Система восточных единоборств как вид духовного искусства
смотреть на рефераты похожие на "Система восточных единоборств как вид духовного искусства" Северо - западная академия государственной службы Филиал Северо - западной академии государственной службы В г. Мурманске Курс : Философия Р Е Ф Е Р А Т На тему : Система восточных единоборств как виды духовного искусства Выполнил студент 3-го курса специальности «ГиМУ» На базе среднего профессионального образования Конев Михаил Валентинович ______________________ « « __________ 1999г. Преподаватель Рзаев Д.А. ,
к.ф.н. , профессор _____________________ « « __________1999 г. г Мурманск , 1999 г. с о д е р ж а н и е р е ф е р а т а ИСТОЧНИКИ ФИЛОСОФСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ВОИНСКИХ ИСКУССТВ ВОСТОКА 3
История возникновения и развития воинских искусств востока . 5
Индийские основы философии боевых искусств. 6
ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОИНСКИХ ИСКУССТВ ЯПОНИИ 8
ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОИНСКИХ ИСКУСТВ ДРЕВНЕГО КИТАЯ . 13
ПОДХОД ВОСТОКА К СОЗНАНИЮ В ПОЕДИНКЕ. 17
Используемая литература : 19
ИСТОЧНИКИ ФИЛОСОФСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ВОИНСКИХ ИСКУССТВ ВОСТОКА Все на свете презрев , об одном помышляй неизменно , днем и ночью радей - как проведать в жизни земной тайну Истинного Пути . Рекан - хоси (18-19 вв.) . Р
астущий интерес к многовековой традиции воинского искусства Востока ,
объемлющей теорию и философию , стратегию и тактику военного дела , а также
системы единоборств , вряд ли можно объяснить лишь низкопотребительским
отношением. Гораздо важнее те общие уроки историко-культурного процесса ,
которые несет традиция. Древняя традиция такого рода подобна стреле ,
выпущенной из тугого лука коллективного опыта в бесконечность человеческого
бытия. Обратим взор на те яркие вспышки в памяти культуры Востока , которые
делают более зримой живую связь веков , их непрекращающийся диалог... Для формирования философии решающее значение имел духовный процесс ,
начавшийся за тысячелетия до н.э. , т.е. до рождества Христова. К.Ясперс ,
немецкий философ 20 века , именно это время назвал осевым временем.
В период между 800 и 200 гг. до н.э. произошел самый резкий поворот в
истории.
В это время происходит много необычайного. Именно в этот период в Китае
жили мыслители Конфуций , Лао - цзы , Мо - цзы , Ле – цзы , именно тогда и
появились все направления китайской философии .
В Индии возникли Упанишады , жил Будда ; в философии были рассмотрены все
возможные взгляды постижения действительности вплоть до скептицизма ,
материализма , софистики и нигилизма. В Иране Заратустра учил о мире , где
идет борьба со злом ; в Палестине выступали пророки Илия , Исайя , Иеремия
и Второисайя
; в Греции - это время Гомера , философов Парнемида , Гераклита , Платона ,
драматургов Эсхила , Еврипида и Софокла , историка Фукидида и механика
Архимеда. Все , что связано с этими именами , возникло почти одновременно в течении немногих столетий в Китае , Индии
, на Западе Европы , независимо друг от друга. Древний Китай. 6 век до н.э. Сунь цзы , знаменитый воин и мудрец
, завершает первый трактат о военном искусстве. Ему суждено было остаться
самым фундаментальным и почитаемым в "Семикнижии" военных трактатов и
разделить судьбу других канонических текстов.Произошло это по тому , что ,
кроме обобщения многовекового опыта военной стратегии и тактики , в "Сунь
цзы" нашло воплощение традиционно восточное представление о некоем высшем
законе , которому подчинено все сущее. Истоки этого представления находят в древнейшей натурфилософской концепции
"инь-ян" , которая легла в основу знаменитой "Книги перемен" с ее
гадательной символикой триграмм и гексаграмм. Книга перемен вошла в
конфуцианское "Пятикнижие" . В конфуцианстве и даосизме высший природный
закон стал именоваться законом Неба и законом Дао. "Сунь цзы" как бы
демонстрировал действие всеобщего закона в военно-прикладной сфере.
