Основные атрибуты бытия
Тема: Основные атрибуты бытия
Содержание
Введение
1.
Понятие движения
и развития. Формы движения
2.
Пространство и
время, как атрибуты бытия
3.
Специфика
биологического и социального пространства и времени
4.
Проблема единства
и гармонии мира
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Бытие – одна из важнейших
категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем
виде. Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Но как философская категория
«бытие» появилась только тогда, когда философская мысль поставила перед собой
проблему существования и стала анализировать эту проблему. Философия имеет своим
предметом мир как целое, соотношение материального и идеального, место человека
в обществе и в мире. Другими словами, философия стремится выяснить вопрос о
бытии мира и бытии человека.
Изучение бытия
осуществляется в такой "отрасли" философского знания, как онтология.
Жизненно-ориентирующая направленность философии, по существу, ставит проблему
бытия в центр любой философской концепции. Однако попытки раскрыть содержание
этой категории сталкиваются с большими трудностями: на первый взгляд, оно
слишком широко и неопределенно. На этом основании некоторые мыслители полагали,
что категория бытия - это "пустая" абстракция. Гегель писал: «Для
мысли не может быть ничего более малозначащего по своему содержанию, чем
бытие». Ф.Энгельс, полемизируя с немецким философом Е.Дюрингом, также считал,
что категория бытия мало чем может нам помочь в объяснении единства мира,
направления его развития. Однако в XX веке намечается «онтологический поворот»,
философы призывают вернуть категории бытия ее подлинное значение. Как
согласуется реабилитация идеи бытия с пристальным вниманием к внутреннему миру
человека, его индивидуальным характеристикам, структурам его мыслительной
деятельности?
Целью контрольной работы является определение сущности
бытия, его основных категорий и параметров (движение, развитие, пространство,
время), а также рассмотрение основных философских картин мира с целью
определения проблемы единства и гармонии мира.
В ходе написания работы автором были использованы
учебные пособия по философии как современных отечественных, так и зарубежных
авторов, энциклопедические данные, с целью наиболее полного рассмотрения
вопроса философских категорий «бытие» и «материя».
1. Понятие движения и развития. Формы движения
Бытие – одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует
и выражает проблему существования в ее общем виде. Слово «бытие» происходит от
глагола «быть». Но как философская категория «бытие» появилась только тогда,
когда философская мысль поставила перед собой проблему существования и стала
анализировать эту проблему. Философия имеет своим предметом мир как целое,
соотношение материального и идеального, место человека в обществе и в мире.
Другими словами, философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии
человека. Поэтому философия нуждается в особой категории, фиксирующей
существование мира, человека, сознания[1].
Рассмотрение природного бытия, или бытия вещей, означает
рассмотрение его основных форм, в качестве которых выступают пространство,
время, движение и системность[2].
При внешней неоспоримости факта, что движение существует, в
истории философии были концепции, которые это отрицали. Что такое движение?
Познаваемо ли оно? Как соотносятся движение и покой? Какие существуют формы
движения?
Древнегреческие «семь мудрецов» понимали движение как
возникновение, уничтожение и становление всего сущего. Оно полагалось вечным и
выступало причиной всех изменений (Гераклит, Анаксимен). При этом моменты
устойчивости в движении как бы отходили на второй план. Элеаты (Ксенофан,
Зенон, Парменид), напротив, абсолютизировали эти моменты и приходили к выводу,
что движения не существует. Эмпедокл попытался как бы объединить обе школы,
рассматривая изменчивость и устойчивость как две стороны общего процесса
движения.
Своеобразный итог данным спорам подвел Аристотель. Он дает
классификацию видов изменения, среди которых выделяются возникновение,
уничтожение и собственно движение, понимаемое как осуществление сущего в
возможности, переход его в действительность. Частным видом движения является
механическое перемещение тела из одного места в другое, «движения помимо вещей
не существует»[3].
Метафизические концепции движения сводили движение к одной из
его форм или сторон. Ньютон, например, писал, что абсолютное движение есть
перемещение тела из одного абсолютного пространства в другое. Сведение движения
только к механическому перемещению неизбежно вело к признанию внешнего
источника движения, хотя бы в виде первотолчка, который мог осуществить бог,
мировой разум, абсолютный дух и т.д. Метафизические представления о движении значительно
упрощали понимание движения, редуцируя все его формы к простейшим, но были
исторически оправданы, так как компенсировали глубину исследования познанием
реальных связей и отношений[4].
