рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Шпоры. Кандидатский минимум по Философии 2004 (Мишин А.В.)

p> Взаимоотношения Ф. и Н. Имеют длительную историю. В античной и средневековой их почти не различали(наука была развита слабо). В Новое время было введено понятия универсальной науки, т.е. философию, а остальные науки считались как части философии-это продолжалось недолго. С одной ст. в филос. среде возникло движении против признания Ф. наукой, т.к. считали
(Шопенгауэр, Ницше) она жизненней всякой науки, она есть искусства. С др. стороны чувствовалось давления наук на философию.
Ф. имеет научное содержание, поэтому она является наукой. Но на ряду с научным философия обладает также эстетическим и этическим содержанием.
Из 4-х совр. Ф. движений (аналитизм, феноменология, герменевтика и постмодернизма)- наиболее продуктивно философией науки занимается аналитизм. Феноменологи разрабатывают общую теорию познания, её влиянияна современную науку пока еще не очень значительно. Герменевтики и постмодернизм, то их влияния сказывается существенно в области гуманитарных наук.

Билет№13
Антропологическое направления в Ф.
Происхождение человека.
В Библии излагается миф о творении человека Богом. В настоящее время существуют следующие основные гипотезы происхождения человека:
1. натуралистическая. а) Человек создан природой, значит, по Дарвину, возникновение чел-ка подготовлено, оно произошло в процессе естественного отбора. б) в социобиологии: чел-к появился в результате мутации - изменений в наследственности. Они вызвали перестройку организма животного и произошел человек. в) чел-к всегда существовал на Земле, но для этого надо допустить вечное существование Земли. Это не верно, чел-к вечно существует в природе, космосе, Земля заселена пришельцами из космоса.
2. идеалистическая. Наиболее четко выражена Гегелем. В предке чел-ка
“дремал”мировой разум, а затем проснулся. Обнаружение мир.разума в чел-ке выразилось в становлении ознания, прямой походке и развитии правой руки.
Культурные ценности формируют чел-ка. Культура - продукт сознания людей, сознание - продукт мрового разума..
3. выражается в трудовой теории возникновения чел-ка. С момента появления мат.производства начинается процесс возникновения чел-ка и общ-ва. Общ-во выступает как способ бытия человека. Отсюда берет начало антропосоциогенез.
Труд. теория говорит о том, что, благодаря труд. деят-ти появляется человек. Творческая роль труда выразилась в том, что человек стал производить орудия труда и с их помощью материальные ценности. появл. речи и языка. С помощью орудий труда общаться нельзя.
Вырабатывается язык слов, в членоразд. речи, звуках фиксир-ся символы. Символы в матер. смысле - слова и графич. изображение - это средство изобрет. человеком для общения . Слово - инструмент к формированию людского коллектива. Слово позволило вынести внутр. мир формирующегося человека во вне и сделать внутр. наглядным.

Билет №14
Русская филосовская мысль 19 - 20 в.

Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако Р фил во многом складывалась под влиянием социально културных процессов, происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в становлении рус. фил мысли.

Первым р мыслителем мир уровня был конечно же Ломоносов (1711 -
1765). - гениальный ученый-энциклопедист.

А.Н. Радищев (1749 - 1802). - отстаивал материалист фил позиции, считая, что “бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе”. Впервые в рус. мысли сиситематически разрабатывал пробл человека.

Выдающимся рус фил и социальным мыслителем был П.Я. Чаодаев (1794-
1856). Его общефил концепция - дуалистическая. Физ мир построен из атомов и молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все тела. Тела сущ в простр, кот есть объективная форма вн мира, и во времени, кот субъективно.
Движ и взаимодействие рассматривалось им в духе механисцизма, кот, однако, ограничивался миром физ явлений. Сознание чел не подчин мех закономерностям природы, а явл. р-том бож творения.

Своеобр направлением в Р фил явились воззрения славянофилов.
А.С.Хомякова (1804-1860) и И.В.Киреевского (1806-1856). В центре их внимаия нах судьбы Р и ее роль в мир истор процессе. В самобытности истор прошлого они видели залог всечеловеческого призвания Р., тем более, что по их мнению, зап культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку. Славяноф. развивали основанное на религиозных представлениях учение о чел и обществе. Первоначало всего сущего - бог. Истор прогресс связан с отысканием “духовного смысла”. Сущность мира м.б. познана лишь синтезом всех духовных функций чел, исходное начало кот - религия.

