рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Творчество как принцип познания


Впервые правильно указал на характерные особенности научного творчества С.Л. Рубинштейн. Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения [11].

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления [13]:

Подготовка – формулирование задачи; попытки её решения.

Инкубация – временное отвлечение от задачи.

Озарение – появление интуитивного решения.

Проверка – испытание и/или реализация решения.

Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре. Он в своём докладе в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами [13]:

1.      Вначале ставится задача и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.

2.      За этим следует более или менее продолжительный период, в течение которого когда человек не думает о так и не решённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей.

3.      И, наконец, наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению. В противоположность обычным сообщениям такого рода, Пуанкаре описывает здесь не только момент появления в сознании решения, но и будто чудом ставшую видимой работу бессознательного, непосредственно предшествовавшую этому.

4.      После этого, когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.

Теоретизируя, Пуанкаре изображает творческий процесс (на примере математического творчества) как последовательность двух этапов: 1) комбинирование частиц – элементов знания и 2) последующий отбор полезных комбинаций.

Пуанкаре замечает, что комбинирование происходит вне сознания — в сознании возникают уже готовые «действительно полезные комбинации и некоторые другие, имеющие признаки полезных, которые он, изобретатель, затем отбросит». Возникают вопросы: что за частицы участвуют в бессознательном комбинировании и как происходит комбинирование; как действует «фильтр» и что это за признаки, по которым он отбирает некоторые комбинации, пропуская их в сознание. Пуанкаре даёт следующий ответ.

Первоначальная сознательная работа над задачей актуализирует, «приводит в движение» те элементы будущих комбинаций, которые имеют отношение к решаемой задаче. Затем, если, конечно, задача не решается сразу, наступает период бессознательной работы над задачей. В то время как сознание занято совсем другими вещами, в подсознании получившие толчок частицы продолжают свой танец, сталкиваясь и образуя разнообразные комбинации. Какие же из этих комбинаций попадают в сознание? Это комбинации «наиболее красивые, т.е. те, которые больше всего воздействуют на это специальное чувство математической красоты, известное всем математикам и недоступное профанам до такой степени, что они часто склонны смеяться над ним».

Итак, отбираются и проникают в сознание наиболее «математически красивые» комбинации. Но каковы характеристики этих красивых математических комбинаций? Это те, элементы которых гармонически расположены таким образом, что ум без усилия может их охватывать целиком, угадывая детали. Эта гармония служит одновременно удовлетворением наших эстетических чувств и помощью для ума, она его поддерживает и ею он руководствуется. Эта гармония даёт нам возможность предчувствовать математический закон. Таким образом, это специальное эстетическое чувство играет роль решета, и этим объясняется, почему тот, кто лишен его, никогда не станет настоящим изобретателем.

 

Творчество как принцип познания и эволюции


Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют основу познания, но они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт творчества как необходимый компонент.

Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные всплески. Познание и творчество – это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины. Оба эти процессы при всех комбинациях от бытового уровня до философских категорий взаимодополняющие. Иногда в процессе творчества всплывают ответы на такие вопросы, на которые не мог найти ответы нигде до этого. Причем, это происходит в моменты наибольшей продуктивности, подспудно, как бы подсознательно. Эти минуты познания очень ценны, в таком случае, как будто приоткрывается завеса в ответ на усилия познающего.

Рассмотрим, как можно представить творчество или «активную» эволюцию. В случае активного творчества могут происходить такие процессы [12]:

а) отбираются по красоте наиболее эволюционные мысли и на их основе создается в уме эволюционная модель явления;

б) сознание сосредоточивается на этих явлениях;

