Социология и этология человека
Социология и этология человека
И.А. Шмерлина
Разделение
наук о природе и наук о культуре и, соответственно, метода понимания и метода
объяснения предопределило доминирующую тенденцию в тематическом репертуаре
теоретической социологии XX века. Культурный (и лингвистический) поворот
диктует образец социального исследования как работы исключительно с ценностными
(внеприродными) конструктами. Вероятно, этот поворот в немалой степени повлиял
и на отделение социологической теории от эмпирических и экспериментальных
исследований. То обстоятельство, что человек имеет телесную природу и отчасти
принадлежит виду высших приматов, само по себе не отрицается, но радикальным
образом выводится за рамки предмета социологического анализа. Идея
"социального конструирования тела", казалось бы, окончательно
избавляет социологию от биологических и популяционных пережитков, присущих
социальным учениям XIX века. Эта тенденция получает дополнительное и
исключительно убедительное обоснование в принятой интеллектуальным сообществом
установке на недопустимость биологических, расово-антропологических и
евгенических интерпретаций социального поведения, в том числе наследования
некоторых личностных качеств. В начале XX века евгенические исследовательские
программы получили широкое распространение в науковедении, педагогике,
криминологии. Однако в 1930-е годы они исчезают из публичного обсуждения не
только в России (где был отвергнут предложенный Г. Меллером проект практической
реализации евгенической программы [1]), но и в европейских странах. Когда
впоследствии руководитель Британского евгенического общества К. Блэкер
попытался вновь привлечь внимание к деятельности общества, ему пришлось сделать
все возможное, чтобы отграничить проблемы научного исследования
наследственности от вопросов государственного контроля [2, с. 27]. Сегодня
пишут, что социобиолог Э. Уилсон находится на вершине славы, но два десятилетия
назад коллеги из Гарварда поносили его как расиста, и пятнадцать видных ученых
обвинили его в поддержке того генетического детерминизма, который привел к
газовым камерам в нацистской Германии [3, p. 50]. Таким образом, проблематика
социальной этологии и социобиологии имеет кроме чисто научной и чисто
политическую сторону. Тем не менее, биологические и другие "позитивистские"
объяснения структуры и динамики человеческих сообществ продолжают развиваться.
Разумеется, речь идет не о реабилитации биологического редукционизма и
расово-антропологических доктрин, а о проблематизации самой границы между
"природой" и "культурой" и обнаружении в образцах культуры
(если это возможно) поведенческих универсалий.
Этология
человека в отличие от общей и сравнительной этологии изучающих поведение
животных, ставит своей задачей исследование природных факторов человеческого
поведения, культурно-биологической преемственности и генетических программ,
эволюции форм культуры из поведенческих универсалий. Во вступительной речи на
симпозиуме, посвященном памяти основателей этологии человека Нико Тинбергена и
Конрада Лоренца, П. Смит выделил три этапа развития этологических идей:
классическая этология (1930-1950 гг.), современная этология (1960-1970 гг.) и
социобиология (с 1980-х годов) [4, p. 190]. Хотя классическая этология
интересовалась в первую очередь поведением животных, идея об универсальных
биологических механизмах, лежащих в основе поведения, имеет принципиальное
значение для всех этапов этологии. Проблематика современных
социально-этологических исследований сформировалась в конце 1960-х годов, когда
было проведено значительное число экспериментов, направленных на установление
поведенческих детерминант. В частности, Н. Джонс, аспирант Тинбергена, описал
ряд характерных выражений лица, агрессивных и защитных поз и других
поведенческих паттернов детской игры-драки (rough-and-tumble play). Монография
"Этологические исследования детского поведения" (1972 г.) оказала
значительное влияние на социальные и психологические науки. В 1967 г. ученик К.
Лоренца И. Эйбл-Эйбесфельдт опубликовал статью "Этологические концепции и
их значение в изучении человеческого поведения". Самостоятельный раздел
книги И. Эйбл-Эйбесфельдта "Этология - биология поведения"
посвящается анализу человеческого поведения. В этом же году выходит получившая
широкую известность книга Д. Морриса "Голая обезьяна".
