рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Теория функций. Функционика. Модель личности по Аугустинавичуте

Теория функций. Функционика. Модель личности по Аугустинавичуте

            Т е о р и я   ф у н к ц и й


            Ф  У  Н  К  Ц  И  О  Н  И  К  А


            модель личности по Аугустинавичуте

 _

   Функция - совокупность особенностей  восприятия ,  переработки

и выдачи информации по  аспекту. Поскольку  аспектов -  8 ,  то и

функций восемь. Нахождение аспекта в  одной и  той же  функции  у

разных  людей  обуславливает   одинаковое   отношение   к   этому

аспекту , одинаковую ( при равенстве интелекта ) его осознанность

. Если один  и  тот же аспект  находится в  разных функциях  , то

это  обуславливает  разное восприятие и отношение к нему . Что  и

составляет  основу различия между типами личности .

   Функции , подобно аспектам , можно описать при помощи прзнаков:


      1 ) сильная - слабая

      2 ) ментальная    - витальная

      3 ) акцептная     - продуктивная


   Таким образом ,


      1 ф. сильная ментальная акцептная

      2 ф. сильная ментальная продуктивная

      3 ф. слабая  ментальная продуктивная

      4 ф. слабая  ментальная акцептная

      5 ф. сильная витальная  акцептная

      6 ф. сильная витальная  продуктивная

      7 ф. слабая  витальная  продуктивная

      8 ф. слабая  витальная  акцептная


   Кратко опишем признаки :

   1)    Акцептность    -     это     способность    отражать   ,

"фотографировать" и репродуцировать информацию по аспекту .

   Продуктивность  - определяет  возможность  создавать  новое по

аспекту  ,  на  основе   той   информации   ,    которую  создала

акцепторная функция .

    2)  Сила  -  предлагает   уверенное  владение   информацией  (

достаточное ее количество ) и волевое влияние на социум .

   Слабость - означает , что  информация по  аспекту используется

неуверенно  ,  ее  не  хватает,  поэтому  по слабым  функциям тип

подвержен влиянию социона .

   3) Ментальность  ( осознанность  ) -  предполагает объективное

изучение мира , стремление перевести информацию  в языковую форму

.

   Витальность  -  предполагает  субъективное  ,  "через  себя" ,

изучение мира , требует слияния с изучаемым .

   Можно  сказать  ,  что  по   ментальным  функциям   не столько

делают , сколько разговаривают , а по витальным действуют  , мало

задумываясь , они хуже осознанны , чем витальные .


   Фунукции описаны следующим образом :

      - Определение

      - Номер

      - Детальное описание

      - Описание приемов развития функции

_     С и л а  -  с л а б о с т ь   ф у н к ц и й


   Сила  функции  предполагает наличие  информации и   навыков  в

количестве  ,  достаточном для  разумных и  интенсивных действий.

Спокойное  и  уверенное владение   этой  информацией   .  Волевое

внедрение своего мнения в мир . Смелость и категоричность оценок.

Получение  информации  спокойное  и  уверенное .  При пользовании

сильными    функциями    успехи    обыкновенны,    следовательно,

пользоваться сильными функциями приятно .

   Слабость   функций   определяет  неспокойное,   неуверенное  и

неврозное владение информацией  . Подверженность  влиянию социума

на действия , мнения , суждения , эмоции .

   Динамическая  сторона   признака   :  сильные   функции всегда

полны  информации  ,  готовы  к  использованию  и  используются (

кинетические );  слабые же  функции "не  успевают" ,  нуждаются в

накоплении информации, которую используют в  основном не  сами по

себе , а  как  горючее для сильных .

_     М  е н т а л ь н о с т ь  - в и т а л ь н о с т ь

                  ф у н к ц и и


   Действительность с  точки зрения  психики образованна  из двух

частей  :  извне   подаваемой  информации   иизнутри  познаваемой

действительности  .  Причем  даже  собственный   организм   может

изучаться внешним, более осознанным , "теоретическим"  образом, а

с  другой  стороны,  наши внутренния  ощущения зависят  не только

сами от себя ,  но отражают весь окружающий мир . То есть, ощущая

себя, человек неизбежно ощущает весь мир  . Поэтому  и существуют

обе  части  психики  ,  воспринимающие информацию  существенно по

разному . Ментальная часть  - воспринимает  информацию как  бы со

стороны  ,  как  внешние  по  отношению  к  себе  предметы  , как

рельефный набор обособленных друг от друга объектов или процессов

. Другая - витальная -   отражает  мир   изнутри организма  , как

нечто непрерывное ,  слитое воедино  , нераздельное  . Ментальные

функции   осмысливают  действительность   и  сознательно   к  ней

приспосабливаются . Эта информация  распространяется в  социуме .

Витальные функции  - эхо  внешнего мира  в индивиде  . Ментальные

функции  свои  проблеммы  решают  ментальным  способом  :  сбор и

передача информации , спор  , доказательства  ; все   в  основном

на  уровне второй сигнальной системы  . Витальные   -  витальными

:  прием  сигналов  - раздражителей  и реакция  на них  по первой

сигнальной системе . ( т.е. большей частью , действием .

