рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Современная философия


        Рассмотрим структуру практической деятельности и ее основные формы.

       Практика есть единство объективной и субъективной сторон. Практическая деятельность может быть представлена  как сложная сеть различных актов преобразования объектов, где продукты одной деятельности становятся исходными компонентами другой.

        Структурные характеристики  элементарного  акта практики можно выявить, если взять за образец марксов анализ процесса труда. Рассматривая труд “ в простых и абстрактных его моментах” Маркс выделял  следующие стороны  ( элементы) процесса труда: человека с его целями, знаниями и навыками, осуществляемые человеком операции целесообразной деятельности; объекты, включенные в ходе этих операций в определенные взаимодействия. Объекты, в свою очередь, расчленяются по своим функциям на предмет (исходный материал) труда, средства труда ( прежде всего орудия) и продукты, получаемые в результате преобразования предмета труда. Труд как преобразование человеком вещества природы предполагает взаимодействие всех этих элементов.

       Марксову схему можно распространить на структуру практической деятельности, которую можно представить как единство двух сторон: “субъективной” (человек с его способностями, целями и целесообразными действиями) и “объективной” (средства, исходные материалы и продукты, получаемые из исходных материалов благодаря воздействию средств деятельности). Причем надо иметь  в виду, что в функции объекта практической деятельности могут выступать не только фрагменты природы,  преобразуемые в производство, но и люди, “свойства” которых меняются, совершенствуются, развиваются. Поэтому человек может выступать и как субъект и как объект практического действия. Взятая в качестве общественно-исторического процесса, практика предстает как единство предметно-материального изменения природы и изменения общественных отношений, в процессе которого происходит развитие самого человека как субъекта практики.

     Формы практической деятельности  весьма разнообразны.

     Исходной  формой практической деятельности,  лежащей в основе всех остальных видов и форм жизнедеятельности человека в целом, является материальная производственная деятельность, способ производства материальных благ. Развитие способа производства материальных благ является основной движущей силой всего общественного развития. Именно возникновение материальной   производственно-практической деятельности явилось исходной предпосылкой становления специфически человеческого отношения к миру, преодоления рамок животного существования.

      Преобразуя природу, созидая  специфически человеческую среду обитания, люди одновременно строят свои собственные общественные отношения,  преобразуют самих себя. Формирование и развитие общественных отношений также является необходимой формой практически-преобразовательной деятельности, направленной  уже  не на окружающую людей природу, а на самих себя, на свои отношения с другими людьми.

       Важно еще раз подчеркнуть, что эта форма практики органически связана с материальной производственной практикой. По существу, имеется единая практическая деятельность, включающая две стороны - отношение людей к природе и отношение людей к самим себе. Однако в процессе общественного развития эти стороны практической  деятельности дифференцируются. Деятельность, направленная на преобразование общественных отношений - социальная, классовая борьба, революционное движение и т.п.,- выступает как особая форма практики.

          Важнейшей формой социальной практической деятельности  в современных условиях является в нашем обществе процесс демократических преобразований, который носит революционный характер и направлен на реальное практическое преобразование условий нашей жизни, общественных отношений, самих людей.

   Наряду с производственной и социальной практикой можно  выделять также ее особую форму, имеющую более узкую социальную значимость, но тем не менее необходимую в современном  обществе.  Это наука, играющая все большую роль в обществе, превращающаяся в непосредственную производственную силу и становящаяся  средством управления социальными процессами. Научное познание по своей природе  наделено не только на отражение уже существующих объектов, которые могут быть получены  и воспроизведены в способах практической деятельности. Оно обладает проективно-конструктивной функцией, то есть дает  знания о таких объектах, которые можно освоить в производственной и социальной деятельности только в будущем. Проверка истинности знаний о таких объектах требует особой  формы  практики, в качестве которой выступает научный эксперимент. Научное экспериментирование, хотя оно и опирается на возможности производства и социального опыта , достигнутые на данном этапе развития общества, часто выходит за пределы существующего уровня и предвосхищает принципы технологии и способов управления общественной жизнедеятельности, которые могут быть реализованы в будущем. Современное научное экспериментирование, таким образом, выступает в качестве важнейшего средства осуществления проективно-конструктивной функции научного познания.