В диалектической концепции движение рассматривается как
атрибут материи, включающий в себя все процессы изменения, которые происходят в
мире, будь то природа, общество или мышление. Как отмечал Гегель, «точно так
же, как нет движения без материи, так не существует материи без движения».
Всякое изменение в свою очередь есть результат взаимодействия предметов,
событий или явлений через обмен материей, энергией, информацией.
В постоянном изменении пребывает и структура «покоящихся»
вещей, ибо состоит из элементарных частиц, находящихся в непрерывном движении. Внешними
проявлениями такого движения являются температурные колебания, изменения
химического состава и т.п. Более того, сами атомы и молекулы – результат эволюционных
процессов во Вселенной, возникнув лишь после Большого взрыва, положившего
начало развития нашей метагалактики. К тому же, современная география доказала
факт перемещения континентов по отношению друг к другу.
Итак, движение вечно и неучтожимо, неотрывно от материи и
абсолютно. Покой же относителен и имеет преходящий характер. Движение абсолютно
потому, что оно обладает всеобщим значением и при этом (в отличие от покоя)
безотносительно к чему бы то ни было другому, внешнему, от чего бы оно зависело.
Во всяком случае ничто с очевидностью не указывает на такую зависимость. С
рациональной точки зрения оно вечно, так как в мировом масштабе не обнаруживает
ни начала, ни конца и осуществляется как самодвижение любой реальности, в
основе которого лежат две силы: притяжение и отталкивание[5].
В науке выделяются два основных типа движения предметов и
явлений объективной реальности. Один из них связан с переносом материи,
энергии, информации в пространстве и характеризуется тем, что предметы,
пребывая в движении, остаются устойчивыми в своих существенных характеристиках,
т.е. не изменяют своего качества.
Однако, отмеченный тип движения не охватывает всего
многообразия происходящих в мире изменений. Зачастую они сопровождаются
перестройкой внутренней структуры предметов, что ведет к изменению качеств
первоначальной вещи и превращении ее в совершенно другую вещь. Такой тип
движения, которому свойственны также необратимость и определенная
направленность, называется развитием. При этом может иметь место усложнение
структуры, повышение уровня организации предмета или явления, что обычно
характеризуется как прогресс. Если же движение происходит в обратном
направлении – от более совершенных и развитых форм к менее совершенным, то в
таком случае принято говорить о регрессе. Необходимо, однако, принять во
внимание, что указанные характеристики прогресса и регресса не следует
абсолютизировать. Так, в частности, усложнение структуры управленческого
аппарата и рост бюрократии не обязательно означают прогресс[6].
Примерами развития в неживой природе могут служить
эволюционные процессы, происходящие в звездах; в живой природе – рост различных
организмов; в социуме – рост науки, техники, промышленного производства,
изменение социальных отношений и т.п. Понятие «развитие» применимо и к мышлению
человека, когда речь идет, например, о развитии сознания в целом или какой-то
отдельной мысли, идеи, теории. Развитие мысли означает ее «вызревание», т.е.
усложнение, совершенствование, обретение большей ясности, законченности и т.п.
Следует подчеркнуть, однако, что в отличие от объективного мира вещей и
явлений, к движению и развитию субъективных конструкций (мышление, идеи, теории)
пространственные характеристики не применимы. Но и те и другие протекают во
времени[7].
Развитие характеризуется рядом фундаментальных черт. Прежде
всего это - всеобщность, означающая, что на всех уровнях бытия развитие имеет
место. Необратимость понимается «как возникновение качественно новых
возможностей, не существовавших ранее». И наконец, направленность изменений
означает, что любые, даже кажущиеся случайными изменения возникают как
результат определенных взаимодействий и порождают в свою очередь другие
изменения. Развитие как направленное изменение обеспечивает преемственность
«между качественными изменениями на уровне системы, аккумулятивную связь
последующего с предыдущим, определенную тенденцию в изменениях и именно на этой
основе появление у системы новых возможностей»[8].
В зависимости от того, какими принципами руководствуются при
классификации форм движения, выделяют и разное количество таких форм. Так,
например, в XIX веке Ф.Энгельс, взяв за основу различные уровни организации
материи, выделил пять основных форм движения материи: механическую, физическую,
химическую, биологическую и социальную.
