рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Роль науки в жизни общества

Весь­ма важ­но от­ме­тить, что по­треб­ность по­зна­ния не яв­ля­ет­ся соедствием био­ло­ги­че­ской или со­ци­аль­ной по­треб­но­стей, а ве­дет свое про­ис­хо­ж­де­ние от уни­вер­саль­ной, свой­ст­вен­ной все­му жи­во­му по­треб­но­сти в ин­фор­ма­ции. По­след­нее на­хо­дит свое от­ра­же­ние, на­при­мер, в том, что В. А. Эн­гель­гардт к чис­лу ат­ри­бу­тов жиз­ни от­но­сил уз­на­ва­ние. Ес­ли не при­зна­вать стрем­ле­ние к по­зна­нию в ка­че­ст­ве ба­зис­ной по­треб­но­сти че­ло­ве­ка, то ее ни­шу зай­мут иные, вспо­мо­га­тель­ные по­треб­но­сти, сре­ди ко­то­рых осо­бо аг­рес­сив­на во­ля к вла­сти. “По­ка мы не при­зна­ем, - пи­шет Г. Баш­ляр, - что в глу­би­нах че­ло­ве­че­ской ду­ши при­сут­ст­ву­ет стрем­ле­ние к по­зна­нию, по­ни­мае­мо­му как долг, мы бу­дем склон­ны рас­тво­рять это стрем­ле­ние в ниц­ше­ан­ской во­ле к вла­сти”.

Удов­ле­тво­ряя и раз­ви­вая по­треб­но­сти по­зна­ния, че­ло­век де­ла­ет воз­мож­ным свое ком­плекс­ное, це­ло­ст­ное раз­ви­тие. Нау­ка соз­да­ет иде­аль­ный мир, сис­те­му иде­аль­ных пред­став­ле­ний о ми­ре, пред­ва­ряя этим прак­ти­че­ские дей­ст­вия. Тем са­мым нау­ка ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ря­дом взаи­мо­до­пол­няю­щих функ­ций в жиз­не­дея­тель­но­сти и лич­но­сти, и об­ще­ст­ва. При об­щей оцен­ке иде­аль­но­го ми­ра, ми­ра зна­ний осо­бо об­ра­ща­ют вни­ма­ние на два ас­пек­та. Пре­ж­де все­го, от­ме­ча­ет­ся, что во­вле­че­ние в на­уч­ную дея­тель­ность, при­об­ще­ние к сфе­ре зна­ний по­вы­ша­ет и об­щую куль­ту­ру че­ло­ве­ка. Как ска­зал А. Пу­ан­ка­ре: “ Че­ло­век не мо­жет от­ка­зать­ся  от зна­ния, не опус­ка­ясь, по­это­му-то ин­те­ре­сы нау­ки свя­щен­ны”. Дан­ная оцен­ка нау­ки до­пол­ня­ет­ся ее ха­рак­те­ри­сти­кой как стра­те­ги­че­ско­го ре­сур­са об­ще­ст­ва. “В ка­че­ст­ве по­ка­за­те­ля на­цио­наль­но­го бо­гат­ст­ва, - пи­шет А.Б. Ми­гдал, - вы­сту­па­ют не за­па­сы сы­рья или циф­ры про­из­вод­ст­ва, а ко­ли­че­ст­во спо­соб­ных  к на­уч­но­му твор­че­ст­ву лю­дей”.

В раз­ви­тии нау­ки во­пло­ще­на,  пре­ж­де все­го, эво­лю­ция мыш­ле­ния че­ло­ве­ка, его ин­тел­лек­та. Имен­но нау­ка ра­ди­каль­ным об­ра­зом со­дей­ст­ву­ет ста­нов­ле­нию и обо­га­ще­нию аб­ст­ракт­но-ло­ги­че­ско­го мыш­ле­ния, де­лая его все бо­лее  утон­чен­ным и изо­щрен­ным.  Вме­сте с тем при­ро­да че­ло­ве­ка да­ле­ко не  сво­дит­ся только  к мыс­ли­тель­ной дея­тель­но­сти. Важ­ней­шей ха­рак­те­ри­сти­кой жиз­не­дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся ее эмо­цио­наль­но-нрав­ст­вен­ный ас­пект, пред­став­ле­ния о ко­то­ром во­пло­ще­ны глав­ным об­ра­зом в ис­кус­ст­ве. Со­от­вет­ст­вен­но это­му взаи­мо­дей­ст­вие нау­ки и ис­кус­ст­ва обу­слов­ли­ва­ет наиболее полное раз­ви­тие че­ло­ве­че­ской лич­но­сти, по крайней ме­ре, ее ду­хов­но­го

ми­ра.


