рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Становление неоклассической модели секуляризации в западной социологии религии второй половины 20 в.

Все вышеуказанные процессы приводят к кардинальным изменениям самих религиозных организаций: происходит процесс превращения церквей в секты и деноминации92. Само существование такого типа религиозной организации как церковь (в социологическом смысле) оказывается под вопросом.

Сами религии не остаются безучастными к тому, что с ними происходит. Секуляризация приводит к ряду изменений самих религиозных организаций: экуменические настроения (стремление религий сплотиться с целью совместного выживания), бюрократизация (совершенствование своего управленческого аппарата для успешного выживания в новых условиях), профессионализация (подчёркивание своего особого статуса специалистов в области религиозной деятельности), приспособление своих идей под светские ценности и т.д.93.

Какие выводы делаются о перспективах рассматриваемого явления? Никто из учёных не считает, что секуляризация должна закончиться неминуемым исчезновением религии. Религия, безусловно, сохранится, однако её существование в обществе будет неизбежно определяться теми процессами, которые заявили о себе в ходе модернизации94. При этом секуляризация не приветствуется как благо, скорее это просто констатация факта. Об этом пишет, например, Уилсон: «Понятие “секуляризации” не используется ни в каких идеологических целях, ни для того, чтобы приветствовать некоторый процесс, ни для того, чтобы его оплакивать. Просто принимается как факт, что религия ... утратила своё влияние ...»95. Более того, секуляризация несёт с собой ряд негативных последствий:

разрушение «сакрального космоса», появление у современного человека чувства «бездомности»96, утрата теплоты человеческих взаимоотношений и т.д. Не исключены даже, как полагает Бергер, попытки повернуть процесс секуляризации вспять, однако у этого начинания есть определённый предел, дальше которого пойти вряд ли удастся97.

Эта основа неоклассической модели была в конце 70-х гг. дополнена такими исследователями как Д. Мартин и Р. Фенн. Д. Мартин, заинтересовавшийся проблематикой секуляризации ещё в 60-е гг., свой основной и наиболее известный вклад в разработку неоклассической модели внёс в 1978 г. работой «Общая теория секуляризации»98. Исследование открывается указанием на то, что «некоторые общие тенденции по направлению к секуляризации в индустриальных обществах уже были достаточно хорошо описаны»99. Его же задача - сделать теорию секуляризации более восприимчивой к особенностям конкретных обществ. Суть его размышлений следующая: существуют «универсальные процессы», затрагивающие религию в тех обществах, которые вступили на путь модернизации. Это вступление условно знаменуется определённым решающим историческим событием, например, революцией. На характер протекания секуляризации будет оказывать влияние та конкретная культурная и религиозная конфигурация, которая сложилась в обществе на момент решающего события100.

Он постулирует четыре основные модели протекания секуляризации: англо-саксонская, американская, французская (или латинская) и русская, другие модели есть лишь вариации этих. В каждой модели секуляризация принимает особые очертания, обусловленные особенностями четырёх типов обществ101. Помимо четырёх моделей он выделяет два базовых сценария религиозного развития модернизирующегося общества: «порочная» и «благотворная» спираль. «Порочная» спираль, когда модернизация принимает форму антирелигиозной борьбы и приводит к расколу общества на два непримиримых лагеря, обычно характерна для обществ с религиозной - 19 - монополией. В таком случае секуляризация ведёт к упадку религиозности (Франция). «Благотворная» спираль, когда модернизация не связана ни с какими антирелигиозными выступлениями, а религия на компромиссном условии сохраняют своё место в современном обществе (США), обычно связана с религиозным плюрализмом102.

