Основы философских знаний. Философские проблемы в медицине
БИЛЕТЫ
к
комплексному экзамену по дисциплинам:
«ОСНОВЫ
ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ»
«ФИЛОСОФСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ В МЕДИЦИНЕ»
Билет
№1
1 Что такое философия и почему она
возможна?
2.Происхождение человека. Основные
философские теории.
Билет
№2
1. Мировоззрение и его исторические
формы.
2. Сущность человека.
Билет
№3
1. Возникновение философии.
2.Попытки классификации человека.
Билет
№4
1. Особенности философского мышления.
2. Классификация типов человеческой
психики по Клавдию Галену.
Билет
№5
1.Структура философского знания.
2. Психологическая направленность
личности (экстраверты и интроверты).
Билет
№6
1. Особенности философского знания
как отражение особенностей бытия человека.
2.Человек. Индивид. Индивидуальность.
Личность.
Билет
№7
1.Значение философии.
2. Потребности личности.
Билет
№8
1. Общая характеристика античной
философии, и её периодизация.
2.Личность как социальная система.
Социализация личности.
Билет
№9
1.Философия досократовского периода.
2.Основные этапы социализации
личности.
Билет
№10
1. Философия классического периода.
2.Структура сознания по З. Фрейду.
Билет
№11
1.Философия эллинистического периода.
2.Психоанализ (З.Фрейд, К. Юнг).
Билет
№12
1.Филосоофия римского периода.
2. Защитные механизмы человеческой
психики.
Билет
№13
1. Философские идеи античности и
развитие медицины.
2. Познавательная деятельность
человека.
Билет
№14
1. Значение античной философии.
2.Сенсуализм.
Билет
№15
1.Общая характеристика средневековой
философии.
2.Рационализм.
Билет
№16
1.Реализм и номинализм.
2.Основные формы чувственного
познания.
Билет
№17
1.Философия эпохи Возрождения.
2.Основные формы рационального
познания.
Билет
№18
1.Проблема человека в философских и
медицинских знаниях Средневековья и эпохи Возрождения.
2.Проблемы истины в философии.
Билет
№19
1.Основные проблемы философии Нового
времени.
2.Основные проблемы биоэтики.
Билет
№20
1. Эмпиризм Ф. Бэкона.
2.Конвенция Совета Европы по
биоэтике.
Билет
№21
1. Рационализм Р. Декарта.
2.Этические и правовые проблемы
здравоохранения на современном этапе.
Билет
№22
1. Проблемы философской антропологии.
2.Аутопсия.
Билет
№23
1. Философия И. Канта.
2.Эвтаназия.
Билет
№ 24
1. Идеи развития в немецкой
классической философии.
2.Дискуссия о смерти мозга.
Билет
№25
1. Антропологический материализм Л.
Фейербаха.
2. Философские понятия о смерти и
бессмертии.
Билет
№26
1.Диалектико – материалистическая
философия К. Маркса и Ф. Энгельса.
2.Смерть и умирание.
Билет
№27
1. Проблемы человеческого бытия.
Человек и общество в русской
религиозной философии.
2.Аборт как этическая проблема.
Билет
№28
1. Классические традиции в
современной философии.
2.Донорство.
Билет
№29
1. Становление и периодизация русской
философии.
2.Трансплантация органов и тканей.
Билет
№ 30
1. Человек и общество в русской
религиозной философии.
2.Медицинское вмешательство в
репродукцию человека.
Билет
№31
1. Философия русского космизма.
2.Искусственное оплодотворение.
Билет
№32
1. Категория бытия в философии.
2.Искусственный аборт.
Билет
№33
1. Категория материи в философии.
2.Условия медицинского вмешательства.
Билет
№34
1. Системность организации материи.
2.Человек как объект для проведения
научных исследований.
Билет
№35
1. Самоорганизация материи.
2.Развитие философии в XX веке.
Билет
№36
1. Структурные уровни организации
материи.
2.Философия экзистенциализма (Мартин
Хайдеггер, Жан Поль Сартр, Карл Ясперс).
Билет
№37
1. Принципы диалектико –
материалистического анализа действительности.
2.Происхождение человека. Основные
философские теории.
Билет
№38
1. Категории диалектики.
2.Сущность человека.
Билет
№39
1. Законы диалектики.
2.Попытки классификации человека.
Билет
№40
1. Человек как предмет философского
анализа.
2.Классификация типов человеческой
психики по Клавдию Галену.
Билет
№41
1. Антропосоциогенез.
2.Психологическая направленность
личности (экстраверты и интроверты).
Билет
№42
1. Диалектика биологического и
социального в человеке.
2Человек. Индивид. Индивидуальность.
Личность.
Билет
№43
1. Сущность и особенности познания.
2.Потребности личности.
Билет
№44
1.Структура бытия общества.
2.Личность как социальная система.
Социализация личности.
Билет
№45
1. Философский анализ глобальных
проблем современности.
2.Основные этапы социализации личности.
