рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Великие философы мира

В социальной области Р. Исследовал причины возникновения имущественного и социального неравенства между людьми, чтобы найти пути его ликвидации. Главную причину перехода неравенства, которое он считал естественным состоянием, к неравенству Р. искал в экономической сфере в возникновении частной собственности. Р. остался на позициях эгалитаризма, ратуя за наделение всех людей относительно равной частной собственностью. Это утопическое требование, однако, было направлено не только против феодалов, но и крупной буржуазной собственности.

Важнейшее место в учении Р. занимала проблема государственной власти. Р. защищал мысль о неправомерности власти, которая ополчается против народа, его жизненных интересов, обосновывал право народа на революции низвержение антинародной власти.

Эти и сходные идеи широко использовались Робеспьером и его единомышленниками, которые считали себя учениками и последователями Р., ставили перед собой задачу реализации его основных идей: установление суверенитета народа, превращение государства в инструмент, обеспечивающий органическое влияние равенства и свободы. Эти идеалы Р. приобретали утопический характер в условиях перехода от феодализма к капиталистическим формам социального неравенства.

К. Маркс и Ф. Энгельс признавали наличие диалектических идей в социально-политических размышлениях Р. в частности о переходе от одних фаз исторического развития к другим, о противоречивости социальных процессов и т. н. Элементы диалектики можно обнаружить также в эстетических и педагогических взглядах Руссо.

Основные произведения: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшение нравов» и другие.


ИММАНУИЛ КАНТ

(1724 1804)

Немецкий философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии. Прожил всю жизнь в Кёнигсберге, где окончил университет(1745) и был доцентом в 1755 - 1796.

В философском развитии Кант различают два периода - «докритический» (до 1770) и «критический». В докритический период Кант признает возможность умозрительного познания вещей, как они существуют сами по себе; в критический период - отрицает возможность такого познания на основании предварительного исследования форм познания, источников и границ наших познавательных способностей. В «докритический» период Кант разработал «небулярную» космогоническую гипотезу об образовании планетной системы из первоначальной «туманности», т.е. из огромного облака диффузного вещества.

Главные произведения «критического» периода: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). Основу всех трех «Критик» составляет учение Канта о явлениях и вещах, как они существуют сами по себе, - «вещах в себе». Познание начинается, по К. с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы внешних чувствии вызывают в нас ощущения.

В основе математики лежат созерцания пространства и времени. Формы их перестают у К. быть формами существования самих вещей и становятся только априорными формами чувственности. В основе этих созерцаний лежат «чистые», т.е. не зависящие от опыта и предшествующие формы пространства и времени, что и обусловливает всеобщность и необходимость математических истин.

В теоретическом естествознании условием возможности априорных синтетических суждений являются 12 категорий (единство, множество, цельность, реальность, отрицание и др.), которые в качестве «чистых» понятий априорны. Но чтобы возникло подлинное знание, необходимо соединение чувственного созерцания с категориями рассудка, высшим условием которого является единство нашего сознания.

Большую роль в развитии философии после Канта сыграла кантовская критика рациональной космологии. По Канту, притязания последней с необходимостью ведут к возникновению в разуме антиномий, противоречащих друг другу и в то же время одинаково доказуемых ответов на исследуемые ею вопросы.

Основные произведения: “Критика чистого разума”, “Критика прктического разума”, “Критика способности суждения” и другие.


ИОГАНН ГОТЛИБ ФИХТЕ

(1762 - 1814)

Фихте Иоганн Готлиб родился 19 мая 1762г в Рамменау. Немецкий философ и общественный деятель, представитель немецкого классического идеализма. Родился в крестьянской семье. Учился в университетах Йены и Лейпцига. Написанный под влиянием Канта «Опыт критики всяческого откровения» был принят за работу Канта и получил высокую оценку. Под влиянием событий Великой французской революции Фихте написал работу, посвященную защите свободы мысли. Профессор Йенского университета, был вынужден оставить его из-за обвинений в проповеди атеизма. В философском развитии Фихте можно выделить два периода. В первый период (до 1800) Фихте исходит понятие абсолютного «Я», во второй - из понятия абсолютного бытия, тождественного богу, переходя, таким образом, от идеализма субъективного к объективному.

По Гегелю философия должна быть фундаментом всех наук - «учением о науке»философии Фихте лежит убеждение в том, что практически-деятельное отношение предмету предшествует теоретически созерцательному отношению к нему, и это отличает его в трактовке самопознания как самодостоверного начала знания от Декарта; сознание у Фихте не дано, а задано, порождает себя; очевидность его покоится и не на созерцании, а на действии, она не усматривается интеллектом, а утверждается волей. «От природы» индивид есть нечто непостоянное: его чувственной склонности, побуждения, настроения всегда меняются и зависят от чего-то другого. От этих внешних определений он освобождается в акте самопознания. Этим актом индивид рождает свой дух, свою свободу. Система Фихте имеет структуру круга: начало уже содержит в себе конец; движение к завершению есть в то же время возвращение к истоку.