Р. Фенн, в свою очередь, в работе «На пути к общей теории секуляризации»103 также делает ряд ценных замечаний относительно секуляризации. Главное из этих замечаний заключается в том, что секуляризацию невозможно понимать как механический процесс, который по раз и навсегда заданным контурам отделяет сакральное от светского, заменяя одно другим. Такой подход не учитывает, что граница между сакральным и светским постоянно переопределяется как религиозными группами, стремящимися ограничить переделы действия светской власти, так и индивидами, имеющими свои представления о религии104. Соответственно, секуляризация не есть результат действия каких-то абстрактных факторов: «индивиды и группы ответственны за секуляризацию: не безличные и абстрактные силы типа технологии или образования, но живые и активные деятели»105. Именно за это излишнее внимание к абстрактным процессам Фенн критикует теории секуляризации прежних лет, отвлекающие внимание от конкретных творцов секуляризации106.

Выше была описана та основа, которая объединяла достаточно разношёрстные теории секуляризации 60-х - 70-х гг., также были обозначены те важные уточнения, которые были в неё чуть позднее внесены. Однако теории тех лет отнюдь не сразу были осознаны в их внутреннем единстве и синтезированы в общую модель, названную здесь неоклассической. Это осознание началось только в начале 80-х гг. и отчасти могло быть связано со всё нарастающей со второй половины 70-х гг. волной критических публикаций, направленных против понятия «секуляризации» как такового107. Рост скептического отношения исследователей к тезису о секуляризации мог во многом быть вызван тем религиозным подъёмом, который совершенно - 20 - неожиданно начался после казавшегося необратимым спада 60-х гг.108. При этом критики постоянно смешивали исследования 60-х - 70-х гг. с теориями секуляризации XIX в., а также не проводили необходимого различия между «секуляризацией» как нейтральной категории, констатирующей факт утраты религией своей социальной значимости, и «секуляризмом» как идеологии, приветствующей этот процесс. В таких условиях исследователи, разделявшие идеи Парсонса, Уилсона, Бергера, Лукмана и прочих, просто вынуждены были чётко разъяснить и себе и окружающим, что они имеют в виду, когда говорят о секуляризации. Также необходимо было отмежеваться от тех работ и авторов, которые не имели никакого отношения к научной модели секуляризации. Этот процесс осознания внутреннего единства теорий 60-х - 70-х гг. был связан, прежде всего, с именем К. Доббелере. Кроме того, не последнюю роль в этом сыграл уже упоминавшийся Б. Уилсон, с 60-х гг. и вплоть до самой своей смерти в 2003 г. остававшийся активным участником дискуссий о секуляризации и отстаивавший правоту своей позиции.

Начало процессу объединения прежде разрозненных теорий и их синтезу в единую модель положила работа К. Доббелере «Секуляризация: многомерное понятие»109. Здесь теории секуляризации 60-х - 70-х гг. впервые явно сведены вместе. Доббелере очерчивает тот круг авторов, который имеет отношение к научному изучению секуляризации (Парсонс, Уилсон, Бергер, Лукман, Мартин, Фенн), излагает основные идеи и положения, а также актуальные вопросы, стоящие перед исследователями процессов секуляризации110. Однако всё же преждевременно было бы считать, что в работе Доббелере теории 60-х - 70-х гг. окончательно осознаются в своём единстве. Тот же Доббелере подчёркивает, что в существующих теориях под секуляризацией понимаются три различных процесса: лаицизация (изменение положения религии в обществе), религиозные изменения и изменения индивидуальной религиозности111. Перспективы сведения этих трёх процессов в единую общую модель только - 21 - намечаются, а сам Доббелере через несколько лет публикует статью, посвящённую именно различиям между теориями 60-х - 70-х гг.112. Процесс, начатый Доббелере, продолжается все 80-е и затрагивает начало 90-х гг., он сопровождается, с одной стороны, постоянными огульными нападками на понятие секуляризации113, а с другой стремлением сторонников неоклассической модели секуляризации разъяснить свои позиции114. Только в начале 90-х гг. то, что здесь было названо неоклассической моделью секуляризации, было осознано в своём единстве всеми участниками «спора о секуляризации»: сторонниками115, критиками116 и независимыми исследователями117.

Список литературы

1 The desecularization of the world: resurgent religion and world politics (ed. P.L. Berger). - Washington, D.C.: Grand rapids, 1999.