Уникальный специальный источник превращался в философию военного дела ,
своего рода "библию" воинского искусства , в средоточие эзотерического
(тайного) знания , доступного только посвященным. Отсюда хранители секретов
военного дела и воинского искусства -выдающиеся полководцы , воины-мудрецы
, мастера становились одновременно носителями глубинных знаний о мире ,
высших ценностей и идеалов культуры. Именно перерастанием профессиональных
границ и выходом к познанию некоего высшего закона , которому подчиняется
все сущее , была обусловлена особая культурная значимость воинского
искусства на Востоке. На "Сунь цзы" , ставшем канонизированным текстом , распространялась общая
традиционно восточная установка , сформулированная Конфуцием : "Передавать
, а не создавать , верить древности и любить ее". Светом своей мудрости
"Сунь цзы" , пожалуй , наиболее ярко озарил эпоху борьбы Трех царств (Вэй ,
Шу и У) , которая разгорелась в 3 веке н.э. Один из самых бурных периодов в
истории Китая с его непрекращающимися войнами стал грандиозным полигоном
испытаний для "Сунь цзы" , который был настольной книгой выдающихся
полководцев. Среди них Цао Цао- первый комментатор трактата. Предметом
комментирования становится и сама борьба Трех царств , что позволяет в
разрастающемся тексте "Сунь цзы" теоретически обобщить колоссальный опыт
военных действий. В 14 веке теория и практика воинского искусства получают философско-
художественное осмысление в самой ранней китайской книжной эпопее - романе
Ло Гуаньчжуна "Троецарствие". В "Троецарствии" на основании официальных
исторических хроник и последующих народных книг повествуется о борьбе Трех
царств. Она длилась 76 лет - с начала так называемого "восстания Желтых
повязок" и до создания в 265 году единой Цзиньской империи. "Троецарствие"
, ставшее шедевром средневековой литературы , как и древнекитайский трактат
"Сунь цзы" , вошло в круг памятников , в которых традиция боевых искусств
Востока представлена в наиболее концентрированном и полном виде. Столь
разные по жанру и по объему памятники , отдаленные друг от друга веками ,
во многом дополняют друг друга. "Сунь цзы" как высшее достижение
древнекитайской теоретической мысли оказывается сопряженным с конкретным
опытом реализации стратегии и тактики военных действий , составляющих
событийную основу "Троецарствия". Однако монументальные памятники вступают
в исторический диалог не только по самой сути предмета воинского искусства
. Они имеют мировоззренческую , философскую основу , которая является общей
как для традиции боевых искусств , так и для культуры дальневосточного
региона в целом. Описание военных событий становится в "Троецарствии"
средством для извлечения уроков из истории , которая являет собой
величественный пример действия все того же высшего закона , а ее герои -
примеры обладания высшим знанием. Какай же смысл заложен в понятии кэмпо? Однозначно ответить нелегко. Кэмпо-
это учение,сложный комплекс духовной и физической культуры,это многовековые
традиции борьбы,находящиеся в непрестанном развитии. Кэмпо-также и путь
реализации популярной на Востоке концепции единства микрокосма человеческой
личности и макрокосма , достижения гармонии с миром и с самим собой. Условно можно выделить следующие источники кэмпо:
даосская философия,выдвинувшая идеи Пустоты , борьбы сил Инь и
Ян,взаимодействия Пяти первоэлементов , Недеяния , Мягкости , Метаморфоз
;
йога как система психотренинга , физического и духовного совершенствования
человека в ее многочисленных разновидностях с учетом трех основных
национальных форм: индийская йога , тантрическая буддийская (китайская ,
тибетская , японская) йога и даосская (китайская) йога ;
традиционные теории китайско-тибетской медицины о циркуляции жизненной
энергии ци , о точках и меридианах , об их связи с внутренними органами , о
развитии энергетики организма (ци - гун) ;
"бионика" древности , наблюдение за повадками животных , из которого
возникли так называемые звериные стили кэмпо ;
локальные системы рукопашного боя и ритуальные боевые танцы различных
племен и народностей ;
опирающаяся на теории даосских мыслителей военная наука древнего Китая , в
которой сформулированы принципы стратегии и тактики борьбы ;
Чань (Дзен) - буддийская психотехника , позволившая добиться поразительных
результатов в концентрации и самовнушении .
