рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Вклад Гоббса в совершенствование психологического познания

Вклад Гоббса в совершенствование психологического познания















Вклад Гоббса в развитие психологического познания





3 курс вечернего отделения

3 группа

Шуляковская Прасковья







2010


Содержание


Введение

1. Философия Нового Времени. Основные тенденции

2. Биография Томаса Гоббса. Краткий обзор работ

3. Философская система Гоббса. Предмет и метод философии

4. Учение о человеке

Заключение

Список литературы



Введение


История психологии, как специфическая область знаний, занимает особое положение в структуре психологической науки и в системе других наук. Обращение к прошлому необходимо для того, чтобы более адекватно оценить возможности психологической науки на современном этапе и в будущем. Кроме того, история психологии представляет такую систему знаний, которая охватывает вопросы философии и методологии, вопросы естественнонаучных основ психических явлений и структуру собственно психологических знаний. Возникновение и формирование собственно психологических знаний – основа предмета истории психологии.

История психологии имеет большое значение для развития самой психологической науки, особенно для развития психологической теории. Без истории науки не может быть создана какая-либо научная теория. «В определенном отношении всякая современная теория науки есть свернутая и обобщенная ее история». [3, стр. 12]. Более того, история психологии имеет еще и прогностическую функцию – она позволяет на основе прошлого и настоящего оценить возможности будущего развития психологии.

Историю психологии можно назвать основой для формирования системы оценочных суждений у психолога, для создания эталона, служащего точкой отсчета при оценке различных течений, направлений и взглядов в психологии.

Таким образом, следует признать, что изучение и развитие истории психологии актуально и в настоящее время. Хотя, современное состояние психологии изображается довольно схематично и характеризуется «без анализа исторических предпосылок, определяющих своеобразие современных тенденций и направлений в психологии в то время, как известно, что отрыв современности от истории есть недооценка роли прошлого науки в созидании его настоящего и будущего». [3, стр. 27]



1. Философия Нового Времени. Основные тенденции


В XVI – XVII веках бурное развитие капиталистических отношений вызвало расцвет многих наук, прежде всего различных областей естествознания связанных с созданием различных механизмов (техники, машин) и изготовлением различных приборов (астрономических, физических, навигационных). Успехи и достижения механики имели не только практическое, но и идеологическое значение. Открытия Николая Коперника, Галилео Галилея, Исаака Ньютона, Джордано Бруно послужили опровержением религиозной идеологии средневековья. Географические открытия, связанные с мореплаванием позволяли получить многочисленные сведения в области астрономии, геологии, биологии и тем самым нанесли непоправимые удары по богословским трактатам. С появлением микроскопа существенно изменились представления в области анатомии и физиологии растений и животных. Наиболее важными следует признать открытие клеточного строения живых организмов, описание Рене Декартом рефлекторного механизма поведения животных.

Одна из отличительных тенденций в развитии философии психологии Нового времени – борьба за освобождение человека, его разума от религиозного давления, борьба за светский характер науки. Успехи в развитии естествознания способствовали формированию нового взгляда на природу и место человека в ней. На смену религиозным представлениям на этот счет, все более настойчиво обращала на себя внимание идея о природном происхождении человека, о его могуществе и неограниченных возможностях в познании и покорении природы.

Другую тенденцию составляло противоборство и столкновение рационалистического и эмпирического направления. Перлом в развитии естествознания, сопровождавшийся многочисленными открытиями, заставил задуматься над вопросом общих принципов и методов познания, ответ на который невозможно было найти без обращения к основным психическим способностям и функциям человека. В результате работы над этой проблемой ученые разделились на два основных течения – эмпирическое и рационалистическое. Разногласия между приверженцами эмпиризма и рационализма возникали в основном по трем позициям: вопрос об источниках и происхождении знаний; вопрос о природе всеобщих понятий; и вопрос о соотношении и границах познавательных возможностей человека, а именно его чувственного опыта и логического мышления. Сторонники эмпирического направления Френсис Бэкон, Томас Гоббс и Джон Локк полагали, что источником всех знаний является чувственный опыт и общие понятия имеют опытное происхождение. В связи с этим они рассматривали в качестве ведущего научного метода индукцию, предполагающую восхождение от частных и отдельных фактов, устанавливаемых в чувственном опыте, к общим принципам и законам. Представители рационалистического течения Рене Декарт и Готфрид Лейбниц считали, что источник знаний заключен в самом разуме, а всеобщие понятия имеют априорное происхождение, то есть происходят из самого ума и врожденных интеллектуальных способностей. Соответственно этой теории Декарт и Лейбниц видели основу приобретения достоверных знаний в дедукции как способе выведения искомых истин из принципов либо ранее установленных, либо врожденных.

