От исмаилитской секты отделилась в IX веке
группа карматов — демократическая секта, члены которой, преимущественно
крестьяне и бедуины Аравии, устанавливали общность имущества. Секта карматов
просуществовала до XI века.
От того же исмаилизма отпочковалась секта ассасинов,
соединявшая мистицизм с фанатической борьбой против немусульман. В годы
крестовых походов ассасины были самыми ярыми врагами крестоносцев (кстати, от
названия секты происходит французское слово "assassin" — убийца.
Наконец в XI веке от того же корня
отделилась группа последователей халифа Хакима. По имени видного предводителя
секты Исмаила ад Дарази последователи секты до сих пор известны как друзы (в
Ливане).
В отличие от шиитского направления, ортодоксальный
ислам, охвативший большинство мусульман мира, называется суннизмом:
сторонники его признают законность сунн. Суннизм тоже не остался вполне
единым. В VIII-IX вв. в нем возникло мутазилитское
течение. Мутазилиты старались истолковать мусульманское вероучение в
рациональном духе, доказывали "справедливость" бога, наличие
свободной воли у человека, признавали Коран книгой, написанной людьми, а не
созданной богом. Мутазилитов поддерживали некоторые халифы, искавшие в этой
секте опору для своей власти. Но
вскоре (конец IX века) реакционное фанатическое духовенство взяло верх в
халифате, мутазилитов стали преследовать. Укрепилось учение о вечности,
"несотворенности" Корана. Однако идеи мутазилитов оставили след на
дальнейшем развитии мусульманского богословия.
В VIII-IX вв. в
правоверном мусульманском богословии сложились четыре школы: ханифитов, шафиитов,
маликитов и ханбалитов (по именам их основателей). Последняя из
этих школ была проникнута духом крайнего фанатизма, буквального толкования
религиозных догматов; она укрепилась среди отсталого бедуинского населения
Аравии; близка к ней была и школа маликитов, получившая господство в Северной
Африке. Другие две школы, распространившиеся в более культурных областях
мусульманского мира, допускали более свободное толкование учения. Особой
взаимной отчужденности и вражды между приверженцами этих четырех богословских
школ нет.
В тех же VIII-X вв. в
исламе возникло мистическое, полумонашеское течение суфизма (от слова
"суфи" — грубая шерстяная ткань). Оно зародилось в недрах шиизма, но
проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучении сказалось влияние идей маздеизма,
буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не придавали большого значения
внешней обрядности, а искали истинного богопознания, мистического слияния с
божеством. Некоторые суфии доходили до пантеистического мировоззрения (бог — во
всем мире, весь мир — проявление или эмансипация бога) и тем самым удалялись от
грубо антропоморфного представления об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии
придавали особое значение именам божьим, встречаемым в Коране.
Мистико-пантеистическое течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны
мусульманских фанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки.
Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих монахов
— дервишей — во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена были
признаны законными и у суннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя они и давали
монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов, обирающих и
обманывающих народ; руководители же дервишей, ишаны, в свою очередь
обирают своих послушников — мюридов. Некоторые дервишские ордена
применяют в своих молебствиях так называемые зикры — экстатические
пляски и другие чисто шаманские способы общения с божеством. Придается большое
значение мистическому возгласу: "Ху!".
С суфизмом было исторически связано движение тариката.
Это понятие первоначально означало благочестивый путь жизни для общения с богом
(слово "тарикат" по-арабски путь). Но впоследствии тарикатом стали
называть учение фанатиков, проповедовавших "священную войну" против
христиан и других неверных. Под знаменем тариката вели, например, войну имамы
на Кавказе (Кази-Мулла, Шамиль)
против русских. Боевую силу тариката составляли мюриды — послушники, слепо
повинующиеся своему мюршиду — духовному наставнику. Отсюда движение
Шамиля иногда называли мюридизмом.
В новейшее время усложнение
социально-экономических и политических условий вызвали появление новых сект в
исламе. Среди бедуинов Аравии в XVIII веке возникло течение ваххабитов
(последователей Муххамеда ибн Абдель Ваххаба), в котором отразился стихийный
протест против богатства и роскоши городских купцов и богачей. Ваххабиты,
продолжая традиции суровой ханбалитской школы, требовали возвращения к
патриархальной простоте жизни первых веков ислама, строгого исполнения
предписанных обрядов и запретов, уничтожения роскоши, боролись с европейскими
культурными влияниями, не признавали культа святых, поклонялись только одному
богу. После жестокой борьбы с противниками ваххабиты к началу XX века взяли
верх в государстве Неджд (Внутренняя Аравия), а потом подчинили себе Хиджас с
городами Меккой и Мединой. В государстве Саудовской Аравии, объединившем обе
области, ваххабитизм сделался господствующей религией.