      Особое значение в современных условиях приобретает такая форма практики, как техническая деятельность.

       В наш век техники она приобретает все большее значение  не только для создания материальных благ и искусственной среды обитания,  особой техносферы, в которой живет современный человек, но и в формировании мышления, культуры, мировоззрения. Термин “техника”   двойственнен по своему смыслу. Это и совокупность различных устройств, созданных человеком (машин, инструментов, строений, транспортных средств и т.п.), предназначенных для создания различных веществ, энергии и информации, их преобразования, хранения  и использования в целях развития  производства и удовлетворения различных непроизводственных потребностей.  Техника в этом смысле может выступать  и как средство производства, и как его конечный продукт - результат производительной деятельности людей. Она поэтому составляет важнейший элемент производительных сил, определяющих в конечном счете характер и содержание способа производства. Техника в другом смысле представляет собой  совокупность различных навыков, устойчивых образов деятельности, особого рода  умений. Примером  этого рода может служить техника рисования, балетная техника, техника программирования и т.п. Оба смысла  понятия “техника” тесно связаны и вырастают из одного корня. Те или иные устройства, созданные человеком - артефакты, - могут  практически применяться для соответствующих целей лишь при наличии определенного уровня профессиональных умений. И наоборот, навыки, профессиональная подготовка и умения определяются и ограничиваются соответствующим типом и уровнем развития артефактов и, в свою очередь, соответствуют или препятствуют их совершенствованию. Таким образом, в самой сердцевине технической деятельности заложено диалектическое единство между материальными артефактами, с одной стороны, и навыками, умениями, стандартами деятельности - с другой .

        Техническая деятельность, особенно в условиях НТР, носит сложный, противоречивый характер, в значительной степени обусловленный противоречивостью, внутренней диалектичностью самих артефактов. Эта противоречивость заметна даже а самых простых и исторически  первых орудиях труда. Каменные зубила, скребок, костяная игла, деревянная палица, копье и т.д., с одной стороны, приспособлены к взаимодействию с внешним миром, с определенными природными объектами:  обтесыванию камня, сшиванию шкур диких животных, с необходимостью пронзить бегущую дичь, свалить ударом противника и др. С другой стороны, они учитывают  физиологические и психологические особенности человека: они приспособлены к человеческой руке, человеческому глазомеру, к передвижению на задних конечностях, к групповой коллективной деятельности, к разделению труда и т.д. Как бы далеко современные космические корабли, компьютеры и лазерные приборы  ни  ушли  от первобытных орудий труда, они также несут на себе   , точнее, включают в себя печать изначальной диалектической двойственности:  учет свойств природных объектов  и материальной Среды, в которой они действуют и которую преобразуют, и учет нейрофизиологических и психологических, социальных и культурных особенностей человека.

        Соотношение этих двух сторон исторически изменяется, и сегодня в условиях НТР, человек все большей  мере передает  артефактам функции, которые раньше он выполнял сам. Современная техника не просто является “продолжением” руки человека, многократным “усилителем” его мускульной энергии, но и средством, позволяющим выполнять с помощью компьютеров  целый ряд интеллектуальных, прежде всего вычислительных  операций. Вместе с тем благодаря возможностям, связанным с автоматизацией самых разнообразных производственных процессов и передачей ряда рутинных интеллектуальных действий компьютерам, человек освобождается для осуществления специфически человеческой, творческой, конструктивной и проективной деятельности.

     Техническая деятельность изначально связана с преобразованием самих артефактов. Человек не находит эти артефакты готовыми в природе, он создает их, но по  особым законам - законам технической деятельности, то есть законам преобразования одних предметов, видов энергии и информации в другие, в соответствии с заранее  поставленной целью. Чем сложнее цели,  чем  больше преобразований требуется для их достижения, тем  выше уровень проектов, охватывающих как эти артефакты, так и  процесс их создания и использования. Осуществление этих проектов требует развития конструктивных способностей и особой конструктивной деятельности.

