рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Теоретическая основа философии

Таким образом по этим 2 причинам в любом представлении (Ideelle) обязательно происходит искажение информации, происходит стилизация и идеализация (Ideale).



31. Что общего и различного между Ideelle 1 и Ideelle 2? Какое значение для живых систем и человека имеет формирование этих типов идеального?


Общее: вид Ideelle; отражают соответствие материальных объектов и идеальных обрядов.

Различное:

Ideelle1: внешний предмет психологический образ

Возникает на уровне предметной деятельности. Такое представление осуществляется на уровне психологического отражения и возникает уже на стадии предметной деятельности в эволюции форм живой материи (т.е. на уровне восприятия, когда отражаются целостные предметы и представление системы) Возникновение полезной роли такого представления заключается в том, что для живой системы существенно расширяется горизонт прошлого и горизонт будущего.

С другой стороны Ideelle 1 имеет сугубо субъективный характер, непосредственно связан с данным индивидом и умирает вместе с функцией смертью данного индивида. Опыт, который накапливается на уровне Ideelle 1 это индивидуальный пыт, естественно, что в ходе эволюции должны были бы возникать механизмы, способные передаче опыта от одного к другому и такая возможность в полной степени реализовалась на уровне Ideelle 2.

Ideelle 2: психологический образ внешний предмет. Это осуществляется в ходе речевой и социокультурной деятельности человеческой и существенной мере является горизонт прошлого и горизонт будущего для человека. Человек оказывается способен учитывать в своей деятельности опыт прежних поколений, опыт древних людей и прогнозировать свои действия на основе совокупного человеческого опыта.

Видами Ideelle 2 являются: вторичные знаковые системы, к которым относятся книги, картины, фильмы и т.д.


32. Обладают ли животные: а) мышлением? б) сознанием? Обосновать


Животные обладают мышлением, т.к. они умеют оперировать идеальными образами, они возникают на стадии воспроизводства при предметной форме деятельности.

Поведение животных основано на врожденных программах, но это не является мышлением, которое проявляется в умении комбинировать врожденные программы в зависимости от условий, учиться на своем опыте, но они «думают» не так, как люди.

Сознанием животное не обладает. Для животных характерна предметная форма деятельности. Труд – это форма деятельности, присущая только человеку, его «обслуживает» такая форма, как сознание.

Мышление – это операционная работа с реальными объектами.


33. Какую функцию выполняют ценности в человеческой жизни?


Ценности – это система регуляции человеческого поведения в условиях его свободы.

Свобода инструментальная ценность.

Конечная цель выступает для человека как ценность, высшая ценность, которую стремится реализовать человек. Но, соответственно, для человека приобретает ценность и все то, что способствует достижению конечной цели, способствует реализации высшей ценности. Так обнаруживают себя т.к. инструментальные ценности, т.е. ценности служебные, ценимые человеком в той мере, в какой они способствуют реализации высшей ценности.

Таким образом ценности указывают человеку как жить, если есть свобода.



34. Характерна ли система ценностей для животных? Обосновать


Система ценностей может существовать только в рамках сознательного поведения и свободы воли, поведение же животного обусловлено врожденными программами, они не имеют свободу воли, следовательно система ценностей не характерна для животных.


35. В чем заключается ценность свободы для человеческого бытия? Как обосновать ценность свободы?


Свобода – это высшая инструментальная ценность для человека. Ценность свободы заключается в том, что свобода – выступает высшей ценностью человеческой личности, т.е. позволяет человеку принимать самостоятельные решения, направлять путь своей жизни.

Обоснование ценности свободы: человек остается человеком в той мере, в которой он является свободным; только свободный человек сохраняет свое человеческое достоинство.

 

36. В чем заключается феномен «бегства от свободы»? Чем он объясняется?


«Бегство от свободы» - это симптом невозможности человека справиться со своей ответственной ситуацией, предполагающий свободное самоопределение человека в этом мире.

Феномен «бегства от свободы» объясняется тем, что человек пытается уйти от ответственности, которую возлагает на него свобода, переложить свою ответственность на другого человека; судьбу; объясняется нежеланием или неспособностью брать на себя ответственность.



37. Как определяются и в чем заключаются ценности «свободы от…» и ценности «свободы для…»?


Ценности «свободы от…» - система ценностей, которая помогает человеку освободиться от гнетущей зависимости человеческого бытия. В эту систему входят познавательные, эстетические, правовые, религиозные ценности.

