Исходной формой
рационального познания являются понятия. Понятие – форма мысли, в которой
обобщены внутренние, существенные признаки предмета или процесса.
Чтобы выразить связь и
взаимозависимость явлений, понятия должны быть связаны между собой. Такая связь
создает другую форму абстрактного мышления – суждения. Суждение – это форма
логического мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо
относительно объекта познания.
Объединение нескольких
суждений создает третью форму абстрактного мышления – умозаключение.
Умозаключение – это такой логический процесс, в ходе которого из нескольких
суждений на основе закономерных, существенных и необходимых связей выводится
новое суждение, имеющее своим содержанием новое знание о действительности.
Таким образом, процесс
познания основан на совокупности чувственных и рациональных форм. Абсолютизация
одних и недооценка других форм приводит в конечном итоге к логической ошибке,
как, например, это проявило себя в сенсуализме и рационализме.
Как известно, в процессе
познания наряду с рациональными операциями принимают участие и нерациональные.
К примеру, одним из наиболее важных механизмов творчества является интуиция.
Интуиция – это особая форма скачка от незнания к знанию, перерыв постепенности
движения мысли, переплетение логического и психического механизмов мышления
человека, скачок от исходных данных к результату.
Основными чертами
интуиции являются внезапность и неосознанность процесса мышления. Однако ничего
таинственного в интуиции нет. Интуиция не является особой, третьей формой
мышления, а представляет собой внутренний момент чувственного и логического в
познании. Ее основными предпосылками выступают: наличие у человека опыта
деятельности в определенной сфере; обладание богатым фактическим материалом;
возникновение проблемной ситуации; развитость способностей к творческому
мышлению; наличие одаренности, таланта в определенной области.
Таким образом, познание в
своем диалектическом развитии проходит длинный путь от простых ощущений к
сложным научным теориям. Диалектически процесс углубления человеческих знаний
от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и
т.д. является общим законом познания. Высший уровень познания – логическое,
теоретическое знание.
Успешное использование
результатов познания в практической деятельности возможно только в том случае,
если полученное знание является достоверным, т.е. истинным. Следовательно,
вопрос об истине – один из важнейших в теории познания. Что же такое истина?
Под истиной традиционно
принято понимать реальность, адекватно отраженную в человеческом мышлении, а также
процесс такого отражения. Другими словами, истина есть соответствие (тождество,
эквивалентность) нашего знания о предмете самому предмету. С давних пор обыденное
словоупотребление рассматривает истину как вещь, которую можно искать, которой
можно обладать и т.п. На самом деле истинность (или ложность) представляет
собой свойство высказывания иметь (или не иметь) некоторый объект в качестве
своего денотата (обозначаемого). То есть того, что поставлено в соответствие с
данным высказыванием.
Относительно проблемы
достижимости истины еще античные философы разделились на догматиков и
скептиков. Догматиками называли Платона, Аристотеля и, в особенности их последователей.
Догматики (от греч. догма - знание) утверждали, что истинное знание или истина
достижимы. Позднее догматиками стали называть тех, кто утверждал какое-либо
знание абсолютно истинным, не допуская при этом самой возможности сомнения. Их
оппоненты - скептики - отрицали возможность абсолютно достоверного знания.
Позднее их отнесли к более широкому течению - релятивизму. Релятивистами
называют тех, кто утверждает, что истина относительна. Софисты, скептики,
агностики и др. утверждали, что человек не в состоянии иметь абсолютное и
достоверное знание о мире, т.е. обладать вечной и неизменной истиной. Ибо невозможно
поставить в проверяемое соответствие, т.е. уравнять такие непохожие объекты как
физическая вещь и человеческая мысль. Сложен вопрос о критериях, позволяющих
уравнивать их.
В современной
эпистемологии получили распространение три теории истины: теория
корреспонденции, теория когеренции и коммуникативно-прагматическая теория.
