рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Ответы на вопросы по западноевропейской философии 19 века философского факультета СПбГУ

p> Воля - это вещь в себе, трансцендентная сущность. Дискурсивное познание невозможно, поддается интуитивному схватыванию. (Шопенгауэр был теоретиком вселенского пессимизма.)

«Мир есть мое представление... Именно потому, что мир сам ничего не знает о том, что он есть мир... Потому он становится миром для первого познающего существа.» Картина мира двойственна и противоречива.
Сам факт неустранимой противоположности между субъектом и объектом заставляет искать внутренней сущности мира, вещи в себе уже не в одном из названных двух элементов представления, но в чем-то совершенно отличном от представлений. Это воля. «Хочу, следовательно существую» - это тот пункт опыта, где мое внутреннее существо, субъективная реальность (воля) совпадает с реальностью объективной (телом). Т.о. ядром явления оказывается воля, как человека, так и мира. В каждой вещи есть нередуцируемая основа ее бытия - специфический образ ее действия, ее сущность. Она обнаруживает это необъяснимое нечто как то, что для человека есть воля, и в своем существе тождественна с ним. Воля, безосновная в себе есть основание всякой определенности. В этом качестве она объясняет структурную целостность мира. Она сердцевина, ядро всего частного, как и целого. Различие в действии сил природы и человека есть различие в степени проявления, но не сущности того, что проявляется. Воля, как вещь в себе, отлична от своего проявления и от всех его форм.

Структурные характеристики мира объективации определены при посредстве «области идей», которые, «выражаясь в бесчисленных индивидах, предстоят как недостигнутые их образцы, или как вечные формы вещей». Соперничество, противоречия лишь проявление свойственного воле раздвоения самой себе. Это основа динамики мира. «Мировая воля и воля к жизни».

Воля - воля к жизни как таковой - бесцельна, бесконечное стремление.
Мир как воля есть вечное становление, бесконечный поток. В потоке вечного становления ничто не находит своего полного непротиворечивого осуществления. Человек как наивысшая объективация воли не выражает ее сущности полностью. Он подвластен бесконечным поискам, страданиям голодной воли, т.е. невозможно полное самоосуществление. Мир как продукт воли к жизни, мир объективированной воли безнадежен с точки зрения свободы.

Познание сперва исходит из самой воли как средства приспособления, но может освободиться от своей служебной роли, существовать само по себе как светлое зеркало мира, откуда и возникает искусство.

23.Детерминизм и проблема свободы у Шопенгауэра. Германия.

Есть два рода познания: наука и искусство.

Наука. Следит за законом основания в различных формах. Ее тема есть явление с его законами, связями и отношениями.

- История следит за нитью событий, выводя их по закону мотивации, кот. определяет проявляющуюся волю там, где она освещена познанием.

- Естеств. Науки рассматривают волю на более низких ступенях ее объективации, где она действует без познания.

- Математика рассматривает чистые формы, в которых идеи представлены растянутыми на множества (во времени и пространстве).

Искусство есть творение гения. Рассматривает все вне и независимо от всяких отношений, истинное содержание явлений, не подвластное никакой перемене, т.е. идеи, составляющие непосредственную объективацию воли.
Искусство есть род созерцания предметов, независимо от закона основания, свободная деятельность человека. Существо гения состоит в способности созерцания идей, требующей полного забвения собственной особы. Гениальность есть совершеннейшая объективность. Гений нуждается в фантазии, чтобы видеть в вещах не то, что природа в действительности преобразовала, а то, что она старалась образовать. Гений сродни безумцу. Он - способность познавать идеи и быть самому соответствующим идее, не индивидуумом, а чистым объектом познания. Гений достигает свободы в отказе от самого себя.