Другими словами, ценности «свободы от…» - это все то, что уменьшает человеческое закрепощение, или увеличивает его свободу.

Ценности «свободы для…» - это ценности определяемые задачей свободного посвящения человеком себя некой высшей, финальной ценности.


38. В чем заключается специфика и ценностная нагрузка: а) витальных, б) познавательных, в) эстетических, г) социально-политических ценностей?


а) Витальные ценности – способствуют достижению конечной цели; способствуют реализации высшей ценности, ценятся в той мере, в которой они способствуют реализации высшей ценности.

б) Познавательные – постижение сущностных законов этого мира и использование знания на благо человека. Высшая ценность – истина.

в) Эстетические – ориентация на прекрасное, поиск гармонии, эстетического совершенства. Высшая ценность – красота.

г) Социально-политические – обеспечивают человеку подлинно цивилизованное состояние и реально увеличивают свободу. Высшая ценность – человеческая личность.



39. В чем заключается специфика религиозных ценностей?


Высшей ценностью религиозных ценностей выступает Бог, который объединяет в себе Истину, Красоту, Доброту. Религиозные ценности в рамках «свободы от…» спасают человека от неизбежности смерти, и Бог выступает как гарантия человеческого спасения. Но религиозные ценности можно рассматривать с точки зрения «свободы для…», тогда Бог – высший смысл, высшая ценность.


40. Чем отличается культурологический и философский аспекты рассмотрения финальных ценностей человеческой жизни?


Общее: выявление финальной ценности человеческой жизни.

Различие:

Культурологический подход предполагает обращение к истории культурологического самоопределения человека, чтобы выявить те ценности, которые задавали тип самоорганизации человека – культурно закрепленные идеалы человеческой жизни.

Философия пытается объяснить и теоретико-рационально обосновать то, что должно быть высшей ценностью человеческой жизни.


41. Каковы специфика и типология ценностей обретения?


Подход к ценностям с позиции обретения предполагает, что смыслом человеческой жизни является «обретение» высшей ценности. Общей чертой таких подходов (гедонизм, эвдемонизм, буддистская ориентация) к определению высшей ценности является сведение человеческого блага к получению удовольствия, но так как человеческая жизнь не обеспечивает устойчивого удовольствия, то возникает идея об отказе от земных желаний, от воли к жизни.


42. Каковы специфика и типология ценностей служения?


Смысл жизни определяется как служение высшей ценности, которая осмысляет и оправдывает трудности и страдания человеческой жизни.

В утилитаризме высшей ценностью объявлялось общечеловеческое счастье, но эта идея является не безукоризненной. Концепция служения высшей ценности религиозного характера выглядит в определенном смысле предпочтительной.

Понимая жизнь как служение человек стойко переносит невзгоды, в тоже время у счастья в земной (утилитарный) или иной (религиозной) жизни.

Ценности служения (Добро) – закон моего поведения.

Меньше человека – природа

Равен человеку – человек

Больше человека – Бог

 

43. Указать специфику и провести критический анализ следующих этических подходов: гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм


Гедонизм: стремление к получению удовольствия объявляется принципом человеческого бытия, главным смыслом человеческих действий. Но:

1.                 гедонизм выводит человека за рамки морали

2.                 обнаружилось, что ориентация на удовольствия ведет к возрастанию неудовольствия

Эвдемонизм: человеку свойственно стремиться к удовольствиям и избегать страдания, однако для душевного спокойствия необходимо минимизировать удовольствия и избавиться от страхов через культуру философского мышления. Но:

1.                 человек по природе своей вряд ли ограничится только естественными удовольствиями (голод, холод, жажда)

2.                 болезнь, старость и смерть являются реальными проблемами человеческой жизни, которые увеличивают «неудовольствие» от жизни

Утилитаризм: счастье понимается как максимизация удовольствия, но высшая ценность – счастье человека. Смысл индивидуализация человеческой жизни определяется через служение общечеловеческому благу. Но:

1.                 не всегда имеет место гармония личного и общественного

2.                 нивелируется самостоятельная ценность человеческой личности


44. Охарактеризуйте специфику и характер взаимоотношений субъекта и объекта познаний


Субъект познания – тот, кто реализует познавательный процесс.

Объект познания – то, на что направлен познавательный процесс.