В 1970-е
годы этология человека получает институциональное оформление. В Германии создан
Институт этологии человека, с этого времени регулярно проводятся международные
конференции, выпускается информационный бюллетень, выходит журнал
"Этология и социобиология". Для социальной этологии особенно важное
значение имеют опубликованные в 1970-е годы книги К. и С. Дж. Хатт "Прямое
наблюдение и измерение поведения" В.С. Макгрю "Этологическое изучение
детского поведения". Этологическая проблематика расширяет сферу своего
влияния на социологию и психологию. Лекция Н. Тинбергена 1972 г. была посвящена
взаимодействию функциональной этологии и наук о человеке [5], а его нобелевская
речь озаглавлена "Этология и болезни стресса" (1973 г.). Вклад в
социальную этологию К. Лоренца связан с его книгами "Оборотная сторона
зеркала" (1973 г.) и "Восемь смертных грехов цивилизованного
человечества" (1974 г.), а также с более ранней работой "Так
называемое зло. К естественной истории агрессии" (1963 г.).
В монографии
Д. Фридмена "Социобиология человека: целостный подход" [6]содержатся
описания нескольких десятков социобиологических исследований, проведенных с
1968 по 1977 год. Термины "этологический" и
"социобиологический" употребляются Фридменом как синонимы: речь идет
о формах поведения, имеющих отчетливую биологическую подоплеку. Среди
поведенческих переменных в социоэтологических исследованиях основное внимание
уделяется сексуальности, в том числе половым различиям в предпочтениях,
установках, способностях и т. д. Так, в исследовании Л. Лоуренса
экспериментально проверяются выводы Э. Эриксона о половых различиях в
пространственных ментальных образах у детей и подростков [6, p. 170-171].М.
Лонгом установлены интеллектуальные и эмоциональные проявления полового
диморфизма в познавательных способностях [6, p. 171], Г. Пост продемонстрировал
особенности чувства юмора у мужчин и женщин [6, p. 195].
Особенно
заметное направление в этологических исследованиях - невербальная коммуникация.
Сформулированные И. Эйбл-Эйбесфельдтом идеи получили развитие в исследованиях
половой и статусной дифференциации, проведенных М. Бером, К. Вольф, Дж
Диксоном, С. Бикман [6, p. 174-180]. Примечательно, что в исследованиях
социального доминирования, связанных с контролем гендерных различий,
доказывается подчиненное положение женщины. В качестве индикаторов поведения
используются такие специфические этологические переменные, как улыбка и
визуальный контакт. Например, проект Ш. Роуз "Сексуально-зависимые
статусные различия в улыбке" базируется на интерпретации улыбки как
"умиротворяющего" поведения [6, p. 177]. Ш. Роуз показала, что
"улыбчивое поведение" чаще демонстрируется женщинами, поскольку они
воспринимаются окружающими как занимающие более низкое статусное положение,
нежели мужчины, и ведут себя соответствующим образом. Исследователь регистрировала
поведение 382 мужчин и женщин на улице, в районе Чикагского университета,
причем объект наблюдения находился в большой группе людей, но не был вовлечен в
беседу. Аналогичные данные были получены Дж Маклином [6, p. 177-178]. Хотя
связь между эмпирическими индикаторами "улыбчивости" и статуса вполне
убедительна, интерпретация "улыбчивости" как поведения,
предупреждающего конфронтацию с высокостатусным индивидом, требует
теоретического обоснования, поскольку "улыбчивость" и
"подчиненное положение" - не эквивалентные переменные. Несколько иная
трактовка зависимости между полом и доминированием представлена в исследовании
Р. Паркера "Социальная иерархия в группах ровесников одного пола" [6,
p. 195-196]. Сравнивая стратификационные различия в однополых и разнополых
группах, автор приходит к выводу о целесообразности раздельного обучения
девочек и мальчиков, поскольку "чисто женские, а не смешанные
образовательные учреждения воспитывают более уверенных в себе и активных
женщин" [6, p. 196]. Паркер интерпретирует эти результаты как
подтверждающие вариабельность поведения в различных экологических контекстах
[там же].
Другое
направление связано с анализом влияния внешнего облика на социальные отношения.
В ряде проектов, представленных Фридменом, рассматриваются такие аспекты
внешности, как привлекательность лица и тела, рост, цвет волос, характер
прически, борода и волосатая грудь мужчины, тон мужского голоса и размер
женской груди. В исследовании, посвященном изучению социального эффекта светлых
волос [6, p. 207-208], показывается, что светловолосые мужчины чаще
воспринимаются более молодыми, положительными (дословно - "обладающими
ангельскими качествами" - angelic qualities) и носителями более низкого
статуса, чем темноволосые. Объяснение этих эффектов автор видит в том, что по
естественно-биологическим причинам светлые волосы более распространены среди
женщин и детей (темный цвет, очевидно, связан с более высоким уровнем
тестостерона).