Можно также обозначить составные части кэмпо , сохранившиеся с древности до
наших дней :
конфуцианские этические нормы в формировании личности ;
разнообразная детально разработанная методика обучения : подготовка тела ,
психическая перестройка , способы работы с пятью стихиями , с предметами и
формами-образами ;
обширнейший арсенал приемов борьбы во всем многообразии национальных видов
, направлений , стилей и школ .
Только такая классификация дает возможность рассматривать кэмпо как единую
систему , как культорологический феномен , как особую область Знания , как
Учение. В исторических записках Сыма ЦЯНЯ ( 2-1 вв. До н.э. ) приводится первая
классификация философских школ Древнего Китая : . «сторонники учения об ИНЬ и ЯНЬ» (натурфилософы) ; . школа служилых людей – ЖУЦЬЗЯ (конфуцианцы) ; . школа «моистов» , «номиналистов» - МИНЬЦЗЯ (софисты) ; . школа законников (легистов) – ФАЦЗЯ ; . «школа ДАО и ДЭ» - даосисты . Натурфилософы (сторонники учения об ИНЬ и ЯНЬ) развивали учение о
противоположных началах (мужское и женское , темное и светлое , восход и
заход). Найти гармонию , согласие между этими началами – вот одна из задач
тогдашней философии . Выдающимся направлением китайской философии является конфуцианство . Это
учение характеризует идеализацию древности (золотой век) , культ предков ,
выполнение норм сяо – сыновняя почтительность и забота о родителях . Эта
норма стала общепризнанной в Китае . Идеал “ благородного человека “
присущ конфуцианству : такой человек – представитель высших слоев общества
и его скромность , бескорыстие , сдержанность – необходимые черты .
Разработка ритуала : отношения высших к низшим , младших к старшим и пр.
Конфуцианские идеалы живут в культуре Китая до сих пор : правила поведения
, внешней учтивости , церемониал . Общественные потребности , забота о их
реализации – удел правителя . Даосизм – учение о великом дао , всеобщем законе , Абсолюте . Дао
господствует во всем : всему дает форму , имя . Взгляды сторонников Дао на
природу человека вытекают из учения о первозаконе . Природа человека
приветствует Дао , она пуста , непознаваема , смысл жизни – в следовании
естественности и бездеятельности (недеянии). Китайская философия древности антроцентрична , направлена на решение
проблем житейской мудрости , имеет установку на естественный ход вещей ,
недеяние . История возникновения и развития воинских искусств востока . У
мение использовать в качестве оружия различные части тела возникло , по -
видимому , еще во времена первобытнообщинного строя , когда человек
вынужден был бороться с дикими животными или воевать. Ниже описывается
краткий исторический очерк возникновения , развития и становления боевых
искусств. ЕГИПЕТ
Иероглифические свитки , датируемые 4000-3000 гг. до н.э. описывают приемы
, сходные с приемами борьбы и бокса , распространенные в Шумерском царстве
в Месопотамии. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Около 2000 г. до н.э. в Греции были популярны борьба и бокс. В дальнейшем
на 33-х Олимпийских играх в 648 г. до н.э. был создан панкратион -
комбинированный вид борьбы и бокса , приемы которого допускали для победы
над противником использование всех частей человеческого тела. Состязания в
этой борьбе носили кровавый характер и чаще всего заканчивались смертью
одного из соперников. В дальнейшем панкратион был запрещен , однако затем
появился в Древнем Риме в качестве составляющей в схватках гладиаторов. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
Из Древней Греции (по мнению некоторых авторов , с армией Александра
Великого) в 336-323 гг. до н.э часть приемов панкратиона была перенесена в
Древнюю Индию , где , слившись с йогой , дала новое направление системам
самообороны.
Основоположник секты Дзен-Бодхидхарма завез индийские боевые приемы в Китай
, объединив их с методами диафрагментального дыхания , используемыми в
Дзене и Йоге. Эти методы дыхания оказали громадное влияние "ибуки" и
"нагарэ" , широко используемые в современном каратэ. КИТАЙ
Поселившись в монастыре Шаолинь-су в провинции Хунан (5-й век до н.э.)