   Можно  сказать   ,  что   ментальные   функции    не   столько

действуют  ,  сколько  рассуждають  ,  а  витальные  -  наоборот.

Ментальное  восприятие   предполагает  известное   расстояние  до

изучаемого , витальное - наоборот , слияние с ним .

_     А к ц е п т н о с т ь  -  п р о д у к т и в н о с т ь

                  ф у н к ц и й


   Акцептные    элементы    "отражают   ,     фотографируют     ,

репродуцируют действительность и обеспечивают психику объективной

информацией . Это всегда то , что находится во внешнем  мире  вне

психики . Это всегда отражение  объективного мира   ,  информация

про объективный внешний мир. И про себя  самого, как  про частицу

этой объективности.

 Следует  отметить  ,  что  акцептному  элементу  всегда  присуще

чувство эмпатии или чуство какой-то слитности с отражаемым  . Эти

элементы воспринимают и акцептируют то ,  что есть   вовне".  Эта

информация  воспринимается  как  объективная  данность  , которую

можно   воспринимать,  воспроизводить   (  репродуцировать   )  и

использовать .

   "Коммуникат    продуктивность   элемента  -   это  то   ,  что

извлекается из акцептным методом  полученной информации   .  Этот

элемент можно  назвать творческим  , потому  что в  том ,  что он

извлекает  из  акцептным  методом  полученной  информации  , есть

частица того , чего нет и не было  в объективном  мире .  Это его

вывод , его  представление  о данном аспекте объективного  мира ;

о том , каким он , этот аспект, в его представлении является  , и

каким  он  должен  и  может быть.

   Продуктивным  элементам   присуща  инструментальность,   а  не

эмпатия. Их творчеством является то , что индивид   извлекает  из

акцептным элементом доставленной информации ; это с одной стороны

субъективное приспособление индивида к объективной  реальности, а

с другой - творчество."

   Итак  ,  мы  имеем  два  свойства   элемента  :   отражение  и

репродукция  определенного  аспекта  с одной  стороны, ипродукция

нового на основе информации , данной объективной реальностью  , с

другой  .  На  "фабрику"  поставляется  сырье  ,  производится  -

продукция .

   Было  бы  неправильным  считать  акцептные  элементы абсолютно

акцептными  ,  продуктивные   -  исключительно   продуктивными  .

"Несомненно , продуктивные элементы в своей  активности учитывают

и соответствующие  аспекты в  действительности .  То есть  они не

только  продуцируют,  но в  какой то  степени и  отражают картину

действительности".  Каждый  элемент  является   сочетанием  обоих

свойств: в акцептном преобладает репродукция  , в  продуктивном -

продукция  ,  творчество  .  Чем  же  отличается   творчество  по

акцептным и продуктивным элементам ?

   Продукция акцептного элемента основывается   на  моделировании

,  конструировании из   известных  элементов  .  Функционирование

этого   элемента   оценивается   по   уровню   точности   .   Это

воспроизведение  по  известным  образцам  ,  это конструктор  , в

котором  деталями  ,   кубиками  являются    частицы  объективной

реальности    ,    воспринимаемые   как    данность.   Творчество

продуктивного элемента - это продукция нового, качественно нового

; изобретательство с долей иимпровизации ;  так как аналога нет ,

и  что  получится  в  итоге не всегда известно . В какой  то мере

это творчество индивидом ощущается как более личное, как критерий

оценки  его  личности  окружающими   .  "Удар"  или отрицательная

информация  на  этот   элемент  более   неприятна   ,   нежели на

акцептный  ,  так  как  во  втором  случае  это  вызывает  скорее

удивление  и  некоторое  недоумение  .  "  Я же  складывал кубики

заведомо хорошо , как же могло получиться что-то плохое  ? "  А в

продуктивном творчестве каждый кубик -  личное творение  , детище

,   в   которое человек  вкладывает частицу  себя .  По акцептным

элементам    индивиду  присуще   чувство  ответственности   ,  по

продуктивным он гораздо менее  уверен и ответственности  не берет

,  но  выполняет  обязанности  .  По  акцептным мы  более склонны

говорить о  недостатках  ,  по продуктивным - о достоинствах .

_           С и л ь н а я   м е н т а л ь н а я

                  а к ц е п т н а я


   Наиболее  сильная  ,  осознанная  и  акцептная   .  Количество

информации,  получаемое  по 1  аспекту   больше  , чем  по любому

другому аспекту. Воспринимается эта информация наиболее глубоко и

"дифференцированно". Происходит  получение и  превичная обработка

информации очень естественно и настолько быстро , что сам человек

их не  замечает, а просто "имеет  готовую информацию"  . Легкость

получения  и  успешность использования  информации по  1  аспекту

есть   причина  и  следствие  того  ,  что   человек  практически

постоянно  наблюдает  за   1  аспектом  , снает  каналы получения

информации  и  пути воздействия  на социум  . Имеет  четкую сферу

интересов . Ввиду своей  уверенности в правильном понимании всего

,  что  происходит  вокруг  1  аспекта   ,  не  стесняется  своих

проявлений  по  этому   аспекту   .   Благодаря  умению  отделить

главное от второстепенного ,  знанию  лучших стандартов , человек

спокойно   переносит   критику  окружающих   ,  сам   уверенно  и

категорично критикует других .

