Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков
смотреть на рефераты похожие на "Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков " БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ Р Е Ф Е Р А Т ПО ФИЛОСОФИИ РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА ХIХ – НАЧАЛА ХХ вв. Вл. СОЛОВЬЕВ, Н. БЕРДЯЕВ, В. РОЗАНОВ, С. БУЛГАКОВ Студента МТФ группы 104218 Грицаенко Д.В. г. Минск – 1999 г. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1 1. Новое религиозное сознание . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . 2
1. 2. Религиозно – философские собрания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2 3. Духовный Ренессанс начала ХХ века. Его сущность и социальный
смысл . . . 3 4. Теоретическая философия Вл. Соловьева . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 5. Религиозно – философская проблематика Вл. Соловьева . . . . . . . . . . 8 6. Биографическая справка . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . 13 Глоссарий . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . 19 Литература . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . 23 ВВЕДЕНИЕ Значительную роль и влияние в развитии мировой философии на рубеже
XIX - XX в.в. оказали работы выдающихся русских философов В. Розанова, Д.
Мережковского, Н. Бердяева, Вл. Соловьева, С. Булгакова и др. Русской
религиозной философии XX века современные философы отводят совершенно
уникальную роль, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в рамках
этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой
истории развития России. Во-вторых, религиозная философия этого периода
явилась последним ответом на происходящий исторический разлом Российской
империи. В-третьих, философия в России начала века формировалась в борьбе
с большевистской идеологией и потому пальма первенства в этом, несомненно,
принадлежит наиболее достойным ее представителям. Будучи продуктом отражения социально-исторической реальности,
русская религиозная философия ХХ века представляла собой такую картину
мира, в которой социальная революция была трансформирована в эсхатологию, а
новая эпоха была воспринята ими как всемирно-историческая трагедия и
неудача истории. Волею исторических событий большая часть русских философов была
вынуждена эмигрировать, но не все ее главные представители стали идеологами
эмиграции и ее активными философами. Взгляды Бердяева, Булгакова и Шестова
именно в эмиграции приобрели свое окончательное завершение. Преодоление кризиса, в котором оказались философский теизм и
славянофильство, стало главным делом религиозного философа Вл. Соловьева.
Его система явилась новым этапом в эволюции религиозной философии,
последователи которой попытались сделать ее идеологически активной уже в
начале столетия. В основе деятельности Соловьева лежали следующие
кардинальные устремления: осуществить под знаком «всеединства»
«гармонический синтез религии, науки и философии»; объединить рациональный,
эмпирический и мистический виды познания; представить историю как процесс
«богочеловеческий»; указать пути социального обновления и активизации.
Обоснование Соловьевым историософских конструкций с позиций религиозного
объективного идеализма сочеталось с либеральным характером его общественно-
политических взглядов. Вл. Соловьев, модернизировавший традиционную
проблематику русской идеалистической философии, при жизни не был популярен
среди русской интеллигенции. Русская религиозная философия XX в. формировалась не только в тесной
связи с прежними религиозно-идеалистическими течениями в России, в
интенсивном общении с современными ей отечественными школами идеализма, но
также пыталась опереться на достижения многовековой идеалистической
традиции европейской мысли, используя идеи Платона и патристики, немецкого
классического идеализма, Шопенгауэра, Ницше, Джемса, неокантианства и
феноменологии. В XX в. русский религиозный идеализм дорос до лидирующих
школ новейшего идеализма Германии, Англии, Франции, США и других стран
Запада, а в чем-то и перерос их, предложив общественному сознанию различные
варианты экзистенциализма (Шестов, Бердяев), философии всеединства
(Булгаков, Флоренский, Франк), пансексуализма (Розанов), многочисленные
версии религиозного модернизма, «социального» христианства . Глубина и резкость поворотов истории, невиданное ускорение темпов
исторической жизни, безусловно, содействовали особенно интенсивному
стремлению осмыслить на фоне крушения одной и начала другой эпохи
небывалость и «талантливость» времени. Было бы ошибкой считать, что
достижения русской религиозной философии XX в. не имеют, хотя бы в какой-то
степени, прогрессивное и конструктивное значение. 1. «НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ». Новейший религиозный идеализм в России конца XIX — начала XX в., вместе с общественной деятельностью его главных представителей, получил в советской и зарубежной историографии несколько определений: «новое религиозное сознание», «богоискательство», «веховство», «духовный ренессанс начала XX века». Исторически первым (до первой русской революции) возникло понятие «новое религиозное сознание», обозначившее лидирующую группу религиозных идеалистов (Мережковский, Бердяев, Розанов, Булгаков и др.). После революции 1905—1907 гг. получило распространение понятие «богоискательство», широко использовавшееся публицистикой для обозначения писаний религиозных философов в России того времени. «Новое религиозное сознание» лишь у истоков несло на себе печать
