Тантры
Тантры
Тантры (санскр.
tantra – «учение», «магический обряд»), один из самых значительных классов
средневековой индуистской литературы, включающий в широком смысле эзотерические
(точнее, претендующие на эзотеризм) тексты вишнуитов, шиваитов и шактистов, в
узком – только последних. Тантрические пассажи обнаруживаются уже в некоторых
поздних Упанишадах, отдельных произведениях культовой индуистской поэзии
(махатмии, стотры, некоторые бхактистские поэмы), в еще большей степени в
Пуранах, включающих диалоги мужского и женского божеств, а также информацию о
тайных слогах, формулах и диаграммах, но в целом Тантры датируются позднее всех
названных сочинений. Одни из первых упоминаний о Тантрах как текстах содержатся
в Бхагавата-пуране, составленной в 10–11 вв., а их первые непальские рукописи
датируются 7–9 вв.
Общие
характеристики Тантр в широком смысле (вишнуитские самхиты, шиваитские агамы и
шактистские тантры) включают положение о том, что Веды были более актуальны для
прошедших эпох, а в настоящее время замещаются современными тантрическими
текстами, частичный отказ от варново-ашрамной дхармы и «демократизм» –
адресатами этих текстов являются не только «дваждырожденные», но также шудры и
женщины. Основными составляющими текстов являются тайные обряды и учения,
которые могут быть получены только от учителя-гуру после прохождения особой
инициации (дикша) и не могут быть переданы никому из «непосвященных». Всем
тантрическим текстам в широком смысле нормативно присущи четыре раздела: 1)
«знание» (джняна), включающее как учения веданты и санкхьи, так и чисто
оккультные познания тайных сил сакральных слогов, мантр и диаграмм (янтры); 2)
«медитация» (йога) – упражнения по созерцанию и визуализации определенных
объектов, предполагающие обретение оккультных сил; 3) «действие» (крия) –
инструкции по изготовлению идолов, а также сооружению и освящению храмов; 4)
«поведение» (чарья) – правила, касающиеся выполнения обрядов и обязанностей, а
также участия в праздниках.
Тантры в специальном
смысле – тексты шактистов – почитателей обожествляемых женских космических
энергий (шакти), прежде всего «Великой Шакти», «Матери», «Горянки» (Парвати),
«Богини» (Дэви) и т.д., которая, несмотря на множество имен, есть единая
«Высшая владычица» (Парамешвари). Шактистский культ неотличим от оккультизма:
основное место в нем занимает употребление сакральных слогов (как правило,
лишенных смысла), называемых «семенами» (биджа) будущих плодов, мантр –
магических обращений и формул, янтр – диаграмм, изображаемыми на металле,
бумаге или других материалах, мудр – определенных сложений пальцев и движений
рукой, сопровождающих произнесение мантр. Благодаря этим «инструментам» адепт
становится садхакой или магом, принуждающим божество выполнять его желания. Шактистский
культ включает также кундалини-йогу и знаменитые «пять „м“» – питье вина
(мадья), мясная (мамса) и рыбная (матсья) пища, «опаленная» пища (мудра) и
ритуальные соития (майтхуна): все эти действа осуществляются в узком круге
посвященных (кула – «семья» Дэви), который состоит из пар мужчин и сидящих
слева от него женщин (отсюда «тантра левой руки»). В некоторых текстах
указывается, что Тантр всего 64, однако их значительно больше. Как правило, они
построены в форме диалогов между Шивой и Парвати: когда она задает вопросы и
Шива отвечает как учитель, эти Тантры называются агамами, когда же они меняются
местами – нигамами.