Противоречия в области общей методологии познания обострялись и усложнялись разногласиями в решении вопроса о природе самих познавательных способностей человека, их отношении к внешнему физическому миру, с одной стороны и к телесному, с другой. Споры по этому поводу породили психофизическую проблему, различные способы решения которой разделили мыслителей на два других непримиримых лагеря – материализма и идеализма. Эта линия усилила дифференциацию идейных позиций не только между упомянутыми рационалистическим и эмпирическим течениями, но и внутри них. Так, и рационализм, и эмпиризм развивались как представителями материалистического направления (Б. Спиноза, Т. Гоббс и др.), так и представителями идеализма (Г. Лейбниц, Дж. Беркли и др.).

Так как наиболее развитым разделом знаний была механика твердых тел, ее доминирование породило тенденцию и все остальные явления живой и неживой природы трактовать и объяснять в терминах механики. В том числе и в философии механицизм закрепился в качестве универсального методологического подхода и способа объяснения и познания окружающего мира. Из философии механистические принципы переносятся в психологию, и все психические явления, поведение и сознание человека начинают трактоваться и описываться по образцу механических процессов.

Односторонность и ограниченность моделей поведения и сознания человека, выдвинутых крупнейшими мыслителями XVII – XVIII веков связаны с перенесением в область философии и психологии механистических знаний, а вместе с ними зародившегося в естествознании принципа расчленения сложных явлений природы на отдельные классы и элементы с последующим рассмотрением их вне взаимной связи и развития.

Противоречивость и неустойчивость социально-экономических условий, которыми характеризовался переходный период от феодализма к капитализму стали причиной для непоследовательности и компромиссного характера – общих недостатков философско-психологических систем Нового времени. Вместе с тем, философско-психологические взгляды этих веков имели неоценимое значение для последующего развития психологии, поскольку именно в этот период были сформулированы основные теоретико-методологические принципы, на основе которых сформировалась экспериментальная психология во второй половине XIX века.


2. Биография Томаса Гоббса. Краткий обзор работ


Томас Гоббс родился 5 апреля 1588 года в Малмсбери (графстве Глостершир) в семье сельского священника раньше положенного срока, после того как его мать напугало известие о приближении Испанской Армады. Несмотря на это неблагоприятное стечение обстоятельств, он прожил необычайно долгую и плодотворную жизнь. Слава пришла к нему как к автору философских трактатов, однако склонность к философии проявилась, когда ему было далеко за сорок. Гоббс жил в один из самых значительных периодов английской истории. Он учился в школе, когда заканчивалось царствование Елизаветы I, был выпускником университета, наставником и знатоком древних языков в эпоху Якова I, изучал философию в правление Карла I, был знаменит и находился под подозрением при Кромвеле и, наконец, вошел в моду как историк, поэт и почти что непременный атрибут британской жизни в эпоху Реставрации.

Гоббс был воспитан дядей, обладавшим значительным состоянием и стремившимся дать своему племяннику достойное образование. Ребенок начал обучение в приходской школе в четыре года и с шести лет учил латынь и греческий. С восьми лет он посещал школу в Малмсбери, а затем учился в соседнем Вестпорте, в частном учебном заведении, открытом там любителем и знатоком древних языков Латимером. В четырнадцать лет, освоив языки настолько, что мог свободно перелагать «Еврипида латинским ямбом», при содействии Латимера и материальной поддержке своего дяди, Гоббс поступил в Модлин-Холл, один из колледжей Оксфордского университета. Там он провел пять лет, изучая аристотелевскую логику и физику, а также совершенствуя свои познания в греческом и латинском языках, в конце обучения получил степень бакалавра. Не известно, как сложилась бы дальнейшая судьба будущего философа, если бы он не получил предложение стать наставником и компаньоном юного барона Кавендиша, носившего затем титул графа Девонширского. Гоббс дал согласие и в 1608 году вошел в семью приближенных ко двору аристократов, сначала на правах домашнего учителя, потом - личного секретаря. Связь с семейством Кавендишей длилась всю его жизнь.

Средств, которые он получал благодаря своему наставничеству, хватало на то, чтобы продолжить академические занятия. Гоббс также имел возможность познакомиться с влиятельными людьми, в его распоряжении находилась первоклассная библиотека, а кроме всего прочего, сопровождая в путешествиях молодого Кавендиша, он смог посетить Францию и Италию, что послужило сильнейшим стимулом его умственного развития. Интеллектуальная биография Гоббса, может быть поделена на периоды соответственно трем путешествиям по Европе.

