рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Созидательные и разрушительные идеи

Созидательные и разрушительные идеи

План


Введение

1. Влияние идей и идеологий на жизнь человека и общества.

2. Историко-философские корни созидательных идей. Созидательные идеи Заратуштры, Будды, Сократа, Платона, Конфуция, Амира Тимура и др.

3. Место созидательных идей в развитии общества

4. Разрушительные идеи и их вредность для общественного развития.

4.1 Национализм, как объект научного исследования.

4.2 Великодержавный шовинизм

4.3 Разрушительная сила религиозного фанатизма.

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Созидательные и разрушительные идеи. Из опыта древней и средневековой истории, из уроков современности становится очевидным, что идеи и идеологии, существующие в мире, несмотря на различив их формах, прежде всего отражают два стремления – к созиданию или к разрушению. Если рассматривать историю человечества с идейной точки зрения, то она есть непрерывный процесс возникновения, практический реализации и взаимоотношений друг с другом различных идей и идеологий. В данном процессе идеи отличаются друг от друга тем, какие цели и задачи преследуются их проводниками в жизнь, чьи интересы они выражают.

Сущность и содержание исторических форм идей и идеологий испокон веков определяла диалектика борьбы добра и зла, созидания и разрешения. В противовес идеям захватничества, стремления разбогатеть за счет других народов, терроризма и религиозного экстремизма и идеи свободы, мира и справедливости становились победоносным знаменем всех прогрессивных сил.

В созидательные идеи входят: свобода, мир, равенство, дружба, свободомыслие, толерантность, суверенитет, справедливость, сотрудничество, согласие, просветительство, народолюбие. И так: Созидательные идеи служат прогрессу, ведут общество и людей к добру.

Созидательные идеи лежат в основе идеологий, служащих высоким целям и благородным устремлениям. А идеологии, формирующиеся на основе разрушительных идей, ведут народы и государства к упадку, подвергают человека порабощению.

Пока в обществе существует гнет и насилие, подлость и мракобесие, являющиеся антиподами благородны деяний, целей и идей, не будет счастья. Однако антигуманные идеи не могут остановить стремление людей к высоким идеалам добра и справедливости, мира и братства, прогресса и благосостояния.

В разрушительные идеи входят: колониализм, агрессия, тоталитаризм, фундаментализм, мракобесие, расизм, национализм, местничество, космополитизм, шовинизм. И так: разрушительные идеи становятся причиной краха государств, разрушения цивилизаций, упадка народов, служат антигуманным целям.

Целью, выполнения данного реферата, является глубокое и полное изучение созидательных и разрушительных идей и их влияние на развитие общества и формирование современного Узбекистана.


1. Влияние идей и идеологий на жизнь человека и общества


В зависимости от уровней анализа, подходов и взглядов на идеологию, меняются представления о назначении идеологии в обществе. Л. Браун видит его в ликвидации психопатологических напряжений (иллюзорно-компенсаторная функция, сублимация страхов), А. Винер - в разработке глобальной стратегии человечества, П. Ансар - в обеспечении (обосновании и поддержании) политических решений (см. также: "идеология как интеллектуальное оправдание существующего порядка"). А. Сейхи - в способности объяснять общественные явления, Т. Парсонс - в способности сплачивать людей. В представлении М. Фуко идеология являет собой некую спонтанную эманацию "массового сознания", обеспечивающую самоописание общества. Д. Белл представляет идеологию как превращение идеи в социальный рычаг, Брахер - как ориентированную на действие систему убеждений, и т.д. Различия в оценках роли и значимости идеологии обусловлены в немалой степени тем, что идеология как специфическая область социально-культурных явлений потенциально несет в себе как позитивное, так и негативное. Ее роль и характер влияния зависят от того, какое место она занимает в обществе (организации), и как с ней обращаются. Об актуальности идеологии свидетельствуют следующие высказывания. К. Поппер: "идеи, особенно моральные и религиозные, обладают такой силой, которую можно сравнить по меньшей мере с силой в физике", Л. Козер: "идеологии придают коллективную ориентацию всякому движению, укрепляют социальные общности и делают борьбу людей целенаправленной", Э. Шпрангер: "…настоящая идеология является выражением того, ради чего человек живет", О. Лемберг: "идеология придает смысл существованию и всему происходящему, она интерпретирует мир для людей и ориентирует их в нем", Я. Барион: "идеологии дают человеку общую ориентацию в жизни, цели и задачи, приготавливают его к осуществлению этих целей, дают систему ценностей и норм его поведения".

