Основы философии
1.Ф.как форма общ.созн.,предм.ф.Становл.ф.,отл.от
миф.,религ.
Ф. (любовь к мудрости) зарод. ок.2500 лет наз. в
странах др. мира (Индия, Китай, Египет). Классич. форма - в Др. Греции. 1-й
чел-к, назыв. себя ф. - Пифагор. В кач-ве особой науки выделена Платоном.
Сначала вкл. в себя всю совок. знаний, позже превр. в сист. общих знаний о
мире, им. задачу дать ответ на наиб. общие и глуб. вопросы о природе, обществе,
человеке. Формир. разделы ф.: онтология (о бытии и его сущности),
гносеол. (о познании) - осн. вопросы; логика (о мышл., его
законах и формах), этика (о морали), эстетика (о прекрасном), социальн.ф.
(о чел. о-ве), история ф. (зарожд.,становл., разв-е ф.мысли). Проблемы
ф.: начальн. пер-д хар-тся космоцентризмом - стремл. понять
мир как целое, его происх. и сущность. След. пер-д.: антропоцентризм
- пробл. чел-ка, этики, общ. устр-ва; средневек.: теоцентризм -
прир. и чел-к как творение Бога; Нов. время: пробл. познания, науч.
методов, общ. устр-ва. Предметом ф. явл. всеобщ. св-ва и связи (отн-я)
дейст-сти - природы, о-ва, чел-ка, отн-я объ. дейст-сти и субъ. мира, матер. и
идеальн., бытия и мышл. Всеобщее - это св-ва, связи, отн-я, присущие как объ.
дейст-сти, так и субъ. миру ч-ка. Колич. и кач. опред-сть, структ. и
прич.-следств. связи и др. св-ва, связи относятся ко всем сферам дейст-сти:
природе, о-ву, сознанию. Предмет ф. необх. отл. от проблем ф. Пр.ф. сущ.
объ-вно, незав. от ф. Всеобщ. св-ва и связи (пр-во и время, кол-во и кач-во)
сущ-ли, когда ф. еще не было. Центр. мировоззр. пробл. - отнош. чел-ка к
миру/сознания к материи/духа к прир./психич. и физич./идеальн. и матер., что
явл. первичным - формир. осн. вопр. ф. В о-ве формир. общечел. ценности
- единые для всех людей идеи гуманизма, нравств. принц., эстетич. и др.
критерии. Т.О. можно гов. о мировоззр. всего о-ва на опр. этапе истор. р-я. Мифолог.
мировоззр.: формир. на ранних стадиях разв-я о-ва. Первая попытка ч-ка
объясн. происх. и устр-во мира, появл. людей, жив., причины стихийн. явл., опр.
свое место. Мифы связ. с обрядами, обычаями, содерж. нравств. нормы и эстетич.
предст-я, сочет. реальн. и фантазии, мысли и чувства. В мифах ч-к не выдел.
себя из прир. Религиозн. мировоззр. отлич. от миф. верой в сущ-е сверхъест. сил
и их главенств. роль в мирозд. и жизни людей. Раздваив. мир на земной/небесн.
Вера в сверхъест. - основа. Религ. вера проявл. в поклонении высшим силам,
позднее формир. образ единого Бога. Ф. мировоззр. ориент. на рациональн.
объясн. мира. Общие предствал. о прир., о-ве, ч-ке станов. предм. теор. рассм.
и логич. анализа. Ф. мир-е унаслед. от миф. и рел. совок. вопр. о происх. мира,
его строении, месте ч-ка и т.п., но отл. логич. упорядоч. сист. знаний, хар-ся
стремл. теор-ски обоснов. положения и принципы. В ф.м. входят тж. обобщ. экон.,
полит., правов. и ест.науч. предст., нравств., эстетич., религ./атеист.
принципы, воззр., идеалы. Сл., ф. мир-е не совсем тожд. ф-ии. Ф. - теор. основа
ф. мир-я.
2. Мировоззрение. Сущность философского мировоззрения
Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб.
вопр.: что предст. собой окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что
лежит в основе всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам?
Может ли ч-к познать окр. мир, что предст. собой это познание? В чем смысл
жизни, ее цель? Такие вопр. наз. мировоззренч. Ч-к может опир. на жиз. опыт и
здрав. смысл, на веру в сверхъест. или на науч. знания. Это зав. от типа мир-я.