Каждая из них имеет глубокие корни в истории философии. Особенность современной
ситуации состоит в том, что лишь сегодня сформировались условия для их мирного
сосуществования. Во многом это обусловлено лингвистическим поворотом,
позволившим применять принципы лингвистической дополнительности и лингвистической
относительности.
Теория корреспонденции
(или теория соответствия) утверждает: знание о предмете тогда является
истинным, когда оно соответствует самому предмету. Теория когеренции (или
теория взаимосогласованности) определяет истинное знание как знание, включенное
в непротиворечивую систему знаний и согласованное с другими ее элементами.
Коммуникативно-прагматическая теория считает истинным любое знание, которое
позволяет объяснять происходящее, прогнозировать будущее и эффективно
использовать прогнозы в своих действиях.
·
Аргументы против теории корреспонденции сводятся к тому, что
соответствие, не основанное на действительном подобии является только
конвенциональным, но как можно уподоблять такие разнородные феномены как,
например, мысль и вещь или мысль и действие.
·
Аргументы против теории когеренции состоят в том, что
взаимосогласованная система знания может, на уровне отдельных элементов плохо
соотноситься с соответствующими фрагментами реальности; это происходит тогда,
когда логика взаимосогласования знания подавляет логику его адекватности («Тем
хуже для фактов»).
·
Аргументы против прагматической теории истины заключаются в том,
что истина отождествляется с полезными заблуждениями, которые могут в любой
момент перестать быть полезными (в отличии от истины).
Прагматисты отказались от
понятия истины, заявив, что пару «истина – ложь» необходимо заменить другой
парой «верование – сомнение». Вера - способность человека оценивать
непосредственное (чувственные образы) и опосредованное (высказывания,
информация) знание как истинное без каких-либо доказательств. Человек доверяет
своим чувствам в большей степени, нежели итогам рассуждения. В еще меньшей
степени он доверяет рассказам других. Однако, в силу ограниченности своего
опыта человек вынужден использовать множество знаний как второго, так и
третьего типа. Часто эти три вида знания противоречат друг другу, а также
противоречить могут знания третьего типа, получаемые из различных источников.
Перед человеком встает вопрос о наделении одних источников знания
привилегированным положением по сравнению с другими, т.е. придании им статуса
авторитета.
Особый случай
представляет собой религиозная вера. Несмотря на все многообразие религиозных
традиций как внутри христианства, так и за его пределами, различные модели веры
едины в том, что представляют собой доверие, т.е. «веру во что-то», в противовес
«верованию в то, что...».
Религиозная вера обладает
определенным «интеллектуальным измерением» ибо основывается на признании
некоторой истины относительно природы реальности. От других видов знания
знание, полученное на основе веры отличается признанием трансценденции и
вовлечением воли в процесс признания истины.
Библейская модель веры основана
на следующей максиме: «вера должна быть совершенно истинной для верующего».
Библейская модель в идеале есть удивительное внутреннее спокойствие человека,
который, в силу своей праведности, «видит» или «осознает» присутствие Бога.
Экзистенциальная модель веры исходит из такого ее понимания, в соответствии с
которым «вера предполагает недостоверность... страдание, сомнения и
неуверенность и даже отчаяние». Экзистенциальная модель веры также может быть
подразделена на абсурдную (устремление перед лицом недостоверности) и
парадоксальную (стремление верить, провозглашение веры в условиях ее отсутствия).
Проблема достоверности
является зависимой не от теоретических построений, а от здравого смысла. Один
из вечных споров в истории философии - спор о возможности доказательства
существования внешнего мира. Полемика между реалистами и их оппонентами, которых
в различные времена называли скептиками, агностиками и солипсистами, то
затихала, то разгоралась с новой силой. Например, австрийский философ Фр.
Брентано вновь вернулся к данному спору, настаивая на очевидности как высшей
достоверности феноменов внешнего мира.
