И здесь с моей
точки зрения, особенно тщательно следует остановиться на вопросе формирования
среднего класса в современной России. Приведу некоторые высказывания российских
социологов:
·
М.
Руткевич в статье “Консолидация общества и социальные противоречия” определяет
социальную структуру Российского общества: Господствующий класс — бизнес-бюрократия
(государственная бюрократия в союзе с крупным частным капиталом). Средний класс
— совокупность промежуточных слоев — мелкие предприниматели, фермеры,
менеджеры, люди свободных профессий, наемные работники, специалисты,
находящиеся в привилегированных условиях (экономисты, юристы, охранники,
обслуга коммерческих банков, западных фирм).
·
Рассматривая
политические ориентации среднего класса, С. Марков полагает, что в отличие от
западного наш средний класс не стремится быть опорой государства, предпочитая
обходиться без его участия, которое ему только мешает. В целом он свои
политические интересы еще не оформил, и нет пока определенной политической
группы, которая бы их выражала. Опора нынешней власти вовсе не средний класс,
который, начитавшись популярной публицистики, все идеализирует и не
обнаруживает способности к реальному действию.
·
Т. И.
Заславская и Р. Г. Громова выделяют верхний, средний и базовый слой. По их
оценкам, верхний слой образуют крупные и средние предприниматели, бизнес-слой,
руководители производства, высокооплачиваемые специалисты, бюрократия, высшие
офицеры армии, силовых структур. В средний слой входят мелкие предприниматели,
высококвалифицированные специалисты, лица, занятые в управленческих структурах,
военные. Базовый слой образуют массовая интеллигенция, служащие, лица массовых
профессий, индустриальные рабочие, крестьяне и фермеры.
Не претендуя
на полноту анализа этих процессов, мы остановим наше внимание на главных из
них, и, прежде всего, связанных с развитием научно-технической революции, на
изменениях, которые происходят в результате экономических и политических
процессов. Ускорение научно-технического прогресса, которое получило свое
начало в 60-х годах нашего столетия привело к значительным переменам не только
в развитии науки и техники, но и во всей социальной структуре общества.
Усложнение техники, технологии производства привело к значительному росту в
составе рабочего класса удельного веса высококвалифицированных и резкому
уменьшению доли неквалифицированных и малоквалифицированных рабочих. А это в
свою очередь привело к изменению требований, необходимых для подготовки рабочей
силы. К началу 90-х годов средняя подготовка рабочей силы в ведущих странах
поднялась до уровня младшего колледжа (14 лет обучения). Высшее и среднее
специальное образование становится базовым для многих профессий. Массовая
подготовка средней рабочей силы требует от семей, корпораций и государства
больших инвестиций в каждого работника. Они в свою очередь ведут и к более
высокому уровню культуры, общей образованности, к росту стремления к
самосовершенствованию и т.д. В результате ускорения научно-технического
прогресса и длительной классовой борьбы произошли заметные изменения в
материальном положении людей наемного труда. Основная масса людей наемного
труда (экономическая основа рабочего класса) переместилась в средние и
обеспеченные слои общества. Все это говорит о том, что под влиянием научно-технического
прогресса и других объективных процессов в экономически развитых странах
происходят заметные изменения в социальной структуре общества, формирование
новых слоев, изменение их роли в жизни общества.
Социальная
политика государства - целенаправленная деятельность органов государства по
регулированию процессов, происходящих в социальной сфере, имеющую целью
обеспечение условий для всестороннего развития личности всех граждан на основе
роста материального благосостояния и духовного богатства общества. Данное
определение представляется нам наиболее полным поскольку, целью социальной
политики должно быть не только стремление к материальному обеспечению и
благополучию, но и стремление к нравственному, духовному обогащению граждан
страны. На основании этого мы выделяем несколько основных направлений
социальной политики, к которым относятся:
·
политика
в сфере доходов населения;
·
политика
в сфере труда и занятости;
·
демографическая
политика;
·
миграционная
политика;
·
политика
развития отраслей социальной сферы (образование, культура, здравоохранение и
др.);
·
политика
в области социальной защиты населения.
В условиях структурного кризиса в
обществе, когда возможность саморегуляции социальных процессов существенно
снизилась, все более осознается потребность в оптимальных государственных
решениях. Поэтому, единственным институтом, способным выполнить функции
объединения усилий всех субъектов управления в социальной области может быть
только государство в лице федеральных и региональных органов власти. В задачу
государства входит, прежде всего, создание правового поля и механизмов,
устанавливающих правила и принципы поведения, взаимоотношений всех составляющих
общество социальных субъектов, обеспечение социальной защиты, поддержки
нуждающихся, справедливого распределения доходов, упрочения социальной
справедливости граждан и их реального участия в управлении общественной и государственной
жизнью.