Религиозную оболочку приняло и массовое
недовольство городской бедноты и крестьян Персии в середине XIX века. Их идейным
вождем выступил Мохаммед Али, принявший прозвище "Баб"
("врата" в смысле посредника между людьми и богом). Движение получило
название бабистского. Баб проповедовал равенство и братство всех людей,
но, конечно, только верующих мусульман. Баб объявил себя преемником пророка,
который призван возвестить людям новый закон. Учение Баба было полно
мистических представлений и близко пантеизму. Движение бабистов, широко
распространившееся в народных массах, было жестоко подавлено власть имущими;
главари подверглись суровой казни (1850 год). Однако движение имело своих
продолжателей, хотя и лишилось боевого настроя. Один из бывших последователей
Баба — Мирза Хусейн Али, принявший прозвище "Бехаулла", существенным
образом изменил бабистское учение. Он тоже проповедовал равенство всех людей,
право всех людей на плоды земли и пр. Но он не признавал насилия, открытой
борьбы, провозглашал любовь, прощение, непротивление злу; в этом, может быть,
сказалось влияние христианских идей. Мусульманские догматы и правовые нормы у
Бехауллы подверглись смягчению. По имени проповедника новое учение стало
называться бехаизмом. Оно уже не отвечало настроениям народных масс и
распространялось больше в интеллигентской среде. Бехаизм, как утонченная,
реформированная, модернизированная редакция ислама, нашел себе последователей
даже в Западной Европе и в Америке.
Под знаком ислама происходили и некоторые
массовые освободительные движения в колониальных странах. Самое известное — махдистское
движение в Судане (Африка) в 1881-1898 гг. Глава его — Мухаммед Ахмед — объявил
себя махди (то есть спасителем, мессией), призванным руководить борьбой
мусульман Африки против колонизаторов. Движение охватило весь Восточный Судан и
области далее к востоку вплоть до Красного моря. Оно продолжалось около 20 лет
и лишь с трудом было подавлено англо-французским альянсом.
Характерная особенность мусульманской
религии состоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни
людей. И личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь,
политика, правовые отношения, суд, культурный уклад — все это должно быть
подчинено целиком религиозным законам. В прежние времена в мусульманских
странах имело место полное сращивание государственной и церковной власти: глава
государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство
составляло штат его советников, суд находился целиком в руках духовных лиц. И
уголовное, и гражданское право было построено всецело на религиозном законе —
шариате. Следили за выполнением норм шариата и толковали их мусульманские
богословы.
Поэтому и мусульманское духовенство выполняло
и выполняет больше светские, чем чисто религиозные функции. Мулла,
состоящий при мечети,— это, собственно, учитель в церковной школе. Кади
— это судья, знаток шариата. Муфтий — более высокий духовный чин —
главный авторитет в вопросах шариата. Улем — ученый богослов,
преподаватель в высшей религиозной школе; совет улемов давал свои заключения по
вопросам религии и права. Во главе мусульманского духовенства в отдельных
странах стоял – шейх-уль-ислам — видный богослов, он же советник
государя. Даваемые шейх-уль-исламом разъяснения по тем или иным спорным
вопросам догматики или политики, права считались непререкаемым законом.
Обучение молодежи в мусульманских странах
прежде было тоже чисто религиозным. Низшие школы — мектебы — состояли
при мечетях. Высшие школы — медресе — представляли собой своего рода
духовные академии. В них студенты изучали Коран и прочую религиозную
литературу, богословские вопросы. Язык преподавания, язык церковной литературы
был арабский. Кстати, арабская система письма была принята и в тюркских, и в
иранских языках, хотя она для них и мало приспособлена.
Мусульманская церковь в станах ислама была
обычно и крупной экономической силой. Согласно шариату, церковь может владеть
имуществом, и это имущество считается неотчуждаемым (вакф, множественное
число — вакуф). Вакуфные земли состояли из пожалований от халифов (в эпоху
завоеваний), из пожертвований и пр.
