рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Проблема самоубийства

Даже национальный характер может служить объяснением суицида! Русские в массе своей склонны к анархии, не испытывают пиетета перед частной жизнью, личностью, как чужой, так и своей собственной, да вдобавок пьют горькую. Немцы слишком уж сдерживают эмоции - если в котле нагнетать давление и не давать пару выйти, произойдет взрыв. Англичане, нация джентльменов, болезненно реагируют на малейшее ущемление чувства собственного достоинства (классическим английским самоубийством можно считать гибель Томаса Чаттертона (1752 - 1770) - выходец из "плебейских" слоев, бедняк, Чаттертон был одаренным поэтом, однако когда некий представитель литературной богемы высокомерно посоветовал ему думать о хлебе насущном, а поэзию предоставить джентльменам, юноша отравился мышьяком).

Существуют также антропологическая (выводящая суицидальность из аномалий в строении и развитии организма), макроприродная (ищущая причину в расположении планет, географических условиях), биохимическая (связывающая тягу к самоистреблению с пониженной концентрацией в организме 5-гидроксииндолеацетиновой кислоты, недостатком гормона серотонина и прочими химическими премудростями) теории, объясняющие, почему все-таки человек решает "не быть". 


Анализ самоубийства


Человек - единственное существо в природе, осознающее свою смерть. В отличие от развития естественнонаучных представлений о мире и человеке, "вопрос смерти" претерпевает обратно пропорциональное "сжатие": от переполненных глубочайшим смыслом древнеиндийских и древнеегипетских учений, через сказочность эллинских мифов, жестокую категоричность христианского чистилища, Ада и Рая, до абсолютного ничто, "нуля", "не существования" смерти как состояния, по мнению большинства наших современников. Создается впечатление, что на протяжении исторического процесса этот вопрос, с которым человечество сталкивается повсеместно, постоянно "загоняется вглубь", от него опрометчиво отворачиваются, облекая любое соприкосновение с ним в форму борьбы, страдания, боли и зла. В представлении современного европейца и властелина природы даже самый малый намек на иллюзорность и конечность его бытия вызывает болезненную реакцию. Смерть как нечто неопознанное, неразгаданное, выходящее за рамки постижения шокировала человека, подрывала картину его целостного представления о мире и центральном звене его - человеке. Смерть нельзя проконтролировать, она неуправляема, ее можно отдалить и приблизить, но избежать - никогда.

Невозможность представить состояние "до рождения" и "после смерти" всегда вызывает в умах большинства людей ощущение маленькой лодочки на волнах безбрежности, не имеющей ни кормчего, ни руля, ни направления пути. Отсюда вывод: если нельзя объяснить, значит надо отвернуться, или бороться, или смириться как со своим самым главным злом.

Истинное самоубийство предполагает жестокий поединок жизни и смерти, в котором терпит поражение все, что удерживало человека на этом свете. Но что же его удерживало до сих пор, несмотря на невзгоды, и что заставило поднять на себя руки? 