Попытки увязать представления о
среднем классе, принятые в западной социологии, и реальность современного
российского общества приводят к тому, что вопрос об определении среднего
класса, о том какие группы и по каким критериям могут быть к нему отнесены,
становится едва ли не центральной проблемой дискуссий, возникающих в данной
области. Средний слой оказывается единственным элементом социальной структуры
России, который, не будучи средним классом, в западном понимании, тем не менее,
стремится двигаться в направлении последнего, имеет требуемый для этого
потенциал и потому способен со временем взять на себя функции среднего класса.
В этом смысле он может рассматриваться в качестве среднего протокласса. Что
касается реальной возможности и вероятности превращения этого слоя в
полноценный средний класс, то они зависят. Во-первых, от социальных качеств
составляющих этот слой индивидов (их образовательного, квалификационного
потенциала, уровня благосостояния, ценностных ориентации, потребностей,
жизненных позиций, мотивов, норм и способов поведения и проч.). Во-вторых, от
институциональных — экономических, политических, социальных — условий их жизнедеятельности.
В принятой
Конституции Российской Федерации нашли свое признание и нормативное закрепление
все три основных компонента современной правовой государственности —
гуманитарно-правовой (закрепление основных прав и свобод человека),
нормативно-правовой (конституционно-правовая концепция источников действующего
права) и институционально-правовой (система разделения и взаимодействия
властей).
Носителем
суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, по
Конституции, является ее многонациональный народ. Суверенитет Российской федерации
распространяется на всю ее территорию, а сама российская Конституция и
федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации[14].
В качестве основ
конституционного строя Конституция закрепляет и целый ряд других принципиальных
положений, определяющих новизну общественного и государственно-правового
устройства постсоветской России.
Для утверждения
начал правовой государственности определяющее значение здесь имеют, прежде всего,
положения Конституции о высшей ценности человека, его прав и свобод, о
разделении властей, о прямом действии Конституции и конституционно-правовых
характеристиках источников действующего права.
Основы
формирования в стране гражданского общества закреплены в конституционных
нормах о признании и защите в Российской Федерации равным образом частной,
государственной, муниципальной и иных форм собственности (в том числе — на
землю и другие природные ресурсы), о едином экономическом пространстве, поддержке
конкуренции, свободе экономической деятельности и т.д.
Основные
федеративные черты и свойства российской правовой государственности выражены в
конституционных положениях о равноправии субъектов Российской.
Идеологические и
политические характеристики конституционного строя включают в себя признание
идеологического и политического многообразия, многопартийности, равенства
общественных объединений перёд законом.
Новая Конституция
Российской Федерации в своей регламентации основных положений постсоветского
строя опирается на естественноправовые идеи о прирожденных и неотчуждаемых
правах и свободах человека. В утверждение такого подхода Конституция
провозглашает:
«Человек, его
права и свободы являются высшей ценностью[15]».
При этом Конституция исходит из того, что «основные права и свободы человека
неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения[16]».
Присущий
Конституции естественно правовой подход по существу означает, что прирожденные
и неотчуждаемые права и свободы человека представляют собой исходное правовое начало.
Используемая в
Конституции новая для нас естественно правовая конструкция прирожденных прав и
свобод человека по существу направлена против ранее господствовавших в
советской теории и практике представлений об октроированном (дарованном сверху
официальными властями) характере прав людей.
Система
разделения и взаимодействия властей носит в целом асимметричный и
несбалансированный характер — с явным перекосом в пользу полномочий Президента
и его доминирующей роли в решении государственных дел, с очевидными
слабостями других ветвей власти в их соотношении с президентской властью. Хотя
в соответствии с зафиксированным в Конституции принципом разделения властей на
законодательную, исполнительную и судебную ясно, что президентская власть —
это власть именно исполнительная, однако по смыслу ряда других статей
Конституции президентская власть как бы выносится за рамки данной классической
триады и конструируется в виде некой особой власти, возвышающейся над этой
привычной триадой.
В Конституции
закреплен широкий круг личных, политических, социальных и экономических прав и
свобод человека и гражданина, соответствующий в целом современным международным
стандартам и высокому уровню конституционных требований в современных либерально-демократических
развитых странах. При этом подчеркивается, что перечень конституционно
закрепленных в них прав и свобод не является исчерпывающим и не должен
толковаться в ущерб другим правам и свободам человека и гражданина.