М. - это система обобщ. взглядов на мир, на место в нем ч-ка и его отн-е
к этому миру, а также осн-ные на этих взгл. убеждения, чувства, идеалы, к-рые
опред. жизн. позицию ч-ка, принципы повед. и ценностн. ориентации. Взгляды -
опред. совок. знаний, выраж-х в представл. и понятиях: они сост. основу мир-я.
Эти общ. полож. и принципы превр. в убеждения - особ. сост. знаний,
хар-ся тверд. увер-стью. Мир-е полож. и принц. содерж. оценку явл-й дейст-сти,
опр. жизн. поз. ч-ка. М. вкл. настроения, чувства, переж., сост. эмоц.-псих.
основу. 2 стороны м-я: эмоц.-псих./рац. Идеалы - компонент м-я, духовн.
ориентир, придает осмысл. и целеустр. чел-ской деят-сти. Знания, ставшие
убежд-ми - основа м-я. Сущ. м. ч-ка/о-ва. Личн. м. - зав. от хар-ра, соц. гр. В
о-ве формир. общечел. ценности - единые для всех людей идеи гуманизма, нравств.
принц., эстетич. и др. критерии. Т.О. можно гов. о мировоззр. всего о-ва на
опр. этапе истор. р-я. Мифолог. мировоззр.: формир. на ранних стадиях
разв-я о-ва. Первая попытка ч-ка объясн. происх. и устр-во мира, появл. людей,
жив., причины стихийн. явл., опр. свое место. Мифы связ. с обрядами, обычаями,
содерж. нравств. нормы и эстетич. предст-я, сочет. реальн. и фантазии, мысли и
чувства. В мифах ч-к не выдел. себя из прир. Религиозн. мировоззр. отлич. от
миф. верой в сущ-е сверхъест. сил и их главенств. роль в мирозд. и жизни людей.
Раздваив. мир на земной/небесн. Вера в сверхъест. - основа. Религ. вера проявл.
в поклонении высшим силам, позднее формир. образ единого Бога. Ф. мировоззр.
ориент. на рациональн. объясн. мира. Общие предствал. о прир., о-ве, ч-ке
станов. предм. теор. рассм. и логич. анализа. Ф. мир-е унаслед. от миф. и рел.
совок. вопр. о происх. мира, его строении, месте ч-ка и т.п., но отл. логич.
упорядоч. сист. знаний, хар-ся стремл. теор-ски обоснов. положения и принципы.
В ф.м. входят тж. обобщ. экон., полит., правов. и ест.науч. предст., нравств.,
эстетич., религ./атеист. принципы, воззр., идеалы.
3. Проблема основного вопроса философии (ОВФ)
Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб.
вопр.: что предст. собой окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что
лежит в основе всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам?
Может ли ч-к познать окр. мир, что предст. собой это познание? В чем смысл
жизни, ее цель? Такие вопр. наз. мировоззренч. Центр. мировоззр. пробл.
- отнош. мышления к бытию/чел-ка к миру/сознания к материи/духа к прир./психич.
и физич./идеальн. и матер., что явл. первичным - формир. ОВФ, т.к. через
отн-е ч-ка, его мышл-я, созн-я, дух., псих. деят-сти осозн-ся место ч-ка в
мире, его предназн-е, смысл сущ-я. Любое ф. учение основыв. на его реш-ии,
опир. на него как на исх. принцип при ответах на др. вопр.: о сущности, отн-ии
матер./дух. о прир. истинного знания, о жизни/смерти и др. ОВФ делит филос-в на
материалистов, признающих первичн. эл-том материю, сущ-ю вне и незав. от
созн-я, а созн. - вторичным, произв. от материи, и идеалистов, счит. что
дух, созн-е предшеств. материи, творит ее. 2 разновид. идеализма: объ./субъ. О.И.
признает основой всего сущ-го объ., незав. от ч-ка дух. начало - мировой
дух, внечел. разум. С.И. счит. первич. сознание ч-ка, кот. признается
единств. реальностью, при этом действ-сть явл. рез-том дух. творч-ва субъекта.
Ид-м близок к религии, ф. интерпрет. Бога, но не искл. обоснов-я своих пол-й
рац. ср-вами, исп. логич. приемы аргументации. Ф. матер-м: осн. формы:
стихийн. мат-м древних/метафиз. м. 17-18 вв/диалект. Тесно связан с наукой,
опир. на ее полож-я и выводы. Сущ. дуалистич. сист., призн. мат. и дух.