Распространенным
объектом этологических исследований являются дети. Дети, особенно испытуемые
младенческого возраста - исключительно удобный материал для поиска врожденных
(докультурных) поведенческих универсалий. Выводы этологов и социобиологов
считаются здесь наиболее валидными. Сам Фридмен специализируется именно в
социальной этологии детства. Проект, который он подробно описывает в основной
части книги, связан с анализом этнических различий в поведении новорожденных.
Исследователи наблюдали младенцев разного этнического происхождения с целью
зафиксировать докультурные различия в их поведенческих реакциях. Такие различия
были действительно обнаружены, при этом особенно ярко они проявлялись у
китайцев и европейцев: "Китайские и европейские дети представляют собой
как бы две разные породы. Европейские дети быстрее начинают плакать, и если
начнут плакать, успокоить их бывает труднее. Китайские дети принимают почти
любую позу, в которую их положили; например, когда их укладывали в кроватку
лицом вниз, они "зарывались" в простыни, а не пытались повернуться на
бок, как делали европейцы. В другом опыте (связанном с контролем "защитной
реакции") детям при помощи куска ткани зажимали нос так, что они были
вынуждены дышать ртом. Большинство европейских и чернокожих детей
сопротивляются этой манипуляции, немедленно отворачиваются или бьют рукой по
ткани. В западных учебниках по педиатрии это описывается как нормальная,
ожидаемая реакция. Однако китайские дети просто лежат на спине, дышат ртом,
"принимая" повязку на рту без борьбы" [6, p. 146].
Социобиологическая
тематика раннего детства ориентирована также на изучение естественных реакций
младенцев на различные раздражители: величину зрачка постороннего человека (Дж.
Бэа [6, p. 202], возраст незнакомца, приближающегося к ребенку (Дж. Лейзер [6,
p. 198]). Многие социобиологические исследования достаточно тривиальны в своей
"натурности". Например, если назвать женскую грудь этологическим
термином "социальный релизер" [6, p. 207], это мало что добавит к
обыденному представлению о сексапильности. В обзоре Фридмена содержатся
сведения и о весьма экзотических исследованиях, например, о проекте Р. Кьюби, в
котором анализируется связь между маскулинными качествами политика и его
шансами на занятие президентского кресла. Показано, что в семьях президентов
США рождалось больше мужчин (80), чем женщин (55); наибольшее число сыновей
родились у президентов США в 1853-1881 гг. Из пяти бородатых президентов США
четверо были на своих постах именно в этот период и произвели на свет
наибольшее число сыновей. Собрав данные о всех президентах США, Кьюби показал,
что бородатые президенты имели значительно больше сыновей, чем президенты, не
носившие бород [6, p. 204]. Трудно судить о надежности такого рода данных, но
их экзотичность не может препятствовать анализу влияния маскулинных
характеристик на достижение высокого политического статуса. Р. Кьюби полагает,
что во времена, предшествовавшие эпохе "масс-медиа", доступ к власти
в значительной степени определялся внешними атрибутами угрозы (threat display)
и доминирования. Мужское потомство и борода могли играть важную роль в
достижении публичного успеха.
Психологические
характеристики не отделяются в рассматриваемой исследовательской традиции от
надыиндивидуальных социальных фактов. Следуя социобиологическим
методологическим установкам, некоторые специалисты предлагают объяснения
феноменов альтруизма и семейной морали. Так, И. Себастьян рассматривает связь
локуса моральных оценок с родственным/неродственным характером отношений. Она
ставит вопрос о различии двух моральных кодов: для родственников и для чужих
людей [6, p. 208]. Тридцать три старшеклассника должны были вынести суждение о
возможности социально неодобряемого поступка (воровства лекарства) для спасения
жизни человека. В гипотетической ситуации дилемма решалась по-разному в
зависимости от того, чья жизнь находилась под угрозой, - дочери воображаемого
персонажа "Хейнца", его друга или родного брата. Обосновывая
моральный выбор в случае родственных отношений, испытуемые рассматривали в
качестве основной проблемы спасение жизни, а в случае неродственных отношений в
фокус внимания ставилась этическая проблема воровства. Очевидно, локус
морального оценивания вполне поддается эмпирической проверке, и многие
исследования показывают независимость альтруистического поведения от
родственных/неродственных связей. В частности, П. Левен установлено, что
альтруистическое поведение (трактуемое в ее эксперименте как готовность оказать
или принять помощь в виде денег или затраченного времени) не имеет выраженной
связи с родственными отношениями [6, p. 208 - 209].