 5. Особая роль физики в развитии общества.

            В настоящее время динамично развивается научно-технический прогресс. Произошли глубокие, качественные изменения во многих областях науки и техники. Появление НТП связанно с великими открытиями в области фундаментальной физики. Открытие радиоактивности, электромагнитных волн, ультразвука, реактивного движения и т.д. привело к тому, что человек применяя эти знания, двинул далеко вперед развитие техники. Человек научился передавать на расстоянии не только звук, но и изображение. Человек вышел в космос высадился на луну, увидел ее обратную сторону. С помощью уникальных оптических приборов возможно узнать из какого вещества состоят далекие  планеты. Полученные новые данные когда-нибудь позволят человеку сделать новые невероятные открытия, которые приведут к новым достижениям в науки и технике. Во всем мире наблюдаются глубокие качественные перемены в основных отраслях техники. НТП коренным образом изменил роль науки в жизни общества. Наука стала непосредственной производительной силой.

           Прикладная электроника бывшая до недавнего времени частью общей физики стала независимой областью науки, так же как и физическая химия, геофизика и астрофизика отделились от общей физики. Основные достижения в последние годы были получены на стыке разных наук - в биофизике, физике твердых тел и астрофизике. Расшифровка структур ДНК, синтез сложных протеиновых молекул и достижения генной инженерии были осуществлены благодаря достижениям спектроскопии, рентгеновской кристаллографии и электронному микроскопу. Все большее значение приобретает ультразвук в научных изысканиях и практических применениях. Формируется новое направление химии - ультразвуковая химия. Возникли новые области применения ультразвука: микроскопия, голография, квантовая акустика и т.д. Ультразвук помогает  морякам обнаруживать различные подводные объекты, медикам проводить диагностику заболеваний. Ультразвук строит и разрушает, режет и сверлит, штампует и паяет, очищает, сортирует, стерилизует, разведывает. Его взяли на вооружение геологоразведчики и нефтяники. И это еще не все, перечень применения ультразвука можно продолжить.

          Изобретение транзистора привело к настоящей революции в области радиоэлектроники. На основе транзисторной технологии появилось новое направление в науке и технике - микроэлектроника. Что позволило человеку построить первые полупроводниковые ЭВМ. Физика вносит решающий вклад в создание современной вычислительной техники, представляющей собой материальную основу информатики. За короткий промежуток времени вычислительная техника шагнула далеко в перед. Современные персональные компьютеры имеют огромную скорость обработки информации, большие объемы памяти, позволяющие осуществлять практически любые расчеты. С помощью периферийных устройств компьютер видит, слышит, рисует, чертит, печатает, говорит, показывает, играет в игры, обучает, управляет технологическими процессами на производстве, следит за космическим полетом и т.д. Трудно представить себе сегодняшний день без компьютера. С помощью компьютера в наши дни осуществляется связь по компьютерной сети с любой точки земного шара.

Таким образом, идет обмен видео, аудио и текстовой информации между людьми в разных странах. Это позволяет людям понять друг друга лучше, узнать много нового друг о друге, получить требуемую информацию. Электронная почта в считанные секунды доставит ваше сообщение огромного объема в любой уголок земли.  Развитие компьютерной техники и технологии,  дают возможность ученым физикам производить сложнейшие расчеты, анализировать вероятностные ситуации, строить математические модели различных процессов. Т.е. развитие самой физики не возможно без участия ее собственного детища.