Человек живет либо добровольно, либо помимо своей воли. Воля объективируется в человеке как воля к жизни. Будучи объективированной она попадает под закон каузальности. Т.о. человек, осуществляющий себя как волю к жизни, обречен быть несобственным образом. Человек не может осуществиться в мире и движимый волей к жизни обречен на страдания.
Свобода достигается путем отрицания воли к жизни. (Мистика, аскеза и квиетизм - отречение от всех желаний.) Посредством отрицания воли к жизни человек выпадает из природного порядка вещей. Проявляется сознание метафизической тождественности воли, как вещи в себе при бесчисленном множестве ее проявлений, которую можно определить как симпатию. Основой заблуждения человека по поводу его бытия является его бытие как индивидуализированной воли. Преодоление этого эгоизм в котором каждый обвиняет каждого открывает человеку его собственное, как спонтанную творческую активность - искусство. Произведения искусство, по большей мере музыка, способствуют этому открытию. На этом - отрицании воли к жизни, проявляющемся в трех аспектах (Мистика, аскеза и квиетизм - отречение от всех желаний), сходились все мистики.

24. Экзистенциальная диалектика Кьеркегора. Дания.
Противопоставление Гегелевской диалектике формально всеобщего диалектики сушей индивидуальности, чье существо есть экзистенция.
Задача - раскрытие существа Хр-ва и религии через раскрытие возможностей бытия экзистирующей индивидуальности. Проблема категориального определения экистенциональной диалектики - есть нечто, что нельзя помыслить - существование. Акцент - мыслящее существует, а не существующее мыслит.
Структура человеческой самости может быть конкретизирована как историческая: отношение Вечного к преходящему (становящемуся). Их объединение - грядущее. Сущий человек сущ в мгновении и его действительность - inter-esse.
Экзистенциальная диалектика не подлежит осмыслению. Она есть диалектика трех стадий жизни.
1. Эстетическая - страсть(экзистенциальное понимание иронии) - жизнь под маской, другая самой себе. Открывается лишь в этическом. Основной конфликт между поэтом и Христианством. «Или - Или» - эссе, посвященное Дон Жуану. Эстетическое непосредственно как эротическое.
Человек - синтез души и тела, диалектически осуществляемый в Духе.
Человек гетерогенен, но непосредственно не осознает противоречивость своего бытия. Но при этом не лишен рефлексии. Все философские системы
- эстетические. Эстетическая непосредственность не осознает своего противоречивого отношения к самой себе. Нет выбора. Отчаяние бесконечного - воображение - приводит к растворению в фантазматическом мире воображения, где воля, знание, Я существуют лишь виртуально.
2. Этическая. Противоположена эстетической. Этическая устанавливает выбор и самое себя. Этика - принцип экзистенциальной различенности. -
Поступок - выбор школы оценки бытия. Цель - непосредственное действие. Человек как отношение духа и свободы открывается в отчаянии. Синтез Духа - объединение свободы, страха и отчаяния.
Предпосылки существования познаются в выборе как постоянно предшествующие категории «кач. скачка» и «мгновения». Мгновение как полнота времени. Возможность духа выражается в индивидуальности как страх и отчаяние. Кач. скачок -посредством поступка. Этик принижая эст. Взгляд на непосредственность делае мгновенный выбор.

Мгновенность - представление единичного в его наличном бытии.

Действительность самости - внутр. действие, поднимающее индивидуум до возможности быть мыслимым и в этом существовать. Этика - осознание себя истинным человеком через отречение от объективного.
3. Религиозная - высшая форма жизни. Противоположена как эстетической так и этической. Мгновение и вечночность.
Немотивированность веры - выбора нет , но нет и рабства.

Непосредственная свобода. Авраам - не требуется рефлексия своих действий и т.д.

25. Диалектика отчаяния Кьеркегора. Дания.

26. Этика и религия в учении Кьеркегора.

Серен Кьеркегор (1813-1855)магистр. диссертация «О понятии иронии»-
1840. Время творчества К.- время распространения и критического осмысления Гегеля. Его учение в значительной мере результат полемики с
Гегелем, Новалисом, Шлеймахером и Сен-Симоном. Антигегелевская направленность - неприятие имманентности Бога. Шестов -«Безумный порыв от Бога Философов к Богу Авраама, Исаака и Иакова. Главный источник К.- слово Божие и протестанская догматика.

