Сознание и самосознание
смотреть на рефераты похожие на "Сознание и самосознание" ОБНИНСКИЙ ИНСТИТУТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ Кафедра философии и социальных наук РЕФЕРАТ Тема: Сознание и самосознание Выполнила студентка Группы
ЭКН-4-00 Руководитель: доктор
философских наук, профессор, академик Петраш
Ю. Г. ОБНИНСК* 2001 План реферата: Введение I. Сознание 1. Понятие сознания и его определение 2. Отличительные черты психики и сознания 3. Структура и источники сознания 4. Функции сознания 5. Активность сознания 6. Общественная природа сознания Ш. Самосознание 1. Понятие самосознания 2. Структура и формы самосознания 3. Предметность и рефлексивность самосознания IV. Заключение I. Введение Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно,
многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения
множества наук, среди которых философия. Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо
определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с
окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и
потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере
его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и
методологические установки любого философского направления. Естественно,
что подходы эти бывают разные, но все они, по существу, всегда имеют дело с
единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы
регуляции взаимодействия человека с действительностью. Эта форма
характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной
реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром,
включая управление им. Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр
вопросов, который делается предметом исследования не только философии, но и
специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии,
языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в
настоящее время и информатики , кибернетики. Рассмотрение отдельных
аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную
философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания. Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об
отношении сознания к бытию, вопрос о тех возможностях, которые
предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую возлагает
сознание на человека. Вторичность сознания по отношению к бытию означает,
что бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание
является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом»
вписывания человека в эту целостную систему бытия. Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления
отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим
способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически-
преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир.
Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и
развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и
общения. II. Сознание 1. Понятие сознания и его определение Психика есть способность живых существ создавать чувственные и
обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения
сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его
интересам, целям и идеалам. Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только
сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.
Сознательными называются такие психические явления и действия человека,
которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые,
следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или
чувствует. Перейдем к вопросу к вопросу о том, чем определяется, обусловливается
возникновение и развитие сознания. Факторы, которые определяют этот
процесс, называют детерминантами или детерминаторами. Внешними детерминаторами сознания являются природа и общество. Сознание
присуще лишь человеку, возникает и развивается лишь в условиях общественной жизни. Однако оно обусловлено не только социально. Внешняя
действительность для животного — природа; для человека — природа и
общество. Поэтому сознание человека детерминировано внешними факторами
двояко: явлениями и законами природы и общественных отношений. В содержание
сознания входят мысли о природе и обществе (а также о людях как природных и
общественных существах). Природа в процессе органической эволюции создала ту анатомическую и
физиологическую систему, без коей невозможно сознание, как продукт действия
этой «машины». Но природа детерминирует сознание не только генетически,
создав предпосылки сознания. Она действует и в условиях общества, формируя
вторую сигнальную систему действительности и изменяя характер действия
рецепторов и анализаторов сообразно условиям общественной жизни. Итак, вся телесная основа и механизмы сознания созданы и изменяются
природой как в условиях животного, так и человеческого существования. Хотя
физиологическая основа сознания и ее механизмы и не входят в само
содержание сознания, т. е. в ту совокупность мыслей и чувств, которая в нем
содержится, однако это содержание обусловливается и определяется не только
характером внешних явлений, но и устройством воспринимающего их аппарата.
Образ внешнего мира отличается от самого внешнего мира. Сознание есть
субъективный образ объективного мира. Сознание присуще только человеку и возникло в условиях общественной
жизни. Лишь в последних условиях развился человеческий разум и его контроль
над волей. Именно общественная жизнь, основанная на труде, создала человека
с его сознанием. Таким образом, говоря о сознании как единстве двух детерминации, мы
имеем в виду органический и неразрывный комплекс двоякого рода факторов,
определивших и определяющих развитие психики человека, факторов,
действовавших не порознь, а в единстве и взаимопроникновении. Поэтому,
занимаясь человеческим сознанием, мы все время будем иметь в виду не только
факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но и факторы биологические,
подвластные в полной мере законам органической природы, а также факторы
психологические, подвластные двум указанным детерминаторам. Сознание детерминировано не только действием внешних факторов. Сознание
человека подчинено еще действию законов нейрофизиологии и психологии (общей
и социальной), т. е. имеет еще и внутреннюю, психофизическую детерминацию.
При этом физиологическая обусловленность сознания, будучи внутренней, в том
смысле, что она осуществляется внутри организма, является объективной,
материальной, а психологическая детерминация имеет субъективный, идеальный
характер. Внешняя детерминация — воздействие на сознание объективного мира,
природы и общества — является первичной, а внутренняя, психофизиологическая
обусловленность — вторичной. Если содержание сознания определяется внешними факторами, то, с другой
стороны, все явления психики и сознания протекают в тех формах, которые
фиксируются законами и категориями физиологической и психологической наук.
Это ощущения, восприятия и представления, мысли, эмоции, чувства, Память,
воображение и пр. Психологические формы — это как бы соединяющиеся сосуды,
в которых «переливается» все содержание сознания. По своей форме сознание
не выходит за пределы психологических процессов. Содержание и форма сознания не вполне идентичны. Сознание человека есть
отражение действительности, ее образ. Всякий образ носит на себе отпечаток
как того, что в нем отражается, так и того материала, на котором этот
снимок отпечатывается, и свойств того аппарата, которым этот снимок сделан.
