В ответе на этот вопрос должен
находиться и ответ на вопрос о том, как отделить первостепенные категории от
вторичных и подчиненных.
Принципы включения
категорий в систему
1.
Принцип
универсальности – каждая из
включаемых в систему категорий должна быть применима для описания абсолютного
большинства объектов и явлений Бытия.
2.
Принцип полноты – все включаемые в систему категории должны
быть применимы для описания любого из объектов или явлений Бытия и их
совокупное применение должно исчерпывать все содержание описываемого объекта
или явления.
3.
Принцип кардинальных
отличий – в систему не
должны включаться категории, включаемые в другие категории или значительно
пересекающиеся с ними по содержанию.
Принципы
взаимосвязывания категорий в системе
1.
Принцип синтетической
противоречивости – каждая
категория должна иметь свою противоположность, вместе с которой она образует определенный
категориальный континуум.
2.
Принцип соответствия
этапам познания -
последовательность категорий должна соответствовать логике индивидуального и
коллективного познания.
3.
Принцип
диалектического перехода –
переход от одной категории к другой должен осуществляться либо путем отрицания
либо путем синтеза предшествующих категорий
Признаюсь откровенно, мне не
удалось решить задачу отбора категорий в систему и выстроить ее внутреннею
архитектонику так, чтобы с первого взгляда возникало стойкое ощущение полноты,
взаимосвязанности и непротиворечивости. До Гегеля мне еще далеко. Однако,
считаю необходимым зафиксировать первые шаги на пути создания такой системы.
Онтология
Действительное
|
Исчезновение – Возникновение
|
Возможное
|
Материальное
|
Идеализация
- Материализация
|
Идеальное
|
Дискретное
|
Продолжение
– Прекращение
|
Непрерывное
|
Количественное
|
Определение
– обезличивание
|
Качественное
|
Изменчивое
|
Стабилизация
– Дестабилизация
|
Неизменное
|
Внешнее
|
Экстериоризация
– Интериоризация
|
Внутреннее
|
Следствие
|
Воздействие
– Претерпевание
|
Причина
|
Необходимое
|
Дестабилизация
– Стабилизация
|
Случайное
|
Явление
|
Обратная
связь – Эманация
|
Сущность
|
Часть (элемент)
|
Интеграция
– Дифференциация
|
Целое (структура)
|
Гносеология
Абсолютное
|
Перенос
точки зрения внутрь или во вне
|
Относительное
|
Различное
|
Сравнение
|
Тождественное
|
Содержание
|
Оформление
– Структурирование
|
Форма
|
Единичное, особенное
|
Обобщение
– Конкретизация
|
Общее
|
Аксиология
Задача классификации самих категорий
представляется достаточно сложной.
Начнем с того, что сами категории есть
Знаки. С их помощью Субъект Отображает многообразие Объектов действительности.
Следовательно, необходимо выделить три сферы категорий:
·
Объектно-онтологическую
– все, что характеризует Бытие, «независимое» от нашего сознания, в том числе и
Сущность, как невидимую изнанку объектов;
·
Предметно-познавательную
– все, с помощью чего мы судим о Бытии, сами категории, понятия, формы суждений
и логических операций;
·
Субъектную – все, что
характеризует намерения и особенности познающего субъекта.
Далее, на мой взгляд, необходимо попытаться
выстроить категории от общего к частному, потому что суть самих категорий это
Общее.
И наконец, последний критерий дли
структурирования системы – это логика индивидуального и исторического познания.
В идеале я вижу систему категорий, как
многослойное сито, проникая через которое, эмпирический и теоретический
материал во-первых находит свое точное место в картине мира, а во-вторых ограняется
в соответствии с формой ячеек на каждом уровне.
Часть 3. Практические
возможности
В данной части я изложу несколько мыслей
относительно практического применения разрабатываемой системы категорий.
С чего начинать познание и
изменение объектов? Какие стратегии приведут к более точному отображению и
эффективному преобразованию?