I. Самая
популярная среди первых – Махапаринирвана-тантра (Тантра о великой нирване). В
главах I–II акцентируется значение Тантр для настоящего времени – эпохи
кали-юги, следующей за предыдущими, для которых были предназначены Веды,
Дхармашастры, Пураны. В нынешнюю эпоху ведийский и прочий традиционный ритуал
уже бесполезен – действуют только тантристские мантры и обряды. В главах III–V
развертывается преимущественно шактистское «знание». Хотя о Брахмане здесь
говорится в выражениях Упанишад, он отождествляется с вечной «первобытной»
женской силой (шакти), от которой происходят все существа. Дэви воплощается во
всех божествах и энергиях подобно тому, как одна луна отражается во всех водах,
в ней сосредоточены Брахма и Вишну со своими супругами-шакти, а также Шива,
«великий отец, время»; она есть поэтому женский создатель, хранитель и
разрушитель миров, а также великая «магиня» (Махайогини) и мать Шивы как
Махакалы («Великое время»), который послушно исполняет перед ней свой
космический танец. В главе V, посвященной «действию», описывается храмовый
культ Дэви – в число жертвоприношений включается, наряду с вещественными
жертвами, духовное почитание, молитва, но также и знаменитые «пять „м“»,
которым специально посвящены главы VI–VII. После разъяснений символического
смысла этих «тантристских сакраментов» (последний из которых изображает
интимную жизнь Шивы и Шакти) в главе VIII излагаются традиционные правила
поведения по варново-ашрамной схеме Дхармасутр и Дхармашастр, включающие
необходимость почитания родителей и прочие общие норм добродетели, с тем
различием, что к четырем варнам добавляется пятая – аскеты-санньясины, а из
четырех ашрам остаются две – домохозяин и аскет. В главах IX–X описываются
традиционные домашние обряды-санскары, завершая поминальными, с немаловажным,
правда, уточнением: традиционный «постоянный» брак восполняется временным, в
котором мужчина и его «шакти» соединяются в «семье» посвященных. Здесь же
прославляется заимствованный из адвайта-веданты идеал «освобожденного при
жизни» (дживан-мукти), что вполне соответствовало установкам шактистов на
«быстрое освобождение» посредством оккультной техники. В главах XI–XII излагается
гражданское и судебное право в соответствии с Законами Ману. В главе XIV
прославляется новая дхарма тантриков (кула-дхарма – «семейная дхарма» –
подразумеваются шактистские группы как «семьи Богини»): «подобно тому, как
следы всех животных теряются в следе слона, так и все дхармы – в кула-дхарме».
II.
Кулярнава-тантра (Тантра волны «семей») – второе по популярности сочинение –
прославляет образ жизни «семьи Богини» как единственный путь к «освобождению».
В ответ на вопрос Дэви о средствах достижения этой цели Шива отвечает, что
таковым является только познание Брахмана – успехи аскетов, этого знания не
предполагающие, не более чем успехи животных, которые также ходят нагими. В
главе III подчеркивается эзотерический аспект тантризма: Веды, Пураны и шастры
могут распространяться, но агамы шайвов и шактов (т.е. Тантры) суть тайные
учения. Подробным образом детеализируется практика «пять „м“», прежде всего
«религиозное» потребление алкогольных напитков. В главе 5 выясняется, что
правильно совершающие «пять „м“» – только те, кто сублимирует свои животные
желания до посвящения их соединению Атмана с Шакти или Кундалини, а в главе 7
снова прославляется потребление спиртных напитков.
III.
Кулячудамани (Драгоценный венец семьи Дэви) относится к подклассу нигам: Шива
задает вопросы, а Дэви на них отвечает. Она заверяет его в том, что он
попеременно принимает образ то ее учителя, то сына, то ученика, а также что они
с ним вместе суть все во всем от вечности, поскольку они одно целое. Здесь же
снова «санкционируется» эзотеризм: тайное учение нельзя передавать никому из
непосвященных, будь он даже Вишну или сам Брахман.
IV.
Прапанчасара-тантра (Тантра о сущности миропроявления) приписывалась самому
Шанкаре. Описание миросозидания сопровождается «трактатами» по хронологии,
эмбриологии, анатомии, физиологии и психологии, которые «исполнены» в духе
кундалини-йоги, когда описываемая как свернутая в три с половиной кольца у
первой чакры змееподобная женская энергия кундалини постепенно поднимается по
центральному артериальному каналу, пока не достигает точки слияния с Шивой. В
главе IX расписываются эротические переживания тяжело «озабоченного»
адепта-садхаки, который с помощью мантр возбуждает желания и даже стриптиз
супруг богов, демонов и полубогов, не желающих ничего другого, как только
соединиться с ним. В главе XVIII рекомендуются мантры и медитации для почитания
индийского Эрота – Камадэвы с его супругами, а соединение мужчины и женщины
трактуется как соединение двух начал космологии санкхьи – Эготизма (аханкара) и
Мысли (буддхи). Глава XXVIII посвящена образу гермафродита Ардханиришвары,
правая часть которого соответствует Шиве, а левая – Шакти. В главе XXXIII
предлагается помощь против бездетности, а затем рассматриваются отношения между
учеником и учителем. В главе XXXVI компилятор вторгается в интимные отношения
еще одной пары – на сей раз уже Вишну и Шри; у супруги Вишну немало проблем
потому, что все «божественные женщины» стремятся в объятия победителя демона
Мадху.