Все, что для теоретического сознания выступает как сфера независимо от него вещей, есть по Фихте продукт бессознательной деятельности воображения, полагаемых ею ограничений, которые предстают сознанию как ощущение, созерцание, представление, рассудок, разум и т.д. вплоть до времени, пространства всей системы категорий теоретического «Я».

Философия Фихте оказало большое влияние на развитие немецкого классического идеализма - раннего Шеллинга и отчасти Гегеля, а также на формирование философско-эстетических идей йенских романтиков. В дальнейшем Шеллинг и Гегель, преодолевая субъективный идеализм Фихте, подвергли его философию разносторонней критике.

Основные произведения: «Наукоучение», «Речи к немецкой нации», «О назначении ученого», «Основы естественного права» и другие.


ФРИДРИХ ШЕЛЛИНГ

(1775-1854)

Немецкий философ, родился 27 января 1775 в Леонберге близ Штутгарта.В 1792 получил степень магистра философии в Тюбингенском университете. Увлекался революционными идеями, характерными для того времени. После двух лет службы домашним учителем был приглашен по ходатайству Гёте в Йенский университет на должность экстраординарного профессора (1798). В 1803 Шеллинг - профессор философии Вюрцбургского университета, в 1806 - штатный член Баварской академии наук в Мюнхене, где он обосновался на 35 лет (с перерывом на семь лет, когда был профессором в Эрлангенском университете). В 1807 Шеллинг стал генеральным секретарем Академии художеств, а в 1827 - президентом Академии наук. В конце жизни он вернулся к прежнему образу жизни, читал лекции в Берлине, впрочем, не имевшие успеха у публики.

По своим взглядам в рамках немецкого идеализма Шеллинг занимает промежуточную позицию между И.Г.Фихте и Г.В.Ф.Гегелем; видное положение он и его жена Каролина занимали в движении немецкого романтизма. Шеллинг был пантеистом, но в его системе на месте абсолютной субстанции Спинозы находится динамическое абсолютное Я. Это Я пребывает, подобно физическому миру или природе, на стадии самозабытья, не зная, что объекты и вещи суть лишь произведения его собственного воображения. Постепенно Я просыпается в культуре и человеческой истории и приходит к самосознанию; но все же за этим абсолютным Я, которое «живет» или есть то, что оно есть, в расщеплении себя на субъект и объект сознания, находится Абсолют, лишенный какой-либо определенности и сознания. Это просто ничто; ибо оно «не есть», поскольку «быть» означает быть «через» и «для» сознания. Это «ничто», поскольку в действительности у него еще нет никакого определенного содержания. Всякое определенное содержание как отдельная возможность сведено в нем к абсолютной неразличимости. Но именно поэтому абсолютное ничто в то же время является абсолютной свободой, ибо не обусловлено ни неотъемлемым фактом собственного существования, ни какой-либо специфической принадлежащей ему природой. Оно еще не лишило себя бесконечных возможностей.

Основные произведения: «Философские письма о догматизме и критицизме», «Система трансцендентального идеализма», «Бруно, или О божественном и природном начале вещей», «Об отношении изобразительных искусств к природе» и другие.

ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ

(1770-1831)


Немецкий философ, родился в Штутгарте 27 августа 1770. Его отец, Георг Людвиг Гегель, секретарь казначейства, был потомком протестантского рода, изгнанного из Австрии в период контрреформации. Окончив гимназию в родном городе, Гегель учился на богословском отделении Тюбингенского университета в 1788-1793, прослушал курсы по философии и теологии и защитил магистерскую диссертацию. В то же время в Тюбингене учились Фридрих фон Шеллинг, который был на пять лет моложе Гегеля, и Фридрих Гёльдерлин, поэзия которого оказала глубокое влияние на немецкую литературу. Дружба с Шеллингом и Гёльдерлином сыграла значительную роль в умственном развитии Гегеля. Изучая в университете философию, он обратил особое внимание на работы Иммануила Канта, которые широко обсуждались в то время, а также на поэтические и эстетические произведения Ф.Шиллера.

После смерти отца в 1799 Гегель получил небольшое наследство, которое, вкупе с его собственными сбережениями, позволило ему отказаться от учительствования и вступить на поприще академической деятельности. Он представил в Йенский университет вначале тезисы (“Предварительные тезисы диссертации об орбитах планет”), а затем и саму диссертацию “Планетные орбиты” и в 1801 получил разрешение читать лекции. В 1801-1805 Гегель - приват-доцент, а в 1805-1807 экстраординарный профессор на весьма скромном содержании. Йенские лекции были посвящены широкому кругу тем: логике и метафизике, естественному праву и чистой математике. Хотя они и не пользовались большим успехом, годы в Йене были одним из счастливейших периодов в жизни философа. Вместе с Шеллингом, преподававшим в том же университете, он издавал «Критический журнал философии», в котором они были не только редакторами, но и авторами. В тот же период Гегель подготовил первую из своих главных работ, “Феноменологию духа” (1807), после опубликования, которого отношения с Шеллингом были разорваны. В этом труде Гегель дает первый очерк своей философской системы. В нем представлено поступательное шествие сознания от непосредственной чувственной достоверности ощущения через восприятие к познанию разумной действительности, которое единственно и приводит нас к абсолютному знанию. В этом смысле реальным является только разум.

