Понимание и объяснение
Министерство
общего и профессионального образования РФ
Ульяновский
Государственный Технический Университет
Кафедра Философии
Реферат
Понимание и объяснение
Выполнил: студент гр. ЭВМд-22
Новиков Д.А.
Проверил: Гильмутдинова Н.А.
Ульяновск 2004 г.
План
Введение. Возросший интерес к проблемам понимания и
объяснения
1. Понимание и объяснения как философские понятия.
1.1. Общая характеристика понятия и объяснения
1.2. Понимание как интерпретация
2. Герменевтика как учение о понимании
2.1. Вклад философов всех времен в формирование
герменевтики
2.2. Проблемы герменевтики в Западной философии
XX века
Заключение
Литература
Введение.
Возросший интерес к проблемам понимания
и объяснения
О проблемах понимания и объяснения в последнее время стали много писать
и дискутировать, эта тематика привлекает специалистов по теории познания,
логики и методологии различных наук, растет интерес к этой проблеме в широких
кругах представителей наук о человеке, обществе, культуре: психологов и
философов, искусствоведов и культурологов, историков и социалистов.
Современная культура все чаще имеет дело с ситуациями, когда
возникает необходимость в понимании.
Как следствие усложнения социальных отношений выросло
количество и изменился характер индивидуальных и массовых коммуникаций, следует
указать на то, что в современных условиях часто возникают барьеры для
понимания, преодоление которых требует тщательного анализа.
По мнению современного российского ученого-философа Н.С.
Автономовой, “в философском плане проблема понимания возникает (или, точнее,
обостряется) в переломные моменты развития культуры, когда распадаются внутри
культурные связки между основными, “предельными” для каждой эпохи понятиями,
которые в совокупности своей определяют “фоновые ”, “контекстные” знания во
всех его многоликих и трудно уловимых формах и составляют основу
мировоззренческих схем, канонов смыслообразования, характеризующих ту или иную
эпоху” (7, стр.5)
Есть основания полагать, что пониманию свойственны три
основные функции:
·
когнитивная, или
собственно познавательная;
·
регуляторная;
·
идеологическая.
Понять – значит приобрести. Такое знание, которое
отражает суть вещей, соединяет нечто ранее неизвестное с уже известным,
превращает ранее разрозненное в систему.
Под пониманием большинство философов имеют в виду
специфический способ освоения и познания человеческой реальности – внутреннего
мира человека, мира его культуры, продуктов его практической деятельности.
Большую роль сыграл в расширении интереса к проблемам
понимания “круглый стол”, проведенный в 1991г. в издательстве политической
литературы под девизом “Над чем работают, о чем спорят философы?” Со своими
научными разработками выступали 12 ученых, все последующие годы к материалам
данной дискуссии постоянно обращаются, высказывают собственные суждения,
исследуют фактический материал для научного обобщения.
В реферате по проблемам понимания и объяснения важна
задача показать понимание как комплексную проблема теории познания, взгляд на
понимание как на процесс, связанный с раскрытием более глубокого смысла
продуктов духовной деятельности человека, помогает выявить философские основы
духовных ценностей общества не современном этапе.
Понимание и непонимание, стремление понять или,
наоборот, нежелание понять – обычные явления в нашей повседневной жизни и
профессиональной деятельности. Как повсеместные факты межличностного общения
понимание и непонимание существовали всегда. Сегодня мы наблюдаем другую
картину: понимание оценивается многими учеными как чрезвычайно актуальная
проблема. В настоящее время для человека чрезвычайно важно использовать
накопленный потенциал научного знания на благо всех живущих на земле, так как
сегодня особенно ясно, что наука и технология опираются на весь объем
человеческой культуры, заложенных в традициях, языке, восприятиях реальности,
нравственных нормах и мировоззренческих идеалах.
