рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Праксиология: практика создания новых теорий

Праксиология: практика создания новых теорий

ВВЕДЕНИЕ


Разработка концепции теоретического обоснования реальности в разрезе ГНОСЕОЛОГИЯ, ОНТОЛОГИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ требуется для практики создания новых, необходимых, развитых теорий конкретных явлений в рабочем порядке, организованно, коллективом специалистов. Это наиболее практически полезный раздел теоретики наименее проработан концептуально. Предлагается краткое тезисное изложение ПРАКСИОЛОГИИ на основе системы аспектов отображения реальности: Информация, Материя, Энергия.



1. СОСТОЯНИЕ


В настоящее время праксиология рассматривается преимущественно как дальнейшее развитие философского осмысления целесообразной деятельности человека вообще (прагматика) с ориентацией на специальное прикладное исследование в конце XIX и развитие этого направления в середине XX века.

Современное содержание праксиологии заключается в отображении реальности природы человеком как множества конкретных явлений через их проявления как информация, материя, энергия и плюс другие аспекты отображения реальности, используемые для познания, понимания сути и практического применения как средства, ресурсов деятельности человека, так и для далеких от практики проблем осмысления сотворения вселенной из пустоты, хаоса, ничто.

Такое понимание конкретной реальности известно из древности и формируется не только на основе отображения объективной реальности, но и с дополнением субъективных средств ее осмысления человеком посредством измерения времени, пространства и д р у г и х оценок, которые не имеют непосредственного отношения к сути объективных проявлений.

Что касается только объективных проявлений реальности посредством формирования представлений о материи, энергии, информации, то здесь имеются несколько подходов, которые можно свести к следующим:

- это самостоятельные сущности реальности, не связанные между собой, отдельные субстанции природы;

- специфические отображения различных сторон реальности, взаимно независимые и дополняющие аспекты конкретных явлений реальности, триединство равнозначных атрибутов реальности;

- частичные реализации одной и той же реальности, взаимозаменяемые и перевоплощаемые одно в другое или подразделяемые по принципу первичности, вторичности и т. п.

При различных подходах к рассмотрению проблем праксиологии накоплен богатый материал по характеристике различных аспектов проявления природы, но для изложения практики разработки новых необходимых и развитых теорий нужна четкая определенность - что подлежит теоретизации, рассматриваемого конкретного явления.


2. ПОСТАНОВКА


Праксиологию как теоретическое обоснование практики создания теорий необходимо разрабатывать заново на базе континуальной концепции реальности (ККР) как объединяющей концепции теоретических разработок.

Аксиоматическое построение мировоззрения предполагает отражение основных проявлений Порядка Природы по принципу минимума исходных сущностей, наиболее простых, обще понимаемых уже на уровне интуитивных представлений и отвечающим основным требованиям аксиоматического подхода: непротиворечивость, полнота, независимость, разрешимость входящих аксиом. С учетом вышеизложенного представляется возможным построить систему аксиом теоретики через основные проявления Порядка Природы на основе постулата «Мир есть Изменение Связанных Объектов». Используя эти предельно универсальные представления для однозначного отображения любых реальных явлений в мире, можно наглядно графически отобразить континуальную концепцию реальности в виде 4-ех взаимосвязанных перпендикулярных геометрических составляющих как показано на рис. 1, где наглядно отражены основные понятия языка описания реальности, меры параметрического представления и количественные математические оценки для освещения каждого конкретного явления как системы, состоящей из образующих элементов и функционирующей в окружающей среде, что определятся областью его существования.



Задача состоит в применении ККР для обоснования выделения субъективно представляемых конкретных явлений, определенных областью их существования, как обособленных корпускулярных систем в континуально преобразуемой реальности вообще, что в настоящее время рассматривается в неудачно сформулированной концепции почему-то современного и только естествознания и в традиционной западной философской "картине мира", где неправомерно линейно противопоставляется материальное и духовное, вместо их перпендикулярного сочетания, что, кстати сказать, свойственно восточной культурной традиции.

Объективно существующий Порядок Природы в общем представлении описывается континуально как изменение связанных объектов, измеряемый параметрически по осям координат ККР: время, масса, размер от бесконечно малого значения до бесконечно большого и математически рассчитываемых с использованием средств функционального, факторного и морфологического подходов, что позволяет отобразить всю реальную действительность и открывает возможность практической деятельности по преобразованию конкретных явлений, определенных областью существования в ККР и воспринимаемых человеком субъективно.