          Точно такие же примеры можно привести относительно любого раздела физики. Любое открытие новых физических законов немедленно приводит к использованию их в развитии других наук и техники. А это в свою очередь приводит к новым открытиям в фундаментальной физики. Таким образом, научно технический прогресс не возможно остановить. Развитие физики принесло не только фундаментальные изменения в представлении о материальном мире, но и с применением современных технологий, основанных на лабораторных открытиях, происходят прогрессивные изменения в обществе. Благодаря развитию науки техники люди на планете Земля стали ближе - пребывая в едином информационном пространстве. Теперь уже не кажется, что земля бесконечно велика и на ее поверхности и в ее недрах можно делать что угодно. Необдуманные действия человека, вооруженного достижениями той же самой науки и техники,

 приводят к необратимым и часто разрушительным последствиям для природы и самого человека.

           Сегодня прогресс достиг небывалых темпов роста и продолжает динамично развиваться. Современный мир сложен, многообразен, динамичен, пронизан противоборствующими тенденциями. Он противоречив, но взаимозависим, во многом целостен.

Если двадцатый век называли веком науки и техники, то нынешний век будет веком информационным. Главной ценностью становится информация. Еще в XIX в. появились первые признаки того, что наука стала мировой, объединив усилия ученых разных стран. Возникла, развилась в дальнейшем интернационализация научных связей. Расширение сферы применения науки в конце XIX - начале XX в. привело к переменам в жизни десятков миллионов людей, проживающих в развитых промышленных странах, и объединению их в новую экономическую систему. Возрастание роли техники и технического знания в жизни общества характеризуется зависимостью науки от научно-технических разработок, усиливающейся технической оснащенностью, созданием новых методов и подходов, основанных на техническом способе решения проблем в разных областях знания, в том числе, и военно-техническом знании. Современное понимание технического знания и технической деятельности связывается с традиционным кругом проблем и с новыми направлениями в технике и инженерии, в частности с техникой сложных вычислительных систем, системотехникой и др. Научно-технический прогресс выдвинул на передний план проблему применения техники нового типа. Подобная техника - электронно-вычислительные машины (ЭВМ), автоматизированные системы управления (АСУ) - в наше время проникла в самые разнообразные области общественной жизнедеятельности и науки. От эффекта ее практического применения стали непосредственно зависеть успехи в развитии этих важнейших областей. Следует отметить, что развитие техники происходило не только по пути ее усложнения, но также и в направлении повышения ее качества и надежности. Компьютеризация может привести не только к позитивным, прогрессивным изменениям в жизни человека, но и спровоцировать негативные изменения, например, такие как уменьшение интеллектуальной активности человека, снижению творческой активности. Таким образом, сейчас приходится сталкиваться с положительными и отрицательными последствиями применения научных достижений.

          История науки знает немало выдающихся исследователей отдельных областей знаний, но значительно более редко встречались учёные, которые своей мыслью охватывали все знания о природе своей эпохи и пытались дать им синтез. Таковы были во второй половине XV века и в начале XVI в. Леонардо да Винчи, в XVIII столетии М.В. Ломоносов (1711-1765) и его французский современник Ж.Л. Бюффон (1707-1788). А также наш крупнейший естествоиспытатель Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) по строю мыслей и широте охвата природных явлений он стоит в одном ряду с этими великими учёными. В.И. Вернадский работал на столетие позже А. Гумбольдта, когда объём точных сведений во всех областях естествознания неизмеримо возрос, стали совершенно другими техника и методика исследований, а многие научные направления появились впервые, в значительной мере по инициативе, или при активном участии В.И Вернадского. Учёный был исключительно эрудированным, он свободно владел многими языками, следил за мировой научной литературой, переписывался с крупнейшими зарубежными деятелями культуры. Это позволяло ему всегда быть в курсе событий в научном мире, а в своих выводах и обобщениях заглядывать далеко вперёд. Ещё в 1910 году в записке «О необходимости исследования радиоактивных минералов Российской империи» В.И. Вернадский предсказал неизбежность практического использования ядерной энергии. (Правда, никто не обратил тогда внимания на его слова.) Вернадский также создал учение о ноосфере – «мыслящей оболочке Земли». Об обществе двадцатого века учёный писал: «Такой совокупности общечеловеческих действий и идей никогда раньше не бывало, и ясно, что остановлено это движение  не может. В частности, перед учеными стоят для ближайшего будущего небывалые для них задачи сознательного направления организованности ноосферы, отойти от которой они не могут, так как к этому направляет их стихийный ход роста научного знания». Одной из важнейших проблем формирования организованности ноосферы является вопрос о месте и роли науки в жизни общества, о влиянии государства на развитие научных исследований. Вернадский высказывался за образование единой (на государственном уровне) научной человеческой мысли, которая являлась бы решающим фактором в ноосфере и создавало бы для ближайших поколений лучшие условия жизни. Первоочередные вопросы, которые необходимо решить на этом пути, это – «вопрос о плановой, единообразной деятельности для овладения природой и правильного распределения богатств, связанный с сознанием единства и равенства всех людей, единства ноосферы» идея о государственном объединении усилий человечества. Поражает созвучность идей Вернадского нашему времени. Постановка задач сознательного регулирования процесса созидания ноосферы чрезвычайно актуальна для сегодняшнего дня. К этим задачам Вернадский также относил искоренение войн из жизни человечества. Он большое внимание уделял решению задач демократических форм организации научной работы, образования, распространения знаний среди народных масс.

