Сознание как форма отражения объективной действительности
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Общее понятие о сознании
2. Духовная сфера жизни общества
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Человек владеет
прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое,
так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и
теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с
глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена
сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все
достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные
тайны нашей духовной жизни.
В течение многих веков не
смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания.
Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени
божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по
отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и
рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные
идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо
ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все
совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека.
Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного
идеализма.
Если идеализм вырывает
пропасть между разумом и миром, то материализм ищет общность, единство между
явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального.
Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из
двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением
внешнего мира.
К важнейшим философским
вопросам, касающимся взаимоотношений между Миром и Человеком, относится и
внутренняя духовная жизнь человека, те основные ценности, которые лежат в
основе его существования. Человек не только познает мир как сущее, стремясь
раскрыть его объективную логику, но и оценивает действительность, пытаясь
понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное,
благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и пр.
Общечеловеческие ценности
выступают в качестве критериев степени как духовного развития, так и
социального прогресса человечества. К ценностям, обеспечивающим жизнь человека,
относятся здоровье, определенный уровень материальной обеспеченности,
общественные отношения, обеспечивающие реализацию личности и свободу выбора,
семья, право и др.
Ценности, традиционно
относимые к рангу духовных - эстетические, нравственные, религиозные, правовые
и общекультурные (образовательные), - рассматриваются обычно как части,
составляющие единое целое, называемое духовной культурой, что и будет предметом
нашего дальнейшего анализа.
1. Общее понятие о
сознании
Человек владеет
прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так
и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и
теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с
глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена
сознания.
Сознание - это высшая, свойственная лишь
человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к
миру и к самому себе, который представляет собой единство психических
процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и
своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной
организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими
людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов
предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих
значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти,
обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и
языка. Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только
сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы. Сознательными
называются такие психические явления и действия человека, которые проходят
через его разум и волю, опосредуются ими, которые, следовательно, совершаются
со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует. Таким образом, сознание
является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления
ею.
Сложность феномена
сознания дает почву для многих наук, каждая из которых изучает ту или иную его
сторону: физиология человека, психофизиология, нейрофизиология, биопсихология,
зоопсихология, психотерапия, социальная психология и т.д. Координацию и
взаимодействие этих наук обеспечивает философия благодаря своим возможностям
универсальных обобщений и предельно глубокого анализа.
Многие философы,
признавая эту многогранность и многосложность сознания, требуют признания
единственной, определяющей его стороны как сущности. Однако такой традиционно
присущий марксистской философии монизм в этом вопросе нам представляется
малопродуктивным. Есть по крайней мере несколько сторон сознания, которые можно
назвать сущностными в одинаковой степени, но в различных отношениях. Сознание,
безусловно, имеет свою сущностную сторону в духовной жизни человека —
интеллект, хотя мы и не намереваемся сейчас дать строгое и однозначное
определение этому важному человеческому качеству. Есть эмоциональная
составляющая человеческого сознания — чувственная доминанта, которой является,
по-видимому, способность человека любить - высшее проявление чувственности.
Гельвеций говорил:
“Чувства составляют
источник всех наших знаний... Мы располагаем тремя главными средствами
исследования: наблюдением природы, размышлением и экспериментом. Наблюдение
собирает факты; размышление их комбинирует; опыт проверяет результат комбинаций,...всякое
наше ощущение влечет за собой суждение, существование которого, будучи
неизвестным, когда оно не приковало к себе нашего внимания, тем не менее,
реально”.
Данный фрагмент может
служить иллюстрацией теории ассоциаций, приверженцем которой являлся Гельвеций
и на основе которой он объяснял природу сознания. Ее суть: последовательно
возникающие в мозгу ощущения накладываются друг на друга и образуют “пучок
ощущений”. Эти ощущения являются образами объективной действительности, а
возникающий на их основе логический мыслительный процесс закономерно отражает
объективную причинную связь вещей и явлений.
