Социалисты-утописты
Эпоха Возрождения отличается
не только культурным развитием стран Западной и Центральной Европы, но и
идейным и политическим развитием. Наиболее примечательна в этот период
деятельность двух так называемых "социалистов-утопистов": Томаса Мора
(1478-1535) и Томмазо Кампанеллы (1568-1639). Они являются предшественниками
научного социализма и их работы похожи между собой. Они оба, но каждый
по-своему, пытались создать общество, в котором люди равны между собой,
отсутствует частная и даже личная собственность, труд - обязанность всех, а
распределение происходит по потребности.
Создателем первой
литературной утопии, т.е. сказания о никогда и нигде не существовавшем, но
желанном, прямо-таки идиллическом обществе (дословно "утопия" значит
"нигдея", т.е. место, которого нет), был Томас Мор. Впервые в мировой
литературе Мор нарисовал подробную картину социалистического строя, основанного
на коллективной собственности на средства производства. Сокращенный заголовок
главного произведения Мора - "Утопия" - дал название всему
домарксистскому периоду социалистических и коммунистических исканий и мечтаний.
Карьера Тамаса Мора
складывалась более чем удачно. Выходец из семьи лондонского юриста, он получил
хорошее образование, стал просвещеннейшим человеком своего времени, дружил с
самыми выдающимися учеными-гуманистами. В его доме написал Эразм Роттердамский
свою знаменитую "Похвалу глупости". Мор избирался членом парламента и
его спикером, выполнял важные дипломатические поручения короны и пользовался исключительным
авторитетом как юрист. В 1529 году Мор стал лордом-канцлером и надеялся таким
образом, используя высокий пост, влиять на политику короля.
Мор неплохо писал и его
произведения оказали большое влияние, и не только на современников. Достаточно
сказать, что его "История Ричарда III" явилась одним из источников
известной драмы Шекспира.
Но, как говорится, Мор сам
себя погубил. Еще в 1516 году вышла в свет за границей "Весьма полезная, а
также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве
государства и о новом острове Утопия" или попросту "Утопия".
Напечатана была эта книга в бельгийском городе Лувене и за какие-нибудь два-три
года выдержала несколько изданий.
Но в 1532 году это
произведение стало известно королю Генриху VII и карьере Мора наступил конец, а
через 3 года Мора казнили. Причем его обвинили в государственной измене и
приговорили к мучительной казни по требованию короля. Приговор гласил: "
...влачить по земле через все лондонское Сити в Тайберн, там повесить его так,
чтобы он замучился до полусмерти, снять с петли, пока он еще не умер, отрезать
половые органы, вспороть живот, вырвать и сжечь внутренности. Затем
четвертовать его и прибить по одной четверти его тела над четырьмя воротами
Сити, а голову выставить на Лондонском мосту".
В день казни Мору сообщили о
королевской милости: приговор заменялся обыкновенным отсечением головы, на что
Мор заметил: "Избави Боже моих друзей от такой милости".
Не менее известным
мыслителем того же направления эпохи Возрождения был Томмазо Кампанелла и его
произведение "Город Солнца". Его настоящее имя было Джован Доменико.
Позже, когда он принял монашество, ему в честь святого Фомы Аквинского дали имя
Фома, Томмазо. А еще с детства у него было прозвание в память одного из
прадедов - Кампанелла, что значит колокол. Под этим именем он и вошел в
историю.
Кампанелла был итальянцем по
происхождению, уроженцем Калабрии - области Италии, которая находилась под
властью испанцев. Он был сыном сапожника, но ему в детстве повезло и он смог
овладеть грамотой. Ему хотелось учиться дальше, но для бедных дорога к знаниям
шла тогда только через монастырь. И он в 14 лет уходит в монастырь ордена св.
Доминика. В 23 года вышла его первая книга - "Философия, основанная на
ощущениях". Именно тогда инквизиция впервые арестовала его.
Когда ему было 31 год
Кампанелла готовит восстание, чтобы освободить родную Калабрию от испанской
тирании. Все было очень хорошо спланированно и подготовлено. Но планы восстания
стали известны испанцам. Начались аресты и 6 сентября 1599 года Кампанелла был
арестован. Он провел в тюрьме почти 27 лет.
Ему пришлось пережить все -
и пытки инквизиции, и одиночество заключения, и ненависть своих близких - отца
и брата, осужденных из-за него. Но страдания не сломили его, он продолжал
мыслить и творить даже в тюрьме. В 1601 году он начинает свой знаменитый
трактат "Город Солнца" о справедливом и разумном государстве, пишет
лежа, изуродованными пыткой пальцами. "В оковах, но все же свободный,
один, но все же не одинокий, стеная, но спокойный, я слушаю своих врагов"
- даже его мучители удивлялись спокойности Кампанеллы. А он считал своим долгом
выжить, чтобы поведать о пути ко всеобщему счастью и благоденствию, который он,
как ему казалось, открыл.