замкнутости и кружковщины. Очень скоро оно стало воспринимать себя не как
связанное с какими-либо университетско - академическими потребностями и
кругами, не как философскую школу или направление, а в качестве выразителя
духовного состояния общества, его самочувствия и самосознания, его здоровья
и болезни одновременно. Разными путями приходили к «духовному ренессансу» его многочисленные и непохожие друг на друга представители. «Новое религиозное сознание» объединило в себе людей, пришедших, во-первых, от неославянофильства и консерватизма (В. Розанов), во-вторых, от декадентства и мелкобуржуазной революционности (Д. Мережковский, Н. Минский, Д. Философов), в-третьих, от «легального марксизма», неокантианства и буржуазно-демократического либерализма (С. Булгаков, Н. Бердяев, С. Франк). «Новое религиозное сознание», или богоискательство,— сложное и
противоречивое образование не только потому, что в него входили люди,
стоявшие на различных социально-политических позициях и выражавшие интересы
разнородных социальных групп и сословий эксплуататорской России, но и
потому, что это течение с момента своего зарождения до упадка проделало
определенную внутреннюю эволюцию. Вначале Мережковский и Розанов возглавили
соответственно левый и правый социально-политические фланги «нового
религиозного сознания». Вакуум в центре вскоре (к 1905 г.) заполнили бывшие
«легальные марксисты» Булгаков, Бердяев, Франк и др. Рассматриваемое религиозно-философское течение с самого начала было
явлением одновременно буржуазного и помещичьего сознания. Оно было
буржуазным в том смысле, что отражало определенные религиозно-
реформаторские настроения мелкой буржуазии и заключало в себе отдельные
идеи анархизма и либерального народничества. Их представителем и
выразителем в религиозной публицистике явился Д. Мережковский. Помещичьим,
«докапиталистическим» это течение было постольку, поскольку к нему
принадлежал В. Розанов, откровенный защитник самодержавия, консерватор
патриархально-феодального типа. В дальнейшем социально-политическое и классовое представительство
«нового религиозного сознания» было осложнено вхождением в него довольно
влиятельной группы либерально-буржуазных мыслителей (Булгаков, Бердяев и
др.), которые самим вхождением в это течение мировоззренчески и
идеологически завершили переход с неокантианско - ревизионистских и
буржуазно-демократических позиций периода их принадлежности к «легальному
марксизму» второй половины 90-х годов к религиозной философии и кадетскому
либерализму. 2. РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ СОБРАНИЯ Первыми крупными представителями богоискательства были Мережковский
и Розанов. Их деятельность по пропаганде религиозно-модернистских идей
началась с конца 90-х годов, сначала на квартире Мережковских и в различных
литературно-художественных салонах Петербурга, а затем на «религиозно-
философских собраниях», официально открытых в конце 1901 г. Несмотря на то
что работа собраний контролировалась синодом, они дали возможность светским
религиозным философам и богословам высказать свои претензии к официальному
православию и свои предложения по поводу той, как они полагали, явно
неудовлетворительной роли церкви, которую она играла в резко изменившихся
условиях общественной жизни России. Цель собраний состояла, по замыслу их
инициаторов, в том, чтобы сделать церковь главным инструментом ослабления
классовой борьбы, «крайностей» самодержавия, основной социальной
(«культурно-исторической») силой, долженствующей объединить и «примирить»
вокруг себя все общественные слои и классы, ибо, по утверждению их
участников, «возрождение России может совершиться на религиозной почве» . После закрытия религиозно-философских собраний активность их
участников сконцентрировалась вокруг журнала «Новый путь», который взял на
себя функции пропаганды религиозной философии, борьбы с позитивизмом,
материализмом и идеями социализма. «…Не следует забывать,—писал в 1904 году
Булгаков,—что в наш рационалистический век и самая пламенная религиозная
вера должна получить философское оправдание и закалиться в горниле
философских сомнений. Поэтому философский идеализм есть необходимый путь к
религии, представляет станцию, которой не может миновать современный
человек в своем стремлении к религиозному мировоззрению» . Сначала такая постановка вопроса об отношении философии к религии
вызывала со стороны «Нового пути» возражения. Исходя из безоговорочного
принятия религии, новопутейцы заявили о недопустимости оправдания религии,
ибо это занятие ставило религию в зависимость от успеха ее оправдания. На
деле спор шел лишь об оттенках подхода к религии двух групп богоискателей.
И в том и в другом случае речь шла о модернизации христианства и о более
или менее последовательной выработке различных религиозно-философских
доктрин, отвечавших (в основном) политике либерализма по отношению к
религии и церкви. Социальным коррелятом идей и проектов деятелей «нового религиозного
сознания» была объективная потребность молодого русского империализма
подчинить своим интересам религию и церковь. Безусловно, это предполагало
определенную модернизацию идеологии и организации церкви, но ее главная
функция должна была остаться прежней.