      Таким образом, развитие техники и технической деятельности с одной стороны, совершается под сильным воздействием творческой, конструктивной и проективной деятельности человека, а с другой стороны , служит ее объективной  основой.  Именно  благодаря этом труд в исторической перспективе должен перестать быть проклятием,  тяжелой и изнурительной деятельностью  по добыванию хлеба “в поте лица своего”, но должен, по словам Маркса, превратиться в игру физических и духовных сил, в которой будут осуществляться высшие творческие потребности и духовные возможности человека.

       Значение техники и технической деятельности не сводится лишь к   тому, что они составляют ядро производительных сил общества и выступают как механизм  преобразования  предметной Среды, в которой живет человек. Опосредованно, через систему общественных  отношений, они влияют на весь образ жизни и мировоззрение человека, причем это влияние многообразно и отнюдь не может быть оценено однозначно.

     Так, в  современной западной философии существуют разные, по-видимости противоположные, концепции техники, Одна из них, получившая название  концепции “технологического детерминизма”, считает технику и технологию решающими факторами развития человечества. Политика, искусство, наука и культура  оказываются целиком подчиненными механизму научно-технического прогресса. Вся власть в такой технологизированной цивилизации  сосредотачивается в руках технической элиты - технократии. Другая концепция - антитехницизм - выступает как прямой антипод первой. Антитехницизм рассматривает технику, техническую деятельность как злого демона, созданного человеком и подчинившим себе своего создателя. Антигуманизм, нивелировка  личности, одиночество людей, безработица, создание примитивной массовой культуры - все это, с точки зрения антитеницистов,- результат  непомерного развития техники.  В многочисленных философских и фантастических произведениях антитехноцизм рисует чудовищные картины подчинения человека роботами и наступления эры чисто технической цивилизации. Поэтому антитехноцизм рекомендует возврат к естественному  образу жизни, к регрессу, к бегству от современной городской промышленной цивилизации на лоно природы.

      Обе концепции, при всей их видимой противоположности, имеют общую философскую предпосылку -  признание неразрешимости противоречия между человеком с его  притязаниями на свободу и неповторимую индивидуальность, с одной стороны, и техникой и технологией, уничтожающими  индивидуальность, свободу и независимость - с другой.

       В  отмеченных концепциях отражается реальная противоречивость между человеком и обществом, с одной стороны, и современными  техническими и  технологическими средствами - с другой. Непрестанно  расширяя спектр возможностей человека,  развитие техники в то же время ставит перед людьми много новых, порой неожиданных и весьма сложных проблем. Современная техника и технология требует в высшей степени ответственного отношения к себе и сознательной дисциплины ото всех тех, кто ее проектирует, разрабатывает и использует.

     Наряду с этим все более важное значение приобретают проблемы, связанные с выбором направлений  развития техники и технологии. Признание полной и однозначной зависимости всей социальной и духовно-культурной жизни от уровня техники и характера технической деятельности, свойственное и сторонникам технологического детерминизма, и  антитехницистам, нередко находит выражение в так называемом “технологическом императиве”, согласно которому все, что является технически возможным, находит свое практическое воплощение. Развитие техники с этой  точки зрения осуществляется совершенно независимо от человеческих идеалов и ценностей. Реально, однако,  эти взаимоотношения  являются намного более сложными, и на современном витке научно-технического прогресса наиболее прогрессивные  технологии разрабатываются с сознательным учетом экологических и гуманитарных требований.

      Материалистическое  понимание общества исходит из признания исторически меняющегося, сложного, противоречивого взаимодействия техники с социальными структурами и культурой. Так развитие машинной индустрии делает возможным промышленный капитализм, но капиталистический способ производства  и складывающиеся на его основе общественные отношения, и в особенности  частная собственность, в свою очередь, задают определенный тип технической деятельности, оказывают обратное воздействие на отношения человека и техники. В этом и проявляется  подлинная диалектика процесса. Отчуждение человека от техники и противостояние ей есть продукт определенных  преходящих исторических условий, и это отражается во внутренней противоречивости и неоднородности культуры.

