Педагогические идеи Н.Г. Чернышевского
Коломенский педагогический институт
Реферат
студента 332 группы
технологического факультета
Лазарева Виктора Николаевича
по философии и истории образования на тему :
Педагогические
идеи Н. Г. Чернышевского
1998 год
План реферата
1. Введение.
2. Жизнь
и деятельность Н. Г.
Чернышевского.
3. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского.
а)
состояние образования и школы
б) обучение и воспитание (его задачи и
содержание)
в) о
методах обучения и воспитания
г)
дисциплина учащихся
д) учебники и книги для чтения
е) об
учителе
4. Значение педагогической теории Н. Г.
Чернышевского.
5. Заключение.
6. Библиографический
список.
Введение
Николай Гаврилович Чернышевский
вошел в историю развития человеческой культуры как символ отваги,
самоотверженности, преданности делу.
В своих сочинениях Чернышевский
отводил видное место педагогическим вопросам, рассматривая их в неразрывной связи со своими
философскими и политическими воззрениями. Им были затронуты и освещены многие общие и
целый ряд совершенно конкретных вопросов обучения и воспитания.
Н. Г.
Чернышевский не оставил нам специальных трудов по теории педагогики, однако
в его сочинениях представлена цельная система революционно - демократических
взглядов по вопросам народного образования, обучения и воспитания подрастающих поколений.
Цель данного реферата - на основе
анализа работ Чернышевского осветить основные положения его педагогической
теории и тем самым показать историческое значение педагогического наследия Н. Г.
Чернышевского.
Жизнь и
деятельность Н. Г. Чернышевского
Великий русский мыслитель и
общественный деятель Николай Гаврилович Чернышевский родился 24 июля 1828 года
в г. Саратове в семье священника.
До 14-летнего возраста он
воспитывался и обучался дома. Чернышевский с ранних лет пристрастился к
чтению и стал “пожирателем книг”, каким оставался в течении всей своей жизни.
В 1842 году Чернышевский был
определен для продолжения образования в Саратовскую духовную семинарию (класс
риторики).
Не окончив полного курса обучения
в духовной семинарии (духовная карьера совершенно не привлекала Чернышевского)
он в 1846 году уехал в Петербург. Блестяще сдав вступительные экзамены, он был
зачислен студентом университета.
По окончании университета в июне
1850 года Чернышевский вернулся в Саратов и с января 1851 года начал работать
преподавателем словесности в гимназии.
Весной 1853 года Чернышевский
вступил в брак с дочерью саратовского врача Ольгой Сократовной Васильевой.
Скоро после женитьбы вместе с
молодой женой он переехал в Петербург.
Осенью 1853 года Чернышевский
начал сдавать экзамены, а к концу года в основном была готова и
диссертация на тему “Эстетическое отношение искусства к
действительности”.
Диссертация звала работников
искусства к справедливому отражению в их произведениях действительной жизни. Она
звала к активной борьбе со всем тем, что омрачало жизнь народа. / Смирнов
В. З. Педагогические идеи Н. Г.
Чернышевского и Н. А. Добролюбова -М.:
Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения
РСФСР, 1957. - С. 5-11/.
С 1854 г.
Чернышевский становится редактором журнала “Современник” . В своих научных работах,
литературно - критических статьях много внимания он уделял вопросам образования,
воспитания и школьного обучения. В работах Чернышевского содержались основные
положения революционно-демократической педагогики, представлявшей собой
вершину педагогической мысли домарксова периода. В них давался ответ по
таким кардинальным для педагогики и школы вопросам, как: цель и
задачи воспитания и образования, проблема всестороннего развития личности и
разделении труда умственного и физического, роль наследственности и среды в формировании
личности, биологическое и социальное развитие человека,
содержание и методы общеобразовательной школы, идейные и дижакточеские
принципы построения школьного обучения и др.
/ Егоров С. Ф. Хрестоматия
по истории школы и педагогики в России -М.: Просвещение, 1986. - С.
179-180/.
7 июля 1862 года Чернышевский был
арестован по обвинению в противогосударственной деятельности. 7 февраля
1864 года сенат приговорил лишить Чернышевского всех прав состояния и сослать
на каторжные работы в рудниках сроком 14 лет, а затем поселить в Сибири навсегда.
В 1889 году благодаря усиленным
хлопотам сына Чернышевскому разрешено было вернуться в Саратов.
Переехав в родной город, он
почувствовал прилив сил и стал питать надежду на то, что
ему удастся развернуть большую творческую деятельность,
создать ряд новых работ. Но этой надежде не суждено было осуществится. 17
октября 1889 года на 61-м году жизни перестало биться сердце пламенного
патриота, борца за свободу и счастье трудового народа,
великого мыслителя и революционера Николая Гавриловича Чернышевского. / Смирнов
В. З. Педагогические идеи Н. Г.