Названные формы движения органически связаны между собой, и
каждая последующая из них как бы вытекает из предыдущей, основывается на ней,
но тем не менее к низшей форме не сводится. Попытки такого сведения сложных
форм движения к простейшим нередко имели место в истории философии и получили
название «механицизм», «редукционизм» (от лат. Reduction – отодвигать назад), а упрощение
социальных форм движения до уровня биологических имеет место в биологизаторских
концепциях.
С точки зрения современных представлений о мире, его
происхождении и развитии названные формы не раскрывают всего многообразия
существующих и возможных способов движения. В частности, процессы превращения
элементарных частиц, другие изменения на уровне микро- и макромира, неизвестные
в XIX столетии, теперь по-новому ставят
вопрос о соотношении механической, физической и химической форм движения
материи, где механическая форма уже не рассматривается как основа всех
физических процессов. Несколько иначе понимается теперь и биологическое
движение, элементарными носителями которого являются не белковые молекулы, как
то предполагалось прежде, а ДНК и РНК, открытые уже в ХХ веке. Некоторые ученые
в свете современных представлений о земной коре и происходящих в недрах Земли
процессах вполне обоснованно выделяют геологическую форму движения[9].
Экстраполируя на перспективу современные тенденции развития
науки, с достаточной долей уверенности можно предположить, что человечество
откроет еще и новые формы реальности и отличные от упомянутых выше способы и
формы движения. В данном же случае важно подчеркнуть, что любая схематизация,
выделение тех или иных форм, типов, способов движения всегда являются неполными
и отражают лишь достигнутый уровень в познании действительности. Такие схемы не
стоит абсолютизировать, памятуя, что они служат определенным целям познания,
постоянно развиваясь, уточняясь, совершенствуясь.
2.
Пространство
и время как параметры бытия
Представления
о пространстве и времени не всегда так сильно зависели от физико-геометрических
знаний, как это характерно для сегодняшнего сознания, что дает повод задуматься
о том, а не являются ли они также моментом исторического развития, который,
возможно, будет преодолен, и не рано ли мы отбросили те представления о них,
которые господствовали в более ранние моменты человеческой культуры[10].
Человек
всегда живет в неком пространстве, осознавая свою зависимость от таких его
характеристик, как размеры, границы, объемы. В первобытном сознании,
проникнутом представлениями мифопоэтического мышления, пространство выступает
как некоторая противоположность "не-пространству", т.е. хаосу[11].
Понятия
пространства и времени всегда оказывались в центре внимания философов, особенно
когда речь шла о моделировании общего представления о мире, т.е. построении
онтологической системы. Указанные сложности в понимании категорий пространства
и времени придают данной проблеме широкий комплексный характер и не могут быть
сведены лишь к их физическим интерпретациям. Поэтому философское понимание
пространства и времени, с одной стороны, всегда сопряжено с развитием наук (и
не только физики), а с другой стороны, осуществляется в рамках общего
онтологического и гносеологического подхода. Остановимся на различных
интерпретациях данных понятий в философии и науке.
Пространство
понималось как:
-
абсолютная протяженность, пустота, в которую включались все тела и которая от
них не зависела (Демокрит, Эпикур, Ньютон);
-
протяженность материи и эфира (Аристотель, Декарт, Спиноза, Ломоносов) или
форма бытия материи (Гольбах, Энгельс);
-
порядок сосуществования и взаимного расположения объектов (Лейбниц,
Лобачевский);
-
комплекс ощущений и опытных данных (Беркли, Мах) или априорная форма
чувственного созерцания (Кант).
Время
трактовалось как:
-
длительность существования и мера изменений материи (Аристотель, Декарт,
Гольбах) или форма бытия материи, выражающая длительность и последовательность
изменений (Энгельс, Ленин);
-
форма проявления абсолютной вечности, как преходящая длительность (Платон,
Августин, Гегель);
-
абсолютная длительность, однородная для всей Вселенной (Ньютон);
-
относительное свойство вещей, порядок последовательности событий (Лейбниц);
-
форма упорядочивания комплексов ощущений (Беркли, Юм, Мах) или априорная форма
чувственного созерцания (Кант).
Большинство
данных представлений о пространстве и времени можно свести к двум основным
концепциям[12].
Страницы: 1, 2, 3
|