рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Природа философии


3 СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ


Онтология: философское учение о бытии как таковом. В философии со времен Античности различают бытие и сущее.

Благодаря древнегреческому философу Пармениду происходит формирование онтологии как философского знания о реальности, не сводимой к материально-чувственным вещам. «Философия, - писал испанский философ ХХ в. Х.Ортега-и-Гассет, - возникает не по причине полезности и не из беспричинного каприза. Она есть охота за единым. Почему мы не довольствуемся тем, что нам открывается в мире без всякой философии, тем, что уже есть и находится перед нами? Да просто потому, что все существующее и данное нам – это в сущности только осколки и фрагменты. Глядя на них, нельзя не заметить, не почувствовать изъяна. В любой данной нам вещи можно обнаружить, что это только часть, увидеть глубокий след излома, рубец его онтологического увечья. Вглядываясь в любой предмет, можно увидеть, что это только фрагмент, к которому необходимо домысливать дополняющую его реальность. Даже если брать не определенную вещь, а материю, которая, кажется служит основой всего, то и тут возникает подозрение, что она не является самодостаточной, она не может сама положить начало своему существованию. Этим она обязана какой-то другой силе. Так же как, видя летящую стрелу, я не могу не вспомнить о пославшей ее руке. То же касается реальности внутри нас: в каждый момент мы видим лишь ничтожную часть нашего внутреннего бытия. Мы не видим своего полного настоящего Я, которое скрыто от нас»[12]. Даже мир в целом является лишь огромным, колоссальным фрагментом. Все это вынуждает нас философствовать. Философствовать – значит искать целостность мира, нечто, не являющееся тем, что нам дано.

Онтология как раздел философского знания дает совокупность всеобщих определений бытия, характеризующих его безотносительно к деятельности людей, их познанию и мышлению.

Гносеология: философское учение о познании. Эта часть философии изучает общие характеристики процесса познания и его результат – знание. Большое значение для становления гносеологии имело введенное Парменидом различение знания об истинах бытия, источником которого является разум, и мнения об иллюзорных «единичных вещах», источником которого являются чувственные восприятия. Собственно основная гносеологическая проблема сформулирована старшим софистом Горгием, который обратил внимание на различие онтологических статусов предмета мысли и мысли о предмете. Поэтому уже в античной греческой философии прослеживается тесная связь между гносеологией и онтологией как разделами философии.

В философии Нового времени анализ знания и познания обычно осуществляется в рамках общего учения о «человеческом разуме». При этом, во многом благодаря работам Ф.Бэкона, на первый план выходит проблема метода получения истинного знания. С середины XIX в. учение о познании стало пониматься как особая философская дисциплина. Во второй половине ХХ в. для обозначения гносеологической проблематики часто стали использовать англоязычный термин «эпистемология» («эпистема» – знание).

Аксиология: философское учение о ценностях.

Ценность – это свойство предмета или явления иметь значение для людей в культурном, общественном или личностном отношении. Здравый смысл подсказывает нам, что разные эпохи, разные народы, разные люди имеют свои, часто несовместимые, ценности. Отсюда распространено мнение об относительном характере ценностей. Так ли это? Существуют ли общечеловеческие (общезначимые) ценности? На эти и им подобные вопросы и должна давать ответы аксиология.

Философско-логические основания учение о ценностях впервые разрабатывает Платон. Разграничив два типа бытия, – «мир вещей» (чувственная реальность) и «мир идей» (сверхчувственная, умопостигаемая реальность), – он создает учение о Едином. Едионе (у Платона) – это первооснова, объединяющее первоначало, задающее целостность (единство) многообразным проявлениям Бытия. Функциональным аспектом Единого у Платона выступает Благо. Едионе в аспекте Блага является одновременно и первоначалом Бытия (онтология), и основанием истинности (гносеология), и условием ценности, т.е. того, к чему следует стремиться человеку с позиции добра и красоты (аксиология). То, что представляет действительную (а не мнимую) ценность, соответствует Благу – единству истины, добра, красоты.

Представление о единстве Бытия и Блага, введенное Платоном, является господствующим в последующей античной и средневековой европейской философии. Понятие «ценность» как собственно философское понятие начинает разрабатываться с конца XVIII в., так как к этому моменту возникает сомнение в правомерности отождествления Бытия и Блага. Так, И.Кант утверждал, что ценности сами по себе не имеют бытия, у них есть только значимость. Однако Канту не удалось создать основоположения аксиологии как самостоятельной философской дисциплины, поскольку он не смог предложить единое основание для системы ценностей. Основанием для нравственных ценностей у него является вера, для эстетических ценностей – чувство удовольствия, «свободное от всякого интереса».