Мнение З.Фрейда:
“Быть сознательным - это,
прежде всего, чисто описательный термин, который опирается на самое
непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает нам далее, что
психический элемент, например, представление, обыкновенно не бывает длительно
сознательным. Наоборот, характерным является то, что состояние сознательности
быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее
мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при
известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период, мы
не знаем; можно сказать, что оно было скрытым (латент), подразумевая под этим
то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем,
что оно было бессознательным, мы также дадим правильное описание.
Бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально
сознательным...
Понятие бессознательного
мы, таким образом, получаем из учения о вытеснении. Вытесненное мы
рассматриваем как типичный пример бессознательного. Мы видим, однако, что есть
двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и
вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать
сознательным... Скрытое бессознательное, являющееся таковым только в
описательном, но не в динамическом смысле, называется нами предсознательным;
термин «бессознательное» мы применяем только к вытесненному динамическому
бессознательному; таким
образом, мы имеем теперь три термина: «сознательное» (Ширина полосы частот),
«предсознательное» (Vbw) и «бессознательное» (Ubw)”
Человек благодаря своему
сознанию осваивает далекие просторы Вселенной. При этом одним из самых
удивительных парадоксов, перед которым человек оказывается явно беспомощным,
является возникновение человеческого сознания. Главная трудность в понимании
сознания — почти сверхъестественная сложность самого этого феномена. В самом
деле, говоря о сознании, подразумевают столь обширный набор свойств и качеств
человека (и даже животного), что он с трудом вместился бы на странице текста.
Перейдем к вопросу о том,
чем определяется, обусловливается возникновение и развитие сознания. Факторы,
которые определяют этот процесс, называют детерминантами или детерминаторами.
Внешними детерминаторами
сознания являются природа и общество. Сознание присуще лишь человеку, возникает
и развивается лишь в условиях общественной жизни. Однако оно обусловлено не
только социально. Внешняя действительность для животного — природа; для
человека — природа и общество. Поэтому сознание человека детерминировано
внешними факторами двояко: явлениями и законами природы и общественных
отношений. В содержание сознания входят мысли о природе и обществе (а также о
людях как природных и общественных существах).
Понятие «сознание»
неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение
действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется —
биологическом или социальном, чувственном или рациональном.
Функции сознания — это
такие его свойства, которые делают сознание орудием, инструментом познания,
общения, практического действия. Орудие есть средство для действия.
Коренная и главнейшая
функция сознания есть получение знания о природе, обществе и человеке.
Отражательная функция
сознания, является самой общей и всеохватывающей его функцией. Однако отражение
имеет различные стороны, имеющие свою специфику и связанные с этой спецификой
другие, более специальные функции. Функцию сознания, а именно, что оно
раскрывает отношение между человеком и действительностью.
Сознание как отношение
между объектом и субъектом присуще лишь человеку. У животных отсутствует
субъективная сторона отношения.
Активность сознания, как и его уже рассмотренные функции, является реальным свойством сознания, вытекающим из природы последнего и «работающим» на различных уровнях: сенсорном, понятийном и социальном. Психика вообще и сознание человека в частности обладают рядом свойств, проистекающих из их назначения в процессе органической эволюции и роли в общественной жизни. Из этих многообразных качеств можно выделить два атрибута психики: свойства отражения и активности. Отражение наиболее адекватно выражает природу, сущность психики, без коей невозможно выполнение ее назначения как орудия ориентировки организма в его жизненных условиях; активность же психики является основным внутренним условием для осуществления этого назначения. Для животного важно не только получить сигнал о присутствии пищи или врага, но и схватить пищу или отразить нападение врага. Отражение не имело бы биологического смысла без активности. Сознание человека как высшая форма психики имеет еще более сложное назначение — преобразование внешнего и внутреннего мира человека в целях общественной жизни. Выполнение этого объективного назначения поднимает значение активности сознания на неизмеримо большую высоту, чем активность психики животных.