Постановка проблемы теоретического обоснования создания необходимых теорий заключается в определении конкретных явлений, подлежащих теоретизации. Дело в том, что человек субъективно воспринимает реальную действительность как конкретные обособленные явления дифференцируемо, квантуемо, корпускулярно, что определяется областью существования в ККР в пределах от min до max значений по континуальным осям как обособленные системы, функционирующие в окружающей среде и состоящие из определенных элементов.

Субъективные представления о конкретном явлении формируются путем подхода к его рассмотрению с различных сторон, точек зрения, аспектов континуальной концепции:

- информационная, духовная направленность закономерного изменения явлений во времени;

- материальная, субстрактная составляющая организации явлений по массе;

- энергетическое, силовое взаимодействие с себеподобными явлениями в пространстве,

составляющие необходимые для всестороннего и достаточные для полного, типа "голографического" отображения рассматриваемого явления, его основополагающие субстанции, имманентные системообразующие аспекты проявления реальности.

Выделенные основные аспекты корпускулярного представления явления подлежат подробному количественному расчету для практического применения полученных выводов, что на примере освоенных видов отображения реальности можно продемонстрировать:

- материальные вещи - четыре агрегатных состояния вещества;

- энергетические связи - четыре вида фундаментальных взаимодействий;

- информационные закономерности - четыре фазы изменения каждого полного цикла,

что в ККР рассматривается как степени теоретического упорядочения отображения конкретных проявлений.

Таким образом осуществляется субъективное квантование конкретных явлений в рамках объективной континуально функционирующей реальности, т.е. квантование континуума, необходимое для теоретического обоснования рассматриваемых явлений во всех аспектах их проявления с использованием общенаучных средств:

- вербальные формулировки - т.н. гениальный, интуитивный подход к созданию теорий;

- параметрическое моделирование – исследовательский, экспериментальный подход;

- формальные количественные расчеты – инструментальный, практический подход.

Изложение аспектов субъективного квантового отображения реальности целесообразно провести с учетом проработанности столь сложного и нового материала:

- 3. Материя - как наиболее исторически осмысленной проблемы с древних времен;

- 4. Энергия - как наиболее проработанной наукой проблемы, начиная с начала индустриальной эпохи;

- 5. Информация - как наиболее дискуссионной в настоящее время проблемы, особенно важной для новой становящейся эпохи социального развития - по сути интеллектуальной.


3. МАТЕРИЯ


В настоящее время такое фундаментальное понятие как материя в официальных справочных документах объясняется

просто - (лат. materia - вещество) с некоторыми конкретными пояснениями типа предмет, ткань. Однако еще в древней Греции формировалось представление о материи как основополагающей субстанции отображения сущности реальности, наряду с учением о едином первоначале мира - Архе, что характерно и для других учений древности, например Китая, Индии, Персии. Современные исследования материального аспекта реальности проработаны в основном на примере химического вещества; имеющиеся разработки на уровне физического эфира (микромира элементарных частиц) еще не получили должного концептуального завершения и остаются в виде плоскостных триплетных полярных схем, а природа "темной материи" вообще далека от понимания. В праксиологии материя рассматривается как субстанция, лежащая в основе всего многообразия конкретных объектов реальности.

Материя отражает организационный аспект функционирования реальности, одну из субстанций ее проявления, субстракт природы. Эта субстанция вводится постулатом: в природе все организовано иерархически и имеется континуальная последовательность уровней организации материи, где каждый конкретный материальный объект как целое состоит из образующих его частей и сам является частью более общего образования и потому описывается дискретно.

Природа субъективного представления о материи в самом общем виде как основополагающей субстанции реальности заключается в объективном онтологическом аспекте реальности, в наличии уровней организации обособленных объектов, иерархически различающихся по массе от бесконечно большой до бесконечно малой. Современная наука позволяет достаточно четко выделить следующие основные уровни организации материи:

- надсоциальный - сообщество;

- социальный - общество;

- биологический - существо;

- химический - вещество;

- физический - элементарные частицы;

- подфизический - составляющие частиц (кварки).

Уровни организации материи формируются в соответствии с теоремой организационной входимости: все конкретные объекты образованы из составляющих их частей и сами являются часть более общих образований.