       Отмеченное имеет прямое отношение к тому социальному и культурному контексту, в котором развивается техника в нашем обществе. Противостояние  технократизма и антитехницизма является ощутимой реальностью в современной общественной жизни стран СНГ.  В период, когда экономика и развитие техники выступали как цель, когда принимались и осуществлялись такие технические и технологические проекты, которые шли вразрез с интересами людей, с их здоровьем и благополучием, формировалось настроение антитехницизма.  Такие  настроения можно признать адекватными как реакцию на технократические перекосы, но не  на ускоренное развитие техники и новых технологий, без которого не было бы прогресса в развитии человечества.  Более того, только на базе новых технологий с использованием новой прогрессивной техники можно рассчитывать на преодоление  тех деформаций, к которым пришла наша страна в результате  советско-социалистического управления.

       На протяжении тысячелетий, создавая необходимые материальные блага и искусственную среду обитания человека, техника в качестве своих негативных последствий приводила к разрушению естественной Среды обитания и дегуманизации труда, особенно в условиях  раннего капитализма. Однако эта же техника  в адекватных общественных условиях  может служить базой для гуманизации технической деятельности, для  использования современных наукоемких технологий в качестве средства реабилитации  и сохранения естественной Среды и освобождения человека от тяжелого рутинного, нетворческого труда. Быстрое развитие информационной технологии открыло невиданные возможности повышения интеллектуального потенциала  каждого человека , что позволило  соединить профессиональное, технологизированное  мастерство и индивидуальным творчеством, гуманизировать научно-технический прогресс.


       Практика является как основой, так и критерием познания.

    Для того, чтобы  знания, полученные в процессе познания, были полезны, помогали ориентироваться в окружающей действительности и преобразовывать ее в соответствии с намеченными целями, они  должны находиться с ней в определенном соответствии. Проблема соответствия знаний объективной реальности  известна в философии как проблема истины. Вопрос о том, что такое истина есть, по существу, вопрос о том, в каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие знаний и объективной реальности.

       В структуре знания можно выделить два слоя. Один из них  зависит от специфики биологической и  социальной организации человека, особенностей его нервной системы, органов  восприятия, мозга , способа переработки информации, своеобразия данной культуры, исторической эпохи и языка. Другой зависит от  объективной реальности, специфики явлений и процессов, отражаемых познанием. Эти два слоя находятся в определенном отношении  друг к другу. Главное в этой совокупности: можем ли мы выделить  в наших знаниях содержание, не зависящее ни от индивидуального человека, ни от  человечества, и если можем, то каким образом, как определить меру соответствия этого содержания объективной реальности? Этот вопрос является основным в проблеме истинности знания.

       Содержание наших представлений и знаний, не зависящее ни от человека, ни от человечества , является объективной истиной.  Информация, поступающая в мозг человека, отражает не просто природные и социальные объекты и процессы сами по себе. Она  фиксирует их в процессе взаимодействия и изменения  этих объектов человеком, осуществляющим предметно-орудийную или более широкую социальную деятельность. В свою очередь, знания, выработанные человеком, применяются для ориентации в объективном мире, для преобразования природных и социальных ситуаций в той или иной форме деятельности. Заслугой марксизма явилось обоснование того, что основой познания  и критерием соответствия знания с действительностью является  предметно-практическая деятельность, разработки схемы: объект - предметно-практическая деятельность - субъект. Прежние односторонние  модели были обедненны марксизмом и трансформированы на базе фундаментального компонента - предметно-практичекой деятельности.

          В соответствии с теорией  познания диалектического материализма практика существует в двух ракурсах: как основа формирования знаний и образования в нем не зависящего от человека и человечества содержания и как средство проверки  истины, то есть выявления меры соответствия знаний объективной действительности. Но поскольку практика по самой сути своей подвижна, изменчива и находится в постоянном развитии, то с введением практики в  теоретическую  схему  познания идея развития, изменчивости проникает в саму теорию познания.