Основания аксиологии впервые создал Р.Г. Лотце в середине XIX в. Лотце поставил задачу обосновать истинность познания с помощью понятия «объективной значимости» логических и математических истин. В рамках гносеологической проблематики он обосновывает понятие «значимости», придавая ей объективный характер, осуществляя аргументированную критику субъективизма и релятивизма в понимании значимости. В общем становление аксиологии происходит в рамках неокантианства, утверждающего, что ценности существуют не в виде неких «вещей» (т.е. не обладают собственным существованием), а в виде «значимостей» – значений, которые управляют человеческой деятельностью, воплощаются в деятельности человека.

Можно указать несколько основных сфер значимостей: ценности истины (логика, наука), ценности морали (этика), ценности красоты (эстетика, искусство), ценности права (юриспруденция), ценности религии (вера).

Философия природы (натурфилософия). Философия природы – область философии, исследующая структуры и уровни организации материального мира (природы). Бытие природы – это часть объективной реальности, которая включает единство природы и человека как природного существа. Природа (в широком смысле) – это весь материальный мир в многообразии его форм. Природу рассматривают также как совокупность разнокачественных материальных систем – физических (не живых), биологических (живых) и социальных. В широком смысле природа включает в себя и общество, и человека. Природа (в узком смысле) – это та предметно-вещная среда, которая противостоит обществу (человеку). Предметом философии природы является природа как совокупность материальных систем, качественно отличных от систем социокультурных.

Философия общества (социальная философия). Реальность, которая возникает в связи с человеком и его деятельностью, характеризуется особенностями, которые позволяют рассматривать эту реальность как особый предмет познания. Чаще всего эту реальность обозначают как «социальное», или «общество», в противоположность «биологическому» и «физическому», или «природному» (в узком смысле). Социальное (в широком смысле) – система, обеспечивающая жизнедеятельность человека как особого надприродного существа, системная совокупность явлений и процессов, выделяющих «мир человека» из «мира природы».

«Социальное» в данном случае является синонимом таких философских понятий, как «общество», «социальная форма движения материи». Поскольку общество изменяется (развивается) во времени и пространстве, история человечества стала предметом философского рассмотрения. Философия истории – это философская дисциплина, исследующая онтологию исторического процесса, последовательность исторических эпох, проблему исторического прогресса, «смысла истории», а также гносеологические и логико-методологические проблемы исторической науки.

Философия культуры. Философия культуры – философская дисциплина, изучающая культуру во всем объеме ее исторического становления и развития и во всем многообразии ее структурных спецификаций. Формирование философии культуры относят к концу XVIII – началу XIX вв.

В широком смысле к культуре относят все то, что создано человеком, в отличие от того, что создано природой (без участия человека). Однако такое противопоставление «культура-природа» не позволяет различить культуру и общество. Выделение проблематики культуры из проблематики социального связано с уточнением того, что такое культура в отличие от общества? П.А.Сорокин, сформулировав понятие простейшего социокультурного явления, рассматривал социальное как прямую противоположность культуры. Общество представляет собой социокультурную систему, единство социального и культурного. К социальной подсистеме он отнес взаимодействующих людей, к подсистеме культуры – нормы, ценности и значения, руководствуясь которыми люди совершают действия и которыми они обмениваются в процессе совместной деятельности (взаимодействия)[13].

Формирование философии культуры инициировало появление ряда новых философских дисциплин – философии языка, философии мифа, философии религии и др.

Философия науки. Философская дисциплина, исследующая характеристики научно-познавательной деятельности, специфику научного знания, науку как социальный институт. Как особое направление философия науки возникает в середине XIX в., когда научно-познавательная деятельность становится самостоятельным предметом философских исследований. Философия науки сложилась во второй половине ХХ в., когда актуализировались исследования социокультурных функций науки в контексте научно-технического прогресса и обнаружения его негативных последствий.


4 ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ


Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях.

1. Мировоззренческая функция философии связана с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения. Единственное, что хотелось бы здесь добавить, — это указать на двойственный характер самих философских концепций, который выражается в их тяготении или к научному знанию, объективной истине, или к псевдонауке.

2) Методологическая функция заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком. –

3) Следует выделить и прогностическую функцию философии, формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку.

4) Наконец, нельзя не упомянуть функцию философии как школы теоретического мышления и мудрости. Особенно это касается изучения истории философии.

5) Критическая функция философии. Она распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, как раз и свидетельствует о важности критического подхода и наличия определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь основывающаяся на диалектическом отрицании конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм.

6) С критической функцией философии тесно связана и ее аксиологическая функция (от греч. axios — ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

7) Социальная функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана выполнить двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. При этом следует помнить, что в общественной жизни социальные изменения, эксперименты, реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. Именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача — помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку.