От внешнего к внутреннему (от
бытия к сущности, от видимости к существованию и т.д.). Глубокий философский
смысл J данной стратегии заключается в том, что разделение
на внешнее и внутреннее, вещи-для-нас и вещи-в-себе, Я и не-Я, является
условием познания, как частного вида взаимодействия познающего с познаваемым.
Психологической аналогией и подтверждением правильности стратегии «от внешнего
к внутреннему» является закон интериоризации, сформулированный Л.С. Выготским и
развитый Гальпериным в теории поэтапного формирования умственных действий.
Сначала действие должно быть произведено вовне и лишь затем оно может быть совершено
в символической форме во внутреннем плане.
Гегелевский принцип «от
абстрактного к конкретному», можно переформулировать в принцип «от формы к
содержанию», потому что на практике, при определении категорий и понятий
гораздо чаще используется понятие форма. Практическая значимость приоритета
формы заключается в том, сначала необходимо понять или задать структуру, а
затем конкретизировать или наполнять содержанием. Это относится к написанию
научных работ и отчетов.
Мое диссертационное исследование посвящено рискам в управлении
персоналом. Многообразие определений риска, его видов и факторов создает
ощущение хаоса. Как упорядочить содержание имеющихся представлений о рисках,
связанных с человеческой деятельностью в организации и увидеть
исследовательские ниши?
Для данной задачи система категорий
применима в качестве оснований для классификации и характеристик рисков.
Действительное
|
Риск
|
Возможное
|
Материальное
|
Риск
|
Идеальное
|
Дискретное
|
Риск
|
Непрерывное
|
Количественное
|
Риск
|
Качественное
|
Изменчивое
|
Риск
|
Неизменное
|
Энергия
|
Риск
|
Информация
|
Необходимое
|
Риск
|
Случайное
|
Онтологические основания рисков
В основе существования и развития социальных систем, к которым
принадлежит и государство и организация, и команда, и сам человек, лежит
противоречивость.
Противоречивость порождает изменчивость социальных систем, а,
следовательно, и возможности развития (как прогресса, так и регресса).
Изменчивость сильнее всего проявляется на этапе нестабильности
функционирования системы. В так называемой точке бифуркации возникает
альтернативность (множественность) возможных путей развития.
Переход к новому состоянию системы совершается случайным
(маловероятностным) образом.
Гносеологические основания рисков
Развитие социальных систем по маловероятностным, неожиданным сценариям
порождает у воспринимающего субъекта состояние неопределенности.
Поскольку сам субъект является частью социальных систем, то он обладает
противоречивостью и изменчивостью.
Стало быть, внешняя неопределенность может породить внутреннюю
нестабильность, которая случайным образом приведет к маловероятностным
поступкам и действиям, которые, в свою очередь, изменят актуальное состояние
социальной системы, к которой принадлежит данный субъект.
Аксиологические основания рисков
Наступление маловероятных событий влечет за собой определенные
последствия, как для социальных систем, так и для субъекта.
В зависимости от собственной системы ценностей и направленности субъект
оценивает возможные события и их последствия как желаемые или нежелаемые.
Вероятность наступления желаемого порождает стремление, нежелаемого –
избегание.
Т.к. субъектами являются различные социальные системы различных уровней
общности, то вероятность наступления одних и тех же событий оценивается
по-разному, что приводит к разнонаправленным и противоречивым действиям.
Таким образом, вероятностность развития систем отображается познающим
субъектом в соответствии с его системой ценностей, что порождает собой
взаимодействие субъектов и систем по типу стремления к желаемым или избегания
нежелаемых событий.
Особо хочу подчеркнуть
значимость определения, как одного из основных процессов и познания и развития.
Гегель часто использует понятие определенность для определения категорий. И
неслучайно.
Чтобы нечто познать необходимо
сначала самому отделиться от этого объекта, затем отделить этот объект от
остальных и наконец понять его внутреннюю структуру и содержание.
Определенность есть очерченность
границ объекта или явления, отделенность от иного. Само определение понятий и
заключается в том, чтобы сначала возвести познаваемый объект в более общую
категорию, а затем, методично отсекать все лишнее.
Почему определение есть
инструмент развития и как оно действует?
1.