Итак, вся телесная основа
и механизмы сознания созданы и изменяются природой, как в условиях животного,
так и человеческого существования. Хотя физиологическая основа сознания и ее
механизмы и не входят в само содержание сознания, т. е. в ту совокупность
мыслей и чувств, которая в нем содержится, однако это содержание
обусловливается и определяется не только характером внешних явлений, но и
устройством воспринимающего их аппарата. Образ внешнего мира отличается от
самого внешнего мира. Сознание есть субъективный образ объективного мира.
Сознание присуще только
человеку и возникло в условиях общественной жизни. Лишь в последних условиях
развился человеческий разум и его контроль над волей. Именно общественная
жизнь, основанная на труде, создала человека с его сознанием.
Таким образом, говоря о
сознании как единстве двух детерминации, мы имеем в виду органический и
неразрывный комплекс двоякого рода факторов, определивших и определяющих
развитие психики человека, факторов, действовавших не порознь, а в единстве и
взаимопроникновении. Поэтому, занимаясь человеческим сознанием, мы все время
будем иметь в виду не только факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но и
факторы биологические, подвластные в полной мере законам органической природы,
а также факторы психологические, подвластные двум указанным детерминаторам.
Сознание детерминировано
не только действием внешних факторов. Сознание человека подчинено еще действию
законов нейрофизиологии и психологии (общей и социальной), т. е. имеет еще и
внутреннюю, психофизическую детерминацию. При этом физиологическая
обусловленность сознания, будучи внутренней, в том смысле, что она
осуществляется внутри организма, является объективной, материальной, а
психологическая детерминация имеет субъективный, идеальный характер. Внешняя
детерминация — воздействие на сознание объективного мира, природы и общества —
является первичной, а внутренняя, психофизиологическая обусловленность —
вторичной.
Если содержание сознания
определяется внешними факторами, то, с другой стороны, все явления психики и
сознания протекают в тех формах, которые фиксируются законами и категориями
физиологической и психологической наук. Это ощущения, восприятия и
представления, мысли, эмоции, чувства, Память, воображение и пр.
Психологические формы — это как бы соединяющиеся сосуды, в которых
«переливается» все содержание сознания. По своей форме сознание не выходит за
пределы психологических процессов.
2. Духовная сфера
жизни общества
Духовная сфера общества —
это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь
общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия,
мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее
важнейшей, приоритетной функцией определения ценностно-нормативной системы
общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного
сознания и интеллектуально-нравственный потенциал общества в целом.
В духовной жизни
выделяются структурные элементы, облагающие специфическими свойствами и в силу
этого по-разному направляющие социальную жизнь. Каждый человек, коллектив или
общество имеют тот или иной запас витальных сил, которые находят выражение в
аффективных настроениях и действиях. Любовная страсть или ненависть,
воодушевление, гнев или апатия, ужас или прилив отвращения, охватывая индивида,
становятся источником соответствующих поступков. Но и общество в целом может
приходить в состояние энтузиазма или апатии, негодования или удовлетворения,
агрессивности или усталости. Это зависит от складывающейся ситуации, от тех
вызовов, с которыми ему приходится сталкиваться и которые в том или ином плане
затрагивают (или не затрагивают) его коренные интересы. Важной характеристикой
таких настроений является потребность в незамедлительном (или максимально
быстром) удовлетворении страсти, владеющей индивидом или обществом, желание
снять напряжение или выразить его — через митинг, пикетирование, агитацию,
шествие, стачку, погром, голосование и т.д.
Конечно, всякая
полноценная социокультурная система включает в себя и специальную сферу,
выделенную во времени или в пространстве, где допускается и даже поощряется
аффективное поведение, нарушающее нормы и ценности, считаемые общепринятыми и
нормальными, но обыденными. Таковы, в частности, многие проявления праздничной
культуры, получающие, пожалуй, свое наиболее яркое выражение в карнавалах и
народных гуляниях, принятых у всех народов. Таковы и многие проявления массовой
культуры, широко внедрившиеся в современном мире, однако в сферах, четко
отделенных от производства с его жесткой рациональностью и принципами
эффективности.
Страницы: 1, 2
|