Чернышевского и Н. А. Добролюбова -М.:
Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения
РСФСР, 1957. - С. 18-28/.
Педагогические
идеи Н. Г. Чернышевского
Мировоззрение Чернышевского
формировалось под влиянием идей В. Г. Белинского и А. И.
Герцена, а также немецкой классической философии,
особенно Л. Фейербаха. Свои теоретические воззрения Чернышевский
целиком подчинял делу борьбы за освобождение трудящихся от рабства. Из
всех утопистов он наиболее близко подошел к научному социализму, свои
надежды возлагал на революцию. Его утопический социализм был тесно связан с
революционным демократизмом. /Константинов Н. А.,
Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История
педагогики. -М.: Просвещение, 1982. -
C.204/.
Чернышевский развивал дальше
свои теоретические воззрения по сравнению с Белинским и Герценом. Он
давал более глубокое материалистическое и диалектическое обоснование
педагогической теории. Чернышевский прямо говорил: все, что существует, есть
материя, без материи нет и не может быть сознания.
Чернышевский (как и Добролюбов)
исходил из идеи единства человеческого организма и психической деятельности
человека. Вместе с тем он прекрасно понимал, что
такое единство не исключает, а предполагает конкретные различия между ними. “На
человека надобно смотреть как на одно существо , имеющее только одну
натуру, чтобы не разрывать человеческую жизнь на разные
половины, принадлежащие разным натурам” -
говорил Чернышевский. / Ганелин Ш.
И., Зенченко Н. С.,
Кирпичникова Е. Н., История педагогики и современность.
Ленинград, 1970. -С. 118/.
После общей характеристики
теоретического воззрения Чернышевского перейдем к раскрытию его конкретных
педагогических идей.
Состояние образования и
школы
Обращаясь к воспитанию как к
одному из главнейших факторов , обуславливающих развитие и формирование
человеческой личности, Чернышевский с особой силой отмечал то
неблагополучие в области воспитания, которое наблюдалось в условиях
самодержавно-крепостнического строя в России,
те пороки , какими
была проникнута “просветительная” политика правительства крепостников и
официальная система воспитания. / Смирнов В.
З. Педагогические идеи Н. Г.
Чернышевского и Н. А. Добролюбова. -М.:
Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения
РСФСР, 1957. - С. 41/.
Касаясь состояния грамотности в
России, в статье “Суеверие и правила логики” он с
болью в душе писал: “В целой Западной Европе ,
имеющей около 200 миллионов жителей (в России тогда насчитывалось 65-70
миллионов ), не найдется столько безграмотных людей , как в
одной нашей родине ” / НГ Чернышевский , Полн. Собр. Соч., т. 5,
ГИХЛ, 1950, стр. 695./.
К тому же,
говорил Чернышевский далее , большинство грамотных в городах. Значит, какая
же безграмотность , тьма-тьмущая в деревнях среди трудового крестьянства.
Где же причина такого тяжелого
положения с грамотностью? В той же статье Чернышевский указывал, что
есть люди, которые пытаются отыскать причину этого
неблагополучия в природе русского человека.
В действительности ,
утверждал Чернышевский, наблюдается как раз обратное, именно
чрезвычайно сильное стремление в народе к просвещению, “но
обстоятельства (и учреждения) слишком не благоприятствуют его осуществлению”.
Те же мысли Чернышевский
продолжал развивать и в статье “Ясная поляна”, когда касался “недоумения” Л.Н.
Толстого по поводу того , что “народ постоянно противодействует тем усилиям,
которые употребляет для его образования общество и правительство“. Приведу
цитату. “Кроме того, что иногда (очень редко) случается упорное
сопротивление со стороны народа образованию, по какой-нибудь случайной ошибке народа или
его просветителей, есть еще один факт, который мог бы ввести редакцию “Ясной
поляны” в заблуждение насчет существенных отношений народа к
образованию. Этот факт уже не исключительный, а
общий, и проходит через всю историю просвещения. Он
состоит в то, что когда кто бы то ни был , - сам
ли народ, т. е. , большинство простолюдинов, -
образованное ли общество, правительство ли задумает какую-нибудь
реформу в народном образовании , реформа на первых порах встречает более или
менее сильную оппозицию , - но не исключительно в народе, а
точно так же и в образованном обществе (если ею занимается оно) и в некоторых
членах самого правительства (если реформу задумает правительство).”/
Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические высказывания. -М.: Государственное
учебно-педагогическое издательство наркомпроса РСФСР, 1940. -C.
158/.