Типы веры различаются
между собой в том, какой источник знания считается подлинным авторитетом:
- жизненный опыт и
здравый смысл подсказывают человеку, что высшим авторитетом является лишь
непосредственное знание, получаемое посредством органов чувств, ко всему
остальному следует относиться с недоверием;
- тот же жизненный опыт
предписывает человеку доверять социально одобренным источникам информации, чей
авторитет подкреплен традицией и общественным мнением;
- существует также
авторитет разума, опирающийся на систему общедоступных доказательств - его
сформировала интеллектуальная традиция Запада, хотя апелляции к нему можно
найти и в некоторых иных культурах;
- религиозное познание в
качестве наиболее авторитетного источника знания выдвинул непосредственный
мистический опыт, получаемый в откровении, т.е. сверхчувственном озарении.
Современный материализм
подходит к проблеме истины с точки зрения отражения объективной реальности в
человеческом сознании. Истина – это адекватное отражение объекта в сознании
субъекта, которое воссоздает объект таким, каким он существует независимо от
сознания субъекта. Материалистическая теория познания конкретизирует
традиционную концепцию истины через диалектическую взаимосвязь понятий:
«объективная истина», «субъективная истина», «абсолютная истина», «относительная
истина», «конкретность истины».
Объективная истина – это
содержание человеческих знаний о действительности, не зависящее ни от субъекта,
ни от человека, ни от общества.
В процессе познания
необходимо учитывать момент субъективности истины, так как истинное знание
всегда является знанием определенного субъекта – индивида, социальной группы,
всего человечества. Истина как процесс является объективной по содержанию, но
субъективной по своей форме. Истину нельзя понимать как готовое знание,
неизменное и данное раз и навсегда. Истина является бесконечным процессом
приближения к объекту, который сам находится в развитии. В этом плане любое знание,
зафиксированное на том или ином конкретно-историческом уровне развития познания
мы имеем дело лишь с относительной истиной.
Относительная истина –
это знание, которое в принципе правильно, но неполно отражает действительность,
не дает ее всестороннего, исчерпывающего образа.
Абсолютная истина – это
полное, точное, исчерпывающее отражение объекта в сознании субъекта; в широком
понимании – абсолютное знание обо всем мире. В этом значении абсолютная истина
является границей, к которой стремится научное познание, никогда ее не
достигая. В узком понимании абсолютная истина означает полное и точное знание
отдельных моментов действительности, и в этом значении она является элементом
достигнутого знания.
Следует отметить, что нет
и не может быть отдельно абсолютной истины и отдельно относительной. Существует
одна истина - объективная по смыслу, которая выступает диалектическим единством
абсолютного и относительного, т.е. является истиной абсолютной, но относительно
определенных границ. Абсолютное и относительное – это два необходимых момента
объективной истины.
Из анализа абсолютной и
относительной истины вытекает учение о конкретности истины. Конкретная истина –
это истина, в который правильно отражена сущность определенных явлений и тех
конкретных условий, в которых эти явления развиваются. Если понятие
«объективная истина» подчеркивает основную ее черту как верное отражение
действительности, а понятие «относительная и абсолютная истина» - сам процесс
ее познания, то понятие «конкретность истины» свидетельствует о возможности
практического использования полученных знаний.
Таким образом,
абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Истина является субъективным
образом объективного мира, она служит единством абсолютного и относительного,
объективного и субъективного. Познание по своей природе, характеру и целям
неограниченно и может давать объективное и точное отражение мира. Но истина
всегда конкретна, т.е. исторически обусловлена, и имеет определенные границы
применения. Именно поэтому по своему конкретному содержанию и имеющимся
достижениям она является ограниченной, относительной. Процесс познания истины –
постоянная борьба за преодоление ограниченности человеческих возможностей в
достижении истины.
5. Мышление и язык.
Каждая вещь может быть
аналитически разделена на материю и форму. Например, глиняный кувшин соединяет
изначально бесформенную глину (материю) и оформляющие ее пространственные
границы (форму). Мысленно разделяя эти нераздельные вещи, человек получает
колоссальный интеллектуальный выигрыш. Благодаря этому он может создать науку о
свойствах материи (вещества) - физику и науку о пространственных формах
геометрию. Небольшое по объему, но чрезвычайно «концентрированное» знание
позволяет людям значительно расширить свои технологические возможности.
