рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Учение Платона о душе в контексте идеального государства

- Полное собрание сочинений Платона насчитывает 36 произведений, поделенных на 9 тетралогий, которые наглядно демонстрируют развитие философии Платона. Практически все известные сочинения Платона написаны в форме высокохудожественных диалогов. В то же время можно отметить, что ни в одном из сохранившихся произведений Платон не изложил своей идеалистической концепции систематически и исчерпывающе;

- основными политическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы» и диалог «Политик». Наиболее известным диалогом Платона является «Государство». Он описывает политическую утопию, противопоставляемую круговороту реальных государственных форм. Эти положения отталкиваются от общефилософских взглядов бученного в первую очередь от его этической концепции.

Теперь, на основании полученных знаний изучим основную идею идеального государства Платона, а также его цели и задачи.

ГЛАВА II. Основы идеального государства по Платону, его цели и задачи


Кратко ознакомившись с жизненным и творческим путем греческого ученого, а также поняв роль и место концепции «идеального» государства в его творчестве перейдем к непосредственному изучению основ идеального государства по Платону, его целей и задач.

Концепция «идеального государства» по Платону, неразрывно связана с этикой Платона. Остановимся на ней[12]. Этика у Платона построена, исходя из его понимания души, т.е. из осознания врожденных добродетелей, характерных для отдельных общественных сословий. Если они соблюдаются, - в государстве царит добро, которое понимается не как достижение личного счастья, а как достижение общественного благополучия.

Поэтому этика у Платона не индивидуальная, а социальная, она тесно связана с политической организацией общества. Это означает, что человек может быть нравственно совершенным лишь в правильно организованном государстве. Образец совершенного государства и образец совершенного человека - такова цель этического и политического учений Платона.

Наиболее ясную и полную формулировку этика Платона получает в диалоге «Государство». Здесь философ пытается дать анализ общественного строя, в котором смогла бы реализоваться природа человека. Все реально существующие сообщества и государства являются лишь частичными приближениями к такому идеалу. Платон полагал, что невозможно создать серьезную политическую теорию, не положив в ее основание метафизику, и потому мы находим здесь не только описание человеческой жизни, какой ей следует быть согласно природе, но и теорию человеческой души и космологию.

В «Политике», в отличие от государства больше рассматриваются вопросы конкретной политики. Подчеркивается важность законов и законной власти, а существующие государства делятся на основании шестичленной схемы, впоследствии оказавшей влияние на Аристотеля.

Платон до самой смерти надеялся на осуществление справедливого общественного устройства, о чем свидетельствует его последний диалог – «Законы», в котором философ показывает, как греческий полис мог бы посредством разумных законов приблизиться к идеальному государству[13].

Согласно мнению Платона, государство возникает вследствие общественного разделения труда, при котором люди могут избирать себе сферу деятельности по своим склонностям, ибо от природы они предназначены к тому или иному делу. Причем, лучше из них работает тот, кто делает одну работу, нежели тот, кто занимается всем понемногу. Поэтому в государстве имеются люди всех специальностей: земледельцы, ремесленники, строители, купцы, воины и др[14].

В целом, политический идеал Платона — это стабильность государства. Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, каждый выполняет собственную работу — это справедливо. Неравенство сословий — это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего. На страже законов стоит система правосудия. И без истинного правосудия государство перестает быть государством[15].

Платон не одобряет все существующие виды государственного устройства. Он считает, что власть тирана, военных, богатых, или власть большинства - противоестественна. Кроме того, и социальное неравенство, которое имеет место в любом государстве, должно основываться на природном неравенстве людей, в зависимости от того, какая по своему составу душа преобладает в том или ином человеке: разумная, аффективная (эмоциональная) или вожделеющая (чувственная). Ему соответствуют и разные типы добродетели[16].

