Разум
(диалектическое мышление) - высший уровень рационального познания, для которого
прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное
исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом своем
уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия,
адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Последние, как и сами вещи,
берутся в их взаимосвязи, развитии, всесторонне и конкретно. Главная задача разума
- объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей и выявления
коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Логика разума - диалектика,
представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их
содержания и формы.»[11].
По преобладанию одного из уровней можно
условно выделить «ученых – шахматистов» и «ученых – философов» [4].
Формы мышления (логические
формы) - способы отражения действительности посредством взаимосвязанных
абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения.
На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие как
гипотеза, теория и другие, которые будут рассмотрены ниже.
Понятие - форма
мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки
явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях).
Всякое понятие отражает сущность
предмета, и этой сущностью, фиксируемой в каком-либо одном понятии, предметы
отличаются от всех других, сущность которых фиксируется в иных понятиях.
Суждение(высказывание) - форма мышления, отражающая отдельные вещи, явления, процессы
действительности, их свойства, связи и отношения. В форме суждения выражаются
любые свойства и признаки предмета, а не только существенные и общие (как в
понятии).
К числу суждений не относятся мысли, которые
не могут быть охарактеризованы с точки зрения истины или лжи (вопросы,
приказания, просьбы и т.п.).
Умозаключение -
форма мышления (мыслительный процесс), посредством которой из ранее
установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений, называемых
посылками) выводится новое знание (также обычно в виде суждения).
Проблема - форма
теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано
человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос,
возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма
знания, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания) -
ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих
фактов и обобщений, умение верно поставить проблему - необходимая предпосылка
ее успешного решения.
Гипотеза - форма
теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе
ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в
доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный
характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых
гипотез: а) одни из них становятся истинной теорией, б) другие видоизменяются,
уточняются и конкретизируются, в) третьи отбрасываются, превращаются в
заблуждения, если проверка дает отрицательный результат. Выдвижение новой
гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том
случае, если эти результаты были отрицательными.
Говоря о гипотезах, нужно иметь в виду, что
существуют различные их виды. Характер гипотез определяется во многом тем, по
отношению к какому объекту они выдвигаются. Так, выделяют гипотезы общие,
частные и рабочие. Общие - это обоснованные предположения о
закономерностях различного рода связей между явлениями. Общие гипотезы -
фундамент построения основ научного знания. Частные - это тоже
обоснованные предположения о происхождении и свойства единичных фактов,
конкретных событий и отдельных явлений. Рабочие - это предположение,
выдвигаемое, как правило, на первых этапах исследования и служащее его
направляющим ориентиром, отправным пунктом дальнейшего движения
исследовательской мысли.
Существуют и так называемые "ad hoc -
гипотезы" (от лат. ad hoc - к этому, для данного случая). Каждая из
них - это предположение, выдвинутое с целью решения стоящих перед испытываемой
теорией задач и оказавшееся в конечном итоге ошибочным вариантом ее развития.
Обычно такие гипотезы являются нарушением общепризнанных критериев научности.
Однако ученые иногда сознательно идут на нарушение этих критериев, прибегая к
помощи ad hoc-гипотез "во имя спасения" испытываемой теории, которая
сталкивается с конкретными трудностями (невозможность предсказания новых
фактов, адаптации к новым экспериментальным данным и др.). Следует иметь в
виду, что гипотезы, позволяющие успешно решать определенные проблемы, вполне
могут оказаться в дальнейшем гипотезами ad hoc.
Развитие научной гипотезы может происходить в
трех основных направлениях. Во-первых, уточнение, конкретизация гипотезы в ее
собственных рамках. Во-вторых, самоотрицание гипотезы, выдвижение и обоснование
новой гипотезы. В этом случае происходит не усовершенствование старой системы
знаний, а ее качественное изменение. В-третьих, превращение гипотезы как
системы вероятного знания - подтвержденной опытом - в достоверную систему
знания, т.е. в научную теорию.
Следует иметь в виду, что, во-первых, сам
поиск гипотезы не может быть сведен только к методу проб и ошибок, как полагал
К. Поппер. В формировании гипотезы существенную роль играют принятые
исследователем идеалы познания, картина мира, его ценностные и иные установки,
которые целенаправленно направляют творческий поиск.
Во-вторых, операции формирования гипотезы не
могут быть перемещены целиком в сферу индивидуального творчества ученого. Эти
операции становятся достоянием индивида постольку, поскольку его мышление,
воображение, фантазия и другие познавательные способности всегда формируются в
контексте культуры, в которой транслируются образцы научных знаний и образцы
деятельности по их производству [15].