2 Wallis R., Bruce S. Secularization: the orthodox model // Religion and modernization (ed. S. Bruce). - Oxford: Oxford university press, 1992. - PP. 8-30.

3 Wilson B. Secularization: the inherited model // The sacred in a secular age (ed. Ph.E. Hammond). - Berkeley & Los Angeles: University of California press, 1985. - PP. 9-20. 4 Warner R.S. Work in progress toward a new paradigm for the sociological study of religion in the United States // American journal of sociology. - 1994.Vol. 98. - PP. 1044-1093. 5 Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. - М.: РОССПЭН, 2006. 6 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. - М.: Канон, 1996. 7 Тённис Ф. Общность и общество: основные понятия чистой социологии. - СПб.: Владимир Даль, 2002. 8 Luckmann Th. Theories of religion and social change // The Annual Review of the Social Sciences of Religion. - 1977. Vol. 1. - PP. 1-28.

9 Tschannen O. La genese de l’approche moderne de la secularization: une analyse en histoire de la sociologie // Social Compass. - 1992. Vol. 39. - No. 2. - PP. 291-308.

10 Например, критики неоклассической модели секуляризации, выдвигая альтернативную модель религиозной эволюции, также апеллируют к работам Вебера и Дюркгейма, называя в качестве основных для себя произведений работы «Протестантские секты и дух капитализма» (Вебер) и «Элементарные формы религиозной жизни» (Дюркгейм)(См. Warner R.S. Work in progress toward a new paradigm for the sociological study of religion in the United States... P. 1052).

11 Петрученко О. Латинско-русский словарь. - СПб.: Лань, 2001. - С. 496. 12 Подробнее см.: http://www.newadvent.org/cathen/13677a.htm (14.11.2007). 13 Подробнее об истории понятия «секуляризация» см. Lubbe H. Sakularisierung: geschichte eines ideenpolitischen begriffs. - Freiburg: Karl Alber, 1975.

14 Ibid... S. 27-55.

15 Ibid... S. 68.

16 Luckmann Th. The invisible religion: the problem of religion in modern society. - L.: Collier-macmillan, 1970. - P. 18.

17 Яблоков И.Н. Методологические проблемы социологии религии. - М., 1972. - С. 24.

18 Там же.

19 См. например Lynd R.S., Lynd H.M. Middletown. - N.Y.: Harcourt, Brace and Company, 1929. 20 См. Becker H. On the Process of Secularisation I // Sociological Review. - 1932. Vol. 24. - PP. 138-154; Becker H. On the Process of Secularisation II // Sociological Review - 1932. Vol. 24. - PP. 266-286. 21 Tschannen O. La genese de l’approche moderne de la secularization: une analyse en histoire de la sociologie... P. 293.

22 Luckmann Th. The invisible religion: the problem of religion in modern society... P. 20. 23 О Г. Ле Бра см.: Steeman G.Th.M. La conception de la sociologie religieuse chez Gabriel Le Bras // Social Compass. - 1958. Vol. 6. - No. 1; о «религиозной социологии» см.: Яблоков И.Н. Методологические проблемы социологии религии... СС. 26-33; Brewer J.D. Sociology and theology reconsidered: religious sociology and the sociology of religion in Britain // History of the human sciences. - 2007. Vol. 20. - No. 2. - PP. 7-28.

24 Tschannen O. Le dйbat sur la sйcularisation а travers les Actes de la CISR... P. 77. 25 См. Щипкова Т.А. Секуляризация как проблемное поле западной христианской теологии XX века // Религиоведение. - 2004. - № 2. - СС. 80-93; Monod J.-C. La querelle de la secularisation de Hegel a Blumenberg. - Paris: Librairie philosophique J. Vrin, 2002.

26 Побережников И.В. Переход от традиционного к индустриальному обществу. - М.: РОССПЭН, 2006. - С. 59.

27 Brown C. The secularisation decade: what the 1960s have done to the study of religious history // The decline of Christendom in Western Europe, 1750-2000 (ed. H. McLeod, W. Ustorf). - Cambridge, N.Y., Melbourne, Madrid, Cape Town, Singapore, Sгo Paulo: Cambridge university press, 2003. - P. 29. 28 Martin D. The Sociology of Religion: A Case of Status Deprivation? // The British Journal of Sociology. - 1966. Vol. 17. - No. 4.

