядоченности комплексов ощущений или опытных данных (Беркли, Юм, эмпириокритицизм); как априорная, т. е. чувственная независимая от опыта форма чувстенного созерцания (Кант); как форма субъективного существования человека, исчезающая вместе со смертью личного “Я” (экзистенциализм) 6.

            Естественно-научая концепция времени как формы существования материи аппелирует к материалистическому пониманию его сущности, трактующая время как объективно и независимую от человеческого сознания форму существования материи, и базирующуюся на способности человека воспринимать предшествующие и последующие временные события. С этой точки зрения основные свойства времени диалектически связаны с другими атрибутами материи и определяются ими. К всеобщим свойствам времени относятся: объективность, неразрывная связь с материей, а также с пространством, движением и другими атрибутами материи, длительность, выражающая последовательность существования и смены состояний тел. Следует подчеркнуть, что время проявляется как всеобщая и всегда сохраняющаяся форма материи на всех ее структурно-функциональных уровнях. Ведь существование мира вечно, что обусловлено абсолютностью материи как субстанциальной основы всех природных явлений. Вечность присуща лишь всей природе в целом, тогда как всякая конкретная форма материи ограничена и преходяща во времени. При этом всем временным отношениям в мире свойственна определенная длительность существования, представляющая собой причинно-следственную последовательность и рядоположенность последовательно сменяющих друг друга моментов и состояний. Причем универсальность длительности обусловлена наличием в каждом изменении последовательно реализующихся этапов, а также конечностью скорости расспространения материальных воздействий. На каждом этапе длительность временного существования всех конкретных тел выступает как единство прерывного и непрерывного. Согласно физическим законам сохранения материи и энергии, сохраняемость материи и непрерывная последовательность ее временных изменений, происходящих в виде близкодействия и причинной связи, обусловливают общую непрерывность и связность времени, отсутствие в нем разрывов (макроуровень времени). Вместе с тем время как форма существования (бытия) материи складывается из бесконечного множества конечных последовательностей и длительностей существования конкретных материальных объектов, молекул, атомов, электронов, каждый из которых имеет свое начало и конец (микроуровень времени). В силу этого времени присуща определенная прерывность, выражающая периоды существования конкретных качественных состояний существования материи. Однако эта прерывность всегда относительна, поскольку при смене качественных состояний составляющая тело материя не уничтожается, а лишь переходит в другие формы существования (бытия), продолжая непрерывно существовать в форме энергии или материи.

            Время одномерно, ассиметрично и необратимо, все изменения в мире происходят от прошлого через настоящее к будущему. Конкретными физическими факторами, характеризующими необратимость времени, выступают закон возрастания энтропии (беспорядка) в различных системах, изменение с течением времени количественных законов движения тел. Однонаправленность времени обусловлена ассиметрией причинно-следственных отношений, общей необратимостью процесса развития материальных систем, невозможностью абсолютно полного повторения пройденных состояний и замкнутых временных циклов изменения материальных систем. Современная физика доказала, что время различных процессов в телах относительно замедляется по мере приближения скорости их движения к скорости света. Замедление временных процессов в материальных системах возможно также под действием мощных гравитационных полей.

            Любая материальная система существует и развивается по своему собственному времени, которое зависит от характера циклических изменений в ее структуре и внешней среде, скорости движения, мощности гравитационного поля. Собственное время материальной системы находится также в определенном соответствии с внешним временем существования больших по размерам материальных систем (Солнечная система, галактики, мегагалактики и др.). Например, в живых организмах существуют биоритмы различных функциональных биологических и физиологических систем, органов и клеток, зависящие от смены дня и ночи, времени года, циклов солнечной активности и других внешних факторов. Биосфера и человеческое общество развиваются во времени существования Земли и Солнечной системы. Вместес тем общество имеет собственные временные отношения и темпы развития, которые убыстряются по мере развития науки и техники.

            Исследования временных аспектов изменения и развития материальных систем - одна из важнейших задач современной науки. Естественно-научный философский подход на понимание природы времени, будучи обобщением достижений научного познания, раскрывает универсальные свойства времени, выявляет общие закономерности их познания.

  

РАЗМЕРНОСТЬ ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК.

