Основы философского знания
План
Введение
1.
Каковы основные черты философского мышления?
1.1
Что такое мышление?
1.2
Основные формы мышления
2.
Сознание и бессознательное. Сознание и язык
2.1
Уровни ясности сознания
2.2 О
бессознательном
2.3
Язык как средство общения и взаимного понимания людей
2.4
Магия слова
2.5
Единство языка и сознания
2.6
Знаковые системы
Заключение
Литература
Введение
Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в
целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия)
с их гигантскими достижениями требуют от нас, прежде всего от молодежи, совершенствования,
энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли,
утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы должны еще глубже
постичь тайны природы, социальной реальности, тоньше познать сакраментальные
глубины человека, его соотношение с миром, отношение человека к Богу: у нас эта
проблема вновь стала остро актуальной.
Все знания человечества, как бы они ни были многообразны
и удивительно дифференцированы между собой и внутри себя, являют собой как бы
«растопыренные» пальцы, которыми человек вторгается в ткань бытия. Это
естественно и необходимо. Но наряду с этим дифференцированным подходом нужен и
обобщающее-мудрый взор (как бы с высокой горы), проникнутый философским
мышлением. Философия осуществляет это познание с помощью веками отработанной
тончайшей системы предельно обобщающего категориального строя разума.
Для человека как разумного существа бесконечно важнее
любой специальной научной теории представляется решение вопросов о том, что же
такое наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-либо смысл и
разумную цель, имеет ли какую либо цену наша жизнь и наши деяния, какова
природа добра и зла, и т.д. Словом, человек спрашивает и не может не спрашивать
не только как, но что, почему и зачем. На эти вопросы у науки нет ответа,
точнее она их и не ставит, и не может разрешить. Разрешение их лежит в области
философского мышления.
Философия дает систему знания о мире как целом. Она не
занимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания,
беря их в самом общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему
знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о
познании, о нравственности и т.п.
1. Каковы основные
черты философского мышления?
1.1 Что такое мышление?
Человек всегда о чем-то думает, даже тогда, когда ему
кажется, что он ни о чем не думает. Бездумное состояние, как утверждают
психологи, есть состояние в сущности своей максимально расслабленного, но все
же думания, хотя бы о том, чтобы ни о чем не думать. От чувственного познания,
от установления фактов, диалектический путь познания ведет к логическому
мышлению. Мышление – это целенаправленное, опосредованное и обобщенное
отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. Творческое мышление
направлено на получение новых результатов в практике, науке, технике. Мышление
– это активный процесс, направленный на постановку проблем и их решение.
Пытливость – существенный признак мыслящего человека. Переход от ощущения к
мысли имеет свое объективное основание в раздвоении объекта познания на
внутреннее и внешнее, сущность и ее проявление, на отдельное и общее. Ведь
построить здание научного и философского знания из одних чувственных ощущений и
представлений и их комбинации, как это пытается сделать сенсуализм, нет никакой
возможности: все чувственные восприятия, несмотря на их красочность и жизненную
сочность, крайне бедны содержанием: они не проникают в суть дела.
Общее в вещах – это, прежде всего закон, существенные
свойства и отношения, а они не существуют внешним образом как отдельный
предмет, они не воспринимаемы непосредственно. Внешние стороны вещей, явления
отражаются прежде всего и главным образом с помощью живого созерцания,
эмпирического познания, а сущность, общее в вещах – с помощью понятий, логического
мышления. В мышлении, в понятиях уже отсутствует непосредственная связь с
вещами. Мы можем понимать и то, что не в состоянии воспринимать.
Специальное устройство наших органов чувств и их
небольшое число потому и не ставят абсолютной границы нашему познанию, что к
ним присоединяется деятельность теоретического мышления. Наша мысль,
преодолевая видимость явлений, их внешнее обличье, проникает в глубь объекта, в
его суть. Исходя из данных чувственного и эмпирического опыта, мышление может
активно соотносить показания органов чувств со всеми уже имеющимися знаниями в
голове данного индивида, более того, со всем совокупным опытом, знаниями
человечества, и в той мере, в какой они стали достоянием данного человека, и
решать практические и теоретические проблемы, проникая через явления в сущность
все более и более глубокого порядка.
Логическое – это значит подчиненное правилам, принципам и
законам, по которым мысль движется к истине, от одной истины к другой, более
глубокой. Правила, законы мышления составляют содержание логики как науки. Эти
правила и законы не есть нечто имманентно присущее самому мышлению. Логические
законы – это обобщенное отражение объективных отношений вещей на основе
практики. Степень совершенства человеческого мышления определяется мерой соответствия
его содержания содержанию объективной реальности. Наш разум дисциплинируется
логикой вещей, воспроизведенной в логике практических действий и всей системой
духовной культуры. Реальный процесс мышления разворачивается не только в голове
отдельной личности, но и в лоне всей истории культуры. Логичность мысли при
достоверности исходных положений является в известной мере гарантией не только
ее правильности, но и истинности. В этом заключена великая познавательная сила
логического мышления.