Следует ли
использовать этологические переменные только для анализа индивидуального
поведения или они могут служить основой для объяснения некоторых особенностей
социальной структуры? Каковы возможности биологической "интервенции"
в социальную теорию? Это круг проблем рассматривается в книге Р. Хайнда
"Индивидуумы, взаимоотношения и культура: Связующие звенья этологии и
социальных наук" [7], а также статье Дж. Хогенсона "Основы
этологической теории политического мифа и ритуала" [8]. С помощью этологических
переменных получены интересные и надежные результаты в области психологии и
психиатрии, однако "работоспособность" этологических подходов на
надындивидуальном уровне остается проблематичной. Собственно говоря, этот
вопрос является вопросом о том, как возможна сама социальная этология. Р. Хайнд
говорит в данной связи об аналитическом уровне, на котором следует искать
параллели между животными и человеческим видами [7, p. 9].
"Легитимация"
биологической "интервенции" в социологию может быть осуществлена
двумя способами. Первый способ состоит в том, чтобы доказать, что общество
может быть понято не только посредством парсонсовской системы описаний AGIL и
иных "культурных" абстракций, но и путем обращения к
методологическому индивидуализму. П. Ван ден Берге считает основным недостатком
преобладающей социальной теории реификацию групповых феноменов. Он пишет:
"Многим, возможно, большинству, удается говорить об обществах, культурах,
группах, организациях, социальных структурах, нормах, ценностях и тому подобных
вещах без какого-либо существенного их соотнесения с индивидуальными акторам…
Биологи, конечно, почти единодушно разделяют предположение, что индивидуальный
организм или даже ген, а отнюдь не группа, являются главной единицей отбора. В
биологии есть и сторонники группового отбора... но принципиальной стратегией
является попытка объяснения эволюции на возможно более низком, а не на высоком
уровне организации, и эта стратегия в подавляющем большинстве случаев
оказывалась успешной. Возможно, человеческий род служит в этом отношении
исключением, но, если бы это было так на самом деле, социологи с их ориентацией
на групповой уровень анализа за столетие должны были бы сделать своего рода
теоретический прорыв, подобный тому, который совершили биологи в области
изучения индивидуального естественного отбора путем дифференцированного
воспроизводства" [9, p. 36]. Ван ден Берге рассматривает феномен
человеческой коллективности как сеть взаимоотношений, являющуюся результатом
конкурирующих индивидуальных интересов: "В целях обобщенного описания
удобно оперировать агрегированными данными и говорить о коллективах, как будто
бы они были независимыми силами. Часто кажется, что большие бюрократические
организации в индустриальных обществах обладают собственной квазиорганической
жизнью, но при более пристальном рассмотрении обнаруживается сложное
взаимодействие индивидуальных интересов; предполагаемые коллективные ценности,
нормы и цели, как правило, суть выражение интересов нескольких индивидов,
обладающих властью" [9, p. 51]. Редукционизм такого подхода очевиден: он
предопределен самой природой биологического анализа, который соответствует
микроуровню социальных взаимодействий. Очевидна и несостоятельность
элементарно-поведенческих экстраполяций на уровень социальных взаимоотношений.
Ю.М. Плюснин замечает: "Всем ясно, что простые логические средства
непригодны для выведения структуры взаимодействий между животными из
индивидуального поведения. Однако и в этологии, и в пришедшей ей на смену
социобиологии именно этот путь оказывается правилом, а не исключением.."
[10, c. 90]. Недопустимость редукции социального анализа к
индивидуально-поведенческому уровню (и уровню ближайших межгрупповых
взаимоотношений) аксиоматична для социолога и биолога, но не для
ортодоксального социобиолога. Предположение о том, что социальность - это то,
что непосредственно окружает особь, не объясняет не только генезис и динамику
человеческих сообществ, но и развитие биоценозов, где контакты отдельных особей
не являются обязательным условием структурных взаимодействий.
Страницы: 1, 2
|