Основные произведения: “Предварительные тезисы диссертации об орбитах планет”, “Планетные орбиты”, “Феноменология духа”, “Философия права” и другие .

ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ

(1804-1872)

Немецкий философ-гуманист, идеи которого повлияли на становление взглядов К.Маркса. Родился 28 июля 1804 в Ландсхуте (Бавария) в семье видного юриста - Пауля фон Фейербаха. Учился в городской гимназии, в 1823 поступил в Гейдельбергский университет на теологический факультет. Неудовлетворенный качеством преподавания в Гейдельберге, продолжил учение в Берлине, где слушал лекции Гегеля и на долгие годы стал его последователем, а окончил учебу на естественнонаучном факультете в Эрлангене. Позднее писал об этом периоде: «Я променял теологию на философию. Вне философии нет спасения... Я бежал от общества богословов, и теперь в числе моих друзей такие умы, как Аристотель, Спиноза, Кант и Гегель». В 1828, защитив диссертацию “О едином, всеобщем и бесконечном разуме”, Фейербах получил должность приват-доцента Эрлангенского университета, преподавал метафизику, логику и историю философии. После анонимной публикации скандальных “Мыслей и смерти и бессмертии”, в которых он отрицал истинность представлений о загробной жизни и личном бессмертии, Фейербах был уволен с должности и более не мог продолжить академической карьеры, хотя опубликовал в дальнейшем ряд значительных произведений.

Новый этап в идейном развитии Фейербаха наступил после 1839, когда он написал “К критике философии Гегеля” (1839) и свою самую известную работу - “Сущность христианства” (1841), в которой обрушил всю тяжесть материалистической и, следовательно, атеистической критики на христианские воззрения и развивал новую «религию любви». «Верить ты можешь без подтверждения исповедания своей веры делом, - писал он, - ведь верой ты обладаешь только для самого себя, любить же ты не можешь без исповедания своей любви, не обнаруживая ее, не реализуя ее, ибо любовью ты обладаешь не для себя, но для других». «Что это за умонастроение, что это за религия - религия любви? Это такое умонастроение, при котором человек в любви находит покой для своей души, разрешает загадку своей жизни, достигает конечной цели своей жизни, таким образом, обретает в любви то, что христианин искал в вере помимо любви». «К чему сводится мой принцип? К Я и к другому Я, к «эгоизму» и к «коммунизму», ибо и то и другое так друг с другом связаны, как голова и сердце. Без эгоизма у тебя не будет головы, без коммунизма - сердца».

Основные произведения: “Писатель и человек. Ряд юмористически - философских афоризмов”, “Основные положения философии будущего”, “Сущность религии”, “Теогония” и другие.


ЭДМУНД ГУССЕРЛЬ

(1859-1938)


Немецкий философ, основатель феноменологии как философского движения. Благодаря преподавательской деятельности и многочисленным работам оказал значительное влияние на философию в Германии и многих других странах, в частности на возникновение и развитие экзистенциализма. Гуссерль родился 8 апреля 1859 в Проснице. Учился в Берлинском и Венском университетах, готовился стать математиком, но Т.Масарик привел его в классы философа и психолога Ф.Брентано. Общение с Брентано, а затем с психологом К.Штумпфом стимулировало его интерес к исследованию мыслительных процессов. Гуссерль обязан Брентано важнейшим понятием интенции. Впоследствии Гуссерль заявлял, что Брентано не удалось увидеть действительных проблем «интенциональности», связанных с основаниями знания и конституированием структур опыта. Среди тех, кто повлиял на Гуссерля в ранний период, - У. Джемс, английские эмпирики, а также Г.В. Лейбниц. Кантовская теория познания оказала влияние на Гуссерля в более поздний период его философского развития. Гуссерль полагал, что главную задачу он определил уже в первой книге - «Философия арифметики». Два основных предмета его интереса, математика и формальная логика, с одной стороны, и психология - с другой, впервые соединились в этой работе. Трудности, с которыми он столкнулся (некоторые из них были выявлены Г. Фреге в критическом анализе этой книги), заставили Гуссерля предпринять общее исследование строения и специфической активности «осознанного опыта». В последней главе он рассматривал мгновенное «схватывание» таких характерных форм, как шеренга солдат или стая птиц. Таким образом, Гуссерля можно считать предтечей гештальт-психологии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.