Конституционные
положения о правах и свободах человека, по логике и смыслу естественноправового
правопонимания имеют двоякое значение: эти положения значимы не только в плане закрепления
индивидуальной правоспособности личности, ее субъективных прав и т.д., но (в
качестве исходных правовых начал) они имеют одновременно и общеправовое
значение и выступают как общеобязательный правовой стандарт и конституционное
требование правовому качеству официальных нормативных актов, к организации и
деятельности всех ветвей государственной власти и должностных лиц.
В этом своем
общеправовом и общерегулятивном значении конституционные положения о правах и
свободах человека и гражданина являются критерием наличия или отсутствия,
соблюдения или отрицания права вообще, критерием правового характера
действующего законодательства, правового типа организации и деятельности
различных государственных властей и правового характера государства в целом.
В этой связи
показательно, что наряду с характеристикой прав и свобод человека в качестве
высшей ценности и признанием неотчуждаемого и прирожденного характера основных
прав и свобод человека в Конституции одновременно подчеркивается
общезначимость и обязательность этих прав и свобод для всего государства в
целом: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность
государства[17]».
Обязательные для
исполнения на всей территории Российской Федерации указы и распоряжения
Президента Российской Федерации «не должны противоречить Конституции
Российской Федерации и федеральным законам». Здесь, отчасти ввиду больших
пробелов в законодательстве, явно нарушен принцип иерархии источников
действующего права (Конституция — закон — указ и т.д.) в рамках правового
государства. Данный принцип требовал иной формулировки, а именно:
«Указы и
распоряжения Президента Российской Федерации издаются на основании и во
исполнение Конституции Российской Федерации и федеральных законов».
Очевидно, что
указное законотворчество нарушает прерогативы законодательной власти и
девальвирует принцип верховенства закона.
Существенное
значение для всей концепции правового государства в целом и его основных компонентов
имеют предусмотренные Конституцией формы и процедуры не только общесудебной
защиты правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, прав и законных
интересов физических и юридических лиц в частноправовых и публично-правовых
отношениях. Но и специального судебного контроля за правовым и
конституционно-правовым качеством действующих нормативных актов и правовым
характером действий (или бездействия) органов государственной власти и
должностных лиц.
Особую группу
прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и
свободы.
Они касаются
таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье,
образование, и призваны обеспечить физические, материальные. Духовные и другие,
социально значимые потребности личности.
Отказ от
глобального огосударствления экономики, признание того, что объективно
необходима частная собственность, основанная на экономической
заинтересованности, активности и ответственности человека, не могли не привести
к изменению роли государства в обеспечении социально-экономических прав и
свобод личности. Ответственность ложится на всех субъектов экономической и
социальной деятельности при возрастающей активности и индивидуальной
ответственности самого человека. Такая система гарантий социально-экономических
прав ещё не сложилась.
Важнейшее место в
системе экономических прав и свобод занимает право частной собственности.
Раньше это право рассматривалось как эксплуатация человека человеком, и
государство стремилось конституировать коллективные формы собственности,
оставляя за гражданами только право личной собственности на сбережения, жилой
дом, подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего обихода и личного
потребления и удобства.
Конституция признание
и защиту частной собственности, равно как и других форм, отнесла к основам
конституционного строя, расширила гарантии её охраны, в том числе посредством
судебных органов. Установлено, что принудительное отчуждение имущества для
государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного
и равноценного возмещения.
Конституция
закрепила без каких-либо оговорок и ограничений право граждан и их объединений
иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение,
пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами.
Конституционная
модель российской правовой государственности остается еще не сформированной до
конца. Поэтому первоочередной является задача доведения до конца процесса
формирования всех конституционных институтов и принятие всех предусмотренных
Конституцией федеральных конституционных законов и федеральных законов, словом,
завершение конституционной модели российского правового государства во всех
уровнях (общефедеральном, на уровне субъектов федерации и на местном уровне).