Экзистенциальная диалектика - диалектика качественная, диалектика личностного бытия человека. Гегель - диалектика количественная, диалектика внешнего. Категория экзестенциальной диалектики - страх, отчаяние, тревога, свобода.

!843 - «Страх и трепет».1844-«Понятие страха» 1845-«Или - Или» 1846-
«Заключительное ненаучное послесловия к «Философским крохам»» - обоснование религии с позиций экзистенциального фил-я. 1849- «Болезнь к смерти».

Кьеркегор предложил экзистенциальную аналитику трех форм жизни: эстетической, этической и религиозной.

Негативные состояния дух. жизни(страх, тревога, беспокойство, досада) - решающая сила для обращения человека к Христианству.
Экстремальные состояния важны в той мере в какой в них способно нравственно проявиться свобода человека, т.е. негативно по отношению к психическому(любое проявление чел. психики принадлежит сущему, а не божественному). Бог требует «непредметности» - свобода от внешнего.
Личность - постольку, поскольку ее свобода безусловно по отношению к моральному выбору. Этике К. свойственно требование ясного осознания личной ответственности за выбор и готовности противопоставить негат.
Состояния души всю тотальность своего Я, требование испытать реальность собственной свободы и ощутить свои внутренние границы. Источник всего истинно доброго в человеке есть Бог. Человеческое изначально греховно.
Отличие «рыцаря веры» от героя(романтического, демонического или трагического) в том, что он - образец бесконечного самоотречения,. Что есть основание религиозной веры. Героическое неуместно, поскольку речь идет об отношении чел. и Бога. Ничего чел. не остается, т.к. Богу нужна любовь человека целиком. Авраам отрекается от Исаака не перед людьми или собой, но перед Богом(необх. отеческая привязанность к сыну иначе это была бы не жертва). Страх потерять сына преодолевается любовью к
Богу. Молчание Авраама проистекает из невозможности передать опыт встречи с Богом, т.е. объяснить мотивы своих поступков. Этическое и является искушением, поэтому никто не одинок как «рыцарь веры».

Понятие первородного греха - источник отчаяния. Противопоставление этической и религиозной точки зрения на грех: 1- грех есть зло, 2- сознание вины явл. предпосылкой духовности, так ведет к осознанию собственного бессилия через страх и отчаяние. Христианская этика - моральная диалектика.

Противоположность греха - не добродетель, а вера. Вера - высшая духовность. Трагическое самоосознание - единственно нравственное.
Тотальность отчаяния - следствие тотальности греховной природы человека. Никто не свободен от отчаяния. 2 вида: осознанное и неосознанное отчаяние. Ступени:

1. Эстетик - человек лишенный рефлексии и самосознания. Этически не развит, естественен. массовый тип. Эстетизм - попытка человека организовать свою жизнь основываясь на собственных силах.

Иллюзорность эстетизма, ибо Я, кот. обладает индивид в сфере эстетического - просто возможность.

2. Отчаяние осознается - попытка выхода к духовности. Отчаяние- слабость, не выводит в этическую сферу - желание избавится от собственного Я, отождествление с другим. Отчаянное желание не быть собой приводит к ситуации, когда спасать больше нечего. Отчаяние

- вызов или мужественное отчаяние - высшая ценность есть непрерывность Я, что обеспечивается моральной ответственностью.

Моральная ответственность, взятая на себя, связывает внутр. сущность и поведение в конкретную определенность, личность. Самое насыщенная и интенсивная форма отчаяния. Приводит к гордыне. Оно преувеличивает значение временного в ущерб возвышению до Бога.

Этическая рефлексия - только приближение к духовности.

3. Религиозное - осознанное - отчаяние. Это сила способная вырвать человека из абсурдности его бытия. Только человеку, осознающему свою виновность и слабость перед Богом, доступны вера, духовность и нравственость.

