Подвижное отношение между
противоположностями есть диалектическое противоречие. Противоречие в своем
изначальном смысле означает рассогласование в речи, высказываниях о некотором
предмете пары суждений, из которых одно отрицает другое, что является
результатом нечеткости, нелогичности. Многие философы допускали противоречия в
качестве феномена мышления, возникающего из-за нарушения требований формальной
логики, отвергая противоречивость бытия. Противоречия в силу всеобщности
развития присущи не только познанию, но и всем формам бытия мира.
Социальные противоречия
имеют субъект-субъектный (между людьми, различными их общностями) и субъект-
объектный характер (по поводу таких объектов, как техника, собственность,
власть и т.д.). Диалектика требует мыслить и на базе ценностей (оценок)
действовать, разрешая противоречия, в соответствии с всеобщими закономерностями
материального и духовного бытия.
Противоречивое отношение
между противоположными сторонами, тенденциями, взятое в движении, есть борьба
противоположностей, их «взаимоотрицание». Применительно к обществу борьба может
быть в буквальном смысле (социальных, политических сил за свои интересы). В
целом же слово «борьба» употребляется метафорически.
Начальный этап
развертывания взаимодействия противоположных сторон единого обозначает
категория «тождество». Относительное тождество перерастает в несовпадение,
несовместимость и, наконец, во взаимоисключение противоположностей. Гегель
определил следующие этапы взаимодействия сторон целого - тождество, различие,
противоположность и собственно противоречие. К. Маркс на примере развертывания
стоимостного отношения дополнительно поместил этап двойного существования.
Переходное состояние объекта и есть его двойное существование.
Этапы взаимодействия
сторон целого вызывают состояние гармонии, дисгармонии и конфликта
противоположностей.
В состоянии гармонии
каждая из сторон содействует более полному раскрытию возможностей другой
стороны и системы в целом. Увеличивается пластичность, надежность системы.
Дисгармония связана с расшатыванием общих структур, с развитием одной стороны
за счет другой. Она характеризуется появлением, углублением и обострением
взаимоотношений между противоположностями, преобладанием разнонаправленности и
взаимоотрицания. Конфликт (в широком смысле столкновение, противостояние
сторон) как высшая ступень противоречия свидетельствует о несовместимости
противоположностей в рамках того или иного объекта или процесса и ведет к
отмиранию старого и возникновению нового объекта или процесса, к синтезу
позитивных элементов старого и нового качеств.
В истории философии
нередко преувеличивается значение то ли единства, то ли борьбы
противоположностей. Абсолютизация борьбы противоположностей выражена в формуле
Гераклита: «Война - отец всех вещей». Преувеличение единства противоположностей
просматривается в позитивистской теории равновесия (XIX в.), в
структурно-функциональном анализе (XX в.), где общество представлено как
стабильная система, стремящаяся самоподдерживать состояние социального порядка
и гармонии.
Точка зрения, обращающая
внимание на единство противоположностей, исходит из принципа дополнительности.
Д. Бруно писал: «Одна противоположность является началом другой... Уничтожение
есть не что иное, как возникновение, и возникновение есть не что иное, как
уничтожение: любовь есть ненависть; ненависть есть любовь». В лоне русской
философии и культуры XIX — начала XX в. обосновывалась концепция
всечеловеческого единства, объединения народов мира в нерасчлененное целое
(П.Я. Чаадаев, Ф.М. Достоевский, B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.). На базе
духовного единения людей, общности их идеалов и ценностей развивалась идея
соборности (А.С. Хомяков, Е.Н. и С.Н. Трубецкие), где подчеркивалась значимость
человеческого коллективизма. Под эту идею есть солидный опыт вечевого народного
собрания, общинного самоуправления, казачьего круга, земства.
Одним из проявлений
принципа дополнительности выступает содействие противоположностей. Например, в
результате действия закона всемирного тяготения планеты Солнечной системы
притягиваются Солнцем. Вращение планет в то же время совершается в силу
действия центробежных сил. Взаимодействие (содействие, взаимодополнение)
центростремительных и центробежных сил создает определенное равновесие. Или,
живой организм сохраняет себя, пока находится в пределах меры, где ассимиляция
и диссимиляция сбалансированы, дополняют друг друга.