1.Понимание и объяснение как философские понятия
1.1.Общая характеристика понимания и объяснения
Общепринятое долгие годы представление философского смысла понятия “понимание”
следующее: “Понимание – универсальная форма освоения действительности,
постижение и реконструкция смыслового содержания явлений исторической,
социально-культурной, а также природной реальности” (10, стр.493)
Понимание – личностный процесс, связанный с особенностями
психики, нервной системы, духовного развития и т.п., одновременно оно связанно
с его включенностью в различные коммуникативные системы человеческого общения.
Исходные, донаучные виды понимания:
·
освоение и понимание
языка;
·
понимание других людей, -
в сопереживании, диалоге;
·
понимание социальных
знаков, норм;
·
понимание в субъективной
интерпретации знаний и опыта.
Основные виды научного понимания:
·
понимание жизненного опыта
людей прошедших эпох (историческое понимание);
·
интерпретация
инокультурных символов и метафор;
·
перевод и истолкование
древних текстов (филологическое понимание);
·
понимание иных форм жизни;
·
понимание культурных норм
и ценностей (понимание в социально-антропологических исследованиях);
·
понимание природных
объектов и интерпретация формализмов научных теорий (понимание в
естествознании).
Соотношение субъективного и объективного,
психологического и логического, интуитивного и рационального по-разному
представлены на разных уровнях и типах понимания.
“К первому типу понимания можно отнести то,
которое возникает в процессе языковой коммуникации. В его основе лежит диалог –
поскольку оба собеседника располагают приблизительно одним и тем же полем
семантических значений слов, постольку в целом они понимают друг друга.
Второй тип понимания – связан с переводом с одного языка на другой,
например, с иностранного на родной язык, когда мы встречаемся с более сложным
процессом интерпретации.
В этом случае приходится иметь дело с передачей и
сохранением смысла, выраженного на чужом языке, с помощью слов и предложений
родного языка. Трудность заключается не столько в том, чтобы раскрыть смысл
текста, сколько найти адекватные средства для его выражения на родном языке.
Третий тип понимания – относится к интерпретации произведений
художественной литературы и искусства, особенно имеющих непреходящее
эстетическое значение.” (6, стр. 76-77)
Таким образом, понимание – это способность постичь смысл
чего-либо и достигнутый благодаря этому реальности; это состояние вызванное
внешними или внутренними воздействиями на сознание человека, фиксируемое
индивидом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и
содержания воздействия.
“Впервые как обозначение особого научного метода термин “понимание”
был применен Дройзером (1868г.)” (9, стр.355)
Позднее понимание было противопоставлено (в частности,
Дильтеем) в качестве основополагающего метода наук о духе естественнонаучному
методу “объяснение”.
Немецкий ученый Шпрангер (1882-1963), ученик Дильтея, в
большинстве своих работ рассматривал сущность понимания как способ постижения
смыслового содержания явлений объективного мира. Он настойчиво ставил перед
индивидом задачу самоформирования с учетом культурных ценностей и
государственной морали, так как только они обеспечивают целостность
человеческой натуры и характера.
Объяснение как философское понятие рассматривается в
качестве важнейшей функции человеческого познания, особенно в ходе научного
исследования.
Объяснение предназначено для раскрытия сущности изучаемого
объекта.
В реальной практике исследователя объяснение осуществляется
путем показа того, что объясняемый объект подчиняется определенным законам.
Объяснение может быть:
·
атрибутивным, когда объясняется неотъемлемое свойство предмета,
без которого предмет не может существовать;
·
субстанциальным, когда объективная реальность выступает в
аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия
явлений природы и истории, включая человека и его сознания, поэтому подобная
форма объяснения воспринимается как фундаментальная категория научного
познания, теоретического обобщения конкретного;
·
генетическим, когда используется способ исследования
природных и социальных явлений, основанный на анализе их развития;
·
контрагенетическим;
·
структурным – при данной форме объяснения в научной
теории осуществляется переход от описания к объяснению, переход от одних
структурных уровней к другим, более глубоким.
По своему механизму, объяснения, делятся на объяснения
через собственный закон и объяснения с помощью моделирования.