29 Lauwers J. Les theories sociologiques concernant la secularisation - Typologie et critique // Social compass. - 1973. Vol. 20. - No. 4. - P. 524.

30 См. Luckmann Th. Theories of religion and social change... P. 17; Tschannen O. Sociological Controversies in Perspective // Review of Religious Research. - 1994. Vol. 36. - No. 1 - P. 78. 31 См. Berger P., Luckmann Th. Sociology of religion and sociology of knowledge // Sociology and social research. - 1963. Vol. 47. - PP. 417-427; также см. Tschannen O. Sociological Controversies in Perspective... P. 78. 32 Подробнее см. Tschannen O. Le dйbat sur la sйcularisation а travers les Actes de la CISR // Social Compass. - 1990. Vol. 37. - No. 1. - PP. 76-77.

33 См. Tschannen O. Le dйbat sur la sйcularisation а travers les Actes de la CISR... PP. 75-84. 34 Shiner L. The concept of secularization in empirical research // Journal for the scientiёc study of religion - 1967. Vol. 6. - PP. 209-217.

35 Martin D. Towards eliminating the concept of secularization // Penguin survey of the social sciences (ed. J. Gould). - Baltimore, MD: Penguin, 1965. - P. 169.

36 Ibid... P. 182.

37 Вскоре Мартин опровергнет собственные слова, выпустив работу под названием «Общая теория секуляризации» (см. Martin D. A general theory of secularization. - Oxford: Blackwell pub., 1978). 38 Parsons T. Religion in a modern pluralistic society // Review of religious research. - 1966. Vol. 7. - No. 3. - PP. 125-146; Parsons T. Christianity // International encyclopedia of the social sciences. - Vol. 2 - N.Y.: Macmillan/Free press, 1968. - PP. 425-447; Parsons T. Religion in postindustrial America: the problem of secularization // Social research. - 1974. Vol. 41. - No. 2. - PP. 193-225. 39 Wilson B. Religion in secular society: a sociological comment. - L.: Watts, 1966; Wilson B. Contemporary transformations of religion. - Oxford: Clarendon press, 1976; Wilson B. Aspects of secularization in the West // Japanese Journal of Religious Studies. - 1976. Vol. 3. - No. 4. 40 Berger P.L. The social reality of religion. - Harmondsworth: Penguin, 1969; Berger P.L., Berger B., Kellner H. The homeless mind: modernization and consciousness. - N.Y.: Random House, 1974. 41 Luckmann Th. The invisible religion: the problem of religion in modern society...; Luckmann Th. The structural conditions of religious consciousness in modern societies // Japanese journal of religious studies. - 1979. Vol. 6. - No. 1-2. - PP. 121-137.

42 Fenn R.K. Toward a theory of secularization. - Society for the scientiёc study of religion, 1978.

43 Martin D. A general theory of secularization...

44 Dobbelaere K. Secularization: a multi-dimensional concept // Current sociology - 1981. Vol. 29. - PP. 1-213. 45 Парсонс Т. Система современных обществ. - М.: Аспект-пресс, 1998. - С. 44. 46 Bellah R.N. Civil religion in America // Daedalus - 1967. Vol. 96. - PP. 1-21. 47 Parsons T. Religion in a modern pluralistic society... P. 135.

48 Ibid... 132-134.

49 Fenn R.K. The process of secularization: a post-parsonian view // Journal for the scientiёc study of religion. - 1970. Vol. 9. - No. 2. - PP. 117-136.

50 Luckmann Th. The invisible religion: the problem of religion in modern society... P. 22.

51 Ibid... P. 40.

52 См. Парсонс Т. Система современных обществ...

53 Parsons T. Evolutionary universals in society // American journal of sociology. - 1964. Vol. 29. - PP. 339-357.

54 Парсонс Т. Система современных обществ... С. 44.

