рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Сознание и самосознание

Сознание и самосознание

1. Введение


2. Сознание


2.1.Понятие сознания и его определение


2.2.Отличительные черты психики и сознания


2.3.Структура и источники сознания


2.4.Функции сознания


2.5.Активность сознания


2.6.Общественная природа сознания


3.  Самосознание


3.1.Понятие самосознания


3.2.Структура и формы самосознания


3.3.Предметность и рефлективность самосознания


4.  Заключение










         1. Введение


         Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия. Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой:

анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Эта форма характеризуется, прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая управление им.

Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который делается предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и информатики, кибернетики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную  философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания.

Центральным философским вопросом  всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую возлагает сознание на человека. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом» вписывания человека в эту целостную систему бытия.

         Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически- преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и общения.



         2. Сознание

 

         2.1.  Понятие сознания и его определение

    

    

         Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обоб­щённые образы внешней действитель­ности и реагировать на эти отображе­ния сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам.

Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только сознательные, но и подсознательные и бес­сознательные процессы. Сознательны­ми называются такие психические яв­ления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются  ими, которые, следователь­но, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует.

Перейдем к вопросу  к вопросу о том, чем определяется, обусловливается воз­никновение и развитие сознания. Факторы, которые оп­ределяют этот процесс, называют детерминантами или детерминаторами.

Внешними детерминаторами сознания являются при­рода и общество. Сознание присуще лишь человеку, возникает и развивается лишь в условиях общественной жизни. Однако оно обусловлено не только социально. Внешняя действительность для животного — природа; для человека — природа и общество. Поэтому сознание человека детерминировано внешними факторами двоя­ко: явлениями и законами природы и общественных отношений. В содержание сознания входят мысли о при­роде и обществе (а также о людях как природных и об­щественных существах).

Природа в процессе органической эволюции создала ту анатомическую и

физиологическую систему, без коей невозможно сознание, как продукт действия этой «маши­ны». Но природа детерминирует сознание не только гене­тически, создав предпосылки сознания. Она действует и в условиях общества, формируя вторую сигнальную си­стему действительности и изменяя характер действия рецепторов и анализаторов сообразно условиям общест­венной жизни. Итак, вся телесная основа и механизмы сознания созданы и изменяются природой, как в условиях живот­ного, так и человеческого существования. Хотя физиоло­гическая основа сознания и ее механизмы и не входят в само содержание сознания, т. е. в ту совокупность мыс­лей и чувств, которая в нем содержится, однако это содержание обусловливается и определяется не только характером внешних явлений, но и устройством воспри­нимающего их аппарата. Образ внешнего мира отлича­ется от самого внешнего мира. Сознание есть субъектив­ный образ объективного мира.

Сознание присуще только человеку и возникло в условиях общественной жизни. Лишь в последних усло­виях развился человеческий разум и его контроль над волей. Именно общественная жизнь, основанная на тру­де, создала человека с его сознанием.

         Таким образом, говоря о сознании как единстве двух детерминации, мы имеем в виду органический и нераз­рывный комплекс двоякого рода факторов, определив­ших и определяющих развитие психики человека, факто­ров, действовавших не порознь, а в единстве и взаимопроникновении. Поэтому, занимаясь человече­ским сознанием, мы все время будем иметь в виду не только факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но и факторы биологические, подвластные в полной мере законам органической природы, а также факторы пси­хологические, подвластные двум указанным детерминаторам.

         Сознание детерминировано не только действием внешних факторов. Сознание человека подчинено еще действию законов нейрофизиологии и психологии (об­щей и социальной), т. е. имеет еще и внутреннюю, пси­хофизическую детерминацию. При этом физиологическая обусловленность сознания, будучи внутренней, в том

смысле, что она осуществляется внутри организма, яв­ляется объективной,

материальной, а психологическая детерминация имеет субъективный, идеальный характер. Внешняя детерминация — воздействие на сознание объективного мира, природы и общества — является первичной, а внутренняя, психофизиологическая обус­ловленность — вторичной.  Если содержание сознания определяется внешними факторами, то, с другой стороны, все явления психики и сознания протекают в тех формах, которые

фиксиру­ются законами и категориями физиологической и пси­хологической наук. Это ощущения, восприятия и пред­ставления, мысли, эмоции, чувства, Память, воображе­ние и пр. Психологические формы — это как бы соединяющиеся сосуды, в которых «переливается» все содержание сознания. По своей форме сознание не вы­ходит за пределы психологических процессов.

         Содержание и форма сознания не вполне идентич­ны. Сознание человека есть отражение действительности, ее образ. Всякий образ носит на себе отпечаток как того, что в нем отражается, так и того материала, на котором этот снимок отпечатывается, и свойств того аппарата, которым этот снимок сделан. Сознание это не только субъективно-психологическое явление, а единст­во объективного и субъективного на основе объективно­го. Оно имеет объективное содержание, прошедшее че­рез различные психологические «сита», «экраны», в виде установок и ориентации, налагаемых общественным положением человека и его прошлым жизненным опытом.