в) постоянная концентрация с помощью любви на данной идее приводит к тому, что при любом восприятии отбираются прежде всего те жизненные линии и линии смыслов, которые могут привести к воплощению данной идеи. При некой доминанте наиболее вероятными при восприятии становятся совершенно определенные действия, человек может даже выбирать их, не рассуждая. Другие смыслы отсекаются, иногда человек даже может не осознавать других решений без специального обдумывания. Просто потому, что свойство целостного сознания выделяет при восприятии именно эти линии или же окрашивает желанием именно их. Они будут наиболее вероятными. То есть из всего множества вероятных действий самим присутствием некой эволюционной модели в целостном сознании наиболее осознанными личностью вариантами делаются жизненные линии, которые могут привести к воплощению более эволюционной модели. Можно представить, что фильтруя наиболее вероятные смыслы, можно направлять личность на наиболее эволюционные явления;

г) после того, как в результате концентрации на красоте некая эволюционная идея обрела в мозгу человека некую определенную форму (вылилась в нечто зримое), после того, как будут продуманы пути ее достижения и цель станет реальной, то, если анализировать биографии видных исторических деятелей или историю массовых движений, может возникнуть страсть, или стремление совершить активное эволюционное действие по «овладению» красотой. Но для этого, судя по всему, нужно осознать реальность будущей модели, зрительно представить ее.

Можно предположить, что для возникновения страстного стремления нужна некая модель красоты, которая должна быть выношена сознанием до такой степени, чтоб она перешла с уровня чувства на зримо-осязаемый альфа-уровень, то есть обрела пространственно-временное измерение. Некая создаваемая модель будущей Красоты в мозгу должна пройти некий путь развития, чтобы вызвать стремление.

Стремление вызывает неконтролируемое желание действовать при фиксированной цели. В этот момент возникает активность. Человек творит эволюцию. Каким образом может быть воплощена уже созданная модель, если рассматривать вопрос механически, то есть неосознанно? Синтетическое сознание охватывает модель, но это в том случае, когда оно вне времени.

В литературе предлагается своеобразная механическая модель неосознанного творчества. Любое восприятие будет, как мы покажем, соотнесением нового не только со всем полученным нами опытом за всю нашу жизнь, но и с построенной прекрасной моделью.

Если же взять текущее восприятие, то при целостном восприятии текущего момента и одновременном фиксированном целостном мышлении через любовь на некой красивой модели получится не просто осознание смысла увиденной «картинки». В данном случае выделятся не только наиболее вероятностные смыслы. При одновременном осознании всего открываются еще и все взаимосвязи между текущим моментом и красивой моделью. А это есть ничто иное, как модель достижения.

То есть в итоге происходит осознание не просто наиболее вероятного смысла ситуации, а наиболее вероятного смысла, детерминированного некой прекрасной моделью. То есть осознание при взгляде не только прошлое, но некое возможное будущее. Так, бизнесмен с одного взгляда иногда способен увидеть, сколько денег принесет ему в будущем данная ситуация, если будет реализована некая модель. Стрелок способен увидеть заранее, куда попадет выпущенная пуля. То есть некая прекрасная модель в момент фиксации способна как будто переместить центр визуализации из прошлого в будущее, то есть человек при любом восприятии будет воспринимать смыслы, связанные не только с бывшим опытом, но и с будущей моделью, а значит, осознавать «модель достижения» при простом восприятии. Таким образом, человек будет осознавать свои будущие действия просто при восприятии, то есть действовать мгновенно, если есть некая модель достижения [12].

Конечно, сама «модель достижения» будет возможна только в том случае, если у нас достаточно знаний, опыта и т.п., чтоб заполнить все пробелы смысловых линий от одного к другому (от текущего восприятия к прекрасной модели). Если же возникнут «пробелы», то их придется заполнять. То есть изучать, строить, исследовать. Самое интересное, что накопление знаний при таком образе действий само превращается в действие – а значит, если где-то человек встретит некие знания, нужные для утверждения модели, то процесс восприятия знаний, то есть познания, становится дополненным красотой. В воспоминаниях некоторых ученых иногда можно найти намеки, что те области, которыми им вдруг становилось интересно заниматься, иногда в будущем оказывались связанными друг с другом.

