рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Основные понятия и этапы развития философии

Основные понятия и этапы развития философии

1. Древнегреческая философия


Спецификой древнегреческой философии в её начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. В период своего становления человеческое познание направлено «вовне», на объективный мир. И первые греческие философы стремятся сконструировать картину мира, выявить всеобщие основания бытия. Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистско-антропологическая тенденция в философии.

Главным вопросом в древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. Одно из направлений в реализации идей Первоначала заложили Платон (427 – 347 гг. до н. э.) и Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.). Платон исходил из того, что мир реальных вещей есть бледное отражение мира идей. Мир идей есть реальный мир. Он вечен, постоянен. Мир вещей – текуч, постоянно изменяется. Он – нереальный мир. У Платона мир как бы утрачивается: вещи подражают своим эйдосам; представления о вещах в сознании человека являются лишь тенями эйдосов; мир идей (эйдосов) существует, как и мир вещей, объективно, вне сознания людей.

У Платона первооснова – мир идей. Однако вещный мир тоже необходим. Первенство отдается идеям – образцам. Идеи – бестелесные сущности вещей – находятся в особом запредельном мире. Между вещами и идеями лежит пропасть. Первооснова у Платона разорвана во временном и пространственном смысле. Аристотель соединил мир идеальных сущностей и вещей. Платоновские идеи он назвал «формами», когда идея вещи и сама вещь находятся в органическом единстве. За материей Аристотель оставил пассивное начало, а за бестелесными формами – активное, заявив об их неразрывности.

2. Средневековая философия


1.                Представителем средневековой философии является Фома Аквинский.

2.                В средневековой философии вера противопоставлялась разуму

3.                В основе теоцентризма – принцип главенства Бога.

4.                Для обоснования догматов веры средневековыми мыслителями использовались воззрения Аристотеля и Платона.

5.                Для средневековой философии характерен дуализм.

6.                Высшая человеческая способность по Августину Аврелию – вера в Бога.

7.                Представители номинализма – И. Росцеллин, П. Абеляр.

8.                Универсалии существуют независимо от сознания – считали приверженцы реализма.

9.                Фома Аквинский считал, что материя создана Богом из ничего.

10.           Согласно Фоме Аквинскому, бытие Бога может быть доказано пятью путями.

11.           Фома Аквинский исходил из того, что религия возвышается над философией.

12.           Фома Аквинский полагал, что философ приходит к истине посредством разума, а теолог – посредством откровения.

3. Философия Возрождения


Возрождение – период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы. В Италии эпоха Возрождения с 14–16 веков, в других странах с 15–16 вв. Большинство исследователей связывают появление Возрождения с переходом от средневековья к Новому времени, т.е. от феодализма к капитализму. Отличительные черты идеологии Возрождения: антифеодальная направленность, светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности. Идеологической основой стали гуманизм, а затем натурфилософия.

Гуманизм – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, светское вольномыслие, противостоящее схоластике и духовному господству церкви. В эту эпоху происходило своеобразное обожествление человека – «микрокосмоса», богоравного существа, создающего и творящего самого себя. Эти взгляды представляют собой антропоцентризм. Это философский термин, укоренившийся во второй половине 19 века для обозначения идеалистических учений, видящих в человеке центральную и высшую цель мироздания. Но его основы были заложены в эпоху Возрождения.

Пантеизм – от греч. theos, что означает бог. Пантеизм характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической системе Спинозы, отождествившего понятие «бог» и «природа». Подобное отношение к человеку знаменовало возникновение новых форм самосознания и ренессансного индивидуализма. Был сделан акцент на этических проблемах, учении о свободной воли индивида, направленной к добру и общему благу. Происходила своеобразная реабилитация человека и его разума. Целью земного бытия объявлялись радость и наслаждение. Провозглашалась возможность гармоничного существования человека и окружающего мира. Гуманисты способствовали выработке идеала совершенной, всесторонне развитой личности, добродетели которой определялись не благородством по рождению, а делами, умом, талантами, заслугами перед обществом. Главная проблема, занимавшая натурфилософов – соотношение бога и природы. Признавая материальность и бесконечность мира, они наделяли материю способностью воспроизводить самою себя, а вместе с тем и жизнью, создав учение о живом космосе.

Таким образом, в философских системах эпохи Возрождения, сформировалась пантеистическая картина мира. Средневековой схоластике, опиравшейся на книжные знания и авторитеты, гуманизм и натурфилософия противопоставили рационализм, опытный метод познания мира, базировавшийся на чувственном восприятии и эксперименте. В основе этого идеологического переворота лежал подъем производительных сил, материального производства, науки и техники. Все это привело к прогрессивному развитию Европы.