Характер взаимоотношения субъекта и объекта познания составляет суть процесса познания и изучения гносеологией.

Субъектом познания является общество, он имеет сложную социокультурную определенность; объект познания – это фрагмент окружающего мира, субъект выступает активной стороной. Взаимоотношения субъекта и объекта – непрекращающийся диалог, причем диалог не является беспристрастным, он «нагружен» человеческими целями и задачами.

 

45. Обыденный, художественный и научный типы познания: произвести сопоставительный анализ


Общее: типы познания, направлены на получение истинного знания.

Различное:

1.                 обыденный и художественный типы познания более эмоционально окрашены, научный тип познания стремится к безоценочному отражению действительности

2.                 Цель:

-                   обыденный тип познания – знание для практического использования

-                   художественный тип познания – для выражения позиции автора

-                   научный тип познания – для обоснования истинности

3.                 Методы:

-                   обыденный тип познания – объекты даны в непосредственной практике, приемы не осознаются как специфические

-                   научный тип познания – специальные методы познания; наука отходит от изучения вещей повседневного опыта

-                   художественный тип познания – основное средство отражения действительности – художественный образ; мышления в образах, нет специальных методов


46. Охарактеризуйте специфику общенаучных методов познания, таких как: а) анализ), б) синтез, в) индукция, г) дедукция, д) абстрагирование, е) идеализация


Анализ – расчленение целостного предмета на составные части с целью их самостоятельного изучения.

Синтез – соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое для составления общего мнения о предмете.

Индукция – общий вывод строится на основе частных посылок.

Дедукция – из общих посылок строится заключение частного характера. Абстрагирование – выделение существенных свойств предмета, отвлечение от неинтересующих нас свойств.

Идеализация – мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и неосуществимых в действительности, на таких, для которых имеются прообразы в материальном мире.


47. Чем определяется и в чем заключается специфика методов теоретического познания?


Эмпирический уровень познания ставит перед собой задачу установления эмпирических зависимостей, т.е. на уровне эмпирических фактов. Основные методы: наблюдение и эксперимент, которые производятся непосредственно над объективной действительностью.

Наблюдение – активный познавательный процесс. В нем субъект, исходя из определенной познавательной цели обычно выстраивает мысленную программу действий и всегда дает соответствующую интерпретацию полученных данных. Научное наблюдение предполагает использование приборов.

Эксперимент – такой метод изучения объекта, когда исследователь воздействует на него путем создания искусственных условий, необходимых для выявления соответствующих свойств. Исследователь воздействует на объект путем создания искусственных условий.

В процессе наблюдения исследователь использует такие операции, как сравнение и измерение. Сравнивая объекты по какому-либо признаку, ученый затем их измеряет. Измерения предполагает выбор определенного эталона, единицы измерения.


48. В чем определяется и в чем заключается специфика методов теоретического познания?


Теоретическое познание – это познавательная деятельность, осуществляемая на уровне идеальных образцов, идеальных понятий и абстракций.

Задачей теоретического познания является установление устойчивых связей и отношений путем обращения к форме теоретического закона; опираясь на абстрактные объекты, теоретическое познание объясняет глубинные природные закономерности.

Методы теоретического познания: построение научных теорий и понятий, установление теоретических законов.

Специфика теоретического познания ориентирована на поиск сущностных, глубинных природных закономерностей. Но анна этом пути возникают серьезные исследовательские проблемы. Важнейшей задачей научного познания является выработка адекватных средств отражения глубинных объективных реалей, а это осуществимо только путем построения таких абстрактных и в тоже время емких конструкторов как научные понятия.

Научная теория – это высшая, самая развитая форма организации научного знания. В теории конструируется определенная модель мира или его фрагмента.

Основной теорией является так называемая теоретическая модель, в которой выделяются 2 типа конструкторов – во-первых, абстрактные объекты теории и во-вторых, теоретические законы, непосредственно формируемые относительно абстрактных объектов теоретической модели.

Абстрактные объекты не имеют чувственного характера, они формируются путем выделения существенных сторон изучаемого явления и получают понятийное закрепление.


49. Каково взаимоотношение между теоретическим и эмпирическим уровнями научного познания?