Они были очень велики: например, в странах Средней Азии до половины всех
обрабатываемых земель принадлежало церкви, и они приносили огромные доходы; за
счет вакуфных имуществ и кормилось многочисленное духовенство.
Хотя правоверный ислам не идет ни на какие
компромиссы с другими религиями (в отличие, например, от буддизма), но в
народных массах мусульманские верования очень часто переплетаются с древними,
домусульманскими. Почти повсеместно, особенно в слаборазвитых странах,
распространен культ местных святых. Мусульманские святые зачастую оказываются
не чем иным, как древними местными божествами-покровителями, которым даны
мусульманские имена. Во многих местах, особенно в Средней Азии, культ святых связан
с культом мазаров — якобы гробниц этих святых, а на самом деле древних
местных святилищ. Более того, в последнее время в исламе обнаружено (особенно у
народов Средней Азии) целый пласт влившихся в него, но глубоко архаичных
верований и обрядов, относящихся к культу земледельческих божеств плодородия, к
родовому культу предков, к шаманизму. Повсюду в среде мусульман распространены
также вера в магию, ношение амулетов (часто с текстом из Корана). Многие муллы
выполняют функции заклинателей, знахарей.
Интересно отметить, что в многовековых
столкновениях ислама с христианством (точно так же, как с маздеизмом и другими
религиями) ислам почти всегда выходил победителем. В большинстве стран
Средиземноморья, где сейчас господствует ислам, он вытеснил преобладавшее здесь
прежде христианство (Северная Африка, Египет, Сирия , Малая Азия). На Кавказе
большинство народов до распространения ислама придерживалось христианства,
позже многие из них были исламизированы (черкесы, кабардинцы, аджарцы, часть
осетин и абхазов). На Балканском полуострове в ислам обращены были некоторые
группы болгар, македонцев, боснийцев, албанцев, бывших прежде христианами.
Обратных случаев массового обращения какого-либо мусульманского народа в
христианство история не знает. Правда, с Пиренейского полуострова (Испания,
Португалия) мусульмане в результате христианской Реконкисты (XII-XV вв.) были вытеснены, но это произошло в результате процесса
насильственного изгнания исповедующих ислам, а не идейной победы одной религии
над другой.
Почему же религия Мухаммеда так часто
одерживала верх над религией Христа? Видимо, вследствие большей простоты,
доступности, понятности народным массам, особенно в восточных странах, где
преобладал патриархально-феодальный быт.
В последние десятилетия, после первой мировой
войны, во многих странах произошли буржуазные реформы, ограничившие влияние
религии. Развернувшееся после второй мировой войны широкое демократическое прогрессивное движение в странах "третьего
мира" привлекло к еще более радикальным переменам в мусульманских
традициях и к их общему ослаблению. Характер перемен происходил сообразно
различным социально-политическим условиям.
Речь идет не только о мелких и внешних
уступках мусульманского духовенства требованиям времени: смягчение или отмена
старых запретов, модернизация культа и пр. , но и о более глубоких сдвигах. В
ряде стран проведены прогрессивные реформы, означающие решительную перестройку
правовых норм и культурно-бытового уклада, конфискацию церковных земель,
ограничение сферы действия шариата (не в пример возвращение к законам шариата в
Чечне), введение светского школьного и университетского обучения. В частности,
особенно радикальные реформы произошли в Турции после отмены султаната и
учреждения республики (реформы Кемаля Ататюрка, 1920-е годы).
1. Библия. Книги
Ветхого и Нового Завета.
2. Марченков В.Г.
Начала православия. М.:Петит,1991.
3. Закон Божий
(Первая книга о православной вере) под ред. М. Добужинского ,
4. Косидовский З.
Библейские сказания. Сказания евангелистов.М.:Политиздат,1990.
5. Наука и жизнь N
3,6-8 /М.:Пресса,1993.
6. Энциклопедия для
детей. М., 1996.
7. “Магомет, его
жизнь и религиозное учение”, СПБ, 1902.
8. “Ислам и проблемы
национализма в странах Ближнего и Среднего Востока”, М., 1986.
9. Андреев Д.Л. “Роза
мира”, М., “Прогресс”, 1990.
10. Основы
религоведения., Учебник., “Высшая школа”, 1994.
11. Настольная книга
атеиста., М., 1990.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|