Характеризуя духовную жизнь этой удивительной эпохи, нельзя не упомянуть выдающегося мыслителя Мишеля Монтеня (1533–1592) – автора знаменитых «Опытов», мастера тонкого психологического анализа человеческой души, выдающегося писателя. Монтень доказывает в книге, что человеческое мышление необходимо постоянно совершенствовать на основе объективного познания естественных закономерностей природы, которым в определенной степени подчинены жизнь и деятельность людей в контексте социального бытия. Его скептицизм являет собой символ не успокоенности ума, постоянных творческих исканий.

Монтень провозглашал идею естественного равенства людей и идеализировал «естественное состояние» человечества, считая, что счастливая жизнь и исключительно высокие нравственные устои обусловлены отсутствием сословного и имущественного неравенства. Но все эти преимущества утрачены с развитием цивилизации.

4. Философия Нового времени и эпохи Просвещения


1.                Основная тенденция философии Нового времени – Утилитаризм

2.                Широкое распространение получила Механика, развивалось естествознание и математика,

3.                Данную эпоху характеризует механистическая картина мира

4.                Метод истинного познания по Ф. Бэкону – индукция

5.                Причина возникновения вида заблуждений «призрака рода» по Ф. Бэкону – несовершенство органов чувств

6.                Метод истинного познания по Р. Декарту – дедукция

7.                Дуалистическая философия характерна для Декарта

8.                Дж. Локк считал неотчуждаемыми права на собственность, свободу, равенство

9.                Верховной должна стать ветвь законодательной власти

10.           Основатель «естественной религии» – Вольтер

11.           Руссо считал причиной неравенства собственность

5. Немецкая классическая философия


Родоначальник немецкой идеалистической философии Иммануил Кант (1724–1804), свое учение построил на дуализме, попытках примирить материализм с идеализмом, науку с верой. Выступил против революции, защитником короля и церкви. Кант, по выражению Маркса, был адвокатом немецкого буржуа.

Учение о познании. По Канту, существуют три способности познания: чувственность; рассудок; разум. «Трансцендентальная аналитика» Канта исследует формы, возможности и условия рассудочного познания. Чувственное познание изучает «трансцендентальная эстетика». Разумное познание исследуется «трансцендентальной диалектикой». Аналитика и диалектика образуют вместе трансцендентальную логику. Заканчивается «Критика чистого разума» учением о методе. Центральный вопрос теории познания у Канта – о возможности познания, о границах априорных (доопытных) суждений – всеобщих и необходимых.

Кант признавал объективное существование вещей, независимое от сознания, воздействие внешних вещей на органы чувств человека: ощущения являются в виде образов. Это – «вещи для нас». Здесь он – материалист. Но между идеальным образом вещи и самой вещью нет соответствия в содержании. Вещь сама по себе, без познающего ее субъекта есть «вещь в себе» – ноумен. Она – непознаваема. Вещь для нас есть явление, феномен. Налицо разрыв между мышлением о вещи и самой вещью. Возникает вопрос: что я могу знать? Кант склонен к агностицизму, отказывая мышлению, сознанию в возможности полного познания окружающей среды, мира.

Антиномии – это суждения, которые взаимоисключают друг друга. У Канта их 4. Первая – мир имеет начало во времени и пространстве; мир во времени и пространстве безграничен. Вторая – все в мире состоит из простого; нет ничего простого, все сложно. Третья – в мире существует свобода; никакой свободы нет, так как все совершается по законам природы. Четвертая – Бог есть необходимость, безусловная сущность мира; Бога в мире нет.

Категории Канта. Он насчитывал 12 категорий: 1) количество: единство, множество, всеобщность; 2) качество: реальность, отрицание, ограничение; 3) отношение: субстанция и акциденция (временное, несущественное свойство вещи), причина и действие, взаимодействие; 4) модальность: возможность – невозможность, существование – несуществование, необходимость – случайность.

Категорический императив. Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства. Это значит – не превращай другое разумное существо только в средство для реализации целей. В этике Кант выступает как противник эвдемонизма. Принцип удовольствия противоположен принципу морали. Поэтому, следуя категорическому императиву, надо мыслить реалистически и не думать, что человек может быть счастлив.

Нравственный закон – это небо над головой, мир ноуменов: человек их видит, но не может к ним приблизиться. Кант отвергает рациональное доказательство бытия души, а поэтому сфера нравственного действия оказалась отделенной от научного познания и поставленной выше его.