Первое путешествие в 1610 году вдохновило его на изучение античных авторов, поскольку в Европе аристотелевская философия, в традициях которой он был воспитан, считалась уже устаревшей. Гоббс вернулся в Англию, полный решимости глубже познакомиться с мыслителями античности. В этом его укрепили и беседы с лордом-канцлером Френсисом Бэконом. Эти беседы состоялись, по-видимому, между 1621 и 1626 годами, когда Бэкон был уже отправлен в отставку и занимался сочинением трактатов и разнообразными проектами научных исследований. Вероятно, Гоббсу передалось не только бэконовское презрение к аристотелизму, но также убеждение в том, что знание - это сила, а целью науки является улучшение условий человеческой жизни. В автобиографии, написанной по-латыни в 1672, он пишет о занятиях античностью как о счастливейшем периоде своей жизни. Его завершением следует считать перевод Истории Фукидида, опубликованный отчасти для того, чтобы предупредить соотечественников об опасностях демократии, ибо в то время Гоббс, подобно Фукидиду, был на стороне «царской» власти. Кроме того, в предисловии он пытался объяснить, что история Пелопоннесской войны поможет его современникам лучше понять общественно-политическую действительность.

После смерти своего патрона графа Девонширского Гоббс покидает его семью и становится воспитателем сына одного шотландского дворянина. Со своим учеником в 1628 году он совершает второе путешествие на континент. Они прибывают во Францию и в течение 18 месяцев живут в Париже.

Во время своего второго путешествия в Европу, Гоббс страстно увлекся геометрией, о существовании которой узнал случайно, обнаружив Начала Евклида на столе в библиотеке некоего джентльмена. Изучая геометрию, Гоббс убедился, что она дает метод, благодаря которому его взгляды на общественное устройство могут быть представлены в виде неопровержимых доказательств. Болезни общества, находящегося на грани гражданской войны, будут излечены, если люди вникнут в обоснование разумного государственного устройства, изложенное в виде ясных и последовательных тезисов, подобных доказательствам геометра.

Возвращение Гоббса в Англию (в 1631 году) было ускорено поступившим к нему предложением вернуться в семью покойного графа Девонширского и взять на себя заботу о воспитании его сына.

Третье путешествие Гоббса по континентальной Европе (1634-1636) внесло еще один элемент в его систему натуральной и социальной философии. В Париже он становится членом кружка Мерсенна, в который входили Р.Декарт, П.Гассенди и другие представители новой науки и философии, а в 1636 совершает паломничество в Италию к Галилею. К 1637 он готов к разработке собственной философской системы; существует мнение, что сам Галилей предложил Гоббсу распространить принципы новой натурфилософии на сферу человеческой деятельности. Грандиозной идеей Гоббса было обобщение науки механики и геометрическая дедукция человеческого поведения из абстрактных принципов новой науки о движении. «Ибо, наблюдая, что жизнь есть лишь движение членов... что такое сердце, как не пружина? Что такое нервы, как не такие же нити, а суставы - как не такие же колеса, сообщающие движение всему телу так, как этого хотел мастер?».

По мнению Гоббса, его оригинальным вкладом в философию была разработанная им оптика, а также теория государства. «Краткий трактат о первых принципах» (A Short Tract on First Principles) Гоббса представляет собой критику аристотелевской теории ощущения и набросок новой механики. После возвращения в Англию, мысли Гоббса вновь обратились к политике - общество накануне гражданской войны бурлило. В 1640 он пустил по рукам, как раз во время знаменитой парламентской сессии, трактат «Начала закона, естественного и политического» (The Elements of Law, Natural and Politic), в котором доказывал необходимость единой и неделимой власти суверена. Этот трактат был опубликован позднее, в 1650 в двух частях – «Человеческая природа» (Human Nature, or the Fundamental Elements of Policie) и о теле политическом (De Corpore Politico, or the Elements of Law, Moral and Politic). Когда парламент выставил требование об отставке графа Страффорда, Гоббс, опасаясь, что его открыто роялистские взгляды могут стать угрозой для жизни, бежал на континент. Трактат «О гражданстве» (De cive) появился вскоре после этого, в 1642. Второе издание вышло в 1647, а английский вариант в 1651 под названием Наброски философии государства и общества (Philosophical Rudiments Concerning Government and Society). Эта книга - вторая по значению в идейном наследии Гоббса после более позднего Левиафана. В ней он пытался окончательно определить надлежащие задачи и границы власти, а также характер отношений церкви и государства.

Оригинальность Гоббса заключалась не только в идеях, касавшихся оптики и политической теории. Он мечтал построить всеобъемлющую теорию, которая бы начинала с простых движений, описываемых постулатами геометрии, и завершалась обобщениями о движении людей в сфере политической жизни, как бы приближающихся и отдаляющихся друг от друга. Гоббс предложил понятие «усилие» для того, чтобы постулировать бесконечно малые движения разного рода - особенно те, что совершаются в среде между человеком и внешними телами, в органах чувств и внутри человеческого тела. Феномены ощущения, воображения и сна - действие малых тел, подчиняющихся закону инерции; феномены мотивации - реакции на внешние и внутренние стимулы (общее место современной психологии). Известна теория Гоббса о том, что накопление малых движений выливается на макроуровне, в теле в форме двух основных движений - влечения и отвращения, являющихся приближением или удалением от других тел.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.