То есть некий идеал красоты может даже неосознанно направлять общество. Смысловую «модель достижения» нужно назвать не «моделью достижения», а спонтанной смысловой моделью, потому что формально будут выделены все смыслы, связывающие текущее восприятие и «красивую модель будущего». И в этой совокупности всех родственных смыслов могут выделиться и быть осознанными все пути и связи, ремесла и навыки, так как они будут выделены и «сгруппированы» при определении пути от одного к другому.

Можно утверждать, что помимо прекрасной модели эволюционного явления любовь рождает и модель ее достижения самим фактом восприятия. Наличие прекрасной модели автоматически приводит к познанию путей к ней при восприятии, то есть при любом повороте обстоятельств будет осознаваться и путь к ней. Возникает не только Стремление к некой абстрактной цели, но и дорога, по которой надо идти.



Заключение


Тема творчества является одной из так называемых «вечных» проблем философии. Творчество представляет собой акт создания некоего объекта, который ранее не существовал. Исходя из сути творчества, выделяют художественное, научное, техническое, политическое, спортивное творчество и другие виды. Творчество является характерной особенностью человеческого мышления и открывает перед человеком широкий спектр возможностей. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество не является единовременным актом, и представляет собой процесс. Творческий процесс может включать в себя ряд этапов: формулирование задачи; попытки её решения; временное отвлечение от задачи, её бессознательное осмысление; появление интуитивного решения, и, наконец, испытание и реализация решения. Творческий процесс является в значительной степени субъективным процессом, хотя зависит не только от человека, но и от условий постановки задачи. Кроме того, исследователями творческого процесса предлагается идея о том, что наиболее верное решение какой-либо задачи, являясь по своей сути неординарным, может появиться у человека, наименее отягчённого догмами и традиционным мышлением в данном конкретном направлении.

Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности. Через творчество осуществляется связь человека с миром.

Таким образом, творчество целесообразно рассматривать как неотъемлемый элемент познания. Оно соотносится с познанием посредством восприятия и воображения. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют основу познания, но они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт творчества как необходимый компонент. Творчество может выступать не только как результат познания, но и как средство познания, как конструктивный элемент структуры познания.



Список использованных источников


1.                 Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1997.-464 с.

2.                 Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. - В 2-х т. Т. 1. - М.: Искусство, 1994. - 542 с.

3.                 Галимов Б.С. Новые перспективы философского исследования проблемы духовного развития человека: Препринт/ Б.С. Галимов, И.Г. Васильева. – Уфа: БГУ, 2001. – 53 с.

4.                 Гольдентрихт С.С. Творчество как философская проблема// Творчество и социальное познание/ Сборник статей. Под ред. А.М. Коршунова, С.С. Гольдентрихта. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

5.                 Диалектика и теория творчества/ Под редакцией С.С. Гольдентрихта и A.M. Коршунова. – М.: Издательство Московского университета, 1987. – 200 с.

6.                 Кутырев В.А. Осторожно, творчество!// Вопросы философии. - 1994. -№7-8.-с. 72-81.

7.                 Научное творчество: философские аспекты / Цапок В. А. // Вопросы философии и права. Кишинев, – 1993. – № 2.

8.                 Николко В.Н. Творчество как новационный процесс (Философско-онтологический анализ). - Симферополь: «Таврия», 1990. - 190 с.

9.                 Новая философская энциклопедия: В 4 т./ Институт философии РАН, Нац. Общественно-науч. фонд. -М.: Мысль, 2000.

10.             Творчество и социальное познание / Под ред. A.M. Коршунова. С.С. Гольдентрихта. М., 1982.

11.             Философия творчества и проблемы естественного интеллекта. / Цапок В.А. // Страницы философии. Кишинев, – 1997. – № 1–2.

12.             Философия творчества: Монография / И.М. Гераимчук К.: ЭКМО, 2006. – 120 с.

13.             Финогентов В.Н. Философия: Учебное пособие/ Изд-е УТИС. - Уфа, 2001.-359 с.


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.