Социокультурный облик городской молодежи в условиях "перестройки" и современных реформ
Социокультурный облик городской молодежи в условиях
"перестройки" и современных реформ.
Алисов Д.А.
Социально-культурный
облик и социальное поведение молодежи в значительной мере определяются
способами и степенью "включенности" в общественное производство и
потребление, политическую и социально-культурную деятельность. Детерминантами развития
человеческой субъективности являются собственность и общество. В то же время,
уровень роста "общественного богатства", т.е. прогресс общества
находится в прямой зависимости от степени развития многосторонности
человеческих качеств молодого поколения.
Модернизация
всех сфер общественной жизни довольно резко за последние годы изменила
социальные условия формирования молодежи. В современных условиях вопросы,
связанные со сменой поколений и их взаимоотношений, приобретают во многом новое
звучание. Вопрос о позиции молодого поколение, его отношения к происходящим
переменам имеет и большое политическое значение.
Возрастные
границы "социальной молодости" в разные исторические эпохи
неодинаковы. Установленные современной социологией границы
"молодежного" возраста в пределах от 15 до 30 лет позволяют
достаточно точно определить численность молодежи в начале модернизационных
процессов в 30,5 млн. человек (1989 г.), что составляло 20,2% от общей
численности населения.
Середина
1980-х - начало 1990-х гг. является переломным моментом в развитие молодежи в
качестве социально-демографической и социально-культурной группы. На изменение
ее социального положения и социально-культурного облика существенное
воздействие оказали следующие факторы. Во-первых, изменение демографической
ситуации, стабилизация, а в дальнейшем сокращение численности и удельного веса
молодого поколения в составе населения страны в целом. Во-вторых, перестройка
всех сфер общественной жизни и переход к новому этапу общественного развития.
В
то же время, сложные социально-политические процессы 1985 - 1990-х гг., такие
как разрушение советской политической системы и складывание нового
политического плюрализма, а также постепенный переход к рынку оказали и
оказывают не только позитивное влияние на изменение социально-культурного
облика молодежи, но и создают целый ряд негативных факторов и последствий, с
которыми придется считаться всем, кто претендует на то, чтобы оказывать
воспитательное воздействие на последующие поколения.
Среди
наиболее актуальных и перспективных социальных проблем воспитания современного
молодого поколения, от степени эффективности решения которых во многом будит
зависит не только социальное развитие самой молодежи, но и перспективы
общественного развития страны в целом, можно выделить следующие.
1.
Недостаточный уровень профессионально-квалификационного потенциала молодежи и
высокая степень вероятности пополнить за ее счет ряды безработных в связи с
переходом к рынку.
В
последние годы все ощутимее стало несоответствие уровня общего образования и
профессиональной подготовки молодых работников, занятых как в народном
хозяйстве, так и других сферах общественной жизни. По данным социологических
исследований, проведенных в начале 1990-х гг., у каждого второго молодого
рабочего содержание труда не соответствовало уровню его образования и
квалификации. В одних случаях квалификация была недостаточна, в других -
теряется уже приобретенный профессиональный потенциал. По уровню
профессиональной подготовки молодежь в возрасте до 30 лет отставала от
работников среднего возраста по этому показателю почти в 2 раза. В то же время,
молодежь отличалась от рабочих старших возрастных групп более низким качеством
выполняемой работы, дисциплины и добросовестности.
Так,
если в 1960-е гг. 80-90% выпускников дневных общеобразовательных школ
планировали поступление в вуз, то уже в первой половине 1980-х гг. их доля
сократилась примерно до 40%. Снижение ориентации молодежи на получение высшего
образования привело во второй половине 1980-х гг. к падению конкурса по многим
вузовским специальностям, особенно инженерно-техническим. Конкурсная ситуация
практически отсутствовала не только в большинстве ПТУ и техникумов, но и во
многих вузах.
2.
Неудовлетворенность молодежи жилищными условиями и длительная материальная зависимость
от родителей одновременно с резким ростом стандартов образа жизни (навязанного
средствами массовой коммуникации) и падением жизненного уровня. По расчетам
правительственной группы прожиточный минимум потребительского бюджета на 1988
г. составлял примерно 130 - 140 руб. в месяц, в то время, как заработная плата
была ниже этого уровня у 35% молодых людей в возрасте до 24 лет , занятых в
народном хозяйстве и у 18% молодых людей в возрасте от 25 до 29 лет, т.е. от
1/5 до 1/3 молодых людей еще до перехода к рыночным отношениям имели либо
прожиточный минимум, либо жили ниже этого уровня. В молодых семьях средний
размер жилой площади на 1 человека составлял 6 кв.м., в то время, как в семьях
пенсионеров в среднем - 14 кв.м. на человека.
3.
Недостаточное удовлетворение интересов и запросов молодежи в сфере досуга и
резкая коммерциализация и "массовизация" сферы культуры. Молодежь
характеризуется не только отходом от стандартного набора форм досуговой
деятельности, которые преобладали у предшествующих поколений, но и значительным
изменением направленности досуговых потребностей и форм их организации.
Произошла резкая массовизация досуга, расширение форм и способов проведения
свободного времени, предполагающих межличностное общение.
4.
Отказ от идеологических ценностей старших поколений и быстрая потеря значения
политического и производственного опыта, накопленного старшими поколениями.
Сомнения в теоретической правильности концепции социализма, не подтвержденной
практикой, усилили распад ценностных представлений молодежи. В настоящее время
российское общество переживает весьма сложный период, когда прежние идеалы,
принципы, нормы уже "не работают", а новые еще не сложились. Говорить
о новой системе ценностных ориентаций еще рано.
Идеалы
не придумываются в кабинетах, ценностные установки не могут быть навязаны через
закон. Они рождаются в муках всем общественным организмом. Возможность открыто
высказывать свою точку зрения еще не есть тот политический плюрализм, к
которому стремится общество.
Оно
предполагает разнообразие ценностных ориентаций, организованных, однако, в
целостную позитивную систему. В различиях политических оценок сейчас скорее
находит отражение разочарованности в отвергнутом идеале, нежели борьба взглядов
на пути к новому идеалу. На какой основе и кем он будет формироваться - вот
принципиальные вопросы, по которым ведется политическая борьба.
5.
Высокие темпы маргинализации и рост преступности в молодежной среде. Так, если
в 1985 г. удельный вес молодежи в общем числе преступников составлял 50,6% то в
1988 г. он достиг 55,2% . Таким образом, более половины всех преступлений
совершалось молодыми людьми в возрасте от 14 до 30 лет.
Резкое
изменение социальных факторов воспитания молодежи, начиная с 1985 г. требует
более пристального внимания ученых и политиков не только к изучению
качественного состава молодого поколения, но и детального исследования быстро
меняющихся условий и их воздействия на социальные параметры указанной группы.
Без ясного представления о быстро меняющихся условиях, в которых формируется
молодежь, о тех негативных тенденциях, которые проявляются уже сегодня в ее
социокультурном облике и которые официальная наука старательно обходила
стороной до начала перестройки, не возможно составить сколько-нибудь приемлемою
программу воспитательного воздействия общества на социокультурные
характеристики будущих поколений.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sociologia.iatp.by
|