Материалисты Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-
1861), Они являлись не только филос теоретиками, но и идеологами р. рев демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас фил и Фр просвещения.
Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность матер по отнош к сознанию, идею о том , что созн есть св-во не всей, а только высокоорганиз материи - мозга. Развитие идет через противоречия, борьбу нового со старым.

Самобытным р мыслителем был Лев Толстой(1828-1910). Подвергая критике общ-полит устройство Р, Т делал упор на нравственно-религиозный прогресс в сознании чел. Идею истор прогр он связывал с решением вопр о назначении чел и смысле жизни, ответ на кот должна дать созданная им истинная религия. В ней он признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты.
Отказ от любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей любви. Всякая власть - насилие - отрицание гос-ва. Т.к. он отвергал борьбу то упразднение гос должно произойти путем отказа каждого от выполнения общ и гос обязанностей.

Ф.М.Достоевский. (1821-1881). Исповедывал идеи почвеничества, для кот хар-но религиозная ориентированность фил осмысления судеб рус истории.
Вся истор. человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за торжество христианства. Р народ - миссия, носитель высшей дух истины.

Одним из выдающихся р фил. был Вл. Соловьев (1853-1900). его взгляды:
Общественно-истор задача ф - спасение челов и человечества. Необходимо подготовить чел к восприятию христ ценностей. Челов является центром всеобщего сознания природы. Его роль - роль освободителя и спасителя прир.
Человечество - посредник между прир и божетвом.

Ьилет№15
Марксиская Философия.
В середине 19 века возникла принципиально новый подход в понимании социальной действительности. Он был связан с творчеством К. Маркса и его последователя Ф. Энгельса. С именем Маркса связана целостная социально- экономическая и политическая теория, получившая название Марксизма. Его составляющими частями являются философия, политическая экономия и научный социализм. Он критически подошел к философии Гегеля и выдвинул в качестве основополагающих трудовые отношения. Труд является абсолютным условием существования человека, поскольку благодаря труду появляются необходимые человеку блага. Прежде чем заниматься культурой, философией, религией, человек должен иметь пищу, кров, одежду… Эти материальные условия существования человека создаются вследствие совместной трудовой деятельности.
Философия Маркса – это философия диалектического материализма, где в понимании общества главным становится материальное производство. По Марксу трудовая деятельность людей предполагает общественное разделение труда, что приводит к определенным формам обмена и распределения продуктов труда.
Сущность по Марксу заключена в признании ведущим, определяющим в жизни общества общественное бытие. Общественное бытие - философская категория для обозначения объективного реального существования социальной формы материи.
Материальное производство состоит из производящей силы, т.е таких отношений людей к природе, благодаря которым меняется материальная природа, становится адекватной человеческой потребности. Производственные отношения
– это совокупность, определяющая структуру общества в целом.
Т.о в рамках Марксистской философии проблема человека ставится иначе, чем в предшествующие периоды. Личностное начало человека предстает как единство разума и трудовой деятельности. Марксизм оказал огромное идейное влияние на развитие духовной жизни 20 столетия. Принято выделять след этапы его развития:

Билет №16
Гуманизм как философское течение.
Гуманизм – центральное для Возрождения культурное явление. Это свободомыслие и светский индивидуализм. Он зарождается на кафедрах университетов.
В основе гуманизма находится этика, которая, прежде всего, дает определенное истолкование природы человека. В соответствии с идеями
Философии Возрождения основное внимание обращается на гармонию души и тела, на равнозначность духовного и телесного бытия. Способности, задатки человека рассматриваются именно не только Богом данные, но и реализованные, как результат собственных усилий в равной мере. С этим связано и понимание достоинства человека, и понимание его сущности как творчески деятельной личности, которая посредством своей активности и деятельности реализует свою свободу, реализует свою индивидуальность. главные акценты приходились на творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность (главные стороны бытия личности).
3 составляющих человека: дух, душа, тело.
Дух – высшее, божественное в человеке, цвет истины, добра, красоты, благости.
Противоположность его – тело, которому присущи страсти, плотские влечения, желания, что толкает человека на безнравственные поступки. Душа – звено, связывающее душу и дух. В зависимости от того, направлена ли душа к духу или к телу, человек от этого либо нравственен или безнравственен. Душа поэтому занимает особое место в человеке.
Свобода человека – добровольное следование тому миропорядку, который определил бог. Свобода – не произвол, движение к богу.
Человек понимался как часть сотворенной богом природы. Это значит, что человек не занимает привилегированное положение в мире. Он является одним из многих в ряду земных существ. Он равен другим существам. Человек включен в цепь причинных связей природы. Этим определяется жизнедеятельность человека, её возможности, условия. Хотя человек и обладает свободой, которая направляется его волей и реализуется в процессе активной деятельности человека, эта деятельность должна быть соразмерна с природной необходимостью.
Поскольку свобода человека опирается на разум и знания, постольку существенное значение для него приобретает с/познание, которое позволяет человеку лучше познать самого себя и делает более эффективным свободу человека. Результатом такое свободной деятельности человека является не просто достижение внешних целей, а творение человеком самого себя.