   Абсолютная память - возможность в любой  момент   вспомнить то

,  что  однажды было  увидено ,  услышано ,  понято и  тем  более

сделано по 1 аспекту . Поэтому же информация по 1 аспекту  и есть

первое , что мы вспоминаем о человеке при встрече (тип, характер,

должность и т.п.).

   1-я функция - то , что сам человек более всего в   себе  ценит

;   получая   от   внешнего   мира  немного   по  1   аспекту   ,

довольствуется  и  этим  .  В  мениях  и деятельности  по первому

аспекту человек совершенно не склонен  никому подчиняться  , свои

мнения упорно отстаивает и не прочь сам поруководить  . Отношение

к другим людям (социумам )  определяется потребностями  1 аспекта

на  данный  момент.  (Характерно,  что  советский   строй  каждый

критикует с точки зрения  своей 1-ой  и 3-ей  функции ,  что даже

может быть использовано  для диагностики типа . )

   Первая  функция  склонна  интересоваться  другими  больше, чем

собой ( о себе успевает позаботится  между делом  ) ,  поэтому ей

нужна арена деятельности , люди, которые слушают и слушаются. И к

мнению  по  1  аспекту  действительно  стоит прислушаться  , ведь

человек  за  всеми  признает  права  по  1  аспекту  и  худого не

посоветует .  Впрочем , по 1 аспекту не любят "метать бисер" , но

близких  "для их   же блага"  зачастую стремятся  всеми способами

подчинить . Хорошее воспитание по 1-й функции- не демонстрировать

грубо отрицание оценики другого, тактично помогать .

   Резюме :  1-я функция  определяет мировосприятие   человека  ,

его "информсационную профессию" , имедж . Человек имеет по  этому

элементу максимум информации , наиболее уверенно ей  пользуется ;

можно сказать, что это самая сильная  функция  ,   "зона  личного

произвола".

_           С и л ь н а я     м е н т а л ь н а я

                  п р о д у к т и в н а я


   Вторая  после  1  по   силе  осознанности   функция  .   Но  в

противоположность  ей  не  акцептная  ,  а продуктивная  . Еслипо

первой  человек    выполняет  в   обществе  роль   специалиста  ,

консервативного   икритичного  пользователя  и  расспространителя

лучших из известных ему стандартов, то  второй он  пользуется как

инструментом  для  достижения   целей   по   1,  и   относится  к

соответствующему аспекту именно  как  к   инструменту .  С другой

стороны  ,  оттачивая  и  совершенствуя   этот  инструмент   (  в

соответствии  с  тем  , как  это диктует  первая ,  и ни  на йоту

больше   !),  изобретают   и  открывают   нечто  новое   ,  дотле

человечеству  неизвестное.  И  если  первую  функцию  в соционике

называют   базовой   ,   то   вторую  -  творческой .  В качестве

инструмента может использоваться уже  существующая методика  , но

поскольку  функция  донорная  ,  то  человеку  гораздо интереснее

придумывать самому , чем копаться в старом  ,  которое  он обычно

даже  не  стремится  запоминать .  Если 1  аспект рассматривается

человпком как объективно данная часть мира , то 2 аспект - скорее

как свои личные умения , качества и творчество ,  поэтому критика

по 2 аспекту переживается гораздо острее  , чем  по 1-му  , может

даже  возникнуть  желание  во  что  бы   то  ни   стало  доказать

собственную  правоту. Поскольку все мы склонны о других судить по

себе , то и к чужим проявлениям по 2 аспекту мы относпмся  ,  как

к   своим   ,   т.е.  полагаем   свободу  творчества   ,  требуем

раскрепоститься ,  но   категорически не  принимаем пренебрежения

по этим  аспектам , даже более категорично , чем  по 1  аспекту ,

гипертрофированно остро замечаем недостатки и  достоинства других

.  Когда нас  просят помочь  по 2  аспекту, воспринимаем  это как

признание наших успехов и с удовольствием  помогаем  . Более того

, при отсутствии последователей  по  второму   аспекту  чувствуем

свою ненужность.


   Хорошее  воспитание  по  второй-  отсутствие  категоричности в

оценках, ненавязчивость . Тренировка этой  функции легче  , успех

же тождественен самоутверждению в обществе .


   Резюме : 2 функция творческая , здесь человек создает  новое ,

до него не пзвестное . Творчество ради достижения цели  по первой

и самоутверждения .

_           Б л о к     "Э Г О"


   Блок - это пара функций . Акцептная отражает  действительность

,  продуктивная  формирует  на  основе  информации  , воспринятой

акцептной,   новую   информацию   ,   которая  может   не  вполне

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.