Первый существенный признак мышления заключается в том,
что оно есть процесс опосредованного познания предметов. Это опосредование
может быть весьма сложным, многоступенчатым. Мышление опосредуется прежде всего
чувственной формой познания, нередко символическим содержанием образов, языком.
На основании видимого, слышимого и осязаемого люди проникают в неведомое, неслышимое
и неосязаемое. Именно на таком опосредованном познании строится наука.
На чем основывается возможность опосредованного познания?
Объективной основой опосредованного процесса познания является наличие
опосредованных связей в мире. Например, причинно-следственные отношения дают
возможность на основании восприятия следствия следить вывод о причине, а на
основании знания причины предвидеть следствие. Опосредованный характер мышления
заключается также в том, что человек познает действительность не только на
основе своего личного опыта, но и учитывает исторически накопленный опыт всего
человечества.
В процессе мышления человек в поток своих мыслей вовлекает
нити из полотна общего запаса имеющихся в его голове знаний о самых
разнообразных вещах, из всего накопленного жизнью опыта. И зачастую самые
невероятные сопоставления, аналогии и ассоциации могут привести к решению
важной практической и теоретической проблемы. Теоретики могут с успехом
извлекать научные результаты относительно вещей, которые они, быть может,
никогда не видели. Например, на основе одного лишь утонченного аппарата
логического мышления А.Эйнштейн вывел закон эквивалентности массы и энергии
чисто логически – мелом на доске и карандашом на листе бумаги.
В жизни мыслят не только «теоретики», но и практики.
Практическое мышление направлено на решение частных конкретных задач, тогда как
теоретическое мышление – на отыскание общих закономерностей. Если теоретическое
мышление сосредоточено преимущественно на переходе от ощущения к мысли, идее,
теории, то практическое мышление направлено прежде всего на реализацию мысли,
идеи, теории в жизнь. Практическое мышление непосредственно включено в практику
и постоянно подвергается ее контролирующему воздействию. Теоретическое мышление
подвергается практической проверке не в каждом звене, а только в конечных
результатах.
Практическое и теоретическое мышление – это единый
процесс. Они присутствуют в любом научном исследовании на любой его стадии.
Однако в силу различных причин эти типы мышления не всегда совмещаются в одном
человеке с одинаковой полнотой. История науки знает блестящих экспериментаторов
и не менее блестящих теоретиков и наоборот. В науке происходит в известной
степени разделение труда между учеными – экспериментаторы и теоретики. И то и
другое требует специфических навыков, образования, системы знаний и того, что
называется складом ума.
Мышление является предметом изучения многих наук: теории познания,
логики, психологии, физиологии высшей нервной деятельности, в какой-то мере
эстетики, изучающей художественную форму мышления, а также в определенной
степени общего языкознания, исследующего связь между языком и мышлением в их
историческом развитии.
Единство теории познания, исследующей общие методы
познания и отношение знания, мышления к объективной реальности, и логических
аспектов мысли с учетом психологии творчества и достижений всего научного
познания нашло свое наиболее полное отражение в общефилософской логике. Логика
выполняет важную роль общей методологии наук. Именно логика представляет собой
общее учение об историческом развитии, самодвижении предмета познания и его
отражении в мышлении, в движении понятий. Как бы человек глубоко, тонко и гибко
ни мыслил, он мыслит по законам логики, при условии верного хода мысли, не
нарушая ни одного ее принципа.
Колоссальная сложность проблем, вставших перед
современной наукой и техникой, потребовала интенсивного развития логики,
приведения логического аппарата мышления в соответствие с сильно возросшими
требованиями, особенно кибернетической тех Ники. Эта жизненная потребность
обусловила появление новых направлений в логике – многозначной, вероятностной и
других логических дисциплин; сблизила формальную логику с математикой и вызвало
к жизни математическую логику.
Между мышлением и бытием существует единство. Реальной
основой единства мышления и бытия является общественная практика, в процессе
которой формируются логические формы и законы мышления. Отличие логических
закономерностей от объективных общих закономерностей развития мира заключается
в том, что человек может применять логические закономерности сознательно, тогда
как в природе закономерности развития мира пролагают себе дорогу
бессознательно.
