Сознание и самосознание
1. Введение
2. Сознание
2.1.Понятие сознания и его определение
2.2.Отличительные черты психики и сознания
2.3.Структура и источники сознания
2.4.Функции сознания
2.5.Активность сознания
2.6.Общественная природа сознания
3. Самосознание
3.1.Понятие самосознания
3.2.Структура и формы самосознания
3.3.Предметность и рефлективность самосознания
4. Заключение
1. Введение
Человеческое сознание является
сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания
делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия. Проблема
сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение
места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей
действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для
философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о
сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные
мировоззренческие и методологические установки любого философского направления.
Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они, по существу, всегда
имеют дело с единой проблемой:
анализом сознания как специфически
человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Эта
форма характеризуется, прежде всего выделением человека как своеобразной
реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром,
включая управление им.
Такое понимание природы сознания предполагает
очень широкий спектр вопросов, который делается предметом исследования не
только философии, но и специальных гуманитарных и естественных наук:
социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной
деятельности, а в настоящее время и информатики, кибернетики. Рассмотрение
отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на
определенную философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания.
Центральным философским вопросом всегда был и
остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о тех возможностях,
которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую
возлагает сознание на человека. Вторичность сознания по отношению к бытию
означает, что бытие выступает как более широкая система, внутри которой
сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом»
вписывания человека в эту целостную систему бытия.
Сознание выступает как особая форма
отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей
действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются
на основе практически- преобразовательной деятельности. Оно не только отражает,
но и творит мир. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно
возникает и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их
труда и общения.
2. Сознание
2.1. Понятие сознания и его
определение
Психика есть способность живых
существ создавать чувственные и обобщённые образы внешней действительности и
реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям, а у человека
также соответственно его интересам, целям и идеалам.
Сознание является частью психики, ибо в ней
происходят не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные
процессы. Сознательными называются такие психические явления и действия человека,
которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые,
следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или
чувствует.
Перейдем к вопросу к вопросу о том, чем
определяется, обусловливается возникновение и развитие сознания. Факторы,
которые определяют этот процесс, называют детерминантами или детерминаторами.
Внешними детерминаторами сознания являются природа
и общество. Сознание присуще лишь человеку, возникает и развивается лишь в
условиях общественной жизни. Однако оно обусловлено не только социально.
Внешняя действительность для животного — природа; для человека — природа и
общество. Поэтому сознание человека детерминировано внешними факторами двояко:
явлениями и законами природы и общественных отношений. В содержание сознания
входят мысли о природе и обществе (а также о людях как природных и общественных
существах).
Природа в процессе органической эволюции
создала ту анатомическую и
физиологическую систему, без коей невозможно
сознание, как продукт действия этой «машины». Но природа детерминирует
сознание не только генетически, создав предпосылки сознания. Она действует и в
условиях общества, формируя вторую сигнальную систему действительности и
изменяя характер действия рецепторов и анализаторов сообразно условиям общественной
жизни. Итак, вся телесная основа и механизмы сознания созданы и изменяются природой,
как в условиях животного, так и человеческого существования. Хотя физиологическая
основа сознания и ее механизмы и не входят в само содержание сознания, т. е. в
ту совокупность мыслей и чувств, которая в нем содержится, однако это
содержание обусловливается и определяется не только характером внешних явлений,
но и устройством воспринимающего их аппарата. Образ внешнего мира отличается
от самого внешнего мира. Сознание есть субъективный образ объективного мира.
Сознание присуще только человеку и возникло в
условиях общественной жизни. Лишь в последних условиях развился человеческий
разум и его контроль над волей. Именно общественная жизнь, основанная на труде,
создала человека с его сознанием.
Таким образом, говоря о сознании как
единстве двух детерминации, мы имеем в виду органический и неразрывный
комплекс двоякого рода факторов, определивших и определяющих развитие психики
человека, факторов, действовавших не порознь, а в единстве и
взаимопроникновении. Поэтому, занимаясь человеческим сознанием, мы все время
будем иметь в виду не только факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но и
факторы биологические, подвластные в полной мере законам органической природы,
а также факторы психологические, подвластные двум указанным детерминаторам.
Сознание детерминировано не только
действием внешних факторов. Сознание человека подчинено еще действию законов
нейрофизиологии и психологии (общей и социальной), т. е. имеет еще и
внутреннюю, психофизическую детерминацию. При этом физиологическая
обусловленность сознания, будучи внутренней, в том
смысле, что она осуществляется внутри
организма, является объективной,
материальной, а психологическая детерминация
имеет субъективный, идеальный характер. Внешняя детерминация — воздействие на
сознание объективного мира, природы и общества — является первичной, а
внутренняя, психофизиологическая обусловленность — вторичной. Если содержание
сознания определяется внешними факторами, то, с другой стороны, все явления
психики и сознания протекают в тех формах, которые
фиксируются законами и категориями
физиологической и психологической наук. Это ощущения, восприятия и представления,
мысли, эмоции, чувства, Память, воображение и пр. Психологические формы — это
как бы соединяющиеся сосуды, в которых «переливается» все содержание сознания.
По своей форме сознание не выходит за пределы психологических процессов.
Содержание и форма сознания не вполне
идентичны. Сознание человека есть отражение действительности, ее образ. Всякий
образ носит на себе отпечаток как того, что в нем отражается, так и того
материала, на котором этот снимок отпечатывается, и свойств того аппарата,
которым этот снимок сделан. Сознание это не только субъективно-психологическое
явление, а единство объективного и субъективного на основе объективного. Оно
имеет объективное содержание, прошедшее через различные психологические
«сита», «экраны», в виде установок и ориентации, налагаемых общественным
положением человека и его прошлым жизненным опытом.