Если преобладает разумная часть души, то людям свойственна мудрость, которая служит добру. Она состоит в истинном знании, т.е. в постижении вечного и неизменного бытия идей, в понимании взаимной связи между ними. Люди этого типа правдивы, добры, справедливы. Им свойственна умеренность во всем, что касается чувственных наслаждений. Это - философы, которым Платон отводил роль правителей в идеальном государстве.

Если же преобладает аффективная часть души, то это воин или "страж" - человек мужественный, умеющий подчинять свои страсти долгу. У него определяющей частью души является воля и благородная страсть.

Что же касается души вожделеющего типа, то она принадлежит людям, занимающимся торговлей или физическим трудом: крестьянам, ремесленникам, в общем, всем тем, кто обеспечивает материальную жизнь общества. У этих людей преобладают чувственность и влечения, которые, тем не менее, должны быть управляемыми. Причем в каждом человеке присутствуют все три составляющие, но судить можно только по преобладающей части души.

Для успешного существования того или иного народа, считал Платон, необходимо организовать людей в соответствии с их природными склонностями. Если государство организуется на иной основе, вне нравственных целей, то оно не будет прочным.

Для достижения справедливости в государстве, нужно разделить граждан на три сословия: правителей, стратегов, производителей, в соответствии с преобладающими в них тремя частями души[17].

Первое сословие составляют мудрецы, философы - их обязанность управлять.

Второе сословие - воины, их обязанность - служить философам, помогать им в управлении низшим сословием, стоять на страже безопасности государства, охраняя его от внешних врагов.

Третье сословие это те, кто непосредственно занимается материальным производством. Оно должно быть в полном подчинении у правителей - ахронтов, как низшая часть души должна подчиняться высшей.

Однако деление общества на сословия не наследственно, оно обусловлено природными задатками того или иного человека. Отсюда вытекает еще одна, немаловажная особенность «идеального государство» - оно должно быть построено на довольно строгой системе воспитания.

Предложенная Платоном система воспитания направлена, прежде всего, на воспитание стражей и правителей[18]. Важное место в ней занимает гимнастика, обучение чтению, письму, изучение арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки. Это тот уровень образования, который достаточен для воспитания стражей. Те же, кто имеет природные способности к тому, чтобы стать правителями, должны изучать также философию. Обладатель низменной части души, напротив, не стремится к наукам, он любит слушать, ценит красивые вещи, но не способен оценить красоту саму по себе - это земледелец, ремесленник или торговец.

Первый отбор философов происходит тогда, когда им исполняется двадцать лет. После чего им дается полный обзор наук. В тридцать лет, из этих кандидатов, производится второй отбор, в процессе которого отдают предпочтение тем, "кто из них умеет, не обращая внимания на зрительные и остальные ощущения, подняться до истинного бытия". После чего они обучаются диалектике еще 5 лет. Достигнув 35-летнего возраста, они становятся правителями и в течение 15 лет занимают государственные должности. Причем, и стражи и правители должны быть поставлены в особые условия: у них не должно быть семьи и частной собственности. Плату за свои труды они получают натурой от низшего сословия. К деньгам они не должны прикасаться, чтобы избежать соблазна к накоплению.

Философов отбирают из числа наиболее одаренных от природы стражей, но лишь в правильно организованном государстве они могут проявить свою божественную природу. В иной ситуации даже «самые одаренные души при плохом воспитании становятся особенно плохими»[19] - именно из них выходят софисты, злодеи и тираны.

Согласно Платону, философ имеет врожденную склонность к знанию, он характеризуется любовью к истине, отличается правдивостью, может отказать себе в телесных удовольствиях. Прирожденный философ благороден, не хвастлив, великодушен, справедлив.

Философы как правители, по мнению Платона, имеют право на власть постольку, поскольку они, созерцая нечто стройное и вечно тождественное, полное порядка и смысла, не творящее несправедливости, будут подражать этому идеальному бытию, и внесут эти отношения в повседневный быт человека. Он думает, что «ни для государства, ни для граждан не будет конца несчастьям, пока владыкой государств не станет племя философов»[20].