Мышление современного человека, достигшее удивительного
совершенства в приемах активного отражения действительности, представляет собой
чрезвычайно сложный продукт многовекового развития познавательной деятельности
бесчисленных поколений людей. Благодаря кропотливым и упорным усилиям в борьбе
с природой каждое поколение неустанно вносило свою посильную лепту в
грандиозное здание культуры человеческой мысли.
Для того чтобы глубоко и всесторонне понять сущность
человеческого мышления, вскрыть его познавательную роль, изучить, каким оно
является в данный момент, необходимо выяснить, как оно стало таковым. Без
подлинно научной разработки истории развития мышления не может быть и его
настоящей теории.
Исторически развитие мышления шло от конкретных, наглядно-образных
форм к отвлеченным, все более абстрактным формам. Познание у каждого человека
идет от живого созерцания к абстрактному мышлению и является воспроизведением
исторического пути развития мышления. Специфические особенности ранних ступеней
развития мышления, отличавшегося конкретностью, наглядностью, получили свое
выражение, например, в операциях счета. Первобытный человек не мог осуществлять
счет «в уме». Прежде чем научиться считать мысленно, люди считали при помощи
рук, манипулируя с конкретными предметами. Счет «в уме» возможен лишь
посредством оперирования отвлеченными единицами, т.е. при условии
абстрагирования количества предметов от самих предметов. Первобытные люди не
обладали этой способностью; они могли считать лишь непосредственно осязаемые и
зримые предметы.
Слова и выражения в своем поступательной историческом
развитии как бы обволакивались тем смыслом, который вкладывали в них различные
поколения людей, пользовавшиеся ими. Проследим, например, этимологию слова
«понятие». На ранней ступени развития сознания человека оно означало физическое
действие, осуществляемое руками, – схватить, объять. Затем по мере развития
абстракции это слово стало обозначать деятельность ума. Понять – это значит
схватить, уловить умом какие-то реальные отношения между предметами и явлениями
действительности. В настоящее время термин «понятие» выражает уже не только сам
процесс умственной деятельности – понимание, но и результат этого умственного
процесса – умственный образ, отражающий предметы или явления в их существенных
признаках. Человек всегда стремился представить конкретно, наглядно то, что
недоступно конкретному восприятию. Отсюда выражения: «острая мысль», «пылкое
воображение», «холодный рассудок», «черный замысел», «глубокий ум» и т.д. и
т.п.
1.2 Основные формы мышления
Разумное содержание процесса мышления облекается в
исторически выработанные логические формы. Основными формами, в которых
возникло, развивается и осуществляется мышление, являются понятия, суждения и
умозаключения. Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные
свойства, связи предметов и явлений. По самому существу своему и, как
показывает само слово «понятие», – это не есть что-либо состоящее или
пребывающее, непосредственно готовое; оно есть не что иное, как самый акт
понимания, чистая деятельность мышления. Понятия не только отражают общее, но и
расчленяют вещи, группируют, классифицируют их в соответствии с их различиями.
Кроме того, когда мы говорим, что имеем понятие о чем-либо, то под этим
подразумеваем, что мы понимаем сущность этого объекта. Так, понятие «человек»
не только отражает существенно общее, то, что свойственно всем людям, но и
отличие любого человека от всего другого, а понимание сущности данного человека
предполагает знание сущности человека вообще, т.е. наличие понятия о том, что
такое человек: «Человек – это биосоциальное существо, обладающее разумом,
членораздельной речью и способностью трудиться».
В отличие от ощущения, восприятий и представлений понятия
лишены наглядности, или чувственности. Восприятие отражает деревья, а понятие –
дерево вообще. Содержание понятия зачастую невозможно себе представить в виде
наглядного образа. Человек может представить, например, доброго человека, но он
не сможет представить в виде чувственного образа такие понятия и процессы, как
доброта, зло, красота, закон, скорость света, мысль, причина, стоимость и т.п.
Аналогичное утверждение справедливо в отношении всех понятий любой науки. Их
объективное определение раскрывается опосредованно и выходит за пределы
наглядности. Понятие схватывает и сохраняет лишь существенное: понятие есть
мысленный образ сущности. Вот почему сравнительно немногие понятия обнимают
бесчисленное множество вещей, свойств и отношений. В различные эпохи понятия
различны по своему содержанию. Они различны на разном уровне развития одного и
того же человека.
Понятия возникают и существуют в голове человека лишь в
определенной связи, в виде суждений. Мыслить – значит судить о чем-либо,
выявлять определенные связи и отношения между различными сторонами предмета или
между предметами.
Суждение – это такая форма мысли, в которой посредством
связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо. Суждения
имеются там, где мы находим утверждение или отрицание, ложность или истинность,
а также нечто предположительное.
Страницы: 1, 2
|