           В 1922 г. учёный снова вернулся к этой теме. Ещё тогда он предупреждал: «Недалеко время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он хочет…Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направлять её на добро, а не на самоуничтожение…»

            Немецкий философ Альберт Швейцер в своей Нобелевской речи (Осло 1952) очень чётко охарактеризовал состояние человечества на данный момент: «Человек превратился в сверхчеловека… Но человек, наделённый сверхчеловеческой силой, ещё не поднялся до уровня сверхчеловеческого разума… Наша совесть должна пробудиться от сознания того, что чем больше мы превращаемся в сверхлюдей, тем бесчеловечнее мы становимся» . Альберт Швейцер считал, что люди смогут достигнуть понимания только тогда, когда в государстве будет господствовать новая мораль.

Б.Рассел и А.Эйнштейн призывали людей «научиться мыслить по-новому», так, чтоб «разногласия решались не с помощью оружия». Дальнейшая судьба человечества зависит от того, как будут решаться глобальные проблемы. В современном мире жить, отгородившись от всего, уже невозможно. Нельзя делать это в местном масштабе. Одно развитие техники не решит всех проблем, необходима ещё и социальная перестройка.

           Итак, научно-технические достижения идут не только на благо людям, иногда они приносят вред и создают новые проблемы. Но жизнь современного человека невозможна без науки. Наверное, люди не в силах остановить прогресс, даже если очень этого захотят. Необходимо использовать достижения во имя мира и взаимного уважения всех людей. Развитие науки не должно становиться из средства целью.

Андре Мишель Львов(1902) – французский генетик и вирусолог, иностранный член Академии Наук РФ, лауреат нобелевской премии в интервью, данном в 1991издательству «Москва», говорит том, как наука влияет на жизнь общества: «Наука, и её применение радикально меняют судьбы и людей и структуру общества. В развитом обществе доля времени, которую люди тратят на удовлетворение материальных потребностей, значительно уменьшилось и продолжает уменьшаться. Человек может больше времени уделять собственным интересам. Наука не является чем-то постоянным и неизменным, её развитие приводит к постоянному изменению концепций. Все утверждения в науке ежедневно подвергаются строгой критике». Андре Львов считает, что наука, как и искусство должна развиваться свободно, любое вмешательство в неё некомпетентных лиц сказывается не только на её качестве (пример: запрет генетики в СССР), но и на жизни всего общества (применение научных достижений во вред).

«Чтобы выжить, человечество должно выработать свое новое политическое мышление, новый взгляд на отношения человека с человеком, государства с государством. В связи с этим открываются новые возможности расширения диалога, сотрудничества и взаимопонимания о ряду важных вопросов. Без такого сотрудничества не сохранить мира, не решить глобальных проблем современности. Массовая коммуникация имеет прямое отношение ко всем этим проблемам и сама является одной из важнейших глобальных проблем».