В отдельных областях сознания
последнее подчиняется также и более специальным законам. Так, в области
познания оно совершается по законам логики, без соблюдения которых невозможна
правильная обработка полученного материала наблюдений и экспериментов. В
области явлений, ориентация в которых связана с оценками (политика, идеология,
этика, эстетика, право), сознание действует в соответствии со спецификой каждой
из этих областей. Вся умственная, познавательная, идеологическая и оценочная
деятельность людей подчинена закономерностям. Действие всех указанных групп
законов, выражающих сложный характер детерминации сознания, осуществляется в
их неразрывной связи и взаимопереплетении. Однако эта нераздельность не означает
потери каждой из этих групп своей самостоятельности и специфичности. Поэтому
мы, например, различаем рабочего:
а) как производительную силу, как
природную «машину», производящую продукт;
б) как члена общества, т. е. как
социальную единицу
в) как психологический,
разумно-эмоциональный комплекс в отличие от машины,на которой он работает.
Как же можно определить сознание?
Сознание — это высшая, свойственная
только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и
целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном
построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и
самоконтролировании поведения человека.
2.2. Отличительные черты
психики и сознания
Особенности человеческой психики и
сознания в большой степени также проблема философская и социологическая. При
исследовании этих последних сторон сознания необходимо, учитывать достижения
естественных и психологических наук о человеке, исправлять или конкретизировать
уже утвердившиеся положения на основе новых данных этих наук. Не только
познание, т. е. определенная функция сознания, но и сознание в целом включают
в себя две ступени, или формы, — чувственную и рациональную.
Особенности человеческого сознания
проявляются как на первой, так и на второй ступени, а также в соотношениях и в
«удельном весе» этих двух форм. Обычное представление, что сознание человека отличается
от психики животных лишь развитием рациональной ступени, является, с нашей точки
зрения, неполным, недостаточным. Эти отличия имеются и в чувственности. С
одной стороны, ряд живых существ обладает такими органами чувств или таким развитием
общих с человеком анализаторов, которые отсутствуют или неразвиты у человека;
с другой стороны, чувственная форма или сторона сознания человека как результат
навыков, воспитания, культуры и техники стоит на несравнимо более высоком
уровне, чем чувственность животных. Глаз художника, ухо музыканта, чувства
современного человека, вооруженного микроскопом и телескопом, сейсмографом,
средствами видения в темноте, на больших расстояниях и т. д., знают о вещах и
их свойствах несравненно больше, чем органы чувств животных, несмотря на
специфическое развитие некоторых из этих органов у последних. Это
обстоятельство следует, как нам кажется, считать первой отличительной
особенностью сознания человека.
Второй особенностью следует считать
большую роль в жизнедеятельности человека рациональной формы сознания
сравнительно с чувственной. Все развитие культуры вело не только к тому, что
действия человека становились все более разумными, не непосредственно
импульсивными, а обдуманными, но и к тому, что сама чувственность
обрабатывалась, меняя свое животное лицо, и теряла свое господство в сознании,
подчиняясь рациональному началу.
Третья особенность сознания человека
заключается в совершенствовании качества этой рациональной ступени, состоящей:
а) в развитии все большей широты и
абстрактности обобщений;
б) в уменьшении роли в них чувственного
элемента;
в) во все большем отходе абстракций от
непосредственного практического
приложения.
Указанные тенденции характеризуют не
только отличие мышления человека сравнительно с животными, но и сопутствуют
развитию цивилизации. Научное мышление очищает сознание от иллюзий и
предрассудков, порождаемых невежеством и поверхностными обобщениями,
Четвертая особенность сознания
связана с развитием у человека особых, новых сравнительно с животными форм
рационального познания: понятийного мышления и связанной с ним членораздельной
речи, оценочного мышления и целевого характера мышления и поведения.
Эти особенности человеческого
сознания также имеют свои предпосылки в животном мире. Но в своей развитой
форме они присущи лишь человеку.
Отличительной особенностью сознания
человека является, наконец, развитие общественного сознания, его сторон и
форм: общественной психологии, идеологии, науки, искусства, морали, религии,
философии. Общественное сознание есть не только достояние всего человечества,
но и входит в содержание сознания каждого человека.
2.3. Структура и
источники сознания
Понятие «сознание» неоднозначно. В
широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение
действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется —
биологическом или социальном, чувственном или рациональном. В более узком и
специальном значении под сознанием подразумевают не просто психическое
состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения
действительности. Создание здесь структурно организовано, представляет собой целостную
систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в
закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются
прежде всего такие моменты как осознание вещей, а также переживание, т.е.
определенное отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания
предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и
самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения
в объект и степень ясности понимания. 0тсюда обыденное, научное, философское,
эстетическое, религиозное осознание мира, а также чувственный и. рациональный
уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление
образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно
включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно, благодаря
сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе
сознания. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает
в себя собственно чувства, представляющие собой отношения к внешним
воздействиям.
Чувства, эмоции суть компоненты
структуры сознания. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его
элементов, а их интегральное, сложно-структурированное целое.
Перейдем теперь к вопросу об
источниках сознания. Этот вопрос в течение длительного времени был и остается
предметом анализа философов и естествоиспытателей. Выделяют следующие факторы:
Во-первых, внешний предметный и
духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в
виде конкретно-чувственных и понятийных образов. В самих этих образах, нет
самих этих же предметов даже в уменьшенном виде, нет ничего
вещественно-субстратного от этих предметов; однако в сознании имеются их
отображения, их копии (или символы), несущие в себе информацию о них, об их
внешней стороне или их сущности. Такого рода информация является результатом
взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей его постоянный
непосредственный контакт с нею.
Страницы: 1, 2, 3
|