            Проблема размерности времени, в отличие от размерности пространства, сравнительно мало анализировалась в истории философии и естествознания. Вне зависимости от того, как в различных философских системах трактовалась категория времени, представлялось абсолютно очевидным и не требующим логического анализа то обстоятельство, что смена моментов времени от прошлое через настоящее к будущему происходит в единой направленной последовательности и может быть описано с помощью одного параметра.

            В философском понимании течение “течение времени” почти всегда неявно ассоциировалось с единым равномерным потоком, текущем в одном и том же направлении, причем одномерность времени, по сути дела рассматривалась как эквивалент его однонаправленности. На основе такого философского представления о времени не возникало ни сомнений в его одномерности (действительно, всякая одномерность однонаправлена), ни потребности дать теоретическое доказательство этого свойства.

            Более того, долгое время философы полагали, что понятие одномерности времени имплицитно (внутренне) содержится в любом понятии процесса изменения как смены состояний и, таким образом, не требует никакого самостоятельного обоснования. Причем если последующие состояния изменяющейся системы рассматриваются как следствия ее предшествующих состояний, вся временная история системы может быть представлена как линейная причинная цепь, т. е. как незамкнутая конечная цепочка бесконечно малых взаимосвязанных временных событий, каждое из которых выступает как причина одного события и следствие другого события А   В  С. По-видимому, подобные логические и теоретические представления рассматривались как достаточное основание для однозначного философского определения одномерности времени.    

            Серьезной трудностью, которая стояла на пути осознания и четкой философской формулировки проблемы одномерности времени, явилось то, что казалось невозможным существование “геометрии времени” (аналогичной геометрии пространства), которая содержала иные концептуальные (философские) модели времени, кроме одномерного линейного континиума. Действительно, философская проблема трехмерности пространства получила свое научное обоснование в четкую формулировку только тогда, когда в геометрии стало изучаться множество концептуальных пространств различного числа измерений, лишь одним из которых было эвклидово трехмерное (3-n) пространство. Чтобы четко сформулировать проблему одномерности времени, требуется сопоставить одномерное концептуальное время с множеством других абстрактно-возможных временных моделей, а для этого необходимо построение своего рода “геометрии времени”, в которую входили бы все эти модели. Вместе с тем специфика времени по сравнению с пространством (точнее абсолютизация этой специфики) часто приводила философов к ложному выводу о принципиальной невозможности геометризации времени. Так, Гегель указывал в “Философии природы”: “Нет науки о времени наряду с наукой о пространстве, с геометрией”. Различия времени не обладают тем характером отношения друг к другу, который составляет определенность пространства: они поэтому неспособны составлять фигураций, подобно пространству. Этой способности понятие времени достигается лишь тем, что противоположная отрицательность времени низводится рассудком до единицы”1.

            Впоследствии Бергсон еще в большей степени противопоставил время (по его терминологии - длительность) пространству. “Время”- писал Бергсон, - представляет собой нечто подобное длительности. Наш разум может быть отвлечено от нее и, значит от ее неделимости; но наша попытка рассечь ее .... подобна попытке рассечения пламени лезвием ножа; на самом деле мы делим только пространство”2 .

            После возникновения теории относительности и релятивистской космологии стало очевидно, что философский вывод о принципиальной невозможности адекватного геометрического представления времени неверен. Наряду с геометрией сформировалась хронометрия, наука о времени, включающая в себя множество возможных теоретических временных моделей3, геометрия и хронометрия стали составляющими физической геохронометрии, объединившей пространственный и временный аспекты в единое целое. С философской точки зрения это означает, что пространство и время неразрывно связаны друг с другом единой формой существования материи (пространство-время), обусловленной пространство-временной и причино-следственной структурой мира. Таким образом, философская проблема одномерности времени становится столь же конкретной и актуальной проблемой как и проблема трехмерности пространства, и должна решаться аналогичными научными методами. Качественная специфика реального физического времени выражается в специфике его свойств, которая может быть зафиксирована на строгом научном языке, а не в принципиальной невозможности его рационального и философского познания.

ОДНОМЕРНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ ТОПОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ВРЕМЕНИ

            Важным результатом развития современной физики и геометрии абстрактных пространств явилось осознание того факта, что одномерность времени - одно из комплекса его топологических свойств, одна из характеристик его топологической структуры. Кроме одномерности к топологическим свойствам времени относят его непрерывность, связность, упорядоченность и однонаправленность.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.