          О цели и роли науки в жизни общества и о несовершенстве современной организации науки в России. Цель науки - сохранять и преумножать знания для общества и последующих поколений. Знания позволяют человеку, зная природу вещей делать верный выбор из имеющихся вариантов, тем самым делая свою жизнь более богатой во всех смыслах. В этом суть того, зачем нужны знания.

6.Значение науки в эпоху НТП.

6.1. Важнейшие достижения.

            1-й этап. Характеризуется модернизацией и усложнением всех известных  видов вооружения: стрелкового и тяжелого; созданием химического оружия массового поражения. Создание атомного (ядерного) оружия массового поражения американским ученым Робертом Оппергейнером и Альбертом Эйнштейном в США. Создание новых химических веществ и материалов из них (резина, войлок). Переход к полной механизации промышленного производства в развитых странах. (В развивающихся странах сохраняется ручной тип производства).

             2-й этап. 60-70гг. 20 века. Характеризуется дальнейшим усовершенствованием военной техники, созданием баллистических ракет средней и большой дальности с ядерным зарядом на борту. Создание систем противотанковой обороны (ПРО-1, ПРО-2). В СССР и США создание водородной бомбы (СССР – ак. Сахаров). Создание биологического (Бактериологического) оружия в СССР и США. Создание радиокоммуникаций и первые ТВ-трансляции. Перевод экономики развитых стран на автоматизацию промышленного производства. (В развивающихся странах производство уже механизировано). Открытие в области термодинамики линейной и нелинейной оптики. Открытия в области физики полупроводников. В области органической химии создание новых ароматических углеводородов (бензола, толуола, их производных), создание синтетического каучука, синтетических волокон, различных полимеров (пластмасс и др). В генетике открытие сцепленного наследования генов, открытие закона независимого наследования генов. В физиологии открытие всех гормонов гипофиза, эпифиза, гипоталамуса.

           3-й этап. 80-е гг. 20 века характеризуются полной автоматизацией промышленного производства как развитых, так и в передовых развивающихся странах. Создание ТВ коммуникаций, спутников системной связи, радиосвязи, мобильной связи, открытий в области квантовой механики (физика элементарных частиц). Производятся дальнейшие исследования в области физики атомного ядра, созданием новых технологий (и, как следствие, новых аппаратов и приборов), создание науки «бионика» (синтез естественных и технических наук на биологическом уровне), развивается евгеника, происходят открытия в исследовании Вселенной и космического пространства.

            4-й этап. 90 годы 20 века по наши дни.

Характеризуется дальнейшим усложнением структуры ВПК, переходом отраслей ВПК на народно-хозяйственные рельсы (военные заводы вместо оружия производят товары бытового назначения и т.д.) – конверсия.                                                        Создание генной инженерии и биотехнологий, возможность клонирования, генного программирования особей. Открытия в генетике: полная расшифровка генома человека, полная расшифровка ДНК человека. Создание высокоточной электроники, новейших технологий и оборудования, компьютерной техники, разработки по созданию роботов. В новых индустриальных странах – научные исследования и опытно-конструкторские разработки, роботизация производства в развитых капиталистических странах. Создание новых наук: кибернетики, синергетики, информатики и мониторинга.

Основные достижения НТП

1. 1942-43 – создание в США ядерного оружия. 1946 – в России.

2. 1954 –создание первой в мире атомной электростанции (г. Обнинск Московской обл. СССР)

3. 1954 – создание первого в мире персонального компьютера в США (размером с трехэтажное здание и весом  несколько тонн)

4. 4 октября 1957 года – создание первого в мире лазера в США.

5. 12 апреля 1961года – полет первого человека в космос (корабль «Восток» космодром Байконур Казахстан СССР)

6. 1965 – открытия в области физики полупроводников (профессор Жорес Алферов)

7. 1967 – создание водородной бомбы. Ак. Сахаров А.Д.

8. июнь-июль 2000 – полная расшифровка генома человека (научные институты Кембриджа и Оксфорда (Великобритания) и Гарварда (США)).

9. февраль 2001 – полная расшифровка кода ДНК человека (научные институты Кембриджа и Оксфорда (Великобритания) и Гарварда (США))

           НТП – это процесс создания на базе научно-технических достижений новейших аппаратов, машин и оборудования (и др. техники). В основу НТП входят создание новых, усовершенствование и модернизация известных видов техники.