Отделение Нечто от Иного
есть качественно новый уровень функционирования этого Нечто, как
самостоятельного объекта. Пример: кризис 3-х лет у детей, появление самосознания
«Я сам!», первая ступень перехода в новое качество самоуправляемости. Поэтому,
для личностного развития необходимо постоянно самоопределяться, а также
способствовать самоопределению других людей, предоставляя им свободный выбор.
2.
Ограничения стимулируют
внутреннюю активность. Доказано, что творческое задание без условий: «Нарисуйте
что-нибудь» выполняется менее продуктивно и оригинально, нежели творческое
задание с ограничениями: «Нарисуйте необычное животное карандашом за 30 минут».
На тренингах мы используем ограничение времени на выполнение заданий, в качестве
одного из основных способов повышения активности участников.
При консультировании руководителей всегда возникает
вопрос о стратегических целях и стратегиях их достижения. Как система категорий
и диалектический метод могут помочь в решении задач организационного развития?
Чтобы начать развиваться, необходимо определить
нынешнее положение организации и естественные тенденции ее развития. Категории
в данном случае выступают, как формы характеристики состояния отдельных
аспектов и организации в целом. Например, внутренняя нестабильность (реорганизация),
непрерывная внешняя изменчивость (законодательство).
Определив состояние, выявляем куда оно изменяется:
усугубляется или переходит в противоположное. Изменение качества
свидетельствует о развитии (прогресс или регресс); изменение количественных
характеристик качества свидетельствует о росте или спаде на данном уровне
развития.
Если желательное актуальное состояние изменяется или
нежелательное усугубляется, мы записываем эти тенденции в список негативных
(внутренняя нестабильность усиливается, ). Если же наоборот, желательное
усугубляется, а нежелательное изменяется, то – в позитивные (внешняя изменчивость
прерывается).
Далее выделяем изменяемые и неизменяемые тенденции,
соотнося желаемый эффект с возможностями организации.
И, наконец, формируем из изменяемых тенденций
окончательный ранжированный по степени значимости перечень желаемых тенденций.
Например, от внутренней нестабильности к внешней
устойчивости.
Самые значимые желаемые тенденции и будут являться
стратегиями организационного развития. Эвристическая значимость категорий в данном
случае заключается в понимании не только направления развития, но средств этого
развития.
Когда определены стратегии развития, необходимо
сделать их инструментами достижения целей. Это возможно путем оформления
стратегий в принципы корпоративной идеологии и доведения этих принципов до
сознания сотрудников, клиентов и общества.
Например:
“S” – надежная компания. Мы всегда полностью
и своевременно рассчитываемся с нашими Гостями, партнерами, и сотрудниками. Для
нас важно, чтобы наши Гости, партнеры и сотрудники чувствовали уверенность в
нас и знали, что “S” сдержит слово и выполнит взятые на себя обязательства.
Аристотель.
Метафизика // Сочинения в 4-х т. – Т.1. – М., 1976 г.
Ганзен В.А. Системные
описания в психологии. – Л.; Изд-во ЛГУ, 1984 г.
Гегель Г.В.Ф.
Энциклопедия философских наук: в 3-х т. – М., 1975 г.
Кант И. Критика
чистого разума. – М.,1994 г.
Макаров М.Г.
Сложность и вариативность категорий диалектики.- Л., «Наука», 1988
Райл.
Г. Понятие сознания. - М. Идея-Пресс. Дом Интеллектуальной книги.
Семенов С.П.
Аутентизм. Основные отличительные понятия и концепции. – СПб., 1998 г.
Труфимов С.Н. «Наука
логики» Гегеля в доступном изложении: учебное пособие. – Самара: Парус, 1999 г.
Туленов Ж.Т.
Взаимосвязь категорий диалектики: Монография - М.: Высш.шк., 1986
Тэпман Л.Н. Риски в
экономике: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. В.А. Швандера. – М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2002
Философский словарь.
Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1980 г.
Шептулин А.П.
Категории диалектики. – М., Изд-во «Высшая школа», 1971
Шептулин А.П.
Категории диалектики как отражение закономерностей развития - М.: Знание, 1980
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|