В кавычках отметим, что некоторые исследователи, в настоящее время, считают Платона предшественником научного коммунизма, поскольку главный источник социальной несправедливости, он видит в частной собственности. Именно частная собственность, по мнению Платона, разрушает целостность и единство государства, восстанавливает людей друг против друга. Тогда как общественная собственность объединяет его, а это возможно лишь в таком государстве, «где большинство говорит... об одном и том же: «Это - мое!» или «Это не мое!»»[21].  Поэтому Платон ратует за то, чтобы высшее сословие не имело никакой частной собственности, даже личной.

У Платона, таким образом, общественное начало стоит выше личного. Поэтому этика Платона органически сочетается с его учением об идеальном государстве. Также отметим, что для формирования нового государства и нового человека, Платон подчеркивает значение набожности и почитания богов, ибо идея набожности стоит весьма близко к идее добра и красоты.

Подведем основные выводы настоящей главы:

- концепция «идеального государства» неразрывно связана с этикой Платона, которая построена, исходя из его понимания души, т.е. из осознания врожденных добродетелей, характерных для отдельных общественных сословий. Если они соблюдаются, - в государстве царит добро, которое понимается не как достижение личного счастья, а как достижение общественного благополучия;

- государство возникает вследствие общественного разделения труда, при котором люди могут избирать себе сферу деятельности по своим склонностям, ибо от природы они предназначены к тому или иному делу. При этом Платон, не одобряет все существующие виды государственного устройства. Он считает, что социальное неравенство, которое имеет место в любом государстве, должно основываться на природном неравенстве людей, в зависимости от того, какая по своему составу душа преобладает в том или ином человеке: разумная, аффективная или вожделеющая;

- для достижения справедливости в государстве, нужно разделить граждан на три сословия: правителей, стратегов, производителей, в соответствии с преобладающими в них тремя частями души. Первое сословие составляют мудрецы, философы - их обязанность управлять. Второе сословие - воины, их обязанность - служить философам, помогать им. Третье сословие это те, кто непосредственно занимается материальным производством. Оно должно быть в полном подчинении у правителей как низшая часть души должна подчиняться высшей;

- деление общества на сословия не наследственно, оно обусловлено природными задатками того или иного человека. Отсюда вытекает еще одна, немаловажная особенность «идеального государство» - оно должно быть построено на довольно строгой системе воспитания.

В своих работах, Платон противопоставляет свое «идеальное» государство некоторым государствам несовершенным, тем самым, с одной стороны иллюстрируя основные положения своих идей, с другой - дает нам ценнейшие сведения об устройстве государств древнего мира. В дальнейшем изложении мы подробно рассмотрим эту составляющую наследия древнегреческого ученого.

ГЛАВА III. Типы государств по Платону


В настоящей части нашего изложения мы ознакомимся с еще одной важной составляющей учения Платона об идеальном государстве в частности и политических взглядов Платона, в общем. Идеальное государство Платона – это умозрительная концепция, которая имеет место быть в сравнении с другими типами государств, которые Платон также описывает. В первую очередь мы имеем ввиду четыре несовершенные формы государства – тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Также в этом контексте целесообразно рассмотреть утопическую аристократическую республику, описываемую Платоном в «Законах».

Принимая в качестве образца свое идеальное государство и отводя ему первое место, Платон классифицирует существующие государственные формы. Ближе всего к идеальному государству стоит аристократия, а именно аристократическая республика.

Аристократическая республика по Платону[22] – это 5 400 жителей, поделенных на четыре сословия и связываемые сложнейшей системой управления. В этой форме опускается личная собственность, деньги, разрешено создание семьи для всех сословий, однако повышается системообразующая роль государства, которая предполагает значительное усиление контролирующей роли государства, строжайше регламентирующего все общественные отношения. На страже законов стоит система правосудия, а без истинного правосудия государство перестает быть государством.