41. Общая характеристика неокантианства. Проблематика исследований и этапы развития. Германия.
1865- Отто Либман, механицист - «Назад к Канту». После - Лотце,

Вундт, Дильтей, Неокантианство. Неокантианство - Марбургская и

Баденская школы - 70-е г. 19в. - сер. 10-х г. 20 в. Коген,

Наторп - Виндельбанд,. Риккерт. Проблематика: проблема познания и смысла существования(теория ценности). Расцвет 1890-1920гг. - физиологическое направл. - Ланге, Гемгольц, психологическая, реалистическая, но в строгом смысле - Марбугская школа(Коген,

Наторп, Кассирер) и Баденская школа(Виндельбанд, Рикерт).

Лозунг - «Назад к Канту». Неокантианство связано с кризисом методологических оснований естествознания и исторических наук

19 века.

Н.- считало основным достижением кантовской философии признание феноменальность мира коррелятом спонтанной активности субъекта. Но полагала недостатком кантовской ф-фии понятие «вещи-в- себе», понимая это как противоречие. Сводили «вещь-в-себе» к предельному понятию опыта - негативному понятию совершенно проблематичного нечто. Марбургская школа - вещь-в-себе как задача(объект познания не дан, но задан как задается математической функцией числовой ряд), Баденская школа - вещь-в-себе не имеет смысла(«Бытие всякой действительности должно рассматриваться как бытие в сознании»).
Отказ от кантовской вещи-в-себе привел к укоренению объекта в самом мышлении. Активность мышления - источник сущностных определений самого бытия, деятельность по конструированию культуры в целом. М.Ш. - разрабатывала трансцедентальный метод как учение конструирование мышлением объектов культуры(науки, этики, искусства, религии). Но неокантианство отвергает субъективизм, понятой из односторонней активности мышления. Б.Ш. - признание объективности ценностей, кот., хотя и не существуют, но значат. М.Ш. - признание Бога(Коген) или
Логоса(Наторп) как объективной основы бытия, мышления и нравственности.
Логика чистого познания М.Ш. и логика наук о культуре Б.Ш.
Х-ка- 1. Н.- берут у Канта теорию познания и этику, упраздняя категории
«бытие», «мир» и первую форму чувственного познания. 2. - За философией остается ее методологическая функция, ею она ограничена. Абсолютизация логической функции. 3.- Высокая оценка естествознания.

42. Логика науки Марбургской школы. Германия.
Основные черты: 1. Ориентация на систему, основанную на идее единства сознания.
2. Тождество философии и метода.
3. Признак философского метода - принцип развития сознания.

Германн Коген(1842-1918)

«Система чистого познания»

Созерцание и мышление равноактивны - конституируют свой предмет.

Содержание знания - активность мышления- плавильный тигель созерцания. Развитие познания - становление предмета в процессе познания
- объективация процесса познания в его предмете. Познание бесконечно - всегда остается проблематичное нечто, не редуцируемое к предмету.
Функция философии - методология науки.

Наука - сфера объективации познающего мышления, имеющего свои законы.

Философия системы культуры

В основании три способности: 1. Чистое познание 2. Чистая воля
3. Чистое чувство.

Они организуют все структуры сознания. Соотв. - 3 сферы - наука, этика, искусство.
Философия должна объяснять единство всех феноменов культуры и предложить единый принцип их рассмотрения. Т.о. философия - охватывает естествознание, этику и эстетику. В основе лежит совокупность наук о природе(в основе - логика, потом математика), они переплетаются с гуманитарными науками(воля) и науками о духе(эстетика). Философия - наука, организующая их в структурное единство. На стадии этики логика преобразуется в логику этических норм. Эстетическая стадия - стадия самосознания -логика художественных форм. Культура - имманентная логика создания сознанием своих предметов. «Только мышление способно создавать то, что может быть обозначено как бытие». Ф-я - метод объяснения единства культуры(приоритет логики). Сознание редуцируется к мышлению.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.