Уровни организации материи характеризуются частичностью образования объектов более высокого уровня из материи более низкого уровня вплоть до нулевого значения массы объектов несложившегося уровня.

Специфически характерным признаком каждого материального уровня организации является наличие четырех различных состояний, отражающих степень естественного упорядочения материи этого уровня от min о max значения. Выработанное еще в древних цивилизациях представление об агрегатных состояниях вещества - стихиях: огонь, воздух, вода, земля - сейчас можно рассматривать в математической интерпретации, предложенной Аристотелем как число, линия, плоскость, тело. В настоящее время проблема различных степеней организации от хаоса до порядка разрабатывается синергетикой. Закономерное соотношение степеней упорядочения материи: чем выше уровень организации, тем слабее степень его организованности; так же подмечено Аристотелем на примере соотношения: человек - семья - общество. Имеется закон сохранения материи при всевозможных ее преобразованиях в определенной замкнутой системе.

Конкретные объекты различного уровня организации представляются как явления реальности в материальном аспекте:

- организационно - все более сложные и малые по массе объекты;

- по разнообразию взаимодействующих поляризованных масс;

- по преобразованию во времени от зарождения и становления до стагнации и вырождения (жизненный цикл объекта).

Подробное освещение материального аспекта реальности, расчеты отдельных фактов проявления материи осуществляются по различным реквизитам с применением соответствующих математических методов при практических расчетах в материаловедении.

Таким образом можно определится, что материя это организационный аспект субъективного отображения реальности как бесконечного множества конкретных объектов различного уровня организации, развивающихся в течении жизненного цикла от зарождения до вырождения, имеющих бесконечное разнообразие конкретных проявлений и состоящий из определенных материалов, что можно представит следующей схемой материального аспекта реальности:



Таким образом излагается постановочно теоретическое обоснование материального аспекта проявления реальности:

- вербально - в общем отображении природы материи как реализации объективно существующей иерархической организации явлений, их организационной вложенности по массе;

- параметрически - конкретное освещение обособленных объектов, отражающих степени их организационного строения, порядка организации;

- математически - подробные расчеты свойств материалов для практического их применения.

Такое представление о материи гармонирует с представлениями об энергии и информации.


4. ЭНЕРГИЯ


В настоящее время это наиболее изученное проявление реальности. Сам термин настолько распространен, что предполагается даже не нуждается в специальном объяснении. Энергия (греч. energeia) - действие, деятельность - впервые понятие использовано в 1807 году Томасом Юнгом как принцип функционирования реальности, общая мера различных форм движения материи, всех видов взаимодействия, так и оставшееся в параметрическом представлении в современной науке без выяснения его сущности.

Постановка рассмотрения энергии в праксиологии исходит из рассмотрения энергии как проявление одного из аспектов реальности, как силового аспекта функционирования явлений, их взаимодействия с себе подобными явлениями.

Природа энергии, в самом общем представлении, заключается в реализации объективно существующих сил взаимодействия согласно аксиомы: в природе все сущее связано взаимно, т.е. силы активного действия компенсируются силами пассивного противодействия, сохраняя взаимность их действий. Размерность этих сил изменяется континуально от бесконечно малого значения до бесконечно большого, образуя различные виды энергии:

- надсоциальная - международные связи;

- социальная - силы общественного созидания, производительные силы;

- биологическая – питание, силы жизнеобеспечения;

- химическая - вещественные связи;

- физическая - механическая, тепловая, контактная связь;

- дофизическая - ядерная, вакуумная.

Причем каждая более совершенная энергия только частично в природе реализует предшествующую.

Каждый конкретный вид энергии характеризуется четырьмя естественно возможными типами взаимодействия, что на примере вещественной энергии установлено как гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое взаимодействие, отражающие степени взаимодействия, обуславливающие возможность субъективного квантования объективного континуума видов энергии. В ККР это отражается как точечная, линейная, плоскостная и континуальная связь. Типы взаимодействия, отражающие степени связи явлений в природе, могут принимать значения от min возможного до max. Это обусловлено теоремой полярности разнообразия: каждое конкретное явление активно связано с противоположным и пассивно с себеподобным. Можно предположить существование закономерного соотношения степени энергетической взаимосвязанности и мощности силы связи конкретного явления.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.