6.2.Влияние НТП на жизнь общества.

            Роль науки в жизни современного общества трудно переоценить. НТП оказал влияние на  повышение благосостояния народов, которые в первую очередь воспользовались  достижениями. В этих странах была существенно снижена детская смертность и одновременно возросла продолжительность жизни. Произошли кардинальные изменения в быту. Жизнь стала удобней и комфортней. Степени развития расценивают по тому, насколько в них используются современные достижения.

            Технические средства предоставляют возможность выбора, и чем из большего количества вариантов можно выбирать, тем выше степень индивидуальной свободы. Человек в состоянии создавать и выбирать из альтернатив будущего ту, которая в большей степени соответствует его целям и потребностям. Возникает,  проблема психологической адаптации человеческого организма к создаваемой им искусственной среде.

Конечно, было бы наивно думать, что прогресс сам по себе, независимо от его соотношения со структурой общества и личности, способен сделать человека счастливым, обеспечивая его все большими материальными благами. Прогресс дал человеку  атомную энергию, но как он воспользуется ею – зависит от общества. Она может быть использована во благо человека, а может привести к непоправимым последствиям.

           НТП неразрывно связан с человеком, его потребностями и надеждами. С одной стороны, наука дает человеку желаемое, с другой – сама влияет на него определенным образом. Человек эпохи НТП с его динамичным темпом жизни совсем не тот, хотя усложнение его бытия в психологическом смысле может сопровождаться уменьшением физической активности. К тезису о том, что наука выполняет желания человека, следует сделать одно серьезное дополнение. Применяя какое-либо достижение науки, и получая при этом определенный результат, часто вслед за ожидаемой пользой человек обретает нежелательные последствия.


6.3.Влияние НТП на мировоззрение людей

Несомненно, наука имеет огромное мировоззренческое значение, достаточно вспомнить тот переворот в умах, который произошел в результате отказа от геоцентрической картины мира и получившей название «коперниканской революции». В прошлом веке большое влияние на создание людей имела теория эволюции Дарвина.

           Роль науки в жизни общества неуклонно возрастала на протяжении последних столетий. Соответственно, можно говорить и о возрастании мировоззренческого значения науки. Наука и НТП в целом продолжают оказывать огромное воздействие на формирование мировоззрения людей. Причем как сами научные достижения, например синергетика, так и их применение в традиционных направлениях научного поиска (информатика).

Научные достижения оказывают как положительное, так и отрицательное влияние, о чем свидетельствует современная экология. Мировоззренческое значение имеют и новые научно-методические средства, как, например, системный подход. Есть все основания думать, что и в обозримом будущем мировоззренческое значение науки будет возрастать. Существует воздействие и в обратно направлении. Не только НТП влияет на мировоззрение, но и мировоззренческие изменения оказывают влияние на направление научных исследований.


6.4.Последствия НТП

Повышается благосостояние главным образом развитых стран, и в то же время миллионы людей во всем мире ежегодно умирают от голода. Слишком много сил наука тратит не на улучшение условий существования людей, а на подготовку новых средств их уничтожения. Невозможно всерьез рассуждать о социально-этических проблемах современной науки, не учитывая, что сегодня в мире, по данным ООН, в военной сфере заняты более 25% общего числа научных работников и на нее приходится 40% всех расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Это отрицательные последствия НТП социального плана. Есть и другие, в частности, психические. Наука и техника является способом и средством становления человеческой сущности в природе и не могут быть объяснены в узкопрагматическом аспекте, как инструмент адаптации человека в окружающей среде с целью проживания в них.

          Пагубные для человека и природной среды последствия возникают не только вследствие собственно НТП, а при массовом тиражировании и распространении уже созданных технических новинок, что делает жизнь чрезмерно стандартизированной и однообразной.

          Еще одно негативное психологическое последствие НТП связано с тем что, способствуя росту знаний, наука приходит в то же время к отчуждению человека от природы и себе подобных. В результате применения достижений современной науки в традиционных рамках обостряется весь комплекс глобальных проблем и прежде всего, во взаимоотношениях между обществом и природой.