При формировании западной
рационалистической философии по аналогии с вещами подобному разделению
подверглись и нематериальные предметы: мысли, поступки или произведения
искусства. Разделение этих предметов на содержание и форму позволило выявить
рационально постигаемые закономерности их существования. Например, правильное
мышление, при всем многообразии возможного содержания, всегда опирается на
небольшое количество форм и законов, изучением которых и занимается логика.
Логика – наука о
мышлении. Есть и другие науки о мышлении, например, физиология высшей нервной
деятельности, психология и т.п. Эти науки отличаются от логики тем, что изучают
мышление как реальный процесс, в котором рациональное смешивается с
эмоциональным, а стремление к истине с интересами и иными предпочтениями.
Логика же изучает формы, законы и средства правильного мышления, то есть
идеальную модель мышления, направленного на максимально адекватное воспроизведение
действительности.
Максимально адекватное
воспроизведение действительности в мышлении называют истиной. Ее достижение –
одна из главнейших задач всего человеческого рода. Мышление приводит к истине
при соблюдении двух условий: истинность мысли по содержанию и логической
правильности рассуждения.
Именно второе –
логическая правильность рассуждения – является предметом изучения логики.
Логическая правильность рассуждения есть соблюдение законов и следование формам
правильного мышления. Итак, логическая форма – это способ связи частей
содержания мысли. Выразителем логической формы является форма языка, т.е.
грамматическая форма.
Язык – система символов
(или знаков), отображающая эмпирические и абстрактные объекты (вещи, явления,
процессы, мысли, чувства и т.п.). Язык позволяет выражать идеи и намерения,
передавать информацию, т.е. он служит средством общения и взаимодействия между
людьми.
Следует различать
естественные и искусственные языки. Естественные языки сложились исторически
как средство общения и взаимодействия. В их задачу входит фиксация и перенос
разнообразнейших сообщений, смыслов и даже эмоций. Искусственные языки возникли
для преодоления содержательной многозначности и неопределенности, а также
формальной нестрогости, присущей естественному языку.
К числу искусственных
языков относятся специальные языки отдельных отраслей науки. Это, например,
язык физики, язык психологии, язык права и т.п. Они отличаются от естественного
языка наличием специальной терминологии, принятой как во всей науке, так и в
данной отрасли знания, а также четкими и определенными правилами использования
терминов.
В современной логике
используются предельно формализованные языки, по степени абстракции сравнимый
лишь с математическим. Например, с помощью формулы p → q мы записываем
высказывание, в естественном языке звучащее «если пойдет дождь, то земля
намокнет». Наиболее распространенными являются язык логики предикатов и язык
логики высказываний.
Язык как система знаков
изучается в общей теории знаков и знаковых систем – семиотике. Три раздела
семиотики – синтаксис, семантика и прагматика – изучают три главных аспекта
языка: структурный, смысловой и деятельностный (практический).
Мышление подчиняется
законам логики, тогда как язык – законам грамматики. Эти законы не
тождественны, но взаимно согласованны. Мышление способно выразить себя только
через язык, тогда как использование языка не может быть неосмысленным. Таким
образом, мышление и язык есть разнородные, неразрывно связанные и взаимно
обусловленные феномены.
Литература
1.
Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. – М., ЭКСМО, 2006.
2.
Мамардашвили М.К. Стрела познания. М.: Гнозис, 1996.
3.
Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. -
М.: «РОСПЭН», 1997.
4.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека
с природой: Пер. с англ. - М.: “Прогресс”, 1986.
5.
Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы: Пер. с англ.
- К.: «Ника-Центр», 1997.
6.
Рорти Р. Философия и зеркало природы. - Новосибирск: Изд-во НГУ,
1998
7.
Чудинов Э.М. Природа научной истины. М.: «Политиздат», 1977.
Страницы: 1, 2
|