То есть Чернышевский хотел
сказать что, во-первых, народ никогда не против образования, что
если наблюдается подобное отношение к образованию со стороны отдельных лиц, то на
основе этого нельзя делать обобщений и судить о народе в целом;
во-вторых, когда крестьяне не посылают своих детей в школу , если
она есть поблизости, то не в силу якобы врожденного консерватизма в их
натуре, а в силу своей материальной необеспеченности.
Что же касается способов обучения, то они
, по характеристике Чернышевского, стояли на таком низком уровне , что
мало чем отличались от дрессировки, вследствие чего убивали в детях
любознательность, притупляли их ум и заглушали всякое малейшее
проявление самостоятельности детского мышления.
Неудовлетворительное состояние
школьного преподавания, по его мнению в значительной степени
объяснялось отсталостью педагогической теории и реакционной сущностью
официальной педагогики , являвшейся теоретической основой современной
ему системы обучения. Но главную, основную причину он видел в неблагоприятных
обстоятельствах , который тормозили развитие просвещения в целом. Под
этими обстоятельствами подразумевались социально-экономические условия
крепостной России. / Смирнов В.
З. Педагогические идеи Н. Г.
Чернышевского и Н. А. Добролюбова. -М.:
Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения
РСФСР, 1957. - С. 44-47/.
Обучение и воспитание (его
задачи и содержание)
Очень существенным является
вопрос о задачах воспитания. Предшественники Чернышевского - Радищев,
Белинский и Герцен - выдвигали идею подготовки человека - борца,
революционера. Эта идея горячо поддерживалась Чернышевским и
получила свое выражение в сформулированной им цели воспитания,
сводившейся к тому, чтобы подготовлять человека, всегда
думающего об общей пользе, активного участника в “гражданских
делах”.
Идеал человека,
активного общественного деятеля, Чернышевскому представлялся как личность
высоко идейная и всесторонне развитая в физическом и духовном отношениях.
Требование о всестороннем
развитии личности, по Чернышевскому, диктуется двумя
обстоятельствами: во-первых, правильным , материалистическим
взглядом на природу человека как на единое, неразделенное целое двух присущих ей сторон:
телесной и духовной, и, во-вторых , правильно понятыми “настоятельными
жизненными потребностями”.
Надо сказать, что
самую главную общую жизненную потребность Чернышевский видел в том, чтобы
каждый человек в полную меру своих сил и способностей мог трудиться, мог
приносить максимум пользы общему благу.
Руководствуясь общей задачей -
всестороннего развития человека, Чернышевский выдвигает некоторые требования к
общеобразовательной школе . В частности он говорил что школа должна
позаботиться о том , чтобы всем содержанием и организацией своей
работы, всеми разнообразными средствами содействовать
всемерному укреплению и развитию физических сил и здоровья учащихся и сделать
их вполне образованными людьми.
Чернышевский очень строго
подходил к отбору и содержанию учебных предметов. Он считал что отбор
предметов должен происходить опираясь на современное состояние науки и
настоящие, а не кажущиеся потребности современной жизни.
Как материалист Чернышевский
очень высоко оценивал роль и значение естественных наук . Он
рассматривал их как могучее средство воспитания правильных представлений о
явлениях окружающей природы , как средство борьбы с суевериями и
предрассудками.
Но при всей высокой оценке наук о
природе, Чернышевский первостепенную роль отводил все же
наукам о человеке. Среди наук о человеке на первый план он ставил родной
язык, литературу и историю.
“Изучить родной язык необходимо это не подлежит спору, -
писал Чернышевский в статье “Высший курс русской грамматики ,
составленный Владимиром Стоюниным” . - Но с какой целью и в каком направлении должен
каждый из них изучать его?” - спрашивал он и тут же отвечал: “ Конечно, для
того, чтоб уметь употреблять его для выражения своих мыслей”.
Разумеется , свои мысли надо уметь выражать устно и письменно и
вполне грамотно. И в этом отношении очень важная роль принадлежит
грамматике.
Но для того чтобы учащиеся
общеобразовательной средней школы овладели родным языком в такой степени, чтобы
могли свободно пользоваться им для устного и письменного выражения своих мыслей, притом
для вполне грамотного выражения, нужно ли изучать целый ряд филологических
тонкостей: законы родного языка, его историческое
развитие и место и т.д. Чернышевский придерживался в этом вопросе
отрицательной точки зрения.
В решении задач эстетического
воспитания Чернышевский отводил особо видное место художественной литературе и
музыке.
Прекрасное и красота в человеке, писал
Чернышевский, немыслимы без представления о гармоническом развитии
организма и здоровья человека. Среди средств физического воспитания
Чернышевский отводил видное место ежедневно проводимым физическим упражнениям, а
также прогулкам.
Страницы: 1, 2
|