двумя независ. началами. Напр., ф-ы, матер-ски объясн. природу, идел-ски -
обществ. явл-я. Хотя многие ф-ы не призн. вопр. об отн. мышл-я к бытию ОВФ, к
нему сводятся другие вопр., дающие в совокупности целостную картину мира.
41. Истина (сущность, диалектика абсолютной и
относит. истины)
Истина - адекв. отраж. объекта познающим субъектом,
воспроизводящим реальность такой, какой она есть сама по себе, вне и независимо
от сознания. Истина ограниченна, т.к. отражает объект не целиком, а в известных
пределах, кот. постоянно изменяются и развиваются. Форму выражения объ. истины,
зависящую от конкр. историч. условий, хар-зующую степень ее точности, строгости
и полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют относит.
истиной. Т.о. все развитие чел. познания, в т.ч. науки, есть постоянная
смена одних относит. истин другими, более полно и точно выражающими объ.
истину. Процесс познания предст. собой все более полное и точное познание объ.
истины. Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о
каком-либо явлении наз. абсолютной истиной. Часто спрашивают, можно ли
достичь и сформулировать абсолютную истину? Агностики на этот вопрпос отвечают
отрицательно. В док-во они ссылаются на то, что в пр-се познания мы имеем дело
лишь с относит. истинами. Каждая из них, рассуждают они, оказывается со
временем не вполне точной и полной, как в примере с Солнечной системой. Сл.,
полное, исчерпывающее знание недостижимо. И чем сложнее то или иное явление,
тем труднее достичь абсол. истины, т.е. полного, исчерпывающего знания о нем.
Тем не менее абс. истина сущ.; и ее надо понимать как тот предел, ту цель, к
кот. стремится чел. познание. Каждая относит. истина - ступенька, шаг,
приближающий нас к этой цели. Т.о., относ. и абс. истины - лишь разные уровни,
или формы объ. истины. Наше знание всегда относит., т.к. зависит от уровня
развития о-ва, техники, состояния науки и т. д. Чем выше уровень нашего
познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной истине. Но процесс этот может
длиться бесконечно, ибо на каждом этапе истор. развития мы открываем новые
стороны и св-ва в окружающем нас мире и создаем о нем все более полные и точные
знания. Этот постоянный пр-с перехода от одних относит. форм объ. истины к
другим -важнейшее проявление диалектики в процессе познания. Т.о. каждая
относит. истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот: абс. истина - это
предел бесконечной послед-сти истин относительных.
4. Диалектика и метафизика
Диал-ка - наука о наиб.
общ. законах разв-я прир., о-ва и мышл-я. Научному пониманию Д. предшествовала
долгая история, само понятие Д. возникло в ходе переработки и даже преодоления
первонач. смысла термина. Уже античн. ф. подчеркнула изменчивость всего
существующего, поняла действит-сть как процесс, осветила роль, какую в этом
пр-се играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти
милетск. мат-сты, пифагорейцы). К подобным иссл-ям еще не применялся термин Д.
Первонач. этим термином обозначались: 1) способность вести спор посредством
вопр. и отв.; 2) иск-во классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.
Аристотель счит. изобретателем Д. Зенона, к-рый подверг анализу противоречия,
возник. при попытке мыслить понятия движения и множества. Сам Арист. отличает
Д. от аналитики как науку о вероятн. мнениях от науки о док-ве. Платон вслед за
элеатами опред. истинное бытие как тождеств. и неизменное, но обосновыв.
диалект. выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только т.о., что
каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и
переходит в свое иное. Сл. бытие заключает в себе противоречия: оно едино и
множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие
- необх. условие для побуждения души к размышлению. Это иск-во и является, по
Платону, искусством Д. Развитие Д. продолжали неоплатоники. В философии феод.
о-ва - в схоластике Д. стали называть формальн. логику, к-рая была
противопоставлена риторике. В эпоху Возр. диал. идеи о совпадении
противоположностей выдвиг. Ник. Кузанский и Бруно. В Нов. время Декарт и
Спиноза (Д. в космогонии, С. в учении о субстанции как о самопричине) дают
образцы диал. мышления. В 18 в. во Франции богатством диал. идей выдел. Руссо и
Дидро. Первый исслед. противоречия как условие истор. разв-я, второй, кроме
того, противоречия в совр. ему обществ. сознании. Важнейшим до Маркса этапом в
развитии Д. стал нем. классич. идеализм, к-рый в отличие от метафизич.