В советской науке до недавнего времени вопросам идеологии придавалось первостепенное значение. Идеология в советском обществе была одним из его основных системообразующих элементов, важнейшим фактором общественного и государственного строительства. Система целенаправленного идеологического воздействия была детально проработана и охватывала практически все стороны и области жизни советских людей. В советской теории применялся преимущественно социологический подход, т. е. исследование идеологии проводилось с позиций выделения интересов классов (социальных групп) и их отражения в идеологических системах. Идеология в своих содержательных аспектах рассматривалась как выражение классовых и партийных интересов в теориях и концепциях. По мысли Губерского Л.В., "идеология - то, прежде всего, система взглядов и идей, отражающих общественное бытие с позиций определенного класса, а также теоретическая программа деятельности класса, в которой определены роль класса в обществе и его отношение к объективной действительности на данном этапе общественно-исторического процесса".

В русле социологического подхода, акценты в исследовании идеологии сместились в ракурс практического ее рассмотрения, оставив за чертой внимания ее феноменологические, мифологические, в целом - рациональные черты. В центре внимания советских исследователей стояли вопросы социальных и психологических функций идеологии, рассмотрение идеологии как системы, назначение и роль идеологии в духовном производстве, в развитии и воспитании человека ("идеология - то еще и система функционирования идей, включенная активно в практику", Биккенин Н.Б.). Идеология, как по своему содержанию, так и по методам и целям реализации, имела четко партийную принадлежность ("важнейшим научным принципом при изучении идеологической деятельности является партийность"). Вместе с тем ситуация идеологического противостояния странам Запада, а также изменения целей партийных программ (построение коммунизма, хозрасчет, реформы 60 - 70-х годов, концепции "ускорения" и "демократизации" и т.д.), порождали необходимость постоянного контроля за состоянием идеологии, а также ее развития.

Одним из путей ее развития было создание "научной теории идеологии", в рамках которой идеологическая жизнь общества рассматривается как объект научного управления, включающий в себя:

- саму идеологию как систему идей и взглядов (теоретический уровень отражения действительности, представляет собой, наряду с общественной психологией, одну из сторон общественного сознания);

- идеологические отношения (отношения людей в процессе и по поводу создания и распространения идей в обществе);

- деятельность идеологических институтов (государственные и общественные организации, учебные и производственные структуры, специальные институты, средства массовой информации и др.).

В работе, посвященной прикладной проблеме - методологии измерения степени интериоризации идеологии, Панина В.В. определяет идеологию как "форму сознания, которая является продуктом социализированного духовного производства, развертывающегося в рамках духовно-практического способа освоения действительности. Она отражает определенную предметную область через призму интересов определенного субъекта, содержит в себе социальное целеполагание и социальную технологию, служит руководством для практической деятельности" и выделяет три основные части структуры системы идеологии:

- Подсистема отражения (объяснение отражаемой действительности и ее первоначальная оценка);

- Подсистема продуцирования идеалов и полагания целей (футурологическая часть);

- Инструментальная подсистема (разработка и создание средств для достижения поставленных целей, формулирование программ деятельности и осуществление нормативной функции).


2. Историко-философские корни созидательных идей. Созидательные идеи Заратуштры, Будды, Сократа, Платона, Конфуция, Амира Тимура и др.


Платон (427-347 до н.э.) – выдающийся философ древней Греции.

Платон родился на о. Эгина вблизи Афин. Его отец Аристон происходил из рода последнего царя Аттики Кодра. Настоящее имя Платон – Аристокл. Сильнейшее влияние на Платона оказал Сократ, после знакомства, с которым Платон уничтожил свои поэтические произведения и всю жизнь посвятил философии. Он много путешествовал, побывал в Египте, Южной Италии, на Сицилии.

Платон был первым крупнейшим философом, сочинения которого почти полностью дошли до наших дней, но проблема подлинности его сочинений существует и сейчас, из 34 диалогов некоторые считаются подделками.

Изложение философии Платона следует начать с описания метода его философствования, который представляет собой развитый до совершенства метод сократовских бесед. Этим методом выступает диалектика, выражающаяся в том, чтобы правильно ставить вопросы, получать на них ответы и благодаря этому приходить к истинным определениям и выяснению сущности рассматриваемого предмета.

Большое место в философском мировоззрении Платона занимают его взгляды на общество и государство. Платона можно считать одним из первых древнегреческих философов, который в систематической форме представил своё понимание государства. Платон рисует идеальный тип государства, который якобы существовал в древние времена.

Платон – выдающийся представитель объективного идеализма, его основоположник, давший толчок развитию всей западной философии.

Аристотель (384-322 до н.э.) – величайший древнегреческий философ, создавший своё оригинальное учение, составившее эпоху философии.