        Практика сама неоднозначна и внутренне противоречива.  Выхватывая и метафизически противопоставляя одни моменты и стороны практики другим ее моментам и сторонам, можно прийти к односторонним, ограниченным  и в силу этого неверным  выводам. В первую очередь такая опасность связана с познанием социальных явлений, которые осложняются личной  или групповой заинтересованностью людей, их классовыми, групповыми, этническими и другими амбициями, установками и т.д.   Примером является попытка ряда правительств нашей страны осуществить  демократические и экономические преобразования на основе опыта западных стран, на имея достаточного опыта и знаний для таких действий в нашей конкретно взятой стране, Сложилась вполне определенная  негативная социальная практика, приведшая к застойным явлениям  в экономике и общественной жизни.  Разве практику преобразовывания нашего общества якобы на основе радикального экономической реформе без достаточного программного обоснования ее  можно считать  критерием полной и окончательной истины?

      Практику, как известно из истории , в том числе нашего общества, можно изменить. Практика не противоречит сознанию. Она является его основной и вместе с тем включает в себя  сознательную деятельность. Осозная  ограниченность и негативный характер практики данного ограниченного периода времени, осознав ее несоответствие интересам большинства народа и целям исторического прогресса,  люди в состоянии изменить практику,перейти от практики негативной к практике позитивной, прогрессивной, революционной. Только изменяющаяся практика может стать основой и критерием развивающегося объективно-истинного знания. И как отмечал Ленин, изменчивая и подвижная практика не дает нашему знанию остановиться, застыть и окостенеть, но выступает как объективное содержание наших  знаний, соответствие которого объективному миру проверяется и устанавливается на базе практической деятельности.

    Таким образом в качестве фундаментальных положений теории познания, в ее связи материального и духовного можно выделить следующие закономерности: 1) объективный мир, отражаемый  в знании, постоянно изменяется и  развивается; 2) практика, на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней познавательные средства изменяются и развиваются; 3) знания, вырастающие на основе  практики и проверяемые ею, постоянно  изменяются и развиваются, и, следовательно, в процессе постоянных изменений и развития находится  и объективная истина. Отсюда следует, что знания, накопленные в итоге  материального и духовного производства, выступают как активная составляющая сила в процессе исторического развития, отражающая ее, соответствующая ему и воздействующая на него.

     Большое влияние на  развитие исторического процесса  оказывает направление социально-экономического развития общества, определенное правительством страны.  Для этого важно выработать  объективно-истинную оценку как современности, так  и исторического прошлого, на основе  которых  разрабатывается научно обоснованное понимание перспектив социально-исторического прогресса.  Для этого  в первую очередь  необходимо выработать и принять правильные решения, определяющие  магистральные направления социально-экономческого развития общества. А это невозможно без адекватного, то есть истинного, осмысления и  понимания причин, вызвавших в свое время предыдущие преобразования общественной жизни.  В этом пункте историческая истина и социальная польза, понимаемые как то, что выгодно подавляющему  большинству членов общества, диалектически совпадают, максимально способствуя   развитию исторического процесса.

        Прошлое, настоящее и будущее человечества, органически соединенное между собой общими закономерностями поступательного развития общества,  формирует восхождение реального исторического процесса на новые ступени в развитии общества, называемым социальным прогрессом. Оно не может быть ни простым продолжением настоящего, ни циклическим повторением прошлого, хотя они вплетаются в его ткань.  Разворачивается совершенно новое историческое развитие общество, которое в свою очередь влияет на развитие материального и духовного производства.  Так реализуется необратимость социального прогресса в масштабе всемирной истории.

     Социальный, экономический и технический прогресс на протяжении  всемирной истории в своей эволюционной и революционной форме постоянно преодолевает возникающие  трудности ресурстного, материального, природного, экологического и технологического порядка, обеспечивая  безостановочное необратимое поступательное развитие исторического процесса. Благодаря научно-технической революции в современную эпоху    и развитию демократической свободы личности, адаптированной темпу научно-технического прогресса,  развивается  новая историческая перспектива, развивается такой социальный строй, который   получит свое будущее.  Глобальные проблемы современности  очерчивают это будущее  двояко: погибнуть или выжить ?  Если сознательное развитие общества возобладает над стихийными социальными процессами, а сам человек перестанет противопоставлять себя остальной природе и вступит с ней в гармоничные  взаимоотношения, восторжествуют разумные отношения  между личностью и обществом, между обществом и окружающей его средой,  то время тревог за судьбы цивилизации на Земле  пройдет или, по крайней мере, трансформируется в космогенические проблемы.


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.