Следующее по «идеальности» - тимократия как власть нескольких человек, основанная на военной силе, т.е. на добродетелях средней части души. Такие люди становятся воинами, государство под их управлением постоянно воюет. Войны — это всегда добыча, а значит и чьё-то обогащение. Ну а богатство — это власть, формируется олигархия.

Для тимократического человека деньги и наслаждения еще не так важны, как для представителей других государств. Для него главным желанием является желание выдвинуться, заслужить уважение и почем своих сограждан. Но при этом внимание все больше уделяется не внутренним качествам души, а внешнему блеску. И это неизбежно приводит к соперничеству и интригам, которые ослабляют государство.

Олигархия - власть немногочисленных богатых, опирающуюся на торговлю, ростовщичество, которые тесно связаны с низкой, чувственной частью души.  Проблема этой формы правления в том, что богачи ущемляют бедных, коих всегда большинство, и они, в свою очередь, захватывают власть. При олигархии все общество делится на два враждующих лагеря бедняков и богачей. В среде бедняков зреет недовольство своим положением, которое время от времени выливается в восстания и разбор. Таким образом при олигархии становится еще больше как страданий, так и удовольствий.

Демократия, по Платону, одна из худших форм правления. В целом это - власть большинства. Характеризуется усилившимся расслоением на богатых и бедных. Каждый получает возможность заниматься тем, чем ему заблагорассудится избираясь на ту или иную должность. При демократии, в отличие от предыдущего строя, образуются три класса населения богачи, народ и трутни. Последние уже были при олигархии, но там они не пользовались уважением, поскольку не преумножали своего богатства. В демократическом же государстве, говорит Платон, они занимают чуть ли не все государственные посты.

Трутни, заискивая перед народом, стремятся отобрать у богатых часть имущества и отдать его более бедным слоям населения. Богачи же, сопротивляясь этому, даже если они и были расположены к демократическому строю, вынуждены будут организовать оппозицию. Когда противостояние достигает своего пика народ выдвигает своего ставленника тирана, наделяя его неограниченными полномочиями, то есть неизбежно эта форма правления неизбежно приводит к тирании.

Последней в типологии находится тирания - бесконтрольная власть одного. Появляется тиран из демократии. Для удержания власти ему нужна война, которая, в конечном счете, приводит государство к тимократии. Тирания у Платона описана наиболее парадоксально.

С одной стороны, она вполне определенно характеризуется как самая худшая, далее всех отстоящая от идеала форма. Платон последовательно рассматривает возникновение тирании, которая рождается из демократии как из плохого - худшее: тираном становится бывший народный представитель, охваченный жаждой единовластия и добившийся его посредством социальной демагогии и открытого насилия, в первую очередь, против людей состоятельных и добропорядочных, опираясь на данную ему волею народа личную охрану. Жизнь тиранического человека переполнена животными страстями и страхами. Потакания своим вожделениям и постоянный страх за свою жизнь, не отпускающий ни на минуту - вот удел тирана. Жители такого государства, видя безнаказанность своего правителя, привыкают к мысли о вседозволенности. Сильнейший здесь всегда прав.

С другой стороны, поразительным является обращение Платона к этой худшей форме при поиске наиболее эффективного средства для реализации своего политического идеала, для построения совершенного типа государства, покоящегося на справедливости. Надо особенно подчеркнуть, что это обращение Платона к тирании не было случайностью - оно проходит через все этапы его творческой деятельности, через разновременные, но одинаково значимые произведения.

Платон рассуждает так[23]: пусть явится тиран, молодой, великодушный, способный к учению; пусть судьба сведет его со славным законодателем, и правитель согласится действовать в духе идей мудреца; при безграничной власти и возможности воздействовать на своих подданных в нужном направлении тирану не составит труда провести необходимое радикальное переустройство.