Если человек решает лишить себя жизни - это означает, что в его сознании претерпела серьезные изменения фундаментальная этическая категория - смысл жизни. Человек решается на самоубийство, когда под влиянием тех или иных обстоятельств его существование утрачивает смысл. Утрата смысла жизни - это необходимое, но не достаточное условие суицидального поведения. Нужна еще переоценка смерти. Смерть должна приобрести нравственный смысл - только тогда представление о ней может превратиться в цель деятельности. Как писал Николай Бердяев в психологическом этюде “О самоубийстве”, “Самоубийство есть психологическое явление, и, чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с собой. Самоубийство совершается в особую, исключительную минуту жизни, когда черные волны заливают душу и теряется всякий луч надежды. Безнадежность - есть страшное сужение сознания, угасание для него всего богатства Божьего мира, когда солнце не светит и звезд не видно, и замыкание жизни в одной темной точке, невозможность выйти из нее, выйти из себя в Божий мир. Когда есть надежда, можно перенести самые страшные испытания и мучения, потеря же надежды склоняет к самоубийству... Душа целиком делается одержимой одним состоянием, одним помыслом, одним ужасом, которым окутывается вся жизнь, весь мир. Вопрос о самоубийстве есть вопрос о том, что человек попадает в темные точки, из которых не может вырваться. Человек хочет лишить себя жизни, но он хочет лишить себя жизни именно потому, что он не может выйти из себя, что он погружен в себя. Выйти из себя он может только через убийство себя. Жизнь же, закупоренная в себе, замкнутая в самости, есть невыносимая мука.” Как бы ни были многообразны жизненные события и конфликты, приводящие к самоубийству, у всех у них есть один общий этический аспект: на уровне морального сознания все они апеллируют к нравственным ценностям: именно в этом качестве выступают все представления о счастье, добре, справедливости, долге, чести, достоинстве и т.п. Иными словами, суицидогненные события - это мощные удары по моральным ценностям личности. Само суицидальное решение - это акт морального выбора. Отдавая предпочтение самоубийству, человек соотносит его мотив и результат, принимает на себя ответственность за самоуничтожение или перекладывает эту ответственность на других. Так или иначе, когда человек выбирает этот поступок, - он видит в самоубийстве не просто действие, причиняющее смерть, но и определенный поступок, несущий положительный или отрицательный нравственный смысл и вызывающий определенное отношение людей, их оценки и мнения. Исходным в этико-психологическом анализе самоубийств следует считать категорию жизненного смысла - одну из наиболее общих, интегральных характеристик жизнепонимания и жизнеощущения личности. Совершенно очевидно, что каждый человек как бы ни был он поглощен своими повседневными делами и заботами, хочет не просто жить, но и ощущать ценность своей жизни, чувствовать, что его существование, его деятельность, преодоление препятствий, устремленность в будущее несут какой-то смысл. В обыденных ситуациях мы редко осознаем, что нам нужна не только жизнь сама по себе, но и ее осмысленность. Мы и без того стихийно воспринимаем жизнь как нечто положительное. А вот к смерти, наоборот, относимся резко негативно, видим в ней нечто трагичное, внушающее страх. В этой как бы предзаданной полярности отношений к жизни и смерти можно усмотреть проявление того таинственного “инстинкта жизни”, о котором столько сказано и написано как о первооснове биологического существования животных и человека. Главный же механизм, специфичный для суицидального поведения и запускающий акт самоубийства, - это инверсия отношений к жизни и смерти. Жизнь утрачивает все степени положительного отношения и воспринимается только негативно, в то время как смерть меняет свой знак с отрицательного на положительный. С этого начинается формирование цели самоубийства и разработка плана ее реализации. Сенека так высказывался по этому поводу: “Смерть предустановленна мировым законом и поэтому не может быть безусловным злом. Но и жизнь не есть безусловное благо: она ценна постольку, поскольку в ней есть нравственная основа. Когда она исчезает, человек имеет право на самоубийство”. 

Кем является человек по отношению к собственной жизни - владельцем или сторожем? Если я - хозяин, то имею право поступать со своим имуществом, как мне заблагорассудится, пусть даже себе во вред. Если же я - нечто вроде арендатора, то я, конечно, могу разворовать или уничтожить доверенное мне сокровище, но в этом случае я злодей и разбойник. Настоящий хозяин жизни с меня спросит. Дискуссия между сторонниками и противниками самоубийства представляет собой то, что на современном юридическом языке называется имущественным конфликтом из-за права собственности (как ни цинично это звучит). И вот уже два с половиной тысячелетия философы пытаются разрешить этот конфликт.

Самые решительные защитники суицида утверждают, что его, пусть даже чисто умозрительная, возможность необходима для нормального существования человека. Самоубийство словно капсула с цианистым калием в зубе у разведчика - если вдруг попадешь в гестаповский застенок, яд станет спасением от мук. "Куда ни глянешь, везде есть предел зла. Видишь зияющую пропасть? Она ведет к освобождению. Видишь тот поток, реку, колодец? Там обитает свобода. Видишь то согбенное, высохшее, жалкое дерево? С каждой из его ветвей свисает свобода. Твоя шея, твое горло, твое сердце - все это пути к побегу из рабства..." - так завещал Сенека, римский философ и писатель I века нашей эры, вскрывший себе вены на руках и ногах и принявший яд после того, как император Нерон заподозрил его в заговоре и приказал совершить самоубийство. 

Право человека на добровольный уход отстаивали многие светлые головы античности: Сократ, Эпикур, философы-стоики (один из них, Зенон, в 73 года споткнулся, ушиб палец и, восприняв это как зов земли, удавился) - а также философы нового времени. Они писали о том, что раз уж человек не властен над собственной жизнью, то, по крайней мере, он имеет власть над смертью и может закончить свое существование осмысленно и достойно, на своих правах. "Жизнь зависит от воли других, смерть же зависит только от нас" (Мишель Монтень).

Но во все времена было немало и тех, кто осуждал и не принимал суицид. Платон считал, что человек - раб божий, а потому не имеет права произвольно уходить из жизни. Аристотель упирал на антиобщественность деяния: самоубийство, мол, является преступлением против государства, ибо загрязняет город и ослабляет общество, лишая его полезного гражданина. Кант трактовал человеческую жизнь как часть природы, соответственно, суицид был для него нарушением заведенного в природе порядка. Владимир Соловьев писал, что суть суицида в убеждении, будто "в жизни совершается не то, что по-моему должно бы в ней совершаться, следовательно, жизнь не имеет смысла, и жить не стоит", - таким образом самоубийцы представлялись Соловьеву эгоистами, не желающими подчиняться "смыслу всеобщей жизни" (Богу). Еще более категоричный Николай Бердяев полагал, что самоубийство идет от сатаны, что оно "по природе своей есть отрицание трех высших добродетелей - веры, надежды и любви" и что "убивая себя, человек наносит рану миру как целому, мешает осуществлению царства Божьего". И так далее, и так далее, и так далее, и часто не без огневой поддержки в виде геенны огненной и вечного проклятья.