Наука XX в. обнаружила,
что элементарные частицы есть одновременно волны. В них выражено сочетание
(взаимодополнение) сосредоточенности в точке (частица) и протяженности в
пространстве (волна). В социуме принцип дополнительности выражается через
консенсус, консолидацию, компромисс, конвергенцию, что нацеливает на нахождение
взаимоуравновешенности, определенного баланса противоположных сил.
Вместе с тем недопустимо
преувеличивать единство противоположностей (как и их борьбу). Помимо линии на
достижение «симфонии» (консенсуса) противоположностей, тенденция их какофонии
отнюдь не исчезла, а в ряде моментов дифференциация интересов (за рынки сбыта,
ресурсы Земли) усиливает антагонизм регионов, государств, народов.
Интеграционные процессы поднимают значение единства противоположностей
(нарастает взаимозависимость в едином целостном мире), а сохраняющиеся
дифференционные импульсы - борьбы противоположностей. Итак, наряду с принципом
дополнительности действует принцип оппозиции, которые сосуществуют.
Классическая диалектика
гласит, что борьба противоположностей абсолютна, а единство относительно. Между
тем, в борьбе противоположностей выражен стимул к изменению системы, а в
единстве заключена основа ее устойчивости. Изменчивость и устойчивость бытия и
его фрагментов одинаково объективны и значимы. Поэтому, как показал предыдущий
анализ, резко разводить моменты «единства» и «борьбы» противоположностей
ошибочно.
В рамках синергетики
закон единства и борьбы противоположностей в одном из аспектов проявляется во
взаимодействии конкуренции и кооперации. Внутреннее взаимодействие между
элементами системы представляет собой столкновение причин, часть из которых
находится в состоянии конкуренции (деятельности в различных, даже
противоположных направлениях), а другая — кооперации (деятельности в одном
направлении). Конечный результат развития (отбора) определяется
равнодействующей всех взаимодействующих причин.
Результат развития
(отбора) обладает свойствами интеграции (объединения) и ветвистости
(дифференциации, многообразия). Если в биологическом отборе идет борьба за
приспособление, существование организмов в среде, то в социальном с его
объективной и субъективной (общезначимые желания людей) составляющими — за
преобразование, трансформацию человека и социума. В социальном отборе
присутствуют естественная (природная) и социальная (общественная) стороны,
которые, переплетаясь, взаимодействуя, определяют развитие и связи общества. В
социуме проявляются две противоположные тенденции:
1) стремление социальных
систем к устойчивости;
2) стремление к
изменчивости (нарушение равновесия).
В целом, закон
взаимопроникновения противоположностей вскрывает в развитии импульс,
побудительную силу, указывает, что основой изменений является борьба
противоположностей, а основой относительной стабильности — единство сторон,
тенденций того или иного процесса, явления.
1.3 Закон отрицания отрицания
Рассматриваемый закон
характеризует направление и форму развития, поступательность и преемственность,
относительную повторяемость определенных моментов старого. Основополагающей для
данного закона является категория диалектического отрицания.
Ряд философских
направлений упрощенно рассматривает отрицание: как движение вспять, разрушение;
имеющее место лишь в мышлении, особенно в негативных эмоциональных состояниях
сознания, либо лишь в социальных процессах.
Реально отрицание носит
всеобщий характер. «Для диалектической философии, — отмечал Ф. Энгельс, - нет ничего
раз и навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит
она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме
непрерывного процесса возникновения и уничтожения».
Противоречивость явлений
предполагает скачкообразный переход от одного качества к другому, что со
стороны взаимоотношения старого и нового выступает процессом отрицания.
Воздействие на предмет (например, размалывание зерна) может привести к гибели
этого предмета, что, однако, не означает остановки развития, ведь полученный от
размалывания продукт, употребляемый в пищу, способствует развитию человека или
животного. Любое действие представляет собой не изолированный акт, а находится
в системе объективных взаимосвязей вещей. Например, хищники, истребляя менее
приспособленных особей, содействуют их естественному отбору, т.е. прекращение
индивидуального развития отдельных особей сопровождается в целом
совершенствованием вида. «Отрицательное, - писал Гегель, - равным образом и
положительно..., противоречащее себе не переходит в... ничто...»
В обществе не всякое
отрицание - диалектическое, существует и метафизическое. Метафизичность
отрицания проявляется в преувеличении момента разрушения (уничтожение храмов,
исторических памятников), при абсолютизации одной из сторон противоречия.