Подведем основные итоги настоящей главы:

- идеальное государство Платона – это умозрительная концепция, которая имеет место быть в сравнении с другими несовершенными формами государств – тимократию, олигархию, демократию и тиранию, а также олигархическую республику;

- принимая в качестве образца свое идеальное государство и отводя ему первое место, Платон классифицирует существующие государственные формы. Ближе всего к идеальному государству стоит аристократия, а именно аристократическая республика. За ней последовательно идут тимократия (власть военачальников), олигархия (власть немногочисленных богатых), демократия (власть большинства) и тирания (бесконтрольная власть одного);

- несмотря на то, что тирания – худшая форма правления по Платону, именно в ней ученый видит наиболее эффективное средство для реализации своего политического идеала, для построения совершенного типа государства, покоящегося на справедливости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теперь, в соответствии с поставленными целями и задачами, подведем основные итоги нашего изложения.

Платон (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее его имя — Аристокл, а Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий». На формирование его взглядов как ученого оказал большое влияние тот факт, что его учеником и другом был Сократ – крупнейший философ того времени, деятельность которого – поворотный момент античной философии.

Вся жизнь, деятельность и круг общения Платона способствовала формированию его оригинальных идей, касающихся политики и государственного управления. В качестве факторов непосредственно влияющих на это можно упомянуть общение с Сократом, Пифагорейцами, политическую деятельность самого Платона, а также основание и руководство им так называемой «Академии».

Полное собрание сочинений Платона насчитывает 36 произведений, поделенных на 9 тетралогий, которые наглядно демонстрируют развитие философии Платона. Практически все известные сочинения Платона написаны в форме высокохудожественных диалогов. В то же время можно отметить, что ни в одном из сохранившихся произведений Платон не изложил своей идеалистической концепции систематически и исчерпывающе.

Основными политическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы» и диалог «Политик». Наиболее известным диалогом Платона является «Государство». Он описывает политическую утопию, противопоставляемую круговороту реальных государственных форм. Эти положения отталкиваются от общефилософских взглядов бученного в первую очередь от его этической концепции.

Концепция «идеального государства» неразрывно связана с этикой Платона, которая построена, исходя из его понимания души, т.е. из осознания врожденных добродетелей, характерных для отдельных общественных сословий. Если они соблюдаются, - в государстве царит добро, которое понимается не как достижение личного счастья, а как достижение общественного благополучия.

Государство возникает вследствие общественного разделения труда, при котором люди могут избирать себе сферу деятельности по своим склонностям, ибо от природы они предназначены к тому или иному делу. При этом Платон, не одобряет все существующие виды государственного устройства. Он считает, что социальное неравенство, которое имеет место в любом государстве, должно основываться на природном неравенстве людей, в зависимости от того, какая по своему составу душа преобладает в том или ином человеке: разумная, аффективная или вожделеющая.

Для достижения справедливости в государстве, нужно разделить граждан на три сословия: правителей, стратегов, производителей, в соответствии с преобладающими в них тремя частями души. Первое сословие составляют мудрецы, философы - их обязанность управлять. Второе сословие - воины, их обязанность - служить философам, помогать им. Третье сословие это те, кто непосредственно занимается материальным производством. Оно должно быть в полном подчинении у правителей как низшая часть души должна подчиняться высшей.

Деление общества на сословия не наследственно, оно обусловлено природными задатками того или иного человека. Отсюда вытекает еще одна, немаловажная особенность «идеального государство» - оно должно быть построено на довольно строгой системе воспитания.

В своих работах, Платон противопоставляет свое «идеальное» государство некоторым государствам несовершенным, тем самым, с одной стороны иллюстрируя основные положения своих идей, с другой - дает нам ценнейшие сведения об устройстве государств древнего мира.

Таким образом, идеальное государство Платона – это умозрительная концепция, которая имеет место быть в сравнении с другими несовершенными формами государств – тимократию, олигархию, демократию и тиранию, а также олигархическую республику.