Наряду с
существенными достоинствами конституционная модель российского правового
государства имеет и ряд недостатков. В их числе — несбалансированное разделение властей,
отсутствие надлежащей эффективно действующей системы сдержек и противовесов во
взаимоотношениях различных властей. Раздвоение исполнительной власти
(Президент, Правительство) в сочетании с независимостью Правительства от
парламента, отсутствие необходимой ясности в распределении полномочий между
Федерацией в целом и ее субъектами, отсутствие четкой иерархии источников,
действующего в стране права. Неопределенность статуса прокуратуры (она
упомянута в главе о судебной власти, хотя должна быть отнесена к исполнительной
власти), внутренняя противоречивость негосударственной концепции местного
самоуправления с наделением его рядом государственно-правовых полномочий,
чрезмерная жесткость порядка принятия конституционных поправок и т.д.
Стабильность и
долгосрочность конституционной модели российского правового государства (наряду с полнотой,
завершенностью и внутренней согласованностью этой модели) являются необходимыми
условиями ее успешной практической реализации. Ключевая задача в этом плане
состоит в том, чтобы, оставаясь в целом в рамках действующей Конституции;
доступными конституционными средствами (разумный компромисс различных властей
во имя сохранения нынешней Конституции, развитие и укрепление системы и
механизма сдержек и противовесов во взаимоотношениях различных властей,
соответствующие толкования Конституционного Суда, необходимые поправки к
Конституции и т.д.). Ввести полномочия Президента в русло и границы
исполнительной власти и добиться такого реального баланса трех самостоятельных
ветвей власти, который необходим и достаточен для согласованного действия и
нормального функционирования.
И в заключении мне хотелось
бы сказать, что я не пожалел, выбрав тему курсовой работы “Социально-правовое
пространство и его характеристика на современном этапе общественного развития”.
Задачи, которые поставил перед собой и обозначенные во введении, были
выполнены. Я расширил свои знания в области социально-правового пространства,
которые были заложены ещё в школе и на занятиях ТГиП. Узнал, какие мнения
существуют среди социологов на проблему формирования среднего класса в России,
важность социальной политики государства в современный период.
Наши знания по этой проблеме
не являются исчерпывающими. Но наука не стоит на месте. Выдвигаются гипотезы,
предположения, которые подтверждаются либо не подтверждаются, постоянно идёт
поиск нового. И даже я, изучив её, ещё раз убеждаюсь в правильности
высказывания великого философа античности Платона: «Я знаю, что ничего не знаю».
- Алексеев П. В. Социальная философия - М: 2003
- Барулин В. С.Социальная философия- М: 1993
- Блинников Л. В. Великие философы – М: 1997
- Гегель. Философия
права – М: 1990
- Заславская Т.
И., Громова Р. Г. “К вопросу о среднем классе российского общества“ - “Мир
России“, 1998, №4
- Конституция. «Новый юрист» - М: 1999
- Прохоров А. М. Советский энциклопедический словарь – М:
1986
- Радугин А. А. Философия - М: 1998
- Руткевич М. «Консолидация общества и социальные
противоречия» // Социс. М., 2001 - №1
- Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. – М: 1988.
Т. 2.
- Спиркин А. Г.Основы философии - М: 1988.
- Спиркин А. Г. Основы философии - М: 2003
- Нерсесянц В. С. Философия права - М: 2001
- Франк С. Л.
Духовные основы общества. Введение в социальную философию. –Париж: 1930
- Хахулина Л. В. «Субъективный
средний класс: доходы, материальное положение, ценностные ориентации». //
Мониторинг общественного мнения, 1999 - №2
- Чукин С. Г., Сальников В. П. Философия права - М: 2002
[1] Франк С. Л. Духовные основы общества.
Введение в социальную философию. Париж, 1930. с. 12
1
Н.А. Бердяев “Царство Духа и царство Кесаря”.
2
Н.А. Бердяев “Новое средневековье”.
3
Н.А. Бердяев “Новое средневековье”.
4
Н.А. Бердяев “Царство Духа и царство Кесаря”.
5
Н.А. Бердяев “Царство Духа и царство Кесаря”.
[7] А.Шопенгауэр “Афоризмы житейской мудрости”.
[8] Гегель. Философия права. М., 1990. С. 159.
[9] Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М., 1988. Т.
2. С. 312.
[10] Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М., 1988. Т.
2. С. 312.
[11] Гегель. Философия права. М., 1990.
С. 148.
[12] Н.А. Бердяев “О назначении человека”.
[13] Н.А. Бердяев “О назначении человека”.
[14] - Конституция Новый юрист - М., 1999 г. Стр.4
[15] - Конституция Новый юрист - М., 1999 г. Стр.4
[16] Конституция Новый юрист - М., 1999 г. Стр.8
[17] Конституция Новый юрист - М., 1999 г. Стр.4
Страницы: 1, 2, 3
|