55 Wilson B. Religion in sociological perspective. - Oxford: Oxford university press, 1982. - P. 153.

56 Тённис Ф. Общность и общество...

57 Berger P.L., Berger B., Kellner H. The homeless mind: modernization and consciousness... P. 9. 58 Luckmann Th. The invisible religion: the problem of religion in modern society... P. 124-125.

59 Parsons T. Religion in a modern pluralistic society...

60 Luckmann Th. The invisible religion: the problem of religion in modern society... 61 Wilson B. Religion in secular society: a sociological comment...

62 Ibid... P. XIV.

63 Ibid... P. XII.

- 23 - 64 Berger P.L. The social reality of religion... P. 113.

65 Конечно, есть у них и ещё одно измерение секуляризации: секуляризация как упадок личной религиозности (см. Berger P.L. The social reality of religion... P. 113; Wilson B. Contemporary transformations of religion... P. 13). Однако для них это второстепенная трактовка. 66 Это было общее убеждение исследователей того времени (см. Эйзенштадт Ш., Шлюхтер В. Пути к различным вариантам ранней современности: сравнительный обзор // Прогнозис: журнал о будущем. - 2007.

-.№ 2 (10) - СС. 213-214).

67 Wilson B. Religion in secular society: a sociological comment...

68 Ibid... P. X.

69 Ibid ... P. XIV.

70 Wilson B. Secularization: the inherited model... P. 16.

71 Parsons T. Religion in a modern pluralistic society... P. 125.

72 Ibid... P. 125.

73 Wilson B. Religion in secular society: a sociological comment... P. 113. 74 Luckmann Th. The invisible religion: the problem of religion in modern society... P. 137. 75 Например, см. Parsons T. Christianity // International encyclopedia of the social sciences. - Vol. 2 - N.Y.:

Macmillan/Free press, 1968. - PP. 425-447.

76 Berger P.L. The social reality of religion... P. 132.

77 Wilson B. Religion in secular society: a sociological comment... P. 56.

78 Berger P.L. The social reality of religion... P. 113.

79 См. Wilson B. Religion in sociological perspective... P. 156. 80 См. Berger P.L., Berger B., Kellner H. The homeless mind: modernization and consciousness... 81 См. Ibid... P. 64; Luckmann Th. The invisible religion: the problem of religion in modern society... P. 124-125.

82 Парсонс Т. Система современных обществ... С. 44.

83 Wilson B. Aspects of secularization in the West... PP. 268-269.

84 Berger P.L. The social reality of religion... 136-137.

85 См. например: Berger P.L., Berger B., Kellner H. The homeless mind: modernization and consciousness... P. 138-142; Parsons T. Religion in a modern pluralistic society... P. 134. 86 Wilson B. Contemporary transformations of religion... P. 13. 87 Wilson B. Religion in sociological perspective... P. 159-160. 88 Luckmann Th. The invisible religion: the problem of religion in modern society... P. 124-125. 89 Berger P.L., Luckmann Th. Secularization and pluralism // International Yearbook for the Sociology of Religion.

- 1966. - PP. 73-84.

90 Berger P.L. The social reality of religion... P. 142.

91 Luckmann Th. The invisible religion: the problem of religion in modern society... P. 98. 92 Wilson B. Religion in secular society: a sociological comment... P. 220. 93 Ibid ... P. 136-137; Wilson B. Contemporary transformations of religion... P. 12.

94 Berger P.L. The social reality of religion... P. 173.

95 Wilson B. Religion in secular society: a sociological comment... P. xi. 96 См. Berger P.L., Berger B., Kellner H. The homeless mind: modernization and consciousness...

97 Ibid... P. 199; Ibid... P. 215-230.

98 Martin D. A general theory of secularization...

99 Ibid... P. 2.

100 Ibid... P. 15.

101 Подробнее см. Ibid... P. 7-8.