Сознание это не только субъективно-психологическое явление, а единство
объективного и субъективного на основе объективного. Оно имеет объективное
содержание, прошедшее через различные психологические «сита», «экраны», в
виде установок и ориентации, налагаемых общественным положением человека и
его прошлым жизненным опытом. В отдельных областях сознания последнее подчиняется также и более
специальным законам. Так, в области познания оно совершается по законам
логики, без соблюдения которых невозможна правильная обработка полученного
материала наблюдений и экспериментов. В области явлений, ориентация в
которых связана с оценками (политика, идеология, этика, эстетика, право),
сознание действует в соответствии со спецификой каждой из этих областей.
Вся умственная, познавательная, идеологическая и оценочная деятельность
людей подчинена закономерностям. Действие всех указанных групп законов,
выражающих сложный характер детерминации сознания, осуществляется в их
неразрывной связи и взаимопереплетении. Однако эта нераздельность не
означает потери каждой из этих групп своей самостоятельности и
специфичности. Поэтому мы, например, различаем рабочего:
а) как производительную силу, как природную «машину», производящую продукт; б) как члена общества, т. е. как социальную единицу
в) как психологический, разумно-эмоциональный комплекс в отличие от машины,
на которой он работает. Как же можно определить сознание? Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью
функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении
действительности, в предварительном мысленном построении действий и
предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании
поведения человека. 2. Отличительные черты психики и сознания Особенности человеческой психики и сознания в большой степени также
проблема философская и социологическая. При исследовании этих последних
сторон сознания необходимо, учитывать достижения естественных и
психологических наук о человеке, исправлять или конкретизировать уже
утвердившиеся положения на основе новых данных этих наук. Не только познание, т. е. определенная функция сознания, но и сознание в
целом включают в себя две ступени, или формы, — чувственную и рациональную.
Особенности человеческого сознания проявляются как на первой, так и на
второй ступени, а также в соотношениях и в «удельном весе» этих двух форм. Обычное представление, что сознание человека отличается от психики
животных лишь развитием рациональной ступени, является, с нашей точки
зрения, неполным, недостаточным. Эти отличия имеются и в чувственности. С
одной стороны, ряд живых существ обладает такими органами чувств или таким
развитием общих с человеком анализаторов, которые отсутствуют или неразвиты
у человека; с другой стороны, чувственная форма или сторона сознания
человека как результат навыков, воспитания, культуры и техники стоит на
несравнимо более высоком уровне, чем чувственность животных. Глаз
художника, ухо музыканта, чувства современного человека, вооруженного
микроскопом и телескопом, сейсмографом, средствами видения в темноте, на
больших расстояниях и т. д., знают о вещах и их свойствах несравненно
больше, чем органы чувств животных, несмотря на специфическое развитие
некоторых из этих органов у последних. Это обстоятельство следует, как нам
кажется, считать первой отличительной особенностью сознания человека. Второй особенностью следует считать большую роль в жизнедеятельности
человека рациональной формы сознания сравнительно с чувственной. Все
развитие культуры вело не только к тому, что действия человека становились
все более разумными, не непосредственно импульсивными, а обдуманными, но и
к тому, что сама чувственность обрабатывалась, меняя свое животное лицо, и
теряла свое господство в сознании, подчиняясь рациональному началу. Третья особенность сознания человека заключается в совершенствовании
качества этой рациональной ступени, состоящей: а) в развитии все большей широты и абстрактности обобщений; б) в уменьшении роли в них чувственного элемента; в) во все большем отходе абстракций от непосредственного практического
приложения. Указанные тенденции характеризуют не только отличие мышления человека
сравнительно с животными, но и сопутствуют развитию цивилизации. Научное
мышление очищает сознание от иллюзий и предрассудков, порождаемых
невежеством и поверхностными обобщениями, Четвертая особенность сознания связана с развитием у человека особых,
новых сравнительно с животными форм рационального познания: понятийного
мышления и связанной с ним членораздельной речи, оценочного мышления и
целевого характера мышления и поведения. Эти особенности человеческого сознания также имеют свои предпосылки в
животном мире. Но в своей развитой форме они присущи лишь человеку.
Отличительной особенностью сознания человека является, наконец, развитие
общественного сознания, его сторон и форм: общественной психологии,
идеологии, науки, искусства, морали, религии, философии. Общественное
сознание есть не только достояние всего человечества, но и входит в
содержание сознания каждого человека. 3. Структура и источники сознания Понятие «сознание» неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в
виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком
уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или
рациональном. В более узком и специальном значении под сознанием подразумевают не
просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму
психического отражения действительности. Создание здесь структурно
организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных
элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре
сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты как
осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отношение к
содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего
обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке.
Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в
объект и степень ясности понимания. 0тсюда обыденное, научное, философское,
эстетическое, религиозное осознание мира, а также чувственный и.
рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия,
мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают его структурной
полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент.
Именно, благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов
находится в фокусе сознания. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в
себя собственно чувства, представляющие собой отношения к внешним
воздействиям. Чувства, эмоции суть компоненты структуры сознания. Однако
сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их
интегральное, сложно-структурированное целое. Перейдем теперь к вопросу об источниках сознания. Этот вопрос в течение
длительного времени был и остается предметом анализа философов и
естествоиспытателей. Выделяют следующие факторы: Во-первых, внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и
духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и
понятийных образов. В самих этих образах, нет самих этих же предметов даже
в уменьшенном виде, нет ничего вещественно-субстратного от этих предметов;
однако в сознании имеются их отображения, их копии (или символы), несущие в
себе информацию о них, об их внешней стороне или их сущности. Такого рода
информация является результатом взаимодействия человека с наличной
ситуацией, обеспечивающей его постоянный непосредственный контакт с нею. Вторым источником сознания является социокультурная среда, общие
понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые
нормы, накопленные обществом знания; здесь и средства, способы, формы
познавательной деятельности.
Страницы: 1, 2
|