На интерпретацию эмпирических данных влияют исходные теоретические предпосылки. Такое влияние теории на установление эмпирического факта называется теоретической нагруженностью эмпирического факта. Феномен теоретической нагруженности эмпирического факта подчеркивает то, что в человеческом познании опыт и мышление, эмпирический и теоретический уровни тесно переплетены и неправомерно отрывать их друг от друга.


50. Каковы структура и функции научной теории?


Структура научной теории: вводятся абстрактные объекты, на их основе создается теоретическая модель изучаемой области, и устанавливаются теоретические законы, справедливые (теоретическая модель: абстрактные объекты + теоретические законы).

Функции научной теории:

1.                  объяснение – изучаемые явления подводятся под совокупность законов известной теории

2.                  Предсказание – прогнозируются возможные явления и характер их протекания


51. В чем заключается специфика и взаимосоотношение абсолютной и относительной истин?


Объективная истина – это такое содержание человеческих знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества в целом, поскольку относится не столько к человеку, сколько к самой объективной реальности.

Форма, в которой выражается истина, всегда зависит от человека: отражается материальный мир через понятие, абстракции.

Таким образом, истина субъективна по форме, но объективна по содержанию.

Субъективность формы истины заключается в том, что:

1.                 истина есть отражение материального мира при помощи понятий, суждений, которые не обладают физическими, химическими и иными свойствами объектов материального мира.

2.                 Субъективность формы истины проявляется в ее неполноте, ограниченности, в том, что она есть не окончательной результат, а процесс познания.

Однако определяющим в истине является не форма, а содержание, которое всегда объективно. Выражение «Земля существовала до человека» - истинное выражение, причем оно имеет субъективную форму, но вполне объективное содержание – Земля действительно существовала до человека.


52. В чем заключается специфика и взаимосоотношение абсолютной и относительной истин?


Абсолютной истиной называется знание, которое полностью исчерпывает свой объект и не изменяется при дальнейшем развитии человеческого познания.

Относительной истиной называется знание, которое не полностью, относительно, отражает свой объект и, соответственно, уточняется, углубляется в процессе развития человеческого познания.

Несмотря на то, что абсолютная истина признается принципиально достижимой любое человеческое знание является относительным, неполным, тем не менее в каждой относительной истине содержится часть абсолютной истины. Процесс познания и заключается в том, что переход от одной относительной истины к другой, несмотря на возможные отклонения и понятные движения, в целом происходит по пути все большего нарастания доли абсолютной истины, т.е. все более верного и более глубокого отражения объективной реальности.


53. Как решается проблема критерия истины?


Критерий истины – некоторый эталон или способ ее проверки.

Проблема:

1.                 он должен быть независим от проверяемого знания

2.                 он должен быть каким-то образом связан со знанием, чтобы подтверждать или опровергать его

Решение: этот вопрос не может быть решен в сфере мышления, т.к. мышление – результат отражения объективной реальности, следовательно для проверки истинности нужно найти область, где человек контактирует с объективной реальностью. Эта область – практика, где невозможно добиться определенной цели на основе неверного знания

Ответ: Практика – решающий, окончательный критерий истины.


54. Что собой представляют верификация и фальсификация как методы проверки истинности научной теории?


Верификация – процедура опытной проверки теории или определенного научного утверждения на истинность. Она состоит в том, что теоретическое положение соотносится с реальным положением дел с помощью наблюдения, измерения, эксперимента. Различают непосредственную и косвенную верификацию. При непосредственной верификации эмпирической проверке подвергается само утверждение. При косвенной – только следствие утверждения, относящееся к объектам.

Фальсификация – процедура, устанавливающая ложность теории или гипотезы в результате ее эмпирической проверки.

Процедура фальсификации основывается на логической схеме, которую принято называть модус толенс.


55. В чем заключаются сильные и слабые стороны принципов верификации и фальсификации?


Верификация.

Сильные стороны:

Утверждения, которые в принципе не могут быть верифицированы, как правило, не считаются научными

Слабые стороны:

Положение научной теории претендуют на всеобщность и необходимость, следовательно полное подтверждение теоретических законов невозможно, а частная недостаточно.

Фальсификация.

Сильные стороны:

Для проверки утверждения на ложность достаточно одного контрпримера.

Слабые стороны:

При столкновении теорий с фактами, ложным могут оказаться как теории, так и факты. В реальной науке идея «решающего» эксперимента, однозначно позволяющего установить ложность теории, оказалась малореалистичной.


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.