8) С социальной функцией тесно связана функция философии, которую мы назвали бы гуманитарной. Речь идет о том, что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Она, таким образом, призвана осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться или завоевать авторитет; когда человеческое существование находится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия, и каждый должен делать свой нелегкий выбор.

Думается, что именно сегодня эта функция особенно актуальна, и мы должны быть признательны В.Франклу, создавшему логотерапию (от греч. logos — смысл, и therapeia — лечение) — теорию, которая смогла помочь миллионам людей. Ее задача состоит в том, чтобы «справляться с теми страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными перед человеком жизнью»[14]. Название теории образовано по аналогии с психотерапией. Однако ученый ставит логотерапию гораздо выше по своему значению, ибо человек, по его мнению, — это больше чем психика, это дух, который и призвана лечить философия.

Надо отметить, что все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и, так или иначе, включает их. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и гуманитарную и т.д. функции. И вместе с тем только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно сделать следующие выводы:

Философию можно определить как учение об общих, универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношении к окружающему миру. Это и определяет основные проблемы, находящиеся в центре философского осмысления.

Философия играет важную роль в жизни общества и человека. Эта роль определяется, прежде всего, тем, что философия выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции - мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-ориентационная. В ряду этих функций лежит и решение философских вопросов практического отношения к миру, а соответственно функция праксеологическая. Это основа функционального назначения философии.

Познавательная функция преломляется в функции выработки категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей и составляющих понятийную основу всякого освоения предметного мира, всякого мышления.

Через систему категорий и содержание философии в целом реализуется такая ее функция, как методологическая. С названными тесно связана функция рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения результатов человеческого опыта.

Критическая функция философии выполняет задачи преодоления устаревших догм и взглядов.

Философия выполняет и прогностическую функцию, реализуемую в построении моделей будущего. Наконец, существенное место в арсенале функций философии занимает интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний - практического, познавательного, ценностного. Только на базе такой интеграции можно успешно решать проблемы гармонизации общественной жизни.

Рассматривая роль философии в обществе, можно видеть, что сама эта роль исторически меняется, а ее «вечные проблемы» с ходом времени приобретают иное, чем прежде, звучание. Например, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный момент, характерный для понимания роли философской мысли в диалектико-материалистической философии. Этот момент - историзм, который проявляется в подходе практически ко всем проблемам философии. Второй момент состоит в том, что философские проблемы рассматриваются в диалектико-материалистической философии прежде всего как проблемы общественного бытия, которые разрешаются в человеческой практике. Диалектико-материалистическое понимание истории как важнейшее приобретение философии резко изменило подход к философским проблемам, обнаружило их вплетенность в ткань общественной жизни, а также то, что поиск путей и средств их решения следует вести не в лоне чистого умозрения, а в реальной жизни.

Таким образом, философия – это социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней. В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.



СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


1.       Антология мировой философии в четырех томах. М., 1969-1972.

2.       Введение в философию: Учебное пособие для вузов. М., 2002.

3.       Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. В 3 кн. С.-Пб, 1993-1994.

4.       Кант И. Критика чистого разума // Сочинения. Т. 3.М., 1990.

5.       Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию М., 1990.

6.       Никифоров А.Л. Природа философии: Основы философии. М., 2001.

7.       Новая философская энциклопедия: В 4т. М., 2001.

8.       Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991.

9.       Садовничий В.А. Знание и мудрость в глобализирующем мире. // Вопросы философии. 2006. №2.

10.   Селиванов А.И. Метафизика в культурологическом измерении. // Вопросы философии. 2006. №3.

11.   Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. М.: 1992.

12.   Философия в современной культуре: новые перспективы. // Вопросы философии. 2004. №4.

13.   Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 2001.

14.   Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

15.   Фролов И. Т. Введение в философию ( Учеб. пособие для вузов) 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.

16.   Хрусталев Ю.М. Введение в философию. Учебное пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов. М., 2004.


[1] Фихте И.Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. М., 1993. С. 5.

[2] Никифоров А.Л. Природа философии: Основы философии. М., 2001.

[3] Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию М., 1990.

[4] Садовничий В.А. Знание и мудрость в глобализирующем мире. // Вопросы фи­лософии. 2006. №2.

[5] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых фило­софов. М., 1986. С. 309.

[6] Антология мировой философии в четырех томах. М., 1969-1972. С. 245.

[7] Там же. С. 247.

[8] Антология мировой философии в четырех томах. М., 1969-1972. С. 251.

[9] Кант И. Критика чистого разума // Сочинения. Т. 3.М., 1990. С. 571.

[10] Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. В 3 кн. СПб, 1993-1994. С. 213.

[11] Фролов И. Т.  Введение в философию ( Учеб. пособие для вузов) 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.

[12]Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991.

[13] Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. М.: 1992.

[14] Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 160.


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.