Билет
№46
1.О соотношении научного и
вненаучного познания.
2.Структура сознания по З. Фрейду.
Министерство
образования и науки Самарской области,
Министерство
здравоохранения и социального развития Самарской области.
Кинель
– Черкасский медицинский колледж.
СБОРНИК
методических
рекомендаций и материалов
по
подготовке студентов к экзамену по дисциплине
«ОСНОВЫ
ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПУСТЬ
НИКТО В МОЛОДОСТИ НЕ ОТКЛАДЫВАЕТ ЗАНЯТИЙ ФИЛОСОФИЕЙ.
ЭПИКУР.
Изучение
философии составляет фундамент общекультурной и общетеоретической гуманитарной
подготовки специалиста любого профиля. Современное общественное развитие
неизбежно способствует тому, что возникают новые мировоззренческие проблемы и
по – новому переосмысливаются старые. Цель философии – помочь человеку
совершенствоваться и выработать мировоззренческие духовно – нравственные
установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать
жизненные невзгоды и добиваться успеха, осознать мир и себя в нём.
Назначение
настоящего пособия состоит в том, чтобы оказать студентам медицинского колледжа
методическую помощь в изучении курса «Основы философских знаний» и в подготовке
к итоговым экзаменам. В пособии делается акцент на раскрытии связи философских
и медицинских знаний с целью возможно большей профилизации учебного процесса.
Пособие
составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего
профессионального образования и структурно делится в соответствии с вопросами,
входящими в экзаменационные билеты.
Материал изложен
максимально доступно, сжато и чётко. Содержание материала логически увязано с
учебным курсом.
Философия как
родоначальница всех наук оказала влияние и на развитие медицины в самые ранние
периоды истории человечества. Изучение философии – это апробированная
многовековым опытом человечества лучшая школа разумного мышления, которая
позволяет свободно оперировать понятиями, обосновывать и подвергать критике те
или иные суждения, «отделять зёрна от плевел», раскрывать взаимосвязи всех
явлений действительности.
Философия изучает
наиболее общие законы бытия и мышления, развития природы, общества и познания.
Философия всей своей длительной историей обращена к человеку, который является
объектом медицины.
В этой связи,
выделяя методический аспект философии применительно к медицине, можно отметить
два момента:
Первый – философия
является методологической основой научного знания, одной из областей которого
является медицина. Следовательно, изучение курса философии при подготовке
медицинского работника способствует формированию его научного медицинского
мировоззрения.
Второй –
философский анализ человека является основой медицинской этики, так как учит
целостному подходу к пациенту не только как к объекту манипуляций. В этой
связи, а также в связи с возросшей долей заболеваний психогенной природы важной
составной частью в подготовке медицинских специалистов является изучение
процессов сознательного и бессознательного, диалектика которых – предмет
философского анализа.
Обращаясь к
студентам, изучающим философию, хочу сказать, что большая часть философских
постулатов является неотъемлемой частью вашей будущей профессии, которая
потребует от вас мудрости в принятии правильных решений, касающихся здоровья
людей. Изучайте философию с любовью, ведь она учит вас не только мыслить, но и
жить «разумно, нравственно и справедливо». Успехов вам на экзаменах.
Терентьева В.А. - преподаватель
высшей квалификационной категории.
1.ЧТО ТАКОЕ
ФИЛОСОФИЯ И ПОЧЕМУ ОНА ВОЗМОЖНА?
Процесс познания,
изучения окружающего мира не существует сам по себе . Его носителем является
человек. Человек, существующий в Мире, во Вселенной, в ней укоренённый и с ней
неразрывно связанный. И этому человеку по природе его свойственно задаваться
вопросами, ответы на которые призваны объяснить ему его подлинное место в мире,
роль, а следовательно, и возможности. То есть помочь в освоении окружающей
действительности с тем, чтобы к ней как можно лучше приспособиться. И тогда мы
обращаемся к таким свойствам человека как мышление и познание, к таким
свойствам мира, как вечность, время, становление и развитие. А затем мы вправе
задаться вопросом, почему именно выделенные признаки и качества характеризуют
Вселенную и человека, и , стало быть, почему мир таков, каковым он является.
Способность к
философствованию есть свойство человека быть в мире, есть отражение связей с
этим миром. Тем самым появляется возможность рассматривать философию как
высвший акт осознания человеком сущего: «Как и почему существует то, что
существует? Как возможно то, что есть во Вселенной?». Именно эта особенность
философии отличает её от других областей знания. Неслучайно всё больше
мыслителей склоняется к мысли, что в лице человеческого Разума Вселенная
осознаёт саму себя.
Термин
«философия» предложен античным математиком и философом ПИФАГОРОМ. Его значение
любомудрие, то есть любовь к мудрости, под которым понимается особое состояние
человеческого духа, его особая направленность как на мир, так и на человека.
2.МИРОВОЗЗРЕНИЕ
И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ.
Мировоззрение есть у любого человека вне
зависимости от его воспитания и образования, условий и образа жизни.