В этой многовековой дискуссии нет правого и нет неправого. Вернее, каждый волен выбрать правоту по себе... 

Быть может, суицид - это... аварийный выход. Только прибегать к нему без нужды не стоит. Если за окном есть пожарная лестница, это еще не значит, что по ней всякий раз следует выбираться из квартиры на улицу. Выходить надо не через окно, корячась, пыхтя и пачкаясь в штукатурке, а цивилизованно, через дверь. Но если человек полез в окно, потому что в доме начался пожар и оставаться не имелось никакой возможности? Кто ж его осудит?


                                        Заключение


Смерть вообще и самоубийство в частности одни из самых интересных явлений жизни. Огромное количество философских трудов посвящено анализу поступков людей и их поведения. Существует бессчетное количество мнений и версий, некоторые из них проходят сквозь века, потому что идея самоубийства интересовала человека всегда, и будет интересовать до тех пор, пока есть смерть.

Многие поэты, писатели, художники и музыканты задумывались над проблемой самоубийства, рассматривали его в своих произведениях и, часто, становились жертвами своих мыслей и идей. Пифагор, Сенека, Ван Гог, Марина Цветаева, Эрнест Хемингуэй… Этот список можно продолжать долго. Это были великие люди и покончив со своей жизнью, они не умалили значения своей творческой деятельности.

При выполнении данной работы я ознакомилась с некоторыми произведениями философов разного времени. Конечно, охватить и разобрать мнение каждого мне не удалось, но я смогла выделить общие положения и основные моменты данного явления.

Мне нелегко судить о философии самоубийства и о самоубийстве вообще в силу своего небольшого возраста. Я могу лишь предполагать, что чувствует человек на грани, какие мысли его посещают. О чём думает человек, живое разумное существо, когда причиняет боль, разрезая вены или бросаясь с крыш или мостов, когда глотает горстями таблетки в надежде не проснуться. Что за отрешённость от мира поселяется в нём? И кто виноват в этом? Быть может тот самый разум, которым так гордится человечество. Быть может это именно он заставляет людей страдать и убивать самих себя от понимания своей безысходности, бессильности и бессмысленности существования.

Платон писал: «Бояться смерти - это не что иное, как приписывать себе мудрость, которой не обладаешь, то есть возомнить, будто знаешь то, чего не знаешь. Ведь никто не знает ни того, что такое смерть, ни даже того, не есть ли она для человека величайшее из благ, между тем ее боятся, словно знают наверное, что она величайшее из зол. Но не самое ли позорное невежество - воображать, будто знаешь то, чего не знаешь?»

Я согласна с его мнением и не понимаю людей, которые слепо бояться смерти и самоубийств. Этой работой мне хотелось бы привлечь внимание других людей к такой неотъемлемой части жизни, как смерть и необходимой составляющей жизни – свободе. Я не призываю никого к самоубийству, хочу лишь сказать что, отвергая что-то, человек становится неполноценным.

                Список используемой литературы:


1.                 Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство. Изд. 2-е.-М.,2001.

2.                 Банщикова Е.Г. Философские и методологические основы психопатологического анализа самоубийства. http://www.rusmedserv.com/psychsex/su.shtml

3.                 Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Бунтующий человек.- М., 1990.

4.                 Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова.—М.: Мысль, 1994.

5.                 Фрейд З. Печаль и меланхолия. // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах.- М.,2001.

6.                 Хамфри Д. Когда суицид рационален. Журнал "Человек", М., 1992, No 6.

7.                 А. Луначарский Самоубийство и философия сборник "Самоубийство", 1907.

                               Приложение


Примеры самоубийств известных людей.

Анаксагор. Знаменитый греческий философ. Был несправедливо обвинен в шпионаже в пользу Персии. На суде его защищал сам Перикл, в результате чего обвинения были сняты. Несмотря на это, подозрение в измене счел несмываемым позором и покончил с собой в 428 г. д. н. э. 

Антисфен, основатель кинизма, закололся кинжалом из-за старческой немощи (около 336 г. д.н.э.). 

Демокрит умертвил себя голодовкой по той же причине (470 г. д.н.э.). 

Диоген Синопский. Замотал голову плащем и задохнулся (323 г. д.н.э.). 

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.