Объяснение тесно связанно с описанием – этапом
научного исследования, состоящего в фиксировании данных эксперимента или
наблюдения в помощью определенных систем, принятых в науке.
Современный финский философ Вригт Г.Х. считает, что
объяснение имеет ряд форм, среди которых одна из основных – каузальное
объяснение, т.е. причинное, которое бывает двух видов:
·
предсказание;
·
ретросказание.
Обосновывая это свое деление Вригт отмечает, что
объяснения, обладающие силой предсказания, играют исключительно важную роль в
экспериментальных науках, изучающих историю (развитие) природных событий и
процессов.
Ретросказательные объяснения, т.е. пересмотр
отделенного прошлого в свете более поздних событий, - они характерны для
исторической науки.
Важно, применяя ретросказательное объяснение, следует
избегать переоценки прошлого.
1.2.Понимание как интерпретация
В процессе понимания человек дает субъективную интерпретацию
тому, что стремиться понять. В обыденном разговорном языке слово “понять”
означает “усвоить смысл”, “постигнуть содержание”. Это же слово употребляется
еще в значении “осмыслить”, “истолковать”, таким образом, понимание
осуществляется гипотетико-дедуктивным способом. Материал, как правило, допускает
множество интерпретаций.
Вся наша коммуникативная и познавательная деятельность
теснейшим образом связана с истолкованием тех или иных знаков, символов, слов,
произведений духовной культуры. В науке ученый интерпретирует теории, логик и
математик – исследуемые формальные системы; музыкант – интерпретирует
исполняемые им произведения, литературный критик – анализируемые сочинения,
переводчик – переводимые текст, искусствовед – произведения живописи, музыки,
прикладного искусства и т.д. Эти примеры показывают, что интерпретация не
ограничивается только областью языка, а охватывает широкие сферы коммуникации и
деятельности людей в целом. “Можно сказать, что интерпретация возможна и без
языка, но язык невозможен без интерпретации” (6, стр.205) Таким образом
интерпретация составляет фундаментальную основу не только мышления, но и любой
коммуникативной деятельности и взаимопонимания между людьми.
В отличие от интерпретации обычного языка, интерпретация
текста литературно-художественных произведений сопряжена с трудностями:
·
во-первых, в силу
многозначности слов художественной речи;
·
во-вторых, зависимости их
смысла от контекста;
·
в-третьих, личных
особенностей, убеждений, и тому подобное, особенностей говорящих и пишущих;
·
в-четвертых, влияния на
них тех социально-культурных и исторических условий, при которых происходит
интерпретация.
Интерпретация и основанное на ней понимание должны
учитывать:
·
с одной стороны, - все
объективные данные, относящиеся к любому тексту или информационным системам;
·
с другой стороны, никакая
интерпретация, даже в естественных науках, тем более в гуманитарных
дисциплинах не может подходить к своему объекту без каких-либо идей,
теоретических представлений, ценностей ориентации, т.е. без того, что связано с
деятельностью познающего субъекта.
В какой бы форме ни осуществлялась интерпретация, она
теснейшим образом связана с пониманием, так как служит его исходной основой.
Смыслы, которые индивид приписывает объектам понимания, он
черпает из своего внутреннего мира – мира индивидуального сознания, отражающего
основу понимания. Этот мир формируется на основе языка и чувственных
впечатлений, и включает в себя наглядные и абстрактные образы, связи между
ними, знания, верования индивида, его морально-этические нормы. В этот мир на
ряду с образами реальных чувственно-воспринимаемых вещей входят представления
об абстрактных объектах. Они соседствуют с образами, созданными воображением, -
и все эти образы связаны с единым центром, дающим им жизнь, - индивидуального
Я, который в интерпретации играет роль индивидуального контекста. Встречаясь с
языковыми выражениями, текстами, предметами культуры, явлениями природы,
индивид включает их в свой внутренний контекст, ассоциируя с ними те или иные
смысловые единицы, и, таким образом предает им интерпретацию, наделяя их
смыслом.
Страницы: 1, 2
|