Теория - наиболее
развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и
существенных связей определенной области действительности. Примерами этой формы
знания являются классическая механика Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина,
теория относительности А. Эйнштейна, теория самоорганизующихся целостных систем
(синергетика) и др.
Правда, некоторые авторы отказывают концепции
Ч. Дарвина в праве именоваться теорией ввиду ее нематематизированности[16].(Интересно,
а как тогда быть с философскими теориями?)
В современной методологии науки выделяют
следующие основные элементы структуры теории:
1) Исходные основания - фундаментальные
понятия, принципы, законы, уравнения,
аксиомы и т.п.
2) Идеализированный объект - абстрактная
модель существенных свойств и связей
изучаемых предметов (например,
"абсолютно черное тело", "идеальный газ" и т.п.).
3) Логика теории - совокупность определенных
правил и способов доказательства,
нацеленных на прояснение структуры и
изменения знания.
4) Философские установки, социокультурные и
ценностные факторы.
5) Совокупность законов и утверждений,
выведенных в качестве следствий из
основоположений данной теории в
соответствии с конкретными принципами.
Любая теоретическая система, по мнению К.
Поппера, должна удовлетворять двум основным требованиям: а) непротиворечивости
(т.е. не нарушать соответствующий закон формальной логики) и фальсифицируемости
- опровержимости, б) опытной экспериментальной проверяемости.
Теории опытных (эмпирических) наук - физики,
химии, биологии, социологии, истории - по глубине проникновения в сущность
изучаемых явлений можно разделить на два больших класса: феноменологические и
нефеноменологические.
Феноменологические
(их называют также описательными, эмпирическими) описывают наблюдаемые в
опыте свойства и величины предметов и процессов, но не вникают глубоко в их
внутренние механизмы (например, геометрическая оптика, термодинамика, многие
педагогические, психологические и социологические теории и др.). Такие теории
не анализируют природу исследуемых явлений и поэтому не используют сколько -
нибудь сложные абстрактные объекты, хотя, разумеется, в известной мере
схематизируют и строят некоторые идеализации изучаемой области явлений.
Феноменологические теории решают прежде всего
задачу упорядочивания и первичного обобщения относящихся к ним фактов. Они
формулируются в обычных естественных языках с привлечением специальной
терминологии соответствующей области знания и имеют по
преимуществу качественный характер. С феноменологическими теориями
исследователи сталкиваются, как правило, на первых ступенях развития
какой-нибудь науки, когда происходит накопление, систематизация и обобщение
фактологического эмпирического материала. Такие теории - вполне закономерное
явление в процессе научного познания.
С развитием научного познания теории
феноменологического типа уступают место нефеноменологическим (их называют также
объясняющими). Они не только отображают связи между явлениями и их свойствами,
но и раскрывают глубинный внутренний механизм изучаемых явлений и процессов, их
необходимые взаимосвязи, существенные отношения, т.е. их законы (такова,
например, физическая оптика и ряд других теорий). Наряду с наблюдаемыми эмпирическими
фактами, понятиями и величинами здесь вводятся весьма сложные и ненаблюдаемые,
в том числе весьма абстрактные понятия. Несомненно, что феноменологические
теории благодаря своей простоте легче поддаются логическому анализу,
формализации и математической обработке, чем нефеноменологические. Не случайно
поэтому в физике одними из первых были аксиоматизированы такие ее разделы, как
классическая механика, геометрическая оптика и термодинамика.
Одним из важных критериев, по которому можно
классифицировать теории, является точность предсказаний. По этому критерию
можно выделить два больших класса теорий. К первому из них относятся теории, в
которых предсказание имеет достоверный характер (например, многие теории
классической механики, классической физики и химии). В теориях второго класса
предсказание имеет вероятностный характер, который обусловливается совокупным
действием большого числа случайных факторов. Такого рода стохастические
теории встречаются не только в современной физике, но и в большом количестве в
биологии и социально-гуманитарных науках в силу специфики и сложности самого
объекта их исследования. Важнейшим методом построения и развития
теорий (особенно нефеноменологических) является метод восхождения от
абстрактного к конкретному.