Принимая в качестве образца свое идеальное государство и отводя ему первое место, Платон классифицирует существующие государственные формы. Ближе всего к идеальному государству стоит аристократия, а именно аристократическая республика. За ней последовательно идут тимократия (власть военачальников), олигархия (власть немногочисленных богатых), демократия (власть большинства) и тирания (бесконтрольная власть одного).

Несмотря на то, что тирания – худшая форма правления по Платону, именно в ней ученый видит наиболее эффективное средство для реализации своего политического идеала, для построения совершенного типа государства, покоящегося на справедливости.

В целом, можно заключить, что с именем Платона связано формирование политической философии. Он стоит у истоков философии государства и права. Им были впервые поставлены и проанализированы на теоретической основе многие фундаментальные вопросы политико-правового профиля, не потерявшие своего значения и для современных исследователей. Концепция идеального государства, в этом контексте занимает одно из центральных мест.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.            Асмус В.Ф. Платон. - М.: Мысль, 1975. – 341 с.

2.            Болдырев Н.Ф. Сократ. Платон. Аристотель. Юм. Шопенгауэр: Биографические повествования. – Челябинск: Урал, 1995. – 452 с.

3.            Дианина Н.Н. Платон. Государство: искусство дискуссии. – М.: МГИМО, 2009. – 598 с.

4.            Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1998. – 481 с.

5.            Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель, - М.: Молодая гвардия, 1993. – 364 с.

6.            Нерсесянц В.С. Платон. – М.: Мысль, 1984. – 285 с.

7.            Платон. Государство. – М.: Наука, 2005. – 294 с.

8.            Платон. Три эпохи государства и власти. – М.: Грифон, 2006. – 380 с.

9.            Уайтхед. Процесс и реальность. – М.: Мысль, 2005. – 178 с.


[1] Факты биографии приводятся по: Болдырев Н.Ф. Сократ. Платон. Аристотель. Юм. Шопенгауэр: Биографические повествования. – Челябинск: Урал, 1995. – 452 с.

[2] Там же.

[3] Нерсесянц В.С. Платон. – М.: Мысль, 1984. С. 64. 

[4] Там же, стр. 83.

[5] Асмус В.Ф. Платон. - М.: Мысль, 1975. С. 116-119.

[6] Нерсесянц В.С. Платон. – М.: Мысль, 1984. С. 19. 

[7] Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель, - М.: Молодая гвардия, 1993. С. 89.

[8] Там же, стр. 92.

[9] Нерсесянц В.С. Платон. – М.: Мысль, 1984. С. 112-114.  

[10] Дианина Н.Н. Платон. Государство: искусство дискуссии. – М.: МГИМО, 2009. С. 106-108.

[11] Там же, стр. 119.

[12] Приводится по: Нерсесянц В.С. Платон. – М.: Мысль, 1984. С. 78-83. 

[13] Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель, - М.: Молодая гвардия, 1993. С. 319.

[14] Там же, стр. 89.

[15] Там же, стр. 98-99.

[16] Приводится по: Дианина Н.Н. Платон. Государство: искусство дискуссии. – М.: МГИМО, 2009. С. 403-408. 

[17] Дианина Н.Н. Платон. Государство: искусство дискуссии. – М.: МГИМО, 2009. С. 403.

[18] Обзор приводится по: Нерсесянц В.С. Платон. – М.: Мысль, 1984. С. 187-189. 

[19] Платон. Государство. – М.: Наука, 2005. С. 87.

[20] Платон. Государство. – М.: Наука, 2005. С. 97. 

[21] Там же, стр. 187.

[22] Приводится по: Нерсесянц В.С. Платон. – М.: Мысль, 1984. С. 187-194.

[23] Дианина Н.Н. Платон. Государство: искусство дискуссии. – М.: МГИМО, 2009. С. 509.


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.