К 1905 году Булгаков предельно кратко перечислил основные черты
антипозитивистского идеализма «нового религиозного сознания»: «. .
.трансцендентный реализм в гносеологии и онтологии, спиритуализм в
метафизике, большая или меньшая близость к христианскому теизму,
понимаемому как религия богочеловечества, в религиозной философии. Истинным
духовным отцом русского идеализма, дело которого приходится продолжать и
развивать теперешнему философскому поколению, является Владимир Соловьев» . 3. ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XX В. ЕГО СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ К концу первого десятилетия XX в. результатом бурно расцветшего
кризисного и декадентского религиозно-философского мышления стал в России
духовный ренессанс начала XX в. Круг вопросов, захвативших умы религиозных философов, был поистине
безграничен. Основные темы и категории «нового религиозного сознания»
связывались, во-первых, с различными «позитивными» дуалистическими или
плюралистическими началами, подлежащими «синтезу», и философствованием по
поводу долженствующего воплощения этого «синтеза»; во-вторых, с
проблематикой антагонистических явлений и обсуждением форм их
действительного или возможного примирения. Если попытаться в рамках этих двух типов проблем выделить их основные комбинации, то получится следующая таблица. I. «ПОЗИТИВНЫЕ» ПРОБЛЕМЫ «НОВОГО РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ» Дуалистические и плюралистические начала, подлежащие синтезу в «новой
культуре и жизни (религии)»
1. Бог — человек, общество, человечество; «небо — земля»
2. Теогония — космогония — антропогония — история 2.Христианство — язычество (античность); жизнь — религия 4. Бог — государство (власть)
Их долженствующее и ожидаемое разрешение богочеловечество «становящееся всеединство», реализация «божьего замысла о мире и
человеке» и т. п. в аспекте социальном и в плане духовной культуры: осуществление «духовного
возрождения» теократия: новая, истинная, «свободная», «анархическая»;
«христианская общественность» 5. Трансцендентное — имманентное — ноуменальное
экстаз, трансцендирование, вечность; «антиномический синтез»; духовный, ноуменальный мир 6 Дух—плоть (тело, воплощение) 7. Свобода — творчество — жизнь — гнозис — «революция духа» 8. Вера — воля — разум — чувство — свобода — дух — любовь — надежда 9. Жизнь — знание; религия — философия; теургия — искусство; эрос — логос; истина — добро — красота; я — ты — мы; микрокосм — микротеос—«нравственная вселенная»
10. Мужское — женское «освященная плоть (пол)», совершенное «соединение плоти и
духа»,«религиозный материализм», «богоматериализм» в перспективе религиозного и духовного «возрождения»: наступление эпохи
«религиозного творчества», «претворение» культуры и жизни в
«христианское бытие»
в аспекте гносеологии: «целостный» акт познания, «соборное»,
«синтетическое», «онтологическое» познание, «живое знание»
в аспекте антропологическом:
человек «нового религиозного сознания», «соборный» человек;
в социальном смысле: «соборность», «новое религиозное сознание» «духовный» андрогин II. ПРОБЛЕМАТИКА АНТАГОНИСТИЧЕСКИ СВЯЗАННЫХ ВОПРОСОВ Антагонистические явления или доктрины
1. «Историческое» христианство и церковь как социальный институт—церковь
«мистическая», «апокалипсическое христианство» и т. д.
2. «Царство кесаря — царство духа»
3. Материализм, позитивизм, атеизм — религия, религиозная философия 4. Научные представления о развитии природы и общественной жизни, материалистические или позитивистские «религии прогресса»- идеи «замысла божьего», религиозная историософия 5. Феноменальное — ноуменальное; эмпирическое — трансцендентное, мистическое 6. Материя — дух
Существующие или возможные «негативные» формы, разрешения их борьбы официальное православие, церковная казенщина, «церковный позитивизм» папоцезаризм, цезарепапизм, торжество «грядущего Хама», демократия,
социализм
в аспекте общественно-политической и идейной жизни России:
победа революционно-демократических и материалистических традиций,
«сектантского», атеистического духа русской интеллигенции «абсурдность» и «бесчеловечность» бытия; «дурная» бесконечность мира и
истории как «бессмысленной» смены поколений; «конечность», ограниченность
существования человека в мире
«дурная» бесконечность мира явлений; мир науки; материалистическое и
позитивистское мышление
объективная реальность, материализм, наука
7. «Отвлеченные» начала —«целостное» знание; эмпиризм, рационализм — мистицизм; рассудок — разум, «сверхразум», абсолютный разум; разум — абсурд; интеллектуализм — волюнтаризм, иррационализм
8. Смирение, аскетизм, монашество, святость — свобода, творчество, гениальность; эманация— творчество
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|