Ещё находясь в платоновской Академии, Аристотель расходился с Платоном в своих философских воззрениях. Впоследствии он подверг критике платоновскую теорию идей, что имело важное значение для дальнейшего развития философии. Он полагал, что разделение на идеи и вещи не имеет рационального значения, так как идеи – это просто копии чувственных вещей и оттождественны им по содержанию.

Аристотель в своих философских рассуждениях исходил, прежде всего из признания существования объективного, материального мира. Исходя из своей критики платоновских идей, находящихся вне вещей, Аристотель попытался создать теорию, согласно которой сущность находится в самих вещах.

Важный вклад в философию внесён Аристотелем по проблеме понимания движения. Он различает 4 вида движения: 1) возникновение и уничтожение; 2) качественное изменение, или превращение свойств; 3)количественное изменение, т.е. увеличение или уменьшение; 4) перемещение в пространстве. Главный из этих видов для Аристотеля – движение в пространстве, которое выступает условием всех остальных видом движения и к которому сводятся все остальные. Исследуя движения в пространстве как таковое

Аристотель выступал против атомистики, считая, что неделимых частиц материи не существует, так как даже самая маленькая частица материи состоит и 4-х элементов, в противном случае эти частицы не обладали бы теми качествами, которыми обладает всё тело.

Аристотелю принадлежит заслуга в разработке вопросов логики. У него впервые в древнегреческой философии мы находим трактаты, специально посвящённые логики. Аристотель чётко сформулировал законы мышления: закон тождества (понятие должно употребляться в одном том же значении), закон противоречия (предложения и суждения не могут быть истинными одновременно с их отрицанием), закон исключённого третьего (если даны два взаимопротиворечащих суждения, то при данных условиях истинным может быть только одно).

В развитие философии внесли значительный вклад наши великие предки - Ходжа Ахмад Яссави, Бахоуддин Накшбанд, Имам-аль-Бухари, Имам-ат-Термизи, Амир Тимур, Улугбек, Алишер Навои, Бабур

В своих знаменитых «Уложениях» Амир Тимур писал, что «власть, не опирающаяся на религию и законы, не сохранит на долгое время свое положение и силу. Она подобна нагому человеку, который заставляет других при встрече с ним опускать глаза, не внушая никакого уважения к себе. Можно также сравнить с домом, не имеющим ни крыши, ни дверей, ни ограды, в который может проникнуть самый презренный человек

Сам Амир Тимур – разносторонне одаренный человек, прекрасно понимал, что духовный фактор крайне необходим и без него невозможно существование самого общества и любой человеческой цивилизации.

Духовный фундамент имеет в империи Амира Тимура особое значение, на него опирается его мощь, сила , слава и величие.

Патриотическое чувство, полководческая и воинская деятельность и созданная им своеобразная Восточная цивилизация – великолепное тому подтверждение. Деятели такого масштаба – редкость в истории человеческого общества.

Амир Тимур хорошо понимал значение совета, состоящего из мудрых людей в управлении государством. В своих «Уложениях» он так писал об этом: «Десять долей государственных дел я решил с помощью совета и совещаний, и только одну долю – с помощью меча». В условиях строительства правового демократического государства и гражданского открытого общества эти высказывания мудрого государственного деятеля имеют большое практическое значение, и потому они своевременны и актуальны.

В духовном наследии А. Тимура очень много полезного для современности. Изучение и использование его является одной из основных задач духовного обновления.

В автобиографии Амир Тимур пишет о нравственных качествах человека как личности с огромным внутренним духовным богатством и красотой, которые сводятся к следующему:

·        В основе нравственных качеств должна быть бескорыстность;

·        Беспрекословное соблюдение религиозных догматов, уважать личности, почитаемые по воле аллаха;

·        Всегда нужно делать больше пожертвований в пользу бедных, каждую ссору надо внимательно изучать и, по мере возможности, её надо решать положительно;

·        Всю деятельность направлять к всеобщей выгоде и пользе. В этом деле без причины не обижать никого, оказывать посильную помощь тем, кто пришел к тебе за помощью;

·        Выше ставить религиозные вопросы над обыденными, жизненными и светскими делами;

·        Строго придерживаться справедливости;

·        Никогда не обещать, если не в состоянии выполнить обещания;

·        Никогда никому не вредить без причин;

·        Себя считать слугой и рабом аллаха;

·        Стремиться быть одинаковым и с простыми и с высшими слоями населения;

·        Никогда не надо завидовать другому;

·        Строго соблюдать принципы хадисов пророка и аллаха;

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.