Например, попытки создать государственный социализм как антикапитализм привели
к подавлению рынка, следствием чего стала «затратная» экономика, имитация труда
и общественной активности, в целом - застой в разных сферах жизни. Ненаучно
также стремление формировать «чистый» капитализм без привнесения положительных
моментов социализма. Как отмечают некоторые исследователи, Запад умело вплел в
рыночную ткань элементы мобилизационного механизма, в особенности в военной и
научно-технической областях.
Метафизическое отрицание
признает лишь внешнее отрицание, абсолютизирует уничтожение, рассматривает
соотношение старого и нового по принципу «или-или». Диалектическое отрицание
исходит из внутренней природы самоотрицания и одновременно учитывает внешние
факторы отрицания (применительно к обществу), характеризует отрицание как
момент связи и развития с удержанием положительного, соотносит старое и новое
по принципу «и-и». Диалектическое отрицание применительно к обществу включает в
себя триединый процесс: деструкции (разрушения, преодоления прежнего),
кумуляции (его частичного сохранения, преемственности, трансляции) и
конструкции (созидания нового).
Названные моменты
отрицания представлены как идеал, цель и в определенной степени как реальная
практика в обновлении общества в СНГ, особенно в Беларуси. Разрушается
командно-административная система, используются некоторые позитивные элементы
прошлого, опыт проводимых ранее преобразований, профессионализм кадров,
традиции патриотизма и т.д. Конструктивное начало означает соединение внедрения
передовых технологий с новым механизмом хозяйствования, экономических мотивов
деятельности с социальными и экологическими регуляторами, правового государства
с человеческим творчеством и т.д. Главное направление модернизации общества
лежит в созидании: обеспечение правовых механизмов перехода к социально
ориентированной рыночной экономике; формирование политических партий и
движений, способных выражать интересы различных слоев населения; укрепление и
расширение амортизаторов, облегчающих вхождение масс в рыночную экономику;
обретение идеала, в основе которого - гражданское согласие.
Деструкция обеспечивает
почву для следующей фазы того или иного процесса. Без кумуляции процесс всякий
раз возвращался бы к исходной точке. Нарастание же процесса требует
конструкции.
Поиски наглядной модели
развития вели многие философы. Наиболее известно образное описание развития в
форме раскручивающейся по вертикали спирали, которое давали Ф. Энгельс и В.И.
Ленин. Последний о содержании закона отрицания отрицания писал: «Развитие, как
бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более
высокой базе («отрицание отрицания»), развитие... по спирали, а не по прямой
линии», «...повторение в высшей стадии известных черт, свойств... низшей и...
возврат якобы к старому».
Спиралевидная форма
развития означает сочетание цикличности (циклов формирования и гибели,
обновления и старения и т.д.), относительной повторяемости и поступательности.
Преемственность,
сохранение старого в новом и поступательность выражаются в следующем.
Старое качество
продолжает существовать наряду с новым, более высоким по своему типу, как
необходимое условие его бытия. Так, появление живых организмов не исключает
неживую природу, животный мир не предполагает гибель растительности.
Непосредственное
сохранение низших форм организации материи в высших. Например, в живой клетке
главным является обмен веществ, но сохраняют значение физические и химические
закономерности.
Отрицание отрицания
осуществляется как трансформация, переход от одной стадии эволюции вещи,
какой-либо системы к другой при сохранении самой ее основы. Примеры: стадии в
развитии человека от эмбрионального существования детеныша до старости; ступени
в развитии орудий труда: костяные, каменные, металлические, инструменты, машины
и т.д.
Сохранение приобретений
предшествующего периода в «снятом», т.е. преобразованном, виде. Гегель писал,
что снятие имеет двоякий смысл: означает сберечь, сохранить и вместе с тем
прекратить, положить конец. С точки зрения диалектического материализма
отрицание-синтез означает «прибавление». Например, для античного искусства был
характерен культ человеческого тела, в нем доминировало земное начало.
Средневековое искусство отрицает этот эстетический идеал, возвеличивает
духовное начало в человеке. Искусство эпохи Возрождения восстанавливает
античный идеал (повторение в высшей стадии некоторых черт низших), но в
обогащенной форме, учитывающей и внешнюю красоту тела, и внутреннюю
одухотворенность человека (отрицание-синтез). Другой пример: практика
показывает, что к успеху ведет на определенном промежуточном, достаточно
длительном отрезке истории образование не одной (общественной либо частной), а
системы всех выработанных историей форм, где совмещены частная, акционерная, кооперативная,
коллективная, государственная, или общенародная, фор-' мы собственности.