Эстетика. С точки зрения количества, прекрасное нравится всем. Красота – это форма целесообразности, поскольку она воспринимается без представления цели. По Канту это значит, что эстетическое суждение связано со свободной игрой способностей человека. Прекрасно то, что нравится всем, без всякого интереса, своею чистотою форм. Кант был убежден, что ученый может быть талантлив, достижения его высоки. Его творения понятны всем людям. Гениальность может проявляться только в художественной сфере. Гениальность, по Канту, есть способность создавать образцовые художественные произведения, а стало быть, совершенно новые художественные формы. Такая способность непознаваема, выходит за рамки человеческого понимания, научного познания. Искусство – это свободная деятельность гения, преодолевающего разрыв между свободою и необходимостью.

Социальные взгляды. Кант – противник революционных методов борьбы народа, сторонник реформ, осуществляемых правительством. Он защищал частную собственность, считая ее «святой» и «естественной». Государство у него должно выполнять функцию достижения «общего блага».

Все население делится, по Канту; на «граждан» и «только подданных», лишенных элементарных прав. Трудящиеся и эксплуатируемые относятся ко второму разряду. Кант не рассматривает государство и право как гарант равенства и справедливости, поскольку, исходя из его теории категорического императива, равенства и справедливости изначально существовать не может.

Истоками прогресса человеческого сообщества Кант признает естественную конкуренцию людей в их стремлении к самоутверждению. При этом человеческая история являет собой поступательное движение в направлении полного признания свободы и ценности личности, к «вечному миру» и созданию всемирного федеративного государства.

Кант был сторонником вечного мира в международных отношениях. Его критиковали слева материалисты за его агностицизм и субъективизм, справа – последователи идеализма. И те, и другие «подчищали» Канта, делали его более правоверным применительно к своим взглядам.


6. Проблема бытия в истории философии


Бытие рассматривается как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека. В ряде направлений современной философии делается попытка переосмыслить онтологический подход к бытию, который исходит уже из анализа человеческого существования. В истории философии первую концепцию бытия дали древнегреческие философы 6 4 веков до нашей эры досократики. Для них бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом. Одни из них рассматривали бытие как неизменное, единое, неподвижное, тождественное себе. Таковыми были взгляды древнегреческого философа Парменида.

Другие философы древности рассматривали бытие как непрерывно становящееся. Так, Гераклит сформулировал ряд диалектических принципов бытия и познания. Диалектика у Гераклита концепция непрерывного изменения, становления, которое мыслится в пределах материального космоса и в основном является круговоротом вещественных стихий огня, воздуха, воды и земли. Здесь выступает у философа знаменитый образ реки, в которую нельзя войти дважды, поскольку в каждый момент она все новая. Становление возможно только в виде непрерывного перехода из одной противоположности в другую, в виде единства уже сформировавшихся противоположностей. Платон противопоставляет чувственные вещи чистым идеям как «мир истинного бытия». Душа когда-то была близка богу и «поднявшись, заглядывала в подлинное бытие». Теперь же, отягощенная заботами, «с трудом созерцает сущее». Красота жизни и реального бытия для Платона выше красоты искусства. Бытие и жизнь есть подражание вечным идеям, а искусство есть подражание бытию и жизни, то есть подражание подражанию. Аристотель выявляет типы бытия в соответствии с типами суждений: «оно есть». Но бытие им понимается как всеобщий предикат, который относится ко всем категориям, но не является родовым понятием. Для объяснения того, что существует, Аристотель указывал 4 причины: сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина); материя и подлежащее (субстрат) то, из чего что-либо возникает (материальная причина); движущая причина, начало движения; целевая причина то, ради чего что-либо осуществляется Бог Аристотеля «перводвигатель» мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований. Христианство проводит различие между божественным и сотворенным бытием, между богом и миром, который сотворен им из ничего и поддерживается божественной волей. Человеку предоставлена возможность свободного движения к совершенному, божественному бытию. Христианство развивает античное представление о тождестве бога и совершенства (блага, истины и красоты). Средневековая христианская философия в традициях аристотелизма различает действительное бытие (акт) и возможное бытие (потенция), сущность и существование. Всецело актуально только бытие бога. Резкий отход от этой позиции начинается в эпоху Возрождения, когда получил общее признание культ материального бытия, природы, телесного. Бытие рассматривается как реальность, противостоящая человеку, как сущее, осваиваемое человеком в его деятельности. Отсюда возникает трактовка бытия как объекта, противостоящего субъекту как косной реальности, которая подчинена слепым, автоматически действующим законам (например, принципу инерции) и не допускает вмешательства каких-либо внешних сил. Исходным в трактовке бытия для всей философии и науки этой эпохи является понятие тела. Это связано с развитием механики главной науки XVII XVIII веков. В свою очередь, такое понимание бытия послужило основой естественнонаучного представления о мире в то время. Период классической науки и философии можно охарактеризовать как период натуралистически-объективистских концепций бытия, где природа рассматривается вне отношения к ней человека, как некоторый механизм, действующий сам по себе.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.