Бодхидхарма (он же Дарума Тайси или Бодай-Дарума) начал проповедовать Дзен-
буддизм. Обнаружив , что физическая подготовка его учеников и
последователей была далеко не лучшей (на его лекциях они засыпали от
усталости) , Бодхидхарма ввел комплекс физических упражнений , которые , по
его мнению , должны были бы способствовать лучшему усвоению идей Дзен. В
дальнейшем , по-видимому , понимая те трудности , с которыми должны были
столкнуться проповедники его идей в своих странствиях по кишащим
разбойниками и зверьем местам , он же познакомил их с индийскими боевыми
приемами. Слившись с местными приемами , эта форма борьбы , в свою очередь
, дала большое разнообразие новым стилям. В дальнейшем во времена правления
маньчжурской династии , сменившей династию Минь , монастырь Шаолинь-су был
разрушен , т.к. его стены зачастую скрывали противников правящей династии.
Часть монахов Шаолиня бежала на юг Китая , где основала Южный Шаолинь.
Таким образом возникли две школы шаолиньского бокса : северная и южная.
Бойцы южной школы (в прошлом и настоящем - крестьяне) отдавали предпочтение
технике ударов руками , в то время как последователи северной (наездники и
скотоводы)- технике ударов ногами. ОКИНАВА И ЯПОНИЯ
Остров Окинава занимает особое место в дальнейшем развитии и становлении
боевого искусства под названием "каратэ". Место столкновения торговых
интересов Китая и Японии-острова архипелага Риу-Киу , к которому
принадлежит остров Окинава , в 15-17 веках становятся яблоком раздора между
этими странами. Вначале острова Рик-Киу захватили китайцы , принесшие с
собой искусство китайского бокса , а затем японцы , у которых к тому
времени большого расцвета достигли такие национальные виды борьбы, как
кендо , сумо и вышедшее из сумо джиу-джитсу. Так как захватчики запрещали
местному населению носить оружие , последние использовали в качестве оружия
руки , ноги , а также цепы для обмолота риса и просто палки. Так на
островах появился и распространился ОКИНАВА-ТЭ или ТОДЭ - синтетический
стиль борьбы , направленный на победу над любым , и прежде всего
вооруженным противником.Искусство ТОДЭ оставалось тайным вплоть до 1916
года , когда ведущие сэнсеи того времени Фунакоши Гичин ,Мабуни Кенва ,
Мияги Чоджун и др. решили обнародовать искусство ОКИНАВА-ТЭ.
В настоящее время в Японии развито более 11 стилей каратэ , среди которых
такие как ШОТОКАЙ , ВАДОКАЙ , ГОДЗЮКАЙ , ШИТОКАЙ , ИТОСУКАЙ , КИОКУШИНКАЙ и
др. КОРЕЯ
Примерно 1000 лет назад три самостоятельные государства , существовавшие на
территории нынешней Кореи , были объединены династией Силла в одно ,
известное как страна Кориу , а в дальнейшем Корея. Тогда же была создана
национальная организация для молодых людей - ХВАРАНГ-ДО,готовившая для
своей страны элиту из аристократов , военных и т.д. Среди них было
популярно искусство "ТАЭКИОН" - борьбы без оружия. В дальнейшем на это
боевое искусство огромное влияние оказала северная школа китайского бокса ,
однако впоследствии в связи с упадком страны Кориу , "ТАЭКИОН" выродилось и
практиковалось лишь небольшими избранными группами людей
Современное корейское каратэ, по-видимому, является результатом слияния
местных форм борьбы с формами , завезенными из Китая , Окинавы и Японии.В
настоящее время корейское каратэ , которое, как и японское представлено
различными стилями , хорошо организовано и очень популярно во всем мире.
Созданная организация ТАЭКВОН-ДО ("таэ"-ступня , "квон"-кулак , "до"-путь
воинского искусства) объединяет более 100 стран мира. На Олимпийских играх
1988г. , проходивших в г.Сеуле , Южная Корея предложила включить ТАЭКВАН-ДО
в программу следующих Олимпийских игр.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|