102 Ibid... P. 16-17.

103 Fenn R.K. Toward a theory of secularization...

104 Ibid... P. 60.

105 Ibid... P. xii.

106 Ibid ... P. xx.

107 Glasner P. The sociology of secularisation. - L.: Routledge, 1977; Bell D. The return of the sacred // British Journal of Sociology. - 1977. Vol. 28. - No. 4. - PP. 419-449. 108 Подробнее об этом религиозном подъёме см. Casanova J. Public religions in the modern world. - Chicago:

Chicago university press, 1994. - PP. 3-5.

109 Dobbelaere K. Secularization: a multi-dimensional concept...

110 Ibid ... P. 152-153.

111 Ibid ... PP. 11-12. Позднее Доббелере будет говорить о трёх уровнях секуляризации: макро, мезо и микро (см. Dobbelaere K. Towards an integrated perspective of the processes related to the descriptive concept of secularization // The secularization debate (ed. W.H. Swatos, D.V.A. Olson). - Lanham, Boulder, N.Y., Oxford:

Rowman & Littleёeld publishers, inc., 2000. - PP. 21-39).

112 Dobbelaere K. Secularization theories and sociological paradigms: convergences and divergences // Social Compass. - 1984. Vol. 31. - No. 2-3. - PP. 199-219.

- 24 - 113 См. например: Stark R., Bainbridge W.S. The Future of religion: secularization, revival and cult formation. - Berkeley: University of California press, 1985; Hadden J.K. Toward desacralizing secularization theory // Social forces - 1987. Vol. 65. - PP. 587-611.

114 См. например: Wilson B. The return of the sacred? // Journal for the scientiёc study of religion. - 1979. Vol. 18. - No. 3. - PP. 268-280; Wilson B. Secularization: the inherited model... PP. 9-20; Lechner F.J. The case against secularization: a rebuttal // Social force. - 1991. Vol. 69. - No. 4. - PP. 1103-1119. 115 Wallis R., Bruce S. Secularization: the orthodox model... 116 Warner R.S. Work in progress toward a new paradigm for the sociological study of religion in the United States...

117 Tschannen O. The secularization paradigm: a systematization...

Аннотация.

D.A. Uzlaner The formation of the neoclassical model of secularization in the western sociology of religion of the second half of the XXth century. This article is devoted to the formation of the neoclassical model of secularization in the western sociology of religion of the second half of the XXth century. Two stages are marked out in this formation. The ёrst stage starts in the 60-s, when T. Parsons, B. Wilson, P. Berger, T. Luckmann, leaning on K. Marx, M. Weber, E. Durkheim, F. Tonnies, created their theories aimed at explaining the fate of religion in the modern society. Though these theories differ in many aspects there inner unity is demonstrated. In the late 70-s D. Martin and R. Fenn made important contributions to these theories. The second stage, when the unity of these theories was realized and they were synthesized in one model here called neoclassical, starts in the 80-s as a response to the severe criticism to which the notion «secularization» was at that period subjected and lasts till early 90-s. Main ёgures at that stage are K. Dobbelaere and B. Wilson.

Д.А. Узланер Становление неоклассической модели секуляризации в западной социологии религии второй половины xx в.

Статья посвящена становлению неоклассической модели секуляризации в западной социологии религии второй половины XX в. Выделяются две стадии этого становления. Первая стадия относится к 60-м - 70-м гг., когда Т. Парсонс, Б. Уилсон, П. Бергер, Т. Лукман, опираясь на наследие К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Ф. Тённиса, создают ряд теорий, призванных объяснить положение религии в современном обществе. При всём различии этих теорий демонстрируется их внутреннее единство. В конце 70-х ряд важные уточнений в эти теории вносят Д. Мартин и Р. Фенн. Затем в начале 80-х гг. по причине усиливающейся критики начинается вторая стадия, связанная с осознанием внутреннего единства теорий прежних лет и их синтезом в единую модель. Особую роль на этой стадии, продолжавшейся до начала 90-х гг., сыграли К. Доббелере и Б. Уилсон.

Сведения об авторе: Узланер Дмитрий Александрович - аспирант кафедры философии религии и религиоведения Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта <http://www.bibliofond.ru>



Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.