Билет №17
Наука в системе культуры

Совокупность матер. и дух. ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру. Культура - все созданное человеком; совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная характеристика уровня развития о-ва. Ценность - факт культуры, и она социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и вообще существенную форму их выражения составляет система символов.
Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть человек, его деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура.
Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!
Термин "культуры" первоначально означал возделывание почвы, т.е. изменения в природном объекте под воздействием человека.
Уже в этом выразилась особенность культуры – заложенное в ней человеческое начало, единство культуры, человека и его деятельности.
В дальнейшем слово "культура" получило более обобщенное значение, и им стали называть все созданное человеком.
Культура – это особенный, деятельный способ освоения человеком мира, включая, как внешний мир, природу и общество, так и внутренний мир самого человека в значении его формирования и развития.
Разделение культуры на материальную и духовную, одна из которых является продуктом материального, а другая духовного производства, является очевидным.
Мир культуры – это мир материальных и идеальных, духовных ценностей, мир объектов материальных и идеальных, взятых в его отношении к человеку.
Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа.
Идея культуры выражала степень развития разумного начала, поступательного исторического развития, воплощенного в религии, науке, искусстве, праве, морали.
Гегель анализировал такие проявления культуры, как искусство, религия, философия в качестве различных форм самопознания разума.
Немецкая классическая философия рассматривала культуру как процесс морального (Кант), эстетического (Шиллер), философского (Гегель) сознания.
B XIX в. завершается формирование "классической" модели культуры. В этой модели человек – субъект культуры – выступает как разумное динамическое существо, развивающее свои духовные потенции, как творец культуры.
В марксистской философии такая модель культуры получила материалистическую интерпретацию. Культура осознается не как чисто духовная проблема воспитания и просвещения индивида, а как проблема создания необходимых условий (прежде всего материальных) для всестороннего и целостного развития человека.
Существует деятельный подход в понимании культуры. В рамках этого подхода она рассматривается как способ организации и развития человеческой деятельности. Культура представлена в продуктах материалистического и духовного труда, в социальных нормах и духовных ценностях.
Существует множество различных видов культуры, отражающих многообразие форм деятельности общественного человека.
Единство мира культуры определяется целостностью последнего, действующего, как целостное существо. Культура не существует вне своего живого носителя – человека.
3 этапа культуры: дикость, варварство, цивилизация

Билет№18
Инфор-ная революция и становления инф. об-ва

Современное об-во называют информатизационным, т.к. информация образует важнейший элемент его жизнедеятельности. Информатизация, как процесс перехода к информационному об-ву, коснулась всех сфер человеческой жизни.
Новые информационные технологии открывают следующую страницу в развитии науки и жизни научного об-ва в целом. Электронная почта, компьютерные конференции обеспечивают возможность тесного контакта ученых, интенсивного обсуждения интересующих проблем. Информатизация научных исследований - это реализация комплекса мер, направленных не обеспечене полного и своевременного получения достоверных знаний об объектах исследований.
Информатизация образования является ключевым условием подготовки специалистов, способных ориентироваться в окружающем мире. В сфере этой деятельности претерпевают смысловой наполнение базовые задачи образования.
Информация образования - процесс, в котором политические, социально- экономические, технологические и правовые механизмы тесно связаны на основе широкого применения ЭВМ, средств, систем коллективной и личной связи.
Цель информатизации - глобальная рационализация интеллектуальной деятельности, обеспечивающей автоформализацию предметных областей и автономию процесса познания каждого индивида за счет свободного доступа ко всем видам, формам и уровням учебных знаний.
Сущность информатизации образования составляют структурирование профессиональных знаний в заданных предметных областях и обеспечение свободного доступа обучаемых к базам данных.
Компьютерное моделирование-эффективное средство обучения. Полезным средством может быть компьютер и при изучении тем, требующих усвоения большого объема цифровой и иной конкретной информации. Компьютеры дают новые возможности хранения хода и результатов решения многообразных задач, включая допускаемые при этом типичные ошибки. Помимо развития индивидуальных форм обучения будут появляться и новые формы совместного обучения.
Компьютеры выступают средством общения людей.
INTERNET- глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир, обеспечивает связь различных информационных сетей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.