И даже выйдя из тюрьмы через
почти четверть века, он продолжает писать трактат за трактатом, находясь под
надзором в монастыре. И опять участвует в заговоре - ведь родная его Калабрия
под пятой все тех же испанцев! И опять провал и бегство во Францию, где и
проходят последние годы гражданина Города Солнца - в нужде и изгнании.
Что же за книги эти были -
"Утопия" и "Город Солнца", одна из которых привела своего
автора на плаху, а другого заставила провести жизнь в нужде и неволе?
Сюжет этих книг довольно
прост: в них описываются порядки на острове Утопия и в Городе Солнца и образ
жизни их жителей. Томас Мор и Кампанелла пытались создать облик общества, в
котором нет никакой собственности, где все принадлежит всем, где все трудятся и
нет тунеядцев и никто не знает, что такое деньги. У Мора - это остров Утопия, у
Кампанеллы - отдельно взятый город. Обе книги написаны в форме диалога и от
имени некоего путешественника, случайно открывшего неведомую страну.
В обществе, созданным Мором
и Кампанеллой должны быть все равны. Однако в "Утопии" Мора
встречается такой класс людей как рабы, "которые не только постоянно
пребывают в работе, но и находятся в цепях".
И в "Утопии" Мора
и в "Городе Солнца" Кампанеллы существует социальная иерархия, где
некие начальники и наблюдатели управляют всей жизнью граждан, а власть
верховного правителя очень напоминает диктатуру, что явно противоречит подлинному
равенству. А "наблюдение за тем, чтобы сочетание мужчин и женщин давало
наилучшее потомство" (по Кампанелле) вообще смахивает на нацизм.
Сами люди как
"перекати-поле", не имеют ни корней, ни привязанности ни друг к
другу, ни к своим детям. Каждые два года (по Мору) их перемещают из города в
деревню и наоборот. (Очень напоминает как совсем недавно направляли из городов
в колхозы на уборочные работы). Каждые 10 лет жители обмениваются своими
домами. И вообще у них все регламентированно, все делается по звонку - ложатся
спать около 8 вечера, спят 8 часов, а в предрассветные часы (когда особенно
хорошо спится нормальным людям) устраивают публичные чтения, причем участвуют в
них только те, кто были кем-то отобраны для науки (поневоле захочется
быть дураком, чтобы выспаться).
Люди одеты у обоих авторов
совершенно одинаково - "одежду носят они белого цвета, и стирается она ежемесячно
(!)", а поскольку люди заняты в основном сельским хозяйством, можно себе
представить эти сомнительные "белые одежды". Но выбор одежды это
мелочи, по сравнению с тем, что те же начальники подбирают мужчин и женщин для
продолжения рода, как скот: "Женщины статные и красивые соединяются только
со статными и крепкими мужчинами; полные же - с худыми, а худые - с полными
дабы они хорошо и с пользой уравновешивали друг друга" (по Кампанелле).
"Вскормленный грудью
младенец передается на попечение" неких старцев, которые обучают их
говорить, а впоследствии "эти старцы занимаются с ними гимнастикой,
бегом, метанием диска" и т.д.
"Дома, спальни, кровати
и все прочее необходимое", (надо думать и зубные щетки тоже) как пишет
Кампанелла у жителей города Солнца общие. Из этого следует, что и болезни у них
тоже общие и весьма часты всевозможные эпидемии.
"Должностные лица
получают большие и лучшие порции, и из своих порций они всегда уделяют
что-нибудь на стол детям, выказавшим утром больше прилежания на лекциях, в
ученых беседах и на военных занятиях". Угощение объедками -
"считается одной из величайших почестей".
Итак, и у Мора и у
Кампанеллы - "производство потомства имеет в виду интересы государства, а
интересы частных лиц - лишь постольку, поскольку они являются частями
государства". Из этого следует, что человек - не индивидуум, а лишь
маленький винтик большой машины, называемой государство.
Прочтя обе работы можно
сделать вывод, что в них изображен идеал тоталитарного государства, где
верховный правитель избирается пожизненно и имеет неограниченную власть, где
все регламентированно, начиная с причесок и кончая воспитанием детей, где человек
никогда не принадлежит себе, но всегда находится под наблюдением начальников.
Остается одна малость - где найти такого правителя и столько умных и
"совершенно чуждых скаредного корыстолюбия (как писал о самом Море Эразм
Роттердамский)" начальников, чтобы они могли справедливо и разумно
управлять людьми.
Кампанелла, будучи в
изгнании во Франции, на одной из своих книг, изданных в Париже сделал
посвящение кардиналу Ришелье: "И Город Солнца, который я изобразил, а тебе
надлежит воздвигнуть, да воссияет вечным и немеркнущим светом". Остается только
надеяться, чтобы это пожелание никогда не сбылось.
|