         В отдельных областях сознания последнее подчиня­ется также и более специальным законам. Так, в обла­сти познания оно совершается по законам логики, без соблюдения которых невозможна правильная обработка полученного материала наблюдений и экспериментов. В области явлений, ориентация в которых связана с оценками (политика, идеология, этика, эстетика, право), сознание действует в соответствии со спецификой каждой из этих областей. Вся умственная, познавательная, идеологическая и оценочная деятельность людей подчи­нена закономерностям. Действие всех указанных групп законов, выражаю­щих сложный характер детерминации сознания, осуще­ствляется в их неразрывной связи и взаимопереплете­нии. Однако эта нераздельность не означает потери каждой из этих групп своей самостоятельности и специ­фичности. Поэтому мы, например, различаем рабочего:


         а) как производительную силу, как природную «маши­ну», производящую продукт;

         б) как члена общества, т. е. как социальную единицу

         в) как психологический, разумно-эмоциональный комплекс в отличие от машины,на которой он работает.


Как же можно определить сознание?

     Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

    

                  2.2. Отличительные черты психики и сознания

 

         Особенности человеческой психики и сознания в большой степени также проблема философская и социологическая.  При исследовании этих по­следних сторон сознания необходимо, учитывать дости­жения естественных и психологических наук о человеке, исправлять или конкретизировать уже утвердившиеся положения на основе новых данных этих наук. Не только познание, т. е. определенная функция со­знания, но и сознание в целом включают в себя две сту­пени, или формы, — чувственную и рациональную.

         Осо­бенности человеческого сознания проявляются как на первой, так и на второй ступени, а также в соотноше­ниях и в «удельном весе» этих двух форм. Обычное представление, что сознание человека от­личается от психики животных лишь развитием рацио­нальной ступени, является, с нашей точки зрения, не­полным, недостаточным. Эти отличия имеются и в чувственности.      С одной стороны, ряд живых существ обладает такими органами чувств или таким развитием общих с человеком анализаторов, которые отсут­ствуют или неразвиты у человека; с другой стороны, чувственная форма или сторона сознания человека как результат навыков, воспитания, культуры и техники стоит на несравнимо более высоком уровне, чем чувст­венность животных. Глаз художника, ухо музыканта, чувства современного человека, вооруженного микроско­пом и телескопом, сейсмографом, средствами видения в темноте, на больших расстояниях и т. д., знают о вещах и их свойствах несравненно больше, чем органы чувств животных, несмотря на специфическое развитие некото­рых из этих органов у последних. Это обстоятельство следует, как нам кажется, считать первой отличитель­ной особенностью сознания человека.

         Второй особенностью следует считать большую роль в жизнедеятельности человека рациональной формы со­знания сравнительно с чувственной. Все развитие куль­туры вело не только к тому, что действия человека ста­новились все более разумными, не непосредственно импульсивными, а обдуманными, но и к тому, что сама чувственность обрабатывалась, меняя свое животное лицо, и теряла свое господство в сознании, подчиняясь рациональному началу.

         Третья особенность сознания человека заключается в совершенствовании качества этой рациональной ступе­ни, состоящей:


а) в развитии все большей широты и абстрактности обобщений;


б) в уменьшении роли в них чувственного элемента;


в) во все большем отходе аб­стракций от непосредственного практического

приложе­ния.


         Указанные тенденции характеризуют не только отличие мышления человека сравнительно с животными, но и сопутствуют развитию цивилизации. Научное мыш­ление очищает сознание от иллюзий и предрассудков, порождаемых невежеством и поверхностными обобще­ниями,

         Четвертая особенность сознания связана с развити­ем у человека особых, новых сравнительно с животны­ми форм рационального познания: понятийного мыш­ления и связанной с ним членораздельной речи, оценоч­ного мышления и целевого характера мышления и поведения.

         Эти особенности человеческого сознания также име­ют свои предпосылки в животном мире. Но в своей раз­витой форме они присущи лишь человеку.

         Отличительной особенностью сознания человека яв­ляется, наконец, развитие общественного сознания, его сторон и форм: общественной психологии, идеологии, науки, искусства, морали, религии, философии. Обще­ственное сознание есть не только достояние всего чело­вечества, но и входит в содержание сознания каждого человека.

    

        

                   2.3. Структура и источники сознания

        

         Понятие «сознание» неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отраже­ние действительности независимо от того, на каком уровне оно осу­ществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном. В более узком и специальном значении под сознанием подразу­мевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности. Создание здесь структурно организовано, представляет собой це­лостную систему, состоящую из различных элементов, находящих­ся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отноше­ние к содержанию того что отражается. Развитие сознания пред­полагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и сте­пень ясности понимания. 0тсюда обыденное, научное, философское, эстетическое, религиозное осознание мира, а также чувст­венный и. рациональный уровни сознания. Ощущения, воспри­ятия, представления, понятия, мышление образуют ядро со­знания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компо­нент. Именно, благодаря сосредоточенности внимания определен­ный круг объектов находится в фокусе сознания. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личнос­ти включает в себя собственно чувства, представляющие собой от­ношения к внешним воздействиям.

         Чув­ства, эмоции суть компоненты структуры сознания.  Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное, сложно-структурированное целое.

         Перейдем теперь к вопросу об источниках сознания. Этот вопрос в течение длительного времени был и остается предметом анализа фи­лософов и естествоиспытателей. Выделяют следующие факторы:

         Во-первых, внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конк­ретно-чувственных и понятийных образов. В самих этих образах, нет самих этих же предметов даже в уменьшенном виде, нет ничего вещественно-субстратного от этих предметов; однако в сознании имеются их отображения, их копии (или символы), несущие в себе информацию о них, об их внешней стороне или их сущности. Такого рода информация является результатом вза­имодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей его постоянный непосредственный контакт с нею.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.