А. Эйнштейн различал в физике два основных
типа теорий - конструктивные и фундаментальные. Большинство
физических теорий, по его мнению, является конструктивными, т.е. их
задачей является построение картины сложных явлений на основе некоторых
относительно простых предположений (такова, например, кинетическая теория
газов). Исходным пунктом и основой фундаментальных теорий являются не
гипотетические положения, а эмпирически найденные общие свойства явлений,
принципы, из которых следуют математически сформулированные критерии, имеющие
всеобщую применимость (такова теория относительности). В фундаментальных
теориях используется не синтетический, а аналитический метод. К достоинствам конструктивных
теорий Эйнштейн относил их законченность, гибкость и ясность. Достоинствами фундаментальных
теорий он считал их логическое совершенство и надежность исходных положений
[12].
Несмотря на то, какого бы типа теория ни была,
какими бы методами она ни была построена, "всегда остается неизменным
самое существенное требование к любой научной теории - теория должна
соответствовать фактам... В конечном счете только опыт вынесет решающий
приговор" [12].
В этом своем выводе Эйнштейн вовсе не случайно
использует выражение "в конечном счете". Дело в том, что, как
разъяснял он сам, в процессе развития науки наши теории становятся все более и
более абстрактными, их связь с опытом (фактами, наблюдениями, экспериментами)
оказывается все более сложной и опосредованной, а путь от теории к наблюдениям
- длиннее, тоньше и сложнее. Чтобы реализовать нашу постоянную конечную цель -
"все лучшее и лучшее понимание реальности", надо четко представлять
себе следующее объективное обстоятельство. А именно, что "к логической
цепи, связывающей теорию и наблюдение, прибавляются новые звенья. Чтобы
очистить путь, ведущий от теории к эксперименту, от ненужных и искусственных
допущений, чтобы охватить все более обширную область фактов, мы должны делать
цепь все длиннее и длиннее" [12]. При этом, добавляет Эйнштейн, чем проще
и фундаментальнее становятся наши допущения, тем сложнее математическое орудие
нашего рассуждения.
В. Гейзенберг считал, что научная теория
должна быть непротиворечивой (в формально-логическом смысле), обладать
простотой, красотой, компактностью, определенной (всегда ограниченной) областью
своего применения, целостностью и "окончательной завершенностью". Но
наиболее сильный аргумент в пользу правильности теории - ее "многократное
экспериментальное подтверждение". "Решение о правильности теории
оказывается, таким образом, длительным историческим процессом, за которым стоит
не доказательность цепочки математических выводов, а убедительность
исторического факта. Завершенная теория, так или иначе, ведь никогда не
является точным отображением природы в соответствующей области, она есть некая
идеализация опыта, осуществляемая с помощью понятийных оснований теории и
обеспечивающая определенный успех" [17].
Специфическую структуру имеют теории
социально-гуманитарных наук. Так, в современной социологии с начала XX в.
принято выделять три уровня предметного изучения социальных явлений и
соответственно три типа теорий.
Первый - общая социологическая теория
("общая социология"), дающая абстрактно-обобщенный анализ социальной
реальности в ее целостности, сущности и истории развития; на этом уровне
познания фиксируется структура и общие закономерности функционирования и
развития социальной реальности. При этом теоретическим и методологическим
базисом общей социологической теории выступает социальная философия.
Второй уровень предметного рассмотрения -
частные ("среднего ранга") социологические теории, имеющие своим
теоретическим и методологическим базисом общую социологию и дающие описание и
анализ социально особенного. В зависимости от своеобразия своих объектов
исследования частные теории оказываются представленными двумя относительно
самостоятельными классами частных теорий - специальными и отраслевыми теориями.
Специальные теории исследуют сущность,
структуру, общие закономерности функционирования и развития объектов
(процессов, общностей, институтов) собственно социальной сферы общественной
жизни, понимая последнюю как относительно самостоятельную область общественной
деятельности, ответственную за непосредственное воспроизводство человека и
личности. Таковы социологии пола, возраста, этничности, семьи, города, образования
и т.д. Каждая из них, исследуя особый класс социальных явлений, выступает,
прежде всего, как общая теория этого класса явлений. По сути, эти теории делают
то же самое, что и общая социология, но в отношении специального класса
социокультурных явлений.
Отраслевые теории исследуют социальные (в
указанном выше смысле этого термина) аспекты классов явлений, принадлежащие к
другим сферам общественной жизни - экономической, политической, культурной.
Таковы социологии труда, политики, культуры, организации, управления и т.д. В
отличие от специальных теорий отраслевые не являются общими теориями данных
классов явлений, ибо исследуют лишь один из аспектов их проявления -
социальный. Для отраслевых теорий характерен "стыковочный" характер
их исследовательской практики.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|