Мировоззрение отдельных людей может отличаться, ибо каждый человек –
индивидуальность, но в нём всегда присутствует та или иная степень общности,
определяемая общностью человеческой культуры, образования, принадлежностью к
определённой социальной группе, профессии, коллективу, наконец, единством
биологической природы или одной для всех красотой звёздного неба.
В процессе
исторического развития мышление человека прошло ряд стадий, прежде чем научилось
зрело проникать в сущность познаваемых вещей. Сообразно этому, мировоззрение
человека, прежде чем подняться до зрелых философских форм, прошло ряд других,
выразившись в мифологии и религии.
Мифология – наиболее ранняя форма
мировоззрения. Она возникает в период первобытнообщинного строя в качестве
первой формы духовной культуры человечества, для которой характерно
нерасчленённое образное восприятие действительности, в процессе которого
вырабатывались зачаточные представления о природе и обществе, о нормах
отношений людей, о человеческих ценностях. Ведущую роль в жизни человеческих
сообществ играет опыт, и именно он запечатляется в мифах –
представлениях о характере, структуре и свойствах действительности. Важной
особенностью мифологического мировоззрения является общинный, а не
индивидуальный характер человеческого сознания, ибо регулятивная функция мифа
основана на строгом следовании человеком выработанным нормам существования.
Религия зачастую воспринимается
сродни мифологии. Тому причиной – религиозный характер многих мифов. Истоки
религии также восходят к недрам первобытной эпохи. Новая форма мировоззрения –
религия – дала возможность новой формы освоения действительности, она
заключалась в объяснении устройства мира и составляющих его вещей путём удвоения
действительности на мир видимый, земной и мир потусторонний, который составляют
бестелесные духи – силы, управляющие вещным миром.
В целом для
религии, как формы мировоззрения, характерна большая абстрактность мышления по
сравнению с мифологией, большая сложность построения отвлечённых систем
объяснения устройства мира.
Наибольшего
развития теоретическое мышление достигает в философии, которая является
теоретической формой мировоззрения, в историческом плане сложившейся в наиболее
поздние эпохи.
3.ВОЗНИКНОВЕНИЕ
ФИЛОСОФИИ
Философское
мировоззрение начинае5т складываться в конце первой половины первого
тысячелетия до нашей эры. Например, в Древней Греции этим временем является VI в. до н.э. Параллельно и независимо
подобное происходит и в государствах древнего Востока – Индии и Китае. Процесс,
приведший к возникновению философского мировоззрения и мышления, - это распад
древних родо – племенных отношений и складывание государственного устройства в
странах Востока и Запада. Философское мировоззрение – это прежде всего замена
мнения, то есть общественных взглядов и отношений, основанных на тысячелетних
устоях и нормах, выработанных опытом поколений, на знание, то есть на
представлениях о подлинной сущности вещей и процессов, протекающих в мире, а не
на вере.
В период
становления рабовладельческого общества и государственного устройства
человеческое сознание лишается привычных опор в мифологическом знании, жизнь
становится тревожнее, нет уверенности в привычном укладе жизни. Критическое
рассмотрение привычного, основанное на теоретическом мышлении, - вот что
необходимо. Но это под силу только индивидуальному человеческому сознанию, а не
бессознательному коллективному опыту, котрый к тому же не способен угнаться за
ускоряющемся общественным развитием. Значит, вместе с возникновением
философского мировоззрения складывается новый тип его носителя, не коллектив,
вырабатывающий и хранящий формы опыта, но отдельный человек, стремящийся
осмыслить реальность.
4.СОБЕННОСТИ
ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Философское
мышление – это мышление теоретическое. Оно стремиться проникнуть в сущность
вещей и процессов. Отразить не внешние, а внутренние их стороны.
Теоретическое
мышление, в отличие от образного, основывается на понятиях. Понятие – это
мысль, отражающая в обобщённой форме предметы и явлен6ия действительности и
существенные связи между ними посредством фиксации общих и специфических
признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и
отношения между ними. Именно в них отражается сущность – то внутреннее, что
скрыто от глаз и доступно только мышлению. Посредством понятий человеческий ум
не только исследует окружающий мир – он создаёт в своём знании структуру
действительности, представления о характере взаимосвязей, ей присущих.
Особен6ностью современного человека является то, что он усваивает представления
о характере окружающего мира в готовом виде, поскольку он зафиксирован в виде
многих понятий, составляющих человеческий язык. Философия – это не только
размышление над «вечными вопросами», но и непрерывный процесс фиксации идей,
отражающих наиболее общие формы опыт освоения людьми характера окружающей
действительности. Эти формы освоения действительности и есть понятия. А
наиболее общие формы называются категориями. Процесс развития философского знания
– процесс не только индивидуальный, но и исторический, ибо посредством языка и
культуры, идеи и проблемы философии живут самостоятельной жизнью, обогащаясь и
развиваясь новыми мыслителями.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|