V.
Тантрараджа-тантра (Тантра царь Тантр) посвящена преимущественно диаграмме
Шриянтаре, изображаемой в виде девяти треугольников и девяти кругов, «продетых»
друг в друга, которые помогают достичь осознания всеединства – того, что все в
мире едино с Дэви.
VI. Другие
известные тексты этого класса, например Калавиласа-тантра, свидетельствуют о
том, что отношение к «пять „м“» среди тантристских школ не было однозначным, и
о том, что возлюбленная Кришны – Радха отождествлялась с богиней Кали.
Джнянарнава-тантра, была посвящена обрядам и медитациям, Кумарипуджана –
почитанию дев, Шарадаталика-тантра, написанная Лакшмана Дешикой (11 в.), –
миросозиданию, источнику речи, но более всего магии. Дополнение к собственно
Тантрам составляют бесчисленные пособия по отдельным разделам тантрического
ритуала, а также компиляции из разных Тантр.
Буддийские
Тантры находятся с индуистскими тантрами в своеобразных хронологических
отношениях: в целом они безусловно имитируют их и являются во всех отношениях
вторичными (достаточно сказать, что во многих из них мужское и женское божество
прямо называются Шивой и Шакти), но отчасти ощущается и их обратное влияние на
более поздние шактистские тексты. Средой буддийских Тантр была и остается
ваджраяна, типологически точно соответствующая шактизму, хотя тантристские
мотивы обнаруживаются в сутрах махаяны, которые параллельны индуистским
Пуранам, а также в буддийских махатмьях и стотрах, сделанных по образцу своих
индуистских прототипов. В тибетский канон ваджраяны входит 2606 текстов,
относящихся к классу Тантр. Их делят на те же четыре раздела, что и Тантры
индуистские. Параллели шактистских агам и нигам – «отцовские» и «материнские»
тексты. Параллель диалогам Шивы и Шакти – диалоги Будды и богини Тары или
«Переводящей» (она же Бхагавати – «Госпожа», Праджня – «Мудрость» и т.п.). Параллель
оккультному инструментарию шактистов – использование мантр (недаром ваджнаяна
иногда называется мантраяной), а также «семенных» слогов, диаграмм-мандал, мудр
и т.д. Параллель «мистическому» использованию концептов веданты и санкхьи –
адаптация на уровне «эзотерики для масс» конструкций мадхьямики и йогачары.
Наконец, параллель «пять „м“» – рекомендации нарушения вегетарианской диеты,
употребления спиртных напитков и связей с девушками низкого происхождения.
Наиболее
древней и авторитетной считается Татхагата-гухьяка = Гухьясамаджа-тантра
(Тантра тайного собрания адептов), датируемая обычно 7 в., наставления которого
воспроизводят обет бодхисаттвы в махаянских сутрах. Спасительная миссия
бодхисаттвы выражена в образе «целительной девушки» (которую знаменитый врач
Дживака, известный и из палийских текстов, «слепил» из всех лекарств) –
соединяясь с ней, все больные получают исцеление. Панчакрама (Пять ступеней)
считается разделом Гухьясамаджи: ее основной «пункт» – достижение очищения
тела, речи и мысли, приобретающих «алмазную природу» в результате работы
буддийского мага со слогами, мандалами, мантрами и почитания махаянских и
ваджраянских божеств. Для практиканта мать не отличается от жены, жена – от
блудницы, брахманка – от женщины низкой касты, солома – от драгоценного камня,
вино – от мочи, пища – от грязи и т.п. В Манджушри-мулякальпе три действующих
лица – Будда, богиня Виджая и бодхисаттва Манджушри; последний выступает
инструктором по мантрам. В Чандамахарошана-тантре шесть традиционных махаянских
совершенств-парамит обретаются через ритуальное соитие, ибо сам Будда
утверждает, что «без женщины нет блаженства». Другие известные тексты –
Шричакрасамбхара-, Махакала-, Самвародая-, Тара-, Калачакра-тантра,
высокопочитаемые в Тибете.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/
|