материализма рассм. действительность не только как предмет познания, но и как
предмет деят-сти. Вместе с тем незнание истинной, материальной, основы познания
и деят-сти субъекта привело к ограниченности и ошибочности диал. идей нем.
идеалистов. Первым пробил брешь в метафизике Кант. Он указал на значение
противоп. сил в физич. и космогонич. процессах, ввел впервые после Декарта идею
разв-я в познание природы. В теор. познания Кант развив. диал. идеи в учении об
антиномиях. Однако Д. разума, по Канту, иллюзия, и она устраняется, как только
мысль возвр. в свои пределы, огранич. познанием одних явлений. Вершиной в
развитии домарксистской Д. была идеалистич. Д. Гегеля. Гегель впервые
представил весь природн., историч. и духовн. мир в виде процесса, т. е. в
беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку
раскрыть внутр. связь этого движения и развития. В отл. от абстр. определений
рассудка Д., по Гегелю, есть такой переход одного определения в др., в к-ром
обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, т. е. содержат
отрицание самих себя. Поэтому Д. есть, согласно Гегелю, движущая душа всякого
научного развертывания мысли и предст. собой единств. принцип, кот. вносит в
содержание науки имманентную связь и необходимость". Рез-т Д. Гегеля
далеко превзошел то значение, к-рое ей отвел он сам. Истинно научное понимание
Д. было создано Марксом и Энгельсом.
Отбросив идеалистич. содержание ф. Гегеля, они
построили Д. на основе материалистич. понимания историч. процесса и развития
познания, обобщения реальн. процессов, происх. в природе, о-ве и мышлении. В
научной Д. органически сочетаются законы развития как бытия, так и познания,
ибо они по своему содержанию тождественны, отличаясь только по форме. Сл.
материалистич. Д. не только онтологическ., но и гносеологич. учение, логика, рассматривающая
мышление и познание равным образом в становлении и развитии, т.к. вещи и
явления есть то, чем они становятся в пр-се развития, и в них, как тенденция,
заложено их будущее, то, чем они станут. В этом смысле и теория познания
рассматривается материалистич. Д. как обобщенная история познания и каждое
понятие, каждая категория несм. на свой предельно общий характер, отмечены
печатью историчности. Гл. категорией материалистич. Д. является противоречие. В
учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития;
в нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам диал. развития:
развитие путем перехода колич. изменений в качественные, перерыв постепенности,
скачки, отрицание исходного момента развития и отрицание самого этого
отрицания, повторение на высшей основе нек-рых сторон, черт первоначального
состояния. Материалистич. Д. предст. собой ф. метод иссл-я природы и о-ва.
Только с позиции Д. можно понять сложный, полный противоречий путь становления
объ. истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абс. и
относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения к
др., более глубоким, мирящейся ни с каким застоем и неподвижностью, делает ее
орудием практич. преобразования о-ва, помогающим объ. учитывать историч.
потребности обществ. развития, несоответствие старым форм новому содержанию,
необходимость перехода к высшим формам, способствующим прогрессу чел-ва.
Метафизика. Термин М.
возник в 1 в. до н.э. как обознач. части ф. наследия Аристотеля и буквально
означает то, что следует после физики. Сам Арист. называл этот, по его
убеждению важнейший, раздел своего ф. учения первой ф-ей, исследующей якобы
высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и
неизменные начала всего существующего, обязат. для всех наук. В этом смысле
термин М. употреблялся в последующей ф. В ср.в. ф. М. служила теологии как ее
ф. обоснование. Прибл. к 16 в. наряду с термином М. применялся в равном
значении термин онтология. У Декарта, Спинозы и др. фил-в 17 в. М. выступала
еще в тесной связи с ест.-науч. и гуманит. знанием. Эта связь была утрачена в
18 в. В Нов. время возник. понимание М. как антидиалектич. способа мышления,
как рез-та односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как
неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутр. противоречия как
источник развития в природе и о-ве. Исторически это было обусловлено тем, что
научно-ф. познание, кот. в древности и в эпоху Возр. рассматривало природу в
целом, в движении, развитии, теперь, в связи в углублением и дифференциацией
науч. знания, расчленяло ее на ряд изолир. областей, рассматриваемых вне связи
друг с другом. Впервые термин М. в смысле антидиалектики употребил Гегель, имел
в виду также то, что прежняя М., как правило, строилась антидиалектически. Это
сближает два разных значения термина М.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|