           С ростом научно-технических возможностей человека растут и риск отрицательных последствий его деятельности, и трудность адекватной оценки этого риска. Поэтому любые попытки улучшения природных процессов должны проводиться с величайшей осторожностью. Невозможность предвидения фундаментальных открытий в науке и всех вытекающих из них последствий лежит в самой их природе. Нужно быть готовыми к тому, чтобы постоянно оценивать ценность научно-технических нововведений и вовремя отказаться от них, если получаемый результат будет далек от возлагаемых надежд.

          Всемирный характер НТП настоятельно требует развития международного научно-технического сотрудничества. Это диктуется тем обстоятельством, что современные глобальные научно-технические проекты требуют огромных финансовых затрат, так и тем, что целый ряд последствий НТР далеко выходит за национальные рамки. Международное научно-техническое сотрудничество вместе с создаваемым наукой единым для всех наций универсальным научным языком (научное эсперанто) создает основу для сближения народов.

7.За­клю­че­ние.

Нау­ка есть по­сти­же­ние ми­ра, в ко­то­ром мы жи­вем. Со­от­вет­ст­вен­но нау­ку при­ня­то оп­ре­де­лять как вы­со­ко­ор­га­ни­зо­ван­ную и вы­со­ко­спе­циа­ли­зи­ро­ван­ную дея­тель­ность по про­из­вод­ст­ву объ­ек­тив­ных зна­ний о ми­ре, вклю­чаю­щем и са­мо­го че­ло­ве­ка. Вме­сте с тем про­из­вод­ст­во зна­ний в об­ще­ст­ве не са­мо­дос­та­точ­но, оно не­об­хо­ди­мо для под­дер­жа­ния и раз­ви­тия жиз­не­дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка. Что­бы  обрести твердую жизненную базу, че­ло­век  дол­жен  про­де­мон­ст­ри­ро­вать пол­ное и жи­вое зна­ние то­го, что и как де­ла­ет­ся пря­мо сей­час в из­бран­ной им об­лас­ти че­ло­ве­че­ской ак­тив­но­сти. Индивидуум  дол­жен быть фун­да­мен­таль­но об­ра­зо­ван с тем, что­бы на этом фун­да­мен­те уметь по­стро­ить но­вое зда­ние но­во­го кон­крет­но­го зна­ния в со­от­вет­ст­вии с но­вы­ми тре­бо­ва­ния­ми дня. Что­бы че­рез де­сять - пят­на­дцать - два­дцать лет сохранять лидирующую позицию. Человек будущего дол­жен быть фун­да­мен­таль­но об­ра­зо­ван в гу­ма­ни­тар­ной об­лас­ти, в об­лас­ти на­ук о че­ло­ве­ке, на­ук со­ци­аль­ных.

 Современная Рос­сия мо­жет иметь дос­той­ное бу­ду­щее лишь двигаясь по пу­ти со­хра­не­ния и раз­ви­тия об­ра­зо­ва­ния и соз­да­ния но­вых со­вер­шен­ных тех­но­ло­гий.  Все­сто­рон­няя об­ра­зо­ван­ность на­се­ле­ния - глав­ная опо­ра нау­ки.


 

 

 




 

Список использованной литературы.


1.   Спиркин А.Г. Основы философии. Учебное пособие для вузов. М., 1988 г.

2.   Философия. Основные идеи и принципы. М., 1990 г.

3.   Скачков Ю.В. Полифункциональность науки. “Вопросы философии”, 1995, №11

4.   Пуанкаре А. О науке. М., 1983

5.   Философский энциклопедический словарь. М., 1989 г.

6.   “Вопросы философии”, 1995 № 2 - 12

7.   Андреев Д. Л. "Роза Мира". М, из-во "Прометей ", 1991.

8.    Аристотель. Сочинения. М., "Мысль", 1975 г.

9.    Кант И. Сочинения, М., "Мысль", 1964 г.

10. И. П. Фарман. "Теория познания и философия культуры". М., "Наука", 1986 г.

11.Н. К. Вахтомин. "Теория научного знания Иммануила Канта. " М., "Наука", 1986 г.



Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.