Сосуществуя и взаимодействуя, эти формы подавляют друг у друга негативные черты
и тенденции и развивают позитивные. Развитие науки есть не возврат якобы к
старому, а больше похоже на «ветвящееся древо» обогащающихся и усложняющихся
знаний - ветвей в множащихся направлениях.
Помимо многоступенчатой
цепочки отрицаний (трансформация), общий ритм развития может быть представлен,
по Гегелю, в схеме триады «тезис-антитезис-синтез» (пример: почка-цветок-плод).
Зачатки представлений о тройственном цикле развития наметились еще у Платона и
Прокла. На этот счет приведем другие примеры из истории философии. Это взгляд
Руссо на историю: первоначальное равенство - порча, вызванная неравенством, -
установление равенства на более высокой ступени (в современной интерпретации -
равенство всех людей перед законом в правовом государстве, но отнюдь не
равенство в способностях людей. - В. К.). Или ячменное зерно, попавшее на
благоприятную почву, переходит в стебель и далее в колос с множеством
изменившихся в большей или меньшей степени зерен (Энгельс). Гегель
предупреждал, что принцип триад - поверхностная, лишь внешняя сторона способа
познания, однако сам часто злоупотреблял схематизмом триад. Необходимо в
познании выводить закон отрицания отрицания из самих явлений, находить его в
них (если он там имеется), а не навязывать его (в форме схем, априорий) любому
развивающемуся предмету.
С позиций синергетики
закон отрицания отрицания в первом приближении может быть выражен в законе
чередования порядка и хаоса. Когда структура того или иного объекта, имеющего
начало и конец, в основном определяется и наступает насыщение информацией,
спираль принимает как бы форму сходящейся. При этом уменьшается неопределенность
и возрастает уровень организации объекта.
В синергетике порядок и
беспорядок - две стороны одного и того же мира, причем беспорядок выступает как
первичное состояние, из которого в любой, непредсказуемой заранее точке может
возникнуть нечто новое. В точках бифуркации возможны самые различные флуктуации
(колебания) процесса. В социуме бифуркационный скачок может направить систему в
любом направлении. Поэтому возрастает значение ответственного и обоснованного
выбора людьми своих действий, так как в современном обществе малые воздействия
на входе (например, на некоторые региональные, национальные или религиозные
явления) могут вызвать сколь угодно сильный отклик (результат) на выходе.
Следовательно, необходимо обязательное осмысление последствий вмешательства
человека в характер развития социальных процессов. Когда тот или иной, во
многом случайный, выбор (социальная мутация) произойдет и утвердится новый
порядок, тогда на передний план выходит необходимость событий.
Исходя из теорий
цивилизационных кризисов П.А. Сорокина, экономических циклов Н.Д. Кондратьева,
циклов развития мировой культуры О. Шпенглера и А. Тойнби, кризис стал
интерпретироваться не как отрицание предшествующей стадии развития, а как
движущая сила и форма проявления самого этого развития, различные фазы которого
выражают преемственность мирового процесса. Кризис в обществе рассматривается
также как революционная ситуация, когда возникает несоответствие старой
социальной структуры (главным образом формы власти и собственности) новым
социальным элементам (новые люди и новые корпорации), что порождает в
общественном сознании представления о возможных вариантах иного
структурирования общества.
Реализуясь во
взаимодействии противоположностей и переходе количественных и качественных изменений,
развитие содержит в себе преодоление старого, преемственность и утверждение
нового, что определяется законом отрицания отрицания.
закон диалектика развитие противоположность
Список использованных источников
1. Демидов, А. Б. Философия и методология науки: курс лекций
/ А.Б.Демидов., 2009 - 102 с.
2. Каверин Б.И., Демидов И.В. Философия: Учебное пособие. /
Под. ред. д.ф.н., проф.Б.И. Каверина - М.: Юриспруденция, 2001. - 272 с.
3. Калмыков В.Н. Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков –
Мн.: Выш. шк., 2008. – 431 с.
4. В. И. Стрюковский Основы философии: Учебное пособие / В.
